Диалог культур при изучении пословиц в начальной школе
статья по чтению (4 класс) на тему
Современная система образования ориентирована на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и действий, представляющих данную картину. Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентностей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы - формированием и развитием личности в единстве таких ее личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_kultur_pri_izuchenii_poslovits_mladshimi_shkolnikami.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Диалог культур при изучении пословиц в начальной школе
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Размышляя над проблемой, мы пришли к выводу, что наиболее рациональным и актуальным будет использование русских народных пословиц:
Во-первых, пословицы имеют огромное воспитательное значение;
Во-вторых, они отражают самобытность народа;
В-третьих, пословицы богаты средствами выразительности, их восприятие доступно младшим школьникам.
Проблема принципиальна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена переменами в сфере науки и производства.
Мы считаем, что именно в пословицах (и поговорках) наиболее красочно и ярко отражена культура народа – его ценности, взгляды на мир, образ малой Родины.
Современная система образования ориентирована на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и действий, представляющих данную картину. Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентностей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы - формированием и развитием личности в единстве таких ее личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода и др.
Литературное развитие младших школьников
Наше время можно охарактеризовать как конфликтное, кризисное. Все чаще мы слышим о кризисе гуманизма, культуры. И действительно, нельзя не согласиться с тем, что либо человечество преодолеет этот кризис, либо не будет самого человечества, так как с уничтожением культуры оно погиб нет.
Культура отдельного человека, как писал А. Моль, зависит и от «памяти мира» - всего, что было создано предшествующими поколениями, и от культуры современного ему общества, и от возможностей самого индивидуума, его интересов и степени его «включенности» в культуру. Рассматривая культуру в разных аспектах - аксиологическом (ценностном), деятельностном и коммуникативном, а человека как объект и субъект культуры", мы неизбежно придем к выводу о том, что главная цель образования - культурное развитие ребенка. Образование, по сути, это и есть воспроизводство в сознании человека основных человеческих ценностей, передача их от поколения к поколению. Только благодаря этому они и сохраняются.
Проблемы литературного образования (ЛО) и литературного развития (ЛР) неотделимы друг от друга.
Если мы принимаем положение о том, что цель любого образования - культурное развитие личности, то становится очевидным, что цель литературного образования - литературное развитие ребенка как компонент его культурного развития. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях.
Литературное развитие (ЛР) сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:
1) совершенствование читательской деятельности: повышение качества восприятия и, как результат, создание интерпретации художественного про изведения в единстве его формы и содержания; выработка оценки произведения с эстетических позиций и выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;
2) развитие литературно-творческих способностей школьников - способности ребенка адекватно выразить себя в слове;
3) повышение уровня культуры ребенка.
ЛР - процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе ЛР, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьников.
Результат процесса ЛР точно определила Н.Д. Молдавская одна из первых исследовательниц этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами».
Литературное развитие школьников как процесс рассматривал В.Г.Маранцман. Он утверждает, что ЛР с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребенка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций при переходе на следующую ступень литературного развития. На этапе начальной школы, по мнению В. Г. Маранцмана, формируются механизмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображение и эмоциональная отзывчивость на про изведения слова. (Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. Заведений/Т.В.Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416с., 74)
Диалог культур сегодня
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Межэтнические отношения в современной России являются одной из наиболее важных проблем, решение которой поможет обеспечить устойчивое и поступательное развитие российского общества. Основной задачей при этом является построение гражданского общества, в котором этнические, религиозные и иные культурные различия не играют существенной роли в социальной и политической сфере, а право на культурную самобытность реализуется исключительно в сфере искусства, культуры и образования. (Религиозные и этнические проблемы в школьном образовании: материалы для научно-практического семинара «Проблемы толерантности в петербургской школе» /Сост. Д.В.Дубровский, - Санкт-Петербург, 2007, - 61с.журнал Звезда, 28)
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Подобная агрессивность должна быть переборота культурой. Настоящая культура не агрессивна.
Очевидно, что важную роль в этом процессе может играть именно система образования. Проблемы межэтнических и межрелигиозных отношений могут затрагиваться на различных предметах гуманитарного цикла.
Ввиду особой сложности и спорности проблем межэтнических отношений в современном мире и России сама по себе проблема этнического должна освещаться в курсах чрезвычайно аккуратно.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.
Роль пословиц в воспитании и развитии детей
О роли фольклорных произведений в воспитании детей писали Ч.Т.Айтматов, А.А.Апышев, Ч.Валихапов, Т.Н.Волков, В.Даль, Л.Э.Измайлов, Н.Имаева, М.Р.Рахимова, К.Д.Ушинский и другие.
