Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение»
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Гребенюк Екатерина Владимировна

Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение". Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов. 

Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

МОУ ЛСОШ

Рабочая авторская программа

по внеклассной работе

«Вдохновение»

                                               

 

Составитель программы кружка:

Боргер Екатерина

Челябинск 2013

Ещё есть умение видеть в окружающей жизни

                                                                     то, что не замечают, не видят другие.

                                       Умение внимательно вглядываться в

                                                       жизнь - самое главное умение!

Б.М. Неменский.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися младших классов.

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через народные традиции. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении валенных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые изделия из шерсти в технике сухого валяния. Далее приступаем к более сложной технике – мокрому валянию. При изготовлении изделий в этой технике дети  получают навыки  в изготовлении объемных и плоских моделей.

Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

В связи с этим задачами кружка являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю

34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год

Формы, методы и принципы реализации программы.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы:  

1. Объяснительно- иллюстративный: педагог проводит беседы- лекции, рассказывает и показывает на фотографиях, образцах новый материал; ученик воспринимает, осознает, запоминает информацию. 

2. Частично-поисковый: активный поиск решения творческих задач под руководством педагога.

3. Исследовательский: самостоятельный поиск средств выполнения заданий.

4. Игровой: учащиеся воссоздают и усваиваю общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности.

5. Метод коллективно-творческого воспитания – творческие дела (КТД)

Принципы:

1. Систематичности:

- регулярное проведение занятий согласно расписанию;

- контроль посещаемости;

- систематический контроль результатов творчества.

2. Последовательность:

- от простого к сложному; давать задания детям, постепенно переходя от простых к более сложным, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

- от знакомого к незнакомому; только после полного усвоения понятий, приемов- переходить к изучению нового материала.

3. Доступности:

- давая задания и оценивая результат, обязательно руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка.

- дать ребенку возможность «созреть» для следующего этапа освоения предмета.

- не усложнять задания, не убедившись в том, что ученик сможет с ним справиться.

4. Преемственности:

- содержание более сложного этапа основывается на знаниях, умениях и навыках, получения на более ранних этапах обучения.

5. Сознательности и активности:

- для активизации деятельности учащихся в программе предусмотрена форма групповой деятельности. Работа представляет собой процесс, в котором каждый участник контролирует своё поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции своих друзей. Она проводится на глазах у всех и в присутствии всех: мнения, осуждения, оценки, действия личностной самооценки. Используемая форма обучения проходит в виде конкурсов, викторин, проведения «мастер-классов».

        Теоретические знания подтверждаются наглядными пособиями, а также показом практических приемов работ. Обучение осуществляется через единство теоретических познаний и практики.

        Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой, поддержкой занятий.

        Основным принципом обучения является непосредственный контакт преподавателей с учеником. Обучая небольшое количество детей, есть реальная возможность для индивидуального  развития каждого ребенка.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Вдохновение»

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях валяния (фетр, фильцевание, фальцевание, войлок);

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (пробивная игла, ножницы), приспособлений (жёсткая плоская щётка, подложка, капроновая сетка, воздушно-пузырчатый полиэтилен, мыло) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- соблюдать порядок изготовления;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор изделия и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на порядок изготовления.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- доказывать своё мнение.

Работа с родителями.

Родители являются основным звеном в триаде (ученики-родители- педагоги) для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда- основа формирования личности ребенка Духовная образовательная среда, включающая учащегося, родителя педагога помогает выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку. Необходимо решить проблему о единстве требований, предъявляемых к ребенку в кружке и дома, как в образовательном процессе, так и в построении межличностных отношений, вопросах нравственных.

        Решение многих проблем, связанных с функционированием и развитием кружка решатся с тесном контакте с родителями. Задача педагога суметь создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу, внимательное отношение к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям, способность к оказанию психологической поддержки. Педагогов и семью объединяет общее стремление помочь ребёнку на непростом пути раскрытия предполагаемых его талантов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Изготовление изделий из фетра (12 часов)

Тема: Изготовление изделий из фетра.

Цель: Знакомство с фетром, инструментами, техникой безопасности. Воспитание любви к народному творчеству. Изготовление изделий из фетра.

