Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение»
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение". Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов.
Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
МОУ ЛСОШ
Рабочая авторская программа
по внеклассной работе
«Вдохновение»
Составитель программы кружка:
Боргер Екатерина
Челябинск 2013
Ещё есть умение видеть в окружающей жизни
то, что не замечают, не видят другие.
Умение внимательно вглядываться в
жизнь - самое главное умение!
Б.М. Неменский.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов.
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через народные традиции. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении валенных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые изделия из шерсти в технике сухого валяния. Далее приступаем к более сложной технике – мокрому валянию. При изготовлении изделий в этой технике дети получают навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.
Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами кружка являются:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год
Формы, методы и принципы реализации программы.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы:
1. Объяснительно- иллюстративный: педагог проводит беседы- лекции, рассказывает и показывает на фотографиях, образцах новый материал; ученик воспринимает, осознает, запоминает информацию.
2. Частично-поисковый: активный поиск решения творческих задач под руководством педагога.
3. Исследовательский: самостоятельный поиск средств выполнения заданий.
4. Игровой: учащиеся воссоздают и усваиваю общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности.
5. Метод коллективно-творческого воспитания – творческие дела (КТД)
Принципы:
1. Систематичности:
- регулярное проведение занятий согласно расписанию;
- контроль посещаемости;
- систематический контроль результатов творчества.
2. Последовательность:
- от простого к сложному; давать задания детям, постепенно переходя от простых к более сложным, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
- от знакомого к незнакомому; только после полного усвоения понятий, приемов- переходить к изучению нового материала.
3. Доступности:
- давая задания и оценивая результат, обязательно руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
- дать ребенку возможность «созреть» для следующего этапа освоения предмета.
- не усложнять задания, не убедившись в том, что ученик сможет с ним справиться.
4. Преемственности:
- содержание более сложного этапа основывается на знаниях, умениях и навыках, получения на более ранних этапах обучения.
5. Сознательности и активности:
- для активизации деятельности учащихся в программе предусмотрена форма групповой деятельности. Работа представляет собой процесс, в котором каждый участник контролирует своё поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции своих друзей. Она проводится на глазах у всех и в присутствии всех: мнения, осуждения, оценки, действия личностной самооценки. Используемая форма обучения проходит в виде конкурсов, викторин, проведения «мастер-классов».
Теоретические знания подтверждаются наглядными пособиями, а также показом практических приемов работ. Обучение осуществляется через единство теоретических познаний и практики.
Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой, поддержкой занятий.
Основным принципом обучения является непосредственный контакт преподавателей с учеником. Обучая небольшое количество детей, есть реальная возможность для индивидуального развития каждого ребенка.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Вдохновение»
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях валяния (фетр, фильцевание, фальцевание, войлок);
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (пробивная игла, ножницы), приспособлений (жёсткая плоская щётка, подложка, капроновая сетка, воздушно-пузырчатый полиэтилен, мыло) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- соблюдать порядок изготовления;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор изделия и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на порядок изготовления.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- доказывать своё мнение.
Работа с родителями.
Родители являются основным звеном в триаде (ученики-родители- педагоги) для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда- основа формирования личности ребенка Духовная образовательная среда, включающая учащегося, родителя педагога помогает выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку. Необходимо решить проблему о единстве требований, предъявляемых к ребенку в кружке и дома, как в образовательном процессе, так и в построении межличностных отношений, вопросах нравственных.
Решение многих проблем, связанных с функционированием и развитием кружка решатся с тесном контакте с родителями. Задача педагога суметь создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу, внимательное отношение к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям, способность к оказанию психологической поддержки. Педагогов и семью объединяет общее стремление помочь ребёнку на непростом пути раскрытия предполагаемых его талантов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Изготовление изделий из фетра (12 часов)
Тема: Изготовление изделий из фетра.
Цель: Знакомство с фетром, инструментами, техникой безопасности. Воспитание любви к народному творчеству. Изготовление изделий из фетра.
Теоретические сведения: Что такое фетр, как изготавливают изделия из фетра.
Ключевые слова: фетр.
Практическая работа: подбор фетра, изготовление изделий.
