Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

 

Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе

УМК "Гармония" 4 класс

 

Р. Фраерман  «Девочка с камнем»


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemno.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе

Р. Фраерман  «Девочка с камнем».


Цели:

  1. познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
  2. поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей;
  3. развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
  4. развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
  5. продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
  6. воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;
  7. создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость нового дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Сообщение целей урока.

Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. Вопросах, которые чаще всего задают себе взрослые люди:

1. Что такое целеустремлённость?

2. Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?

А поможет нам в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и замечательное произведение, с которым нам предстоит знакомство. Его автором является … Р. Фраерман. А называется оно … «Девочка с камнем».

Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)

Открывается запись:

Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем».

Помогут нам в достижении поставленной цели следующие этапы урока. (Учитель перечисляет этапы урока.)

3. Активизация имеющихся у детей знаний.

Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … Оглянись вокруг.

- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это …рассказы.

- А значит описаны …реальные люди и события.

Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку.

Дети работают в парах, выделяют эти качества.

агрессивность

ненависть

корысть

злость

доброта

решительность

настойчивость

упорство

жизнерадостность

честность

лживость

смелость

трудолюбие

старательность

Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие? (Дети перечисляют качества, на доске открываются соответствующие записи.)

Почему вы для себя отметили именно эти качества?

А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:

… - умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.

Это качество …целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)

Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению.)

- А вы можете сказать про себя: «Я целеустремлённый»? Сообщите мне об этом сигнальными картами: зелёный цвет – да, я целеустремлённый; красный цвет – нет, я не целеустремлённый человек; жёлтый цвет – я ещё не разобрался в этом вопросе.

- Многие из вас считают себя целеустремлёнными людьми. Какие качества характера должны вы у себя развить, чтобы быть целеустремлёнными? Подчеркните их среди тех качеств, которые вы уже выделили.

Дети индивидуально, самостоятельно работаю по карточкам.

Какие качества вы определили для целеустремлённого человека? (Дети называют, учитель на доске помечает их мелом.)

Как думаете, отличается ли целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей? Чем?

Для того, чтобы вы смогли для себя выделить некоторые качества целеустремлённого человека, познакомимся с произведением Р. Фраерман «Девочка с камнем».

4. Подготовка к первичному восприятию.

Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока. (Высказывания детей.)

Конечно, каждый из вас непременно рассказал бы замечательную историю, назвав её «Девочка с камнем».

А вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его.

5. Знакомство с произведением.

- Для того, чтобы познакомиться с произведением, выберите удобный для себя вид чтения: чтение про себя или жужжащее чтение. При этом помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно. Поэтому обратитесь к памятке по чтению и соблюдайте все необходимые условия.

Дети обращают внимание на памятку по чтению и читают произведение. Затем начинается выразительное чтение по частям отдельными учениками.

6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

- Понравилось ли произведение? Кто в нём привлёк ваше внимание? Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера? Используйте сигнальные карты: зелёный – качествами характера; красный – внешностью; жёлтый – не разобрался в этом вопросе.

- Я вижу, что Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.)

- Чтобы точнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тексту и используем его в качестве аргументов при ответах на вопросы.

- Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.) Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова была…

- Выстраивается блок-схема

Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? (Нет.) С какой целью тогда автор использует данный художественный приём? (Если дети не дают на него чёткого ответа, то вопрос остаётся открытым до конца урока.)

- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (…, так как она плохо говорила по-русски.)

Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.) Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. (… ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)

В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема.

Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Используйте для ответа на вопрос сигналы: зелёный – да, красный – нет; жёлтый – ещё не разобрался в этом вопросе. Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.) Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)

- «Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты».

Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.) Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)

Продолжается выстраивание блок-схемы.

Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)

- Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких? (Смелость, решительность.)

Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)

Продолжается выстраивание блок-схемы.

Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. (… маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)

Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.)

- Как учительница повела себя, увидев Аню? (…крепко обняла её.) Почему? Используйте пальчики для выбора и показа ответа на этот вопрос:

1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу

Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.) А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)

Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедова – целеустремлённого человека.)

Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)

Рассматривание иллюстраций на доске. Рисунок 1 и Рисунок 2.

Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.)

Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.)

Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами? (Да.)

Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? (Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.)

Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости и решительности, настойчивости и упорства, многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Достигли ли мы цели, поставленной на урок? (Да.) Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.

А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? Ответьте на этот вопрос, выразив и свое мнение о необходимом вам качестве, и об отношении к проведённому уроку: выберите листочек соответствующего цвета: зелёный цвет – работалось с интересом и удовольствием, желтый цвет – всё происходящее на уроке мне было неинтересно, красный – было трудно, нужна была помощь. Прикрепите свой листочек к нашему дереву.

Дети прикрепляют свои листочки на дерево.

Что же видно, что на уроке вам было легко и интересно, каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель – выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу.

Домашнее задание: перечитать произведение (с. 38 – 40),

1) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста
2) письменно составить словесный портрет целеустремлённого человека
3) рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?»

У меня тоже есть цель в жизни: превращать гадких утят в белокрылых лебедей. Я рада, что каждый день позволяет мне приближаться к осуществлению этой цели: мои гадкие утята, ничего не умеющие малыши, постепенно превращаются в прекрасных белоснежных лебедей, моих любимых четвероклассников. Я рада, что вы у меня есть – озорные и непослушные, добрые и весёлые, умные и всё понимающие. Поверьте: мне будет очень грустно с вами прощаться, так как дорог каждый из вас. Поэтому я уже сейчас хочу дать наставление. Оно лежит в конверте у каждого из вас. (Дети открывают конверты, где лежит рисунок дуба с пожеланием:

О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.

Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». Вручите символы нашего урока с этими великолепными словами нашим гостям.

Спасибо за урок. Все свободны.

Р. Фраерман «Девочка с камнем».

1. Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их знаком *.

- агрессивность
- доброта
- жизнерадостность
- смелость
- ненависть
- решительность
- честность
- трудолюбие
- корысть
- настойчивость
- лживость
- старательность 
- злость
- упорство

2. Среди выделенных тобою качеств выбери те, которые должны принадлежать целеустремлённому человеку. Подчеркни их.

3. Отметь знаком * правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку?

1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу____________________________________________

Р. Фраерман «Девочка с камнем».

1. Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их знаком *.

- агрессивность
- доброта
- жизнерадостность
- смелость
- ненависть
- решительность
- честность
- трудолюбие
- корысть
- настойчивость
- лживость
- старательность 
- злость
- упорство

2. Среди выделенных тобою качеств выбери те, которые должны принадлежать целеустремлённому человеку. Подчеркни их.

3. Отметь знаком * правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку?

1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу

О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.

 «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте

_______________________

О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.

 «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте

_______________________

О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.

 «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте

_______________________

О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.

 «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте

_______________________

О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.

 «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте

_______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...