Теоретические сведения: Что такое фетр, как изготавливают изделия из фетра.

Ключевые слова: фетр.

Практическая работа: подбор фетра, изготовление изделий.

Форма организации :  учебное занятие- практикум (мастерская)

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивные: запоминание информации, работа по образцам.

Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ

Ожидаемый результат: знать понятие слова «фетр». Самостоятельно изготавливать из фетра декоративные изделия.

Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния (22 часа)

Тема: Вводное занятие. Изготовление изделий в технике сухого валяния (фильцевание).

Цель: Знакомство с техникой сухого  валяния, инструментами и материалами, техникой безопасности.

Теоретические сведения: история возникновения техники валяния, изделия выполненные в техники валяния. Культура поведения на занятиях, организация рабочего места.

Ключевые слова: валяние, народный промысел, фильцевание.

Практическая работа: тестирование.

Форма организации :  учебное занятие- диалог.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесно- иллюстративный, частично- поисковый.

Дидактический комплекс: наглядные пособия.

Ожидаемый результат: должны знать факты из истории техники валяния. Правила поведения на занятиях.

Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния (32 часа)

Тема: Изготовление изделий в технике мокрого валяния (фальцевание).

Цель: Знакомство с техникой мокрого  валяния, инструментами и материалами.

Теоретические сведения: техника выполнения мокрого валяния, изделия выполненные в  данной технике. Организация рабочего места.

Ключевые слова: фальцевание.

Практическая работа: изготовление изделий в технике мокрого валяния.

Форма организации:  учебное занятие- практикум (мастерская).

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.

Методы: репродуктивные: наглядные, практические; продуктивные: частично-поисковый.

Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ.

Ожидаемый результат: должны уметь выполнять изделия в технике мокрого валяния.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во часов
теор. практ.

Тема 1. Изготовление изделий из фетра

23

Вводное занятие по теме. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с фетром, техникой безопасности.

1

24-25

Украшение «Бусы»

2

26-28

Сумка «Незабудка »

1

2

29-31

Панно «Летнее настроение»

1

2

32-34

Грелка на чайник «Полянка». Выставка работ учащихся.

1

2

Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния

1

Вводное занятие

1

2 - 3

 Знакомство с инструментами, материалами для валяния, техникой безопасности.  

1

1

4 - 5

Картина «Лебеди»

1

1

6 - 7

Брошь «Улитка»        

1

1

8 - 9

Игрушка «Весёлая улитка»

2

10-11

Новогодние украшение «Снежинки»

1

1

12-13

Игрушка «Овечка»

2

14-15

Игрушка «Кот»

2

16-17

Игрушка «Заяц»

1

1

18-19

Игрушка «Сфинкс»

2

20-21

Тапочки «Мишка - соня»

1

1

22

Подведение итогов. Выставка работ

1

Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния

35

Вводное занятие.

1

36-38

Знакомство с инструментами и материалами для мокрого валяния 

Сувенир «Пёстрая гусеница»

1

1

39

Украшение «Цветок»

1

1

40-46

Украшения «Шарики – смешарики»

2

5

47-53

Пинетки «Божья коровка»

1

6

54-60

Панно «Цветок»

1

6

61-67

Клач «Анютины глазки»

2

6

68

Выставка творческих работ учащихся

1

Ожидаемые результаты.

К концу обучения по данной программе дети должны получить начальные представления о материальной и духовной культуре как продукте творческой предметно преобразующей деятельности человека. Они научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям,  художественно-декоративных и других изделий.

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов дети получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках творческого кружка коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объема работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.

Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.

 Учащиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.

Критерии оценки знаний и умений в технике валяния.

