Классный час "Урок толерантности или учимся сочувствовать"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Классный час в начальной школе, цель которого формирование качества толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pro_tolerantnost.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16
с углубленным изучением отдельных предметов»
Классный час
«Урок толерантности или учимся сочувствовать»
Подготовила:
Батурина Екатерина Александровна
учитель начальных классов
2014
Классный час в 4 классе «Урок толерантности или учимся сочувствовать»
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться на Земле жить как люди.
Бернард Шоу
Цели: формирование качества толерантности.
Задачи:
*ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
*развивать коммуникативные умения детей
*развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
*формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
*развивать умение пользования словарями
Подготовительная работа:
1. Незадолго до классного часа попросить учащихся нарисовать человечка (никаких комментариев к заданию не давать).
2. Попросить детей прочитать книгу А. Усачева «Приключения маленького человечка».
Оборудование:
•Мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки с недописанными предложениями:
- Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я...
- Если я увижу больного престарелого человека, то...
- Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я...
- Если бы я был волшебником, то...
• книга А. Усачева «Приключения маленького человечка»;
• «Словарь современных понятий»
• карточки с крылатыми выражениями народов мира:
- Не делай другому того, от чего больно тебе.
- Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа - своей потерей.
- В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем так, как относимся к себе.
Оформление: написать на доске список человеческих качеств:
1. Терпение.
2. Чувство юмора.
3. Чуткость.
4. Умение доверять людям.
5. Умение владеть собой.
6. Доброжелательность.
7. Умение не осуждать других.
8. Умение слушать.
9. Любознательность.
10. Способность к сопереживанию.
План классного часа
I. Вступительная беседа.
II. Обсуждение книги
III. Беседа «Что такое толерантность»
IV. Работа в группах
V. Подведение итогов
Ход классного часа
I. Вступительная беседа
Классный руководитель: В нашем классе сегодня очень многолюдно. У нас в гостях человечки, которых вы нарисовали. Сразу вспомнилось замечательное стихотворение Алексея Моргуна. (Читает.)
Я рисую человечка –
Вышел он прямой, как свечка.
На кого же он похож?
Посмотрите, как хорош!
А у Нади и Аркаши
Человек объелся каши –
Круглый, добрый и веселый,
Очень сильный и здоровый.
Петин мальчик - великан.
У Алеши-атаман.
У Сергея же худой,
С ярко-рыжей головой.
А у Славика девчонка,
Словно Быхова Аленка,
Паша негра рисовал –
Сам от краски черным стал.
Люди разные на свете,
Словно человечки эти.
- Действительно, все человечки получились разные. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
- А хорошо это или плохо, что все мы разные? (Ответы детей.)
- Если бы мы все стали одинаковыми, что тогда было бы?
(Учитель открывает доску и демонстрирует портреты одинаковых человечков. Школьники высказываются.)
Мы все разные - и это замечательно! У каждого из нас неповторимая внешность и свой уникальный внутренний мир.
II. Обсуждение книги
Дома вы прочитали книгу А. Усачева «Приключения маленького человечка».
(Учитель задает вопросы.)
- Почему обижали маленького человечка?
- Кажется ли вам это справедливым?
- Всегда ли люди относятся друг к другу справедливо?
- Какие случаи из других книг, подобные этому, вы помните?
Сегодня мы с вами поговорим о бережном отношении к внутреннему миру человека, о желании и возможности каждого человека понять другого.
Будете ли ему сочувствовать? (Да.)
Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашего классного часа звучит так: «Урок толерантности или учимся сочувствовать».
Ш. Беседа «Что такое толерантность?»
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека.
Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
1. проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
2. легкое устанавливание контактов (общительность)
3. мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
4. радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
5. устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
6. стремление сделать другому добро (доброта)
7. сострадание (милосердие)
8. почтительное отношение (уважение)
9. готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.
Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.
Дети находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.
- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)
Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)
- Кто из мальчиков прав? (Никто.)
- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.
Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)
- Кто назовет другие черты толерантного человека?
(Учащиеся высказываются.)
Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.
- Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?
(Дети высказываются.)
IV. Работа в группах
Учитель: Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
Учитель: А теперь , я раздам каждой группе карточки с крылатыми выражениями народов мира, а вам необходимо объяснить их смысл.
Дети в группах обсуждают, а затем высказывают свое мнение на каждое крылатое выражение.
V. Подведение итогов
Классный руководитель. Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.
(Проведение игры.)
А сейчас я вам раздам карточки, ваша задача - закончить предложения.
(Дети выполняют задание письменно, сдают работу учителю.)
Список использованной литературы:
1. «Краткий словарь современных понятий и терминов» М., «Республика», 1995 г.
2. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Екатеринбург «Урал – Советы», Максимочкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.
3. А. Усачев «Приключения маленького человечка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Жестокость, равнодушие и сочувствие"
презентация к классному часу...
Классный час «Урок толерантности или учимся сочувствовать» 4 класс
Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность по...
Классный час «Беседа о толерантности или учимся сочувствовать». 4 класс
В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые и полные, инвалиды, иностранцы, девочки и мальчики – все разные. Почему мы иногда отвергаем тех, кто в чем-то от нас отличается? Конечно, мы не обя...
Классный час :"Урок Толерантности или учимся сочувствовать ".4 класс
Классный час по нравственному воспитанию в 4 классе...
Толерантность или учимся сочувствовать
Классный час...
Урок толерантности или учимся сочувствовать.
Формирование толерантности....
Внеклассное занятие "Учусь сочувствовать"
Внеклассное мероприятие. Знакомство с понятием толерантность....