Урок литературного чтения. 4 класс. П.П. Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
На уроке литературного чтения учащиеся впервые знакомятся с жизнью и творчеством П.П. Бажова. Отрабатываются навыки выразительного чтения. Учитель прививает у учащихся любовь к родному краю. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 4 класс.
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце».
МОУ Измайловская СОШ.
Учитель 1квалификационной категории.
Сергеева Тамара Павловна.
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством П.П.Бажова;
отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать память, речь, мышление,
прививать любовь к родному краю.
Оборудование: плакат с кроссвордом, презентация, аудиокассета.
2014 учебный год.
Ход урока.
- Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Актуализация знаний.
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
- О чем будем говорить на уроке?
- Назовите сказки, которые вы читали?
- Чем отличаются сказки от других произведений?
- Кто пишет сказки?
- Как называются сказки, которые сочинил народ?
- А как называются сказки, которые написали писатели?
Каких писателей – сказочников вы можете назвать?
- Введение в тему.
Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя – сказочника, с творчеством которого мы познакомимся на уроке
.
- Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П.Бажова.
(Презентация.)
Ребята, мы живем в огромной стране – России. Прекрасна ее природа, сказочно богаты ее недра. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором мы родились и живем. Это – наш родной Урал. Немного на земле уголков, которые по своей красоте и природным богатствам могут соперничать с Уралом.
Богат наш Урал и талантливыми людьми. Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографии П.П.Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Павел Петрович Бажов – коренной уралец, родился 28 января 1879 г. В семье горнозаводского мастера в городе Сисерти.
С детства Бажов много слышал рассказов о «Медной горе» от бабушки и отца. Привлекали его предания, сказки и песни родного Урала.
В 1899г. Он закончил Пермскую духовную семинарию и начал свой трудовой путь в глухой уральской деревушке Шайдуриха, где работал учителем, преподавал русский язык.
В течение 15 лет Павел Петрович ежегодно во время каникул пешком странствовал по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников.
В 1924 г. Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были», а за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы.
Они были радостным открытием для всех читателей. В этих сказках фантастическое сливается с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в сказках: добро побеждает зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью.
Писателю были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна.
Его влекли духовная красота и достоинство трудового человека.
Красота Хозяйки, Малахитницы, Каменной девки – это красота драгоценных камней, металлов, красота земных недр.
Хозяйка Медной горы властвует над ящерицами, она – распорядительница земного богатства. Бажов говорил, что рисунок малахита динамичен и напоминает подвижность ящерицы.
Малахит считается уральским камнем. Здесь впервые он был найден, и тут же впервые стали разрабатываться его месторождения. Малахит относится к поделочным камням, из него вырезают вещи крупных размеров: знаменитые десятиметровые малахитовые колонны Исаакиевского собора, стены всемирно известной малахитовой комнаты Зимнего дворца, великолепные громадные чаши, вазы, хранящиеся в Эрмитаже.
По мотивам сказов созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки , скульптуры, живописи.
Слава нового необыкновенного сказочного разошлась по всей стране и вышла далеко за ее пределы.
Физминутка. По родному краю дружно мы шагаем,
Справа от нас – зимний луг,
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Ах захватывает дух!
Солнце над березами светит нам.
Мы рады ягодам, грибам.
- Подведем итог всему сказанному
(Выходят 5 учеников)
Недалеко от Исети
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник,
Мудрый сказочник седой.
След Копытца серебрится,
Вьется змейкою в ночи.
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи.
Ящерки мелькнули рядом, Встал Данила над цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется Бажовский дом.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный каменный цветок.
Ребята, давайте позовем сказку!
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица.
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица.
И к нам приходит сказка.
- Знакомство со сказкой П.П.Бажова «Серебряное копытце».
Словарно-лексическая работа.
Барская рукодельня – ручной труд (вышивание, вязание, шитье).
Взъ
есться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать.
Голбчик – приступка для выхода на печь.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Несподручно – неудобно.
Пособник – помощник в делах.
Покосные ложки – широкие пологие овраги, покрытые травой.
Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
7. Работа над сказкой.
(Аудиокассета. Звучит сказка).
Прослушайте образец выразительного чтения, затем продолжим читать эту сказку вслух.
8. Беседа после чтения.
.
- Понравилась ли вам сказка?
- Назовите главных героев сказки.
9. Итог урока.
- С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке?
- Что вы запомнили о нем?
10 Домашнее задание.. Прочитать сказку (с.182 – 193).
Подготовить выразительное
безошибочное чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения"Чему учат сказы.Серебрянное копытце"
программа "2100"...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Презентация к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" для 4 класса по программе Л.Ф.Климановой УМК "Школа России". Это своеобразный план урока. Надеюсь, что...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
урок литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Произведение П.П. Бажова изучается три урока. Данная разработка относится к 1 уроку и раскрывает тему "Знакомство с жанром сказа в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце»Урок соо...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс
Данная презентация и конспект урока составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...
Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.
Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...