Методическая разработка "Добро и зло"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Методическая разработка может быть использована классными руководителями, учителями, преподающими основы светской этики и православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobro_i_zlo.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Добро и зло. Совесть»
( модуль ОСЭ).
Цель урока: формирование представление учащихся о том, что добро и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
- Создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
- Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
- Помощь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
Ход урока
Слайд №1: Город с Мастером
Начинается урок с притчи «Всё в твоих руках»
Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?
Слайд №2: Бабочка на ладони
Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках»
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А сохранение ее жизни? (это добро)
Слайд №3: “Добро и зло. Совесть”.
– Это и будет темой нашего урока.
Слайд № 4
- Посмотрите, пожалуйста на экран.
- Какие люди изображены на слайде? (Добрые и злые)
- Охарактеризуйте данных людей.
– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.
Слайд №5: определение понятий “добро”, “зло”
- Как вы понимаете значение слов "добро и зло"?
- На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло».
(Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…)
«Добро – это…»
«Доброта – это ...»
«Добрый человек – это ... »
«Зло – это…»
Слайд № 6
- Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:
Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.
(Данные определения сравниваются с ответами детей).
– Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.
О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А убивать? — Нет... — Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
- Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?
- Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?
– Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)
- С понятиями «добро» и «зло» тесно связано понятие «совесть»
Слайд №7: Портреты мыслителей
– Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите .
Афоризмы:
- Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
М. А. Савицкий
- Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
Шопенгауэр
- Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
- Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
- Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
О. Бальзак
- Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
- Самое лучшее украшение – чистая совесть.
Цицерон
Ребята работают в группах (объединить две парты). Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:
Совесть-это
(выделенные в афоризмах слова)
Самоанализ, честь, память, страх, судья непогрешимый, внутренний голос.
– Я вам предлагаю понятие “совесть”, приведенное в философском словаре.
Слайд № 8: Понятие “совесть”
Совесть – это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.
– Как вы видите. Это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.
Слайд № 9: Добро и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека?
– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?
– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
Слайд №10: Портрет Б.Окуджавы и стихотворение
– Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы
Совесть. Благородство и достоинство
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.
Слайд №11: Порхающая бабочка
– Помните, ребята, все в ваших руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
ссылка на методические материалы постоянно действующего районного муниципального семинара "Методическое сопровождение учителей 1-х классов при переходе на ФГОС"
http://engschool33.ucoz.ru/index/0-11...
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...