Авторская программа по внеклассному чтению "Удивительный мир книг". 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Уроки внеклассного чтения помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов; „._: -
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Содержание уроков внеклассного чтению создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На уроках предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_udivitelnyy_mir_knig.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг».
4 класс.
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Уроки внеклассного чтения помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание уроков внеклассного чтению создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На уроках предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место уроков внеклассного чтения в учебном плане.
Программа составлена для обучающихся 4 класса и рассчитана на 35 часов. Уроки проводятся один раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания программы.
Содержание программы внеклассного чтения «Удивительный мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание уроков поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, коле познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В результате освоения программы «Удивительный мир книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы. 4 класс.
Мир словарей (2 ч)
Словари, справочники, энциклопедии.
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Выставка словарей.
Игра-конкурс «Пойми меня». Игра «Почемучки»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Мир былин. (2 ч)
Летописи. Первопечатник Иван Фёдоров.
Былины, сказы, легенды. Сказы Донского края.
Мир сказок (4 ч)
Сказки народные и авторские. Литературный брейн-ринг «Мир сказок»
Мир поэзии (4 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина, С.Маршака, С.Михалкова, Б. Заходера.
Конкурс чтецов «Стихи любимого поэта».
Мир басен (4 ч)
Малоизвестные басни И.Крылова.
Русские баснописцы: А.Измайлов, И.Дмитриев.
Театральный конкурс «Любимые басни».
Мир фантазий и приключений (8 ч)
Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова, Э.Распе.
Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
КТД «Литературный морской бой «Приключения Барона Мюнхгаузена»
Мир весёлых историй (5 ч)
В.Драгунский. Весёлые истории.
Творческая работа «Интересно и смешно».
Мир газет и журналов (2 ч)
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Мир чтения (4 ч)
Творческий проект «Я люблю читать!».
Проект «Писатели моего детства» Защита проектов.
Выставка книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.
Родительские собрания–игры «Мама, папа, я – читающая семья!», «Читаем всей семьёй»
Универсальные учебные действия:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
— различать виды и типы книг;
— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
— выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре на основе авторской программы В.И.Ляха ( 1 - 4 классы)
Рабочая программа по физической культуре на основе авторской программы В.И.Ляха ( 1 - 4 классы)...
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...
Рабочая программа по окружающему миру (на основе авторской программы А.А.Плешакова) для 2 класса.
Рабочая программа по окружающему миру включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии (на основе авторской программы Н.И.Роговцевой) для 2 класса.
Рабочая программа по технологии включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
авторская программа по внеклассному чтению
авторская программа по внеклассному чтению разработана для школьников 7-10 лет...
Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение»
Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение". Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися мл...
Авторская программа по чтению "Увлекательный мир книги"
Авторская программа...