Авторская программа по внеклассному чтению "Удивительный мир книг". 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Загорулько Евгения Викторовна

Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Уроки внеклассного чтения помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;                                         „._:   -

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре­гулятивных учебных умений.

 

Содержание уроков внеклассного чтению создаёт условия для углубле­ния знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На уроках предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_udivitelnyy_mir_knig.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг».

4 класс.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

        Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Уроки внеклассного чтения помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели программы:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;                                       

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет  проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание уроков внеклассного чтению создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На уроках предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место уроков внеклассного чтения в учебном плане.

Программа составлена для обучающихся 4 класса и рассчитана на 35 часов. Уроки проводятся один раз в неделю.

Ценностные ориентиры содержания программы.

Содержание программы внеклассного чтения «Удивительный мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание уроков поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата1, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, коле познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы «Удивительный мир книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

—  уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

—  соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание программы. 4 класс.

Мир словарей (2 ч)

Словари, справочники, энциклопедии.

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Выставка словарей.

Игра-конкурс «Пойми меня». Игра «Почемучки»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Мир былин. (2 ч)

Летописи. Первопечатник Иван Фёдоров.

Былины, сказы, легенды. Сказы Донского края.

Мир сказок (4 ч)

Сказки народные и авторские. Литературный брейн-ринг «Мир сказок»

Мир поэзии (4 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Чтение   и   слушание   стихотворений  С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина, С.Маршака, С.Михалкова, Б. Заходера.  

Конкурс чтецов «Стихи любимого поэта».

Мир басен (4 ч)

Малоизвестные басни И.Крылова.

Русские баснописцы: А.Измайлов, И.Дмитриев.

Театральный конкурс «Любимые басни».

Мир фантазий и приключений (8 ч)

Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова, Э.Распе.

Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

КТД «Литературный морской бой «Приключения Барона Мюнхгаузена»

Мир весёлых историй (5 ч)

В.Драгунский. Весёлые истории.

Творческая работа «Интересно и смешно».

Мир газет и журналов (2 ч)

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Мир чтения (4 ч)

Творческий проект «Я люблю читать!».

Проект «Писатели моего детства» Защита проектов.

Выставка книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

Родительские собрания–игры «Мама, папа, я – читающая семья!», «Читаем всей семьёй»

Универсальные учебные действия:

— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

— различать виды и типы книг;

— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

— выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;

— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);

— работать с детскими газетами и журналами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре на основе авторской программы В.И.Ляха ( 1 - 4 классы)

Рабочая программа по физической культуре на основе авторской программы В.И.Ляха ( 1 - 4 классы)...

Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...

Рабочая программа по окружающему миру (на основе авторской программы А.А.Плешакова) для 2 класса.

Рабочая программа по окружающему миру включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии (на основе авторской программы Н.И.Роговцевой) для 2 класса.

Рабочая программа по технологии включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

авторская программа по внеклассному чтению

авторская программа по внеклассному чтению разработана для школьников 7-10 лет...

Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение»

Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение". Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися мл...