Форма организации : учебное занятие- практикум (мастерская)
Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивные: запоминание информации, работа по образцам.
Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ
Ожидаемый результат: знать понятие слова «фетр». Самостоятельно изготавливать из фетра декоративные изделия.
Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния (22 часа)
Тема: Вводное занятие. Изготовление изделий в технике сухого валяния (фильцевание).
Цель: Знакомство с техникой сухого валяния, инструментами и материалами, техникой безопасности.
Теоретические сведения: история возникновения техники валяния, изделия выполненные в техники валяния. Культура поведения на занятиях, организация рабочего места.
Ключевые слова: валяние, народный промысел, фильцевание.
Практическая работа: тестирование.
Форма организации : учебное занятие- диалог.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесно- иллюстративный, частично- поисковый.
Дидактический комплекс: наглядные пособия.
Ожидаемый результат: должны знать факты из истории техники валяния. Правила поведения на занятиях.
Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния (32 часа)
Тема: Изготовление изделий в технике мокрого валяния (фальцевание).
Цель: Знакомство с техникой мокрого валяния, инструментами и материалами.
Теоретические сведения: техника выполнения мокрого валяния, изделия выполненные в данной технике. Организация рабочего места.
Ключевые слова: фальцевание.
Практическая работа: изготовление изделий в технике мокрого валяния.
Форма организации: учебное занятие- практикум (мастерская).
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.
Методы: репродуктивные: наглядные, практические; продуктивные: частично-поисковый.
Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ.
Ожидаемый результат: должны уметь выполнять изделия в технике мокрого валяния.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | ||
Тема 1. Изготовление изделий из фетра | ||||
23 | Вводное занятие по теме. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с фетром, техникой безопасности. | 1 | ||
24-25 | Украшение «Бусы» | 2 | ||
26-28 | Сумка «Незабудка » | 1 | 2 | |
29-31 | Панно «Летнее настроение» | 1 | 2 | |
32-34 | Грелка на чайник «Полянка». Выставка работ учащихся. | 1 | 2 | |
Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 - 3 | Знакомство с инструментами, материалами для валяния, техникой безопасности. | 1 | 1 | |
4 - 5 | Картина «Лебеди» | 1 | 1 | |
6 - 7 | Брошь «Улитка» | 1 | 1 | |
8 - 9 | Игрушка «Весёлая улитка» | 2 | ||
10-11 | Новогодние украшение «Снежинки» | 1 | 1 | |
12-13 | Игрушка «Овечка» | 2 | ||
14-15 | Игрушка «Кот» | 2 | ||
16-17 | Игрушка «Заяц» | 1 | 1 | |
18-19 | Игрушка «Сфинкс» | 2 | ||
20-21 | Тапочки «Мишка - соня» | 1 | 1 | |
22 | Подведение итогов. Выставка работ | 1 | ||
Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния | ||||
35 | Вводное занятие. | 1 | ||
36-38 | Знакомство с инструментами и материалами для мокрого валяния Сувенир «Пёстрая гусеница» | 1 | 1 | |
39 | Украшение «Цветок» | 1 | 1 | |
40-46 | Украшения «Шарики – смешарики» | 2 | 5 | |
47-53 | Пинетки «Божья коровка» | 1 | 6 | |
54-60 | Панно «Цветок» | 1 | 6 | |
61-67 | Клач «Анютины глазки» | 2 | 6 | |
68 | Выставка творческих работ учащихся | 1 |
Ожидаемые результаты.
К концу обучения по данной программе дети должны получить начальные представления о материальной и духовной культуре как продукте творческой предметно преобразующей деятельности человека. Они научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов дети получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках творческого кружка коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объема работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.
Учащиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.
Критерии оценки знаний и умений в технике валяния.
