Упражнение "Ассоциативные ряды сочувствия"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме
Данное упражнение применяется во 2 классе на уроке литературного чтения при изучении раздела "Писатели о детях и для детей" (программа УМК "Планета знаний") для воспитания и развития эмпатии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 12.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Ассоциативные ряды сочувствия»
Цель:
- продолжить воспитание когнитивной и действенной эмпатии;
- закрепить знание произведений раздела;
- формировать умение рассуждать, доказывать, аргументировать собственную точку зрения,
- формировать умение работать в коллективе, рассматривая различные точки зрения; взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Оборудование: доска, картинки с изображением различных ситуаций сочувствия. Учебник литературного чтения.
На доске перед учащимися вывешено несколько картинок:
- бабушка готовит;
- девочка плачет, ее обидели;
- по дороге идет мальчик с палочкой (он слепой);
- ребенок плачет в магазине, ему не купили игрушку;
- мальчик боится темноты;
Класс делится на команды (группы4-5 человек). Учитель предлагает посмотреть на картинки и ответить, какие чувства испытывают ребята, глядя на эти картинки.
- Что объединяет все эти изображения? (Люди, изображенные на картинках нуждаются в сочувствии).
Далее учитель просит расположить картинки по порядку, в зависимости от степени сочувствия к изображенным на них людям, и объяснить свой выбор. Возможны уточняющие вопросы:
- Кому сейчас тяжелее всего?
- Кому бы посочувствовали в первую очередь? Почему?
Посовещавшись, представители каждой команды по очереди выходят к доске и располагают картинки в зависимости от степени сочувствия, объясняя свой выбор.
Например, выбор ребят из 1 команды был таким:
- слепой мальчик, потому что эта болезнь на всю жизнь;
- бабушка, потому что ей уже тяжело, она слабенькая;
- плачущая девочка, ее жалко, но ее можно успокоить, утешить;
- мальчик, который боится темноты, т.к. темноты бояться глупо, она не страшная;
- мальчик, которому не купили игрушку, т.к. он ведет себя эгоистично, думает только о себе.
Детям предлагается придумать варианты помощи каждому, ребята отвечают.
- Кто видел в реальной жизни похожих людей?
- Как поступили вы, смогли утешить, оказать помощь?
Следующим этапом ребят просят еще раз внимательно посмотреть на изображения людей и ответить к каким изученным произведениям раздела «Писатели о детях и для детей» данные картинки подошли бы в качестве иллюстраций.
Картинка «Бабушка готовит» может быть иллюстрацией к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»;
Картинка «Девочка плачет, ее обидели» подходит в качестве иллюстрации к рассказу Н.Носова «Фантазеры» (Иру обидел брат Игорь); «Мальчик боится темноты» - к стихотворению С. Маршака «Чего боялся Петя?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Жестокость, равнодушие и сочувствие"
презентация к классному часу...
Классный час «Урок толерантности или учимся сочувствовать» 4 класс
Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность по...
Классный час «Беседа о толерантности или учимся сочувствовать». 4 класс
В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые и полные, инвалиды, иностранцы, девочки и мальчики – все разные. Почему мы иногда отвергаем тех, кто в чем-то от нас отличается? Конечно, мы не обя...
Классный час на тему: "И нам сочувствие дается, как нам дается благодать" + презентация
Представляю Вашему внимаю конспект классного часа и презентацию на тему:"И нам сочувствие дается, как нам дается благодать"...
Психологические игры для развития сочувствия у детей
Разработаны игры для разного возраста начиная с 6-7 лет...
Классный час "Урок толерантности или учимся сочувствовать"
Классный час в начальной школе, цель которого формирование качества толерантности....
Классный час :"Урок Толерантности или учимся сочувствовать ".4 класс
Классный час по нравственному воспитанию в 4 классе...