Рабочая программа
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Ненашева Инна Владимировна

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМЕНИ

ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»

Рассмотрено на заседании                                                                Утверждена

методического совета                                                                       Приказ № ____от_____2013г.

протокол № _________                                                                     Директор МБОУ СОШ № 18

от __________2013 г.                                                                        имени Э.Д. Потапова

__________________________                                                         _________________________

 Бобкова Е.В.                                                                                       Шиленков Р.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ДЛЯ 4 КЛАССА

на 2013 – 2014 учебный год

Мичуринск 2013 год

Содержание

Пояснительная записка……………………………………......с.3

Содержание программы………………………………………с.6

Тематическое планирование……………………………….....с.8

Литература для учителя……………………………………...с.11

Литература для ученика……………………………………...с.11

Пояснительная записка

   В основе рабочей программы  и тематического планирования лежит Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего образования. Образовательная область «Начальная школа», программа по литературному чтению «Планета Знаний» для 1-4 кл. автор – Э.Э. Кац.

   Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать  паузу, изменять темп речи, силу и высоту голоса. Особое внимание уделяется формирования навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя.

Цели и задачи курса:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
  • формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора
    и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения,
    творческих способностей ребенка;
  • освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых
    для «проникновения» в художественный текст;
  • устной и письменной речи;

-формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

-        обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

ЗУН к концу 4 класса:

 Должны уметь:
    правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
      Работа с текстом и книгой
      Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
      Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
      Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
      Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
      Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
      Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
      Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
      Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
      Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
      Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
      К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
-      объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
-      определять тему и главную мысль произведения;
-      ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
-      составлять план произведения, рассказы о героях;
-      сопоставлять разных героев;
-      определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его;
-      выявлять отношение автора к персонажам;
-      делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
      Развитие воображения, речевой творческой деятельности
      Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
      Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
      Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
      Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.
      Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
      К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
 - создавать словесные иллюстрации к художественному тексту
 -вести рассказ от лица героя;
-   читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Стихи, для заучивания наизусть:

  1. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» (отрывок).
  2. И. А. Крылов. «Ворона и лисица».
  3. С. Есенин. «С добрым утром!».
  4. А. Твардовский. «Рассказ танкиста».
  5. С. Есенин. «Черемуха».
  6. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» отрывок.
  7. И. А. Бунин. «Детство».

Содержание программ

Мифы (6 часов)

     Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты».  Древнегреческие мифы. «Нарцисс и эхо».  Славянские мифы. Колыбельная песня. Поэтические приемы, пришедшие из мифов.
А. В. Кольцов. «Урожай». Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (13 часов)

     Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».  Русская сказка «Находчивый солдат».  Русская сказка «Мужик и царь».  Армянская сказка «Портной и царь». Итальянская сказка «Кола-Рыба». Русская народная сказка «По колено ноги в золоте». Индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (10 часов)

     

    Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал».  «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Авторские  сказки (21 час)

     А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».  Н. С. Гумилев. «Маркиз де Карабас». Карел Чапек. «Случай  с русалками». Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-тави».  О. Кургузов. «Телевизионные макароны». С. Седов. «Король женится».

Басни (9 часов)

     И. А. Крылов «Трудолюбивый медведь». И.А. Крылов «Любопытный». Эзоп. «Ворон и лисица».  И. А. Крылов. «Ворона и лисица». И. А. Крылов «Рысь и Крот». И. А. Крылов «Лисица и виноград».  А. Е. Измайлов. «Филин и чиж». Томас де Ириарте «Утка и змея».

Слово о родной земле (7 часов)

     М. Яковлев. «У мамы» (глава из повести «Время дороги»). М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива».  С. Есенин. «С добрым утром!».  М. Пришвин. «Моя Родина».  И. Северянин. «Запевка».  И. С. Никитин. «Русь».  А. Н. Плещеев «Летние песни». Н. Рубцов. «Тихая моя Родина».

О прошлом Родины (5 часов)

     «Повесть временных лет». А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».  Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь».  Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Картинная галерея: В. В. Моторин. «Дмитрий Донской».   Ф. Н. Глинка. «Москва».

Прошла по земле война (5 часов)

    А. Ахматова. «Мужество». Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина». А. Твардовский. «Рассказ танкиста».  К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». А. Ахматова. «Памяти друга».

О добре и красоте (12 часов)

     А. А. Фет. «На рассвете». И. А.Бунин.  «Густой зеленый ельник у дороги…». Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша». К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». А. Н. Майков. «Мать».  Х.-К. Андерсен. «Соловей».  А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».  С. Есенин. «Черемуха».  Б. Пастернак «Тишина». А. Блок «Летний вечер».

Мир детства (10 часов)

     Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» отрывок.  Л. Н. Толстой. «Мамаn», «Детство».  И. А. Бунин. «Детство».  М. Твен «Великолепный маляр» (из книги «Приключения Тома Сойера».  В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».  М. И. Цветаева «Наши царства».

Р. Л. Стивенсон «Страна кровати».  А. П. Чехов «Мальчики».  А. Н. Плещеев. «Детство». И. З. Суриков. «В ночном».

Удивительные приключения (6 часов)

     Р. Э. Распе «Самый правдивый человек на земле» (из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»: «Искры из глаз», «Необыкновенный олень», «Верхом на ядре», «За волосы»).  Д. Свифт. «Путешествие в Лилипутию».  Т. Крюкова «Крылатый конь», (главы из повести-сказки «Хрустальный ключ»). Т. Крюкова «Усыня» (главы из повести-сказки «Хрустальный ключ»).