1. Знание о технике валяния

- отличие способов изготовления изделия (сухое- мокрое);

- знание материалов;

2. Технологические умения в технике валяния

- при изготовлении изделия применять правила (опираться на алгоритм);

-  умение выполнять самостоятельно (без помощи);

3. Творческие проявления

- дополнение изделия собственными деталями;

- изменение образа предмета;

Уровни сформированности знаний и умений в технике валяния   у  младших школьников

Продуктивно-

    творческий                                                

- грамотно определят особенности техники валяния, хорошо ориентируется в материалах;

-умеет использовать различные способы техники валяния;

-проявляет фантазию в создании образов;

Репродуктивно-

 продуктивный                      

-знаком с особенностями техники валяния, с материалами;

-умеет использовать различные способы техники валяния;

-в создание образов вносит дополнения, фантазирует;

Репродуктивный

-знаком с особенностями техники валяния;

- неумело использует способы техники валяния;

-копирует работу, не проявляет творчества.

Заключение

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техники валяния, которая дарит детям радость познания, творчества. В процессе работы, основной задачей является – подвести ребёнка к желанию самостоятельно свалять изделие из шерсти. Освоение  техники валяния предоставляет возможность почувствовать свойства шерсти, способы использования и их выразительные возможности при создании изделий.

Мы надеемся, что созданная нами программа окажет помощь в работе педагогам дополнительного образования, учителям технологии и студентам педагогических учебных заведений.

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая иллюстрированная энциклопедия "Художественные  куклы" / сост. Б. Голдовский.- М.: Дизайн Хаус, 2009. – 296 с.

2. Большая энциклопедия по рукоделию Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи / сост. Ники Эпстайн. — М.: Эксмо, 2009.- 184 с.  

3. Все о войлоке и фильцевании / В.Бублик, Г.Красникова, М.Мамонова. - М.: Агентство Дистрибьютор П.,  2007.- 42 с.

4. Дмитриева- Макерова, Е.М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева- Макерова. – М.: МСП, 2008.- 96 с.

5. Зайцева, А.А. Валяние. Яркие идеи / А.А. Зайцева.- М.: Росмэн, 2008-32 с.

6. Зайцева, А.А. Тапочки  ручной работы / А.А. Зайцева.- М.: ЭКСМО, 2010-64 с.

7. Зайцева, А.А. Фетр и войлок / А.А. Зайцева.- М.: Росмэн, 2008-32 с.

8. Кастль- Брайтнер, Корина. Изделия из войлока / Корина  Кастль- Брайтнер, Генриетте Катарине Фольденауер. – М.: Арт- Родник, 2007.- 48 с.

9. Кнаке, Ж. Картины из фетра своими руками / Ж.Кнаке.- М.:Ниола-Пресс,2009.- 187 с.

10. Люцкевич, Л. Игрушки в технике фильц / Л. Люцкевич. –М.: ЭКСМО, 2008.-  71с.

11. Мюллер, Адельхайд. Войлочные игрушки. Чудесные идеи объемного валяния шерсти / Вильденрадт фон Констанце, Адельхайд Мюллер.- М.:Арт-родник, 2007.-164 с.

12. Питер, Анна. Модные шарфы / Анна Питер. – М.: Ниола- Пресс, 2009.- 113 с.

13. Расина, Е. Г. Валяние. Практичные и забавные вещи: кн. для детей школьного возраста/ Е. Г. Расина – М.:  ОлмаМедиаГрупп, 2010.-32 с.

14. Смирнова, Е. Игрушки из шерсти / Е. Смирнова. – М.: Питер, 2012.- 128 с.

15.Соколова, О. Этот удивительный фетр / О. Соколова. – М.: Феникс, 2012.- 77 с.

16. Фитткау, Э. Зверюшки из фетра: Практическое руководство / Э. Фитткау, И. Морас.- М.: Ниола-Пресс, 2011.-64 с.

17. Хошабова, Е. Художественный войлок / Е. Хошабова. – М.: ПИТЕР, 2011.- 113 с.

18. Шинковская, К. А. Вещицы из войлока /  К. А. Шинковская.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2011.-96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"

Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....

авторская программа по воспитательной работе

авторская программа по воспитательной работе...

Авторская программа по внеклассному чтению "Удивительный мир книг". 4 класс.

Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого ребёнк...

авторская программа по внеклассному чтению

авторская программа по внеклассному чтению разработана для школьников 7-10 лет...

Рабочая (авторская) программа "Научись учиться"

Программа рассчитана на учеников 4 класса. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.Основной целью кружка «Научись учиться» является формирование у обучающихся общеучебных уме...