Народная система воспитания строилась на дошедших до нас из седой старины правилах, обычаях, приметах и запретах, сформулированных в виде пословиц, поговорок. Присловий, скороговорок, прибауток, загадок, поверий. В.И.Даль отмечает: «… пословицы и поговорки – это свод народной опытной премудрости и целомудрия, это вздохи и стоны, плач и рыдания, радости и веселье, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». (Даль В. Пословицы русского народа/ В.Даль – М. 1957 – 991с., 18)
Н.Джандильдин, исследуя природу национальной психологии и национального воспитания, писал: «Пословицы и поговорки – это жемчужина человеческой мудрости, тысячелетиями отшлифованная, пронесенная народами через сотни поколений. В них в самой лаконичной, отчеканенной форме выражены тончайшие черты душевных свойств народа, особенности его мироощущения, его отношения к различным сторонам жизни и человеческой психики. (Уметов Т.Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана/ Т.Э. Уметов. – М: Издательство Московского психолого-социального института; 2006. – 208с. – (Серия «Библиотека педагога-практика»), 153).
Изученность произведений устного народного творчества способствует их широкому применению в учебных заведениях.
Ч.Айтматов отмечает важность использования пословиц и поговорок в учебно-воспитательном процессе: «… в пословицах и поговорках отражён исторический путь трудового кыргызского народа, его житейский опыт, своеобразие взглядов на природу и общество. Использование этого богатства – неотложная задача каждого учителя». На исследовании фольклора строились первые попытки дать определение народной педагогики, и прежде всего ее содержания.
В.И.Водоворов в 1861 году написал статью «Русская народная педагогика», подчеркивая воспитательное значение фольклора.
А.Духнович в работе «Народная педагогика в пользу учёных и учителей» исслудует художественное народное творчество как элемент народной педагогики. (Жирмундинский В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора / В.М.Жирмундинский // Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. – Л., 1979)
Фольклор - это народное творчество, включающее в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: трудолюбии, взаимоотношениях в семье, дружбе, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитывались наши дети в прошлые столетия, воспитываются и сейчас. Знание народного творчества дает человеку знание о русском народе и, в конечном итоге, о самом себе, ведь язык народа - его величайшее богатство. Ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется с такой силой ум народа, не отражается так ясно его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах, поговорках и загадках, которые относятся к малым жанрам народного творчества.
Пословицы и поговорки издавна любимы их создателем-народом, они являются неотъемлемой частью живой народной речи. Недаром народ говорит: «Пословица недаром молвится», «Русская пословица ко всему пригодится», «Старых людей пословицы - не мимо дела», «Пословица груба, да правда люба», «От пословицы не уйдешь», «Пословицами на базаре не торгуют, а всем они нужны». Пословицы и поговорки воспитывают в человеке чувство патриотизма, любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, судят о социальных отношениях в обществе, об исторических событиях, о защите Отечества и т.д.
В ходе развития общества рождались новые пословицы и поговорки, из жизни уходили старые употребления, уже не отвечающие нуждам времени: не всегда правда вчерашнего дня принималась сегодня, и завтра сметало многое из того, что сегодня имело подчас силу закона. Многие пословицы и поговорки появились сравнительно недавно, но быстро вошли в число часто употребляемых, поскольку оживляют и мысль, и речь, более кратко, но и более емко и метко характеризуют то или иное событие, явление, ситуацию или человека. Знание пословиц и поговорок обогащает словарный запас, помогает усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости.
С самого своего рождения человек слышит звуки своего будущего родного языка, который знакомит его с окружающим миром, дает представление о мире и обществе, членом которого он стал, о его культуре, системе ценностей, морали, поведении и т.п. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, созданную человеком, хранит ее для человека, передает от человека к человеку, от родителей к детям, формирует носителей языка. Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д. Ушинский: «Мы учим русскому народному языку на пословицах, - писал он, - ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе
Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школеУМК "Гармония" 4 класс Р. Фраерман «Девочка с камнем»...
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...
Изучение логики в начальной школе
Развитое логическое мышление играет огромную роль в жизни не только ребёнка, но и взрослого человека. Решая задачу развития логического мышления в начальной школе, мы помогаем ребёнку преодолева...
«Методика углубленного изучения местоимений в начальной школе»
Все слова в русском языке группируются в определенные лексико-грамматические классы в зависимости от ряда признаков. Эти классы называются частями речи. Учение о частях речи в русской грамматиче...
Изучение словообразования в начальной школе
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать ...
«Роль сказки как жанра русского фольклора в повышении интереса учащихся к изучению предметов в начальной школе»
Развитие интереса учащихся к учению путем знакомства с народной сказкой....
Работа над пословицами в начальной школе. Народные пословицы в картинках.
Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ве...