Содержание программы

Тема

Мифы (6 часов)

1.

Мифы. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты».

2.

Древнегреческие мифы. «Нарцисс и эхо».

3.

Славянские мифы. Колыбельная песня.

4.

Поэтические приемы, пришедшие из мифов.
А. В. Кольцов. «Урожай».

5.

Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

6.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «Мифы».

        

Народные сказки (13 часов)

7.

Народные сказки.

8.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Роль волшебных предметов в волшебной сказке.

9.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». вопросы по содержанию прочитанного текста
и ответы на них.

10.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Устное изложение текста по плану.

11.

Русская сказка «Находчивый солдат».

12.

Русская сказка «Мужик и царь».

13.

Армянская сказка «Портной и царь».

14.

Итальянская сказка «Кола-Рыба». Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

15.

Итальянская сказка «Кола-Рыба». чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения.

16.

Итальянская сказка «Кола-Рыба». Пересказ от лица короля.

17.

Читальный зал. Русская народная сказка «По колено ноги в золоте».

18.

Читальный зал. Индийская сказка «Искусный ковровщик».

19.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «Народные сказки». Тамбовские писатели – детям.

Былины (10 часов)

20.

Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

21.

Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Восприятие и понимание эмоционально-нравст-венных переживаний героя.

22.

Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Характер  героя, его поступки и их мотивы.

23.

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

24.

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Восприятие и понимание эмоционально-нравст-венных переживаний героя.

25.

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Характер  героя, его поступки и их мотивы.

26.

А. К. Толстой.  «Илья Муромец».

Картинная галерея: В. М. Васнецов. «Богатыри».

27.

Читальный зал. Н. Асеев. «Илья».

28.

Читальный зал. Н. Асеев. «На заставе богатырской».

29.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «Былины».

Авторские  сказки (21 час)

30.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Высказывание оценочных суждений. Понимание основного содержания услышанного произведения.

31.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Определение сходства авторской сказки А. С. Пушкина и народной. Пересказ истории трех сестер и их матери Бабарихи. (наизусть отрывок)

32.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А. С. Пушкина.

33.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

34.

Н. С. Гумилев. «Маркиз де Карабас». Различение жанров произведений.

35.

Н. С. Гумилев. «Маркиз де Карабас». Сравнительная характеристика героев.

36.

Карел Чапек. «Случай  с русалками». Первичное чтение.

37.

Карел Чапек. «Случай  с русалками». вопросы по содержанию прочитанного текста и ответы на них.

38.

Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-тави». Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

39.

Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-тави». Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.

40.

Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-Тави». Высказывание оценочных суждений.

41.

Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-тави». Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.

42.

Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-тави». Пересказ текста, деление текста на части.

43.

Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-тави». Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

44.

Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-тави». вопросы по содержанию прочитанного текста
и ответы на них.

45.

Д. Р. Киплинг. «Рикки-тикки-тави». Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

46.

Читальный зал. О. Кургузов. «Телевизионные макароны».

47.

С. Седов. «Король женится».

48.

Малая конференция. Проектная деятельность по теме «Авторские сказки».

49.

Конкурс творческих работ. Проектная деятельность по теме «Авторские сказки».

50.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме
«Авторские сказки». Тамбовские писатели-детям.

Басни (9 часов)

51.

И. А. Крылов «Трудолюбивый медведь».

52.

И.А. Крылов «Любопытный».

53.

Эзоп. «Ворон и лисица».

54.

И. А. Крылов. «Ворона и лисица» (наизусть).

55.

Читальный зал. И. А. Крылов «Рысь и Крот».

56.

Читальный зал. И. А. Крылов «Лисица и виноград».

57.

А. Е. Измайлов. «Филин и чиж».

58.

Томас де Ириарте «Утка и змея».

59.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «Басни».

Слово о родной земле (7 часов)

60.

М. Яковлев. «У мамы»

(глава из повести «Время дороги»).

61.

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива».

62.

С. Есенин. «С добрым утром!».  (наизусть)

63.

М. Пришвин. «Моя Родина».

64.

Лирические произведения. И. Северянин. «Запевка».

И. С. Никитин. «Русь»

65.

Читальный зал. А. Н. Плещеев «Летние песни». Н. Рубцов. «Тихая моя Родина».

66.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «Слово о родной земле». Тамбовские писатели – детям.

О прошлом Родины (5 часов)

67.

«Повесть временных лет». А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

68.

Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь».

69.

 Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Картинная галерея:

В. В. Моторин. «Дмитрий Донской».

70.

Читальный зал. Ф. Н. Глинка. «Москва».

71.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «О прошлом Родины».

Прошла по земле война (5 часов)

72.

А. Ахматова. «Мужество».

73.

  Б. Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина».

74.

А. Твардовский. «Рассказ танкиста» (наизусть)

75.

Читальный зал. К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». А. Ахматова. «Памяти
друга» .

76.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «Прошла по земле война». Тамбовские писатели – детям.

О добре и красоте (12 часов)

77.

А. А. Фет. «На рассвете». И. А.Бунин.  «Густой зеленый ельник у дороги…».

78.

Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша».

79.

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Первичное чтение.

80.

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

81.

А. Н. Майков. «Мать»

82.

Х.-К. Андерсен. «Соловей». Первичное чтение.

83.

Х.-К. Андерсен. «Соловей