1. Знание о технике валяния | - отличие способов изготовления изделия (сухое- мокрое); - знание материалов; |
2. Технологические умения в технике валяния | - при изготовлении изделия применять правила (опираться на алгоритм); - умение выполнять самостоятельно (без помощи); |
3. Творческие проявления | - дополнение изделия собственными деталями; - изменение образа предмета; |
Уровни сформированности знаний и умений в технике валяния у младших школьников
Продуктивно- творческий | - грамотно определят особенности техники валяния, хорошо ориентируется в материалах; -умеет использовать различные способы техники валяния; -проявляет фантазию в создании образов; |
Репродуктивно- продуктивный | -знаком с особенностями техники валяния, с материалами; -умеет использовать различные способы техники валяния; -в создание образов вносит дополнения, фантазирует; |
Репродуктивный | -знаком с особенностями техники валяния; - неумело использует способы техники валяния; -копирует работу, не проявляет творчества. |
Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техники валяния, которая дарит детям радость познания, творчества. В процессе работы, основной задачей является – подвести ребёнка к желанию самостоятельно свалять изделие из шерсти. Освоение техники валяния предоставляет возможность почувствовать свойства шерсти, способы использования и их выразительные возможности при создании изделий.
Мы надеемся, что созданная нами программа окажет помощь в работе педагогам дополнительного образования, учителям технологии и студентам педагогических учебных заведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия "Художественные куклы" / сост. Б. Голдовский.- М.: Дизайн Хаус, 2009. – 296 с.
2. Большая энциклопедия по рукоделию Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи / сост. Ники Эпстайн. — М.: Эксмо, 2009.- 184 с.
3. Все о войлоке и фильцевании / В.Бублик, Г.Красникова, М.Мамонова. - М.: Агентство Дистрибьютор П., 2007.- 42 с.
4. Дмитриева- Макерова, Е.М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева- Макерова. – М.: МСП, 2008.- 96 с.
5. Зайцева, А.А. Валяние. Яркие идеи / А.А. Зайцева.- М.: Росмэн, 2008-32 с.
6. Зайцева, А.А. Тапочки ручной работы / А.А. Зайцева.- М.: ЭКСМО, 2010-64 с.
7. Зайцева, А.А. Фетр и войлок / А.А. Зайцева.- М.: Росмэн, 2008-32 с.
8. Кастль- Брайтнер, Корина. Изделия из войлока / Корина Кастль- Брайтнер, Генриетте Катарине Фольденауер. – М.: Арт- Родник, 2007.- 48 с.
9. Кнаке, Ж. Картины из фетра своими руками / Ж.Кнаке.- М.:Ниола-Пресс,2009.- 187 с.
10. Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильц / Л. Люцкевич. –М.: ЭКСМО, 2008.- 71с.
11. Мюллер, Адельхайд. Войлочные игрушки. Чудесные идеи объемного валяния шерсти / Вильденрадт фон Констанце, Адельхайд Мюллер.- М.:Арт-родник, 2007.-164 с.
12. Питер, Анна. Модные шарфы / Анна Питер. – М.: Ниола- Пресс, 2009.- 113 с.
13. Расина, Е. Г. Валяние. Практичные и забавные вещи: кн. для детей школьного возраста/ Е. Г. Расина – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2010.-32 с.
14. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти / Е. Смирнова. – М.: Питер, 2012.- 128 с.
15.Соколова, О. Этот удивительный фетр / О. Соколова. – М.: Феникс, 2012.- 77 с.
16. Фитткау, Э. Зверюшки из фетра: Практическое руководство / Э. Фитткау, И. Морас.- М.: Ниола-Пресс, 2011.-64 с.
17. Хошабова, Е. Художественный войлок / Е. Хошабова. – М.: ПИТЕР, 2011.- 113 с.
18. Шинковская, К. А. Вещицы из войлока / К. А. Шинковская.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2011.-96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"
Программа расчитана для проведения воспитательных часов в 1 классе....
Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"
Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....
авторская программа по воспитательной работе
авторская программа по воспитательной работе...
Авторская программа по внеклассному чтению "Удивительный мир книг". 4 класс.
Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнк...
авторская программа по внеклассному чтению
авторская программа по внеклассному чтению разработана для школьников 7-10 лет...
Рабочая (авторская) программа "Научись учиться"
Программа рассчитана на учеников 4 класса. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.Основной целью кружка «Научись учиться» является формирование у обучающихся общеучебных уме...
Авторская программа по воспитательной работе
Программа...