Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе
УМК "Гармония" 4 класс
Р. Фраерман «Девочка с камнем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе
Р. Фраерман «Девочка с камнем».
Цели:
- познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
- поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей;
- развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
- развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
- продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
- воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;
- создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость нового дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. Вопросах, которые чаще всего задают себе взрослые люди:
1. Что такое целеустремлённость?
2. Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?
- А поможет нам в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и замечательное произведение, с которым нам предстоит знакомство. Его автором является … Р. Фраерман. А называется оно … «Девочка с камнем».
- Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)
Открывается запись:
Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем».
- Помогут нам в достижении поставленной цели следующие этапы урока. (Учитель перечисляет этапы урока.)
3. Активизация имеющихся у детей знаний.
- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … Оглянись вокруг.
- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это …рассказы.
- А значит описаны …реальные люди и события.
Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку.
Дети работают в парах, выделяют эти качества.
агрессивность | ненависть | корысть | злость |
доброта | решительность | настойчивость | упорство |
жизнерадостность | честность | лживость | |
смелость | трудолюбие | старательность |
- Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие? (Дети перечисляют качества, на доске открываются соответствующие записи.)
- Почему вы для себя отметили именно эти качества?
- А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:
… - умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.
- Это качество …целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)
- Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению.)
- А вы можете сказать про себя: «Я целеустремлённый»? Сообщите мне об этом сигнальными картами: зелёный цвет – да, я целеустремлённый; красный цвет – нет, я не целеустремлённый человек; жёлтый цвет – я ещё не разобрался в этом вопросе.
- Многие из вас считают себя целеустремлёнными людьми. Какие качества характера должны вы у себя развить, чтобы быть целеустремлёнными? Подчеркните их среди тех качеств, которые вы уже выделили.
Дети индивидуально, самостоятельно работаю по карточкам.
- Какие качества вы определили для целеустремлённого человека? (Дети называют, учитель на доске помечает их мелом.)
- Как думаете, отличается ли целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей? Чем?
- Для того, чтобы вы смогли для себя выделить некоторые качества целеустремлённого человека, познакомимся с произведением Р. Фраерман «Девочка с камнем».
4. Подготовка к первичному восприятию.
- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока. (Высказывания детей.)
- Конечно, каждый из вас непременно рассказал бы замечательную историю, назвав её «Девочка с камнем».
- А вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его.
5. Знакомство с произведением.
- Для того, чтобы познакомиться с произведением, выберите удобный для себя вид чтения: чтение про себя или жужжащее чтение. При этом помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно. Поэтому обратитесь к памятке по чтению и соблюдайте все необходимые условия.
Дети обращают внимание на памятку по чтению и читают произведение. Затем начинается выразительное чтение по частям отдельными учениками.
6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
- Понравилось ли произведение? Кто в нём привлёк ваше внимание? Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера? Используйте сигнальные карты: зелёный – качествами характера; красный – внешностью; жёлтый – не разобрался в этом вопросе.
- Я вижу, что Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.)
- Чтобы точнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тексту и используем его в качестве аргументов при ответах на вопросы.
- Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.) Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова была…
- Выстраивается блок-схема
- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? (Нет.) С какой целью тогда автор использует данный художественный приём? (Если дети не дают на него чёткого ответа, то вопрос остаётся открытым до конца урока.)
- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (…, так как она плохо говорила по-русски.)
- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.) Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. (… ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема.
- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Используйте для ответа на вопрос сигналы: зелёный – да, красный – нет; жёлтый – ещё не разобрался в этом вопросе. Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.) Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
- «Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты».
- Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.) Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)
Продолжается выстраивание блок-схемы.
- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)
- Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких? (Смелость, решительность.)
- Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)
Продолжается выстраивание блок-схемы.
- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. (… маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)
- Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.)
- Как учительница повела себя, увидев Аню? (…крепко обняла её.) Почему? Используйте пальчики для выбора и показа ответа на этот вопрос:
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу
- Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.) А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)
- Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедова – целеустремлённого человека.)
- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)
- Рассматривание иллюстраций на доске. Рисунок 1 и Рисунок 2.
- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.)
- Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.)
- Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами? (Да.)
- Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? (Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.)
- Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости и решительности, настойчивости и упорства, многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Достигли ли мы цели, поставленной на урок? (Да.) Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.
- А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? Ответьте на этот вопрос, выразив и свое мнение о необходимом вам качестве, и об отношении к проведённому уроку: выберите листочек соответствующего цвета: зелёный цвет – работалось с интересом и удовольствием, желтый цвет – всё происходящее на уроке мне было неинтересно, красный – было трудно, нужна была помощь. Прикрепите свой листочек к нашему дереву.
Дети прикрепляют свои листочки на дерево.
- Что же видно, что на уроке вам было легко и интересно, каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель – выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу.
Домашнее задание: перечитать произведение (с. 38 – 40),
1) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста
2) письменно составить словесный портрет целеустремлённого человека
3) рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?»
- У меня тоже есть цель в жизни: превращать гадких утят в белокрылых лебедей. Я рада, что каждый день позволяет мне приближаться к осуществлению этой цели: мои гадкие утята, ничего не умеющие малыши, постепенно превращаются в прекрасных белоснежных лебедей, моих любимых четвероклассников. Я рада, что вы у меня есть – озорные и непослушные, добрые и весёлые, умные и всё понимающие. Поверьте: мне будет очень грустно с вами прощаться, так как дорог каждый из вас. Поэтому я уже сейчас хочу дать наставление. Оно лежит в конверте у каждого из вас. (Дети открывают конверты, где лежит рисунок дуба с пожеланием:
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
- Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». Вручите символы нашего урока с этими великолепными словами нашим гостям.
- Спасибо за урок. Все свободны.
Р. Фраерман «Девочка с камнем».
1. Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их знаком *.
- агрессивность
- доброта
- жизнерадостность
- смелость
- ненависть
- решительность
- честность
- трудолюбие
- корысть
- настойчивость
- лживость
- старательность
- злость
- упорство
2. Среди выделенных тобою качеств выбери те, которые должны принадлежать целеустремлённому человеку. Подчеркни их.
3. Отметь знаком * правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку?
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу____________________________________________
Р. Фраерман «Девочка с камнем».
1. Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их знаком *.
- агрессивность
- доброта
- жизнерадостность
- смелость
- ненависть
- решительность
- честность
- трудолюбие
- корысть
- настойчивость
- лживость
- старательность
- злость
- упорство
2. Среди выделенных тобою качеств выбери те, которые должны принадлежать целеустремлённому человеку. Подчеркни их.
3. Отметь знаком * правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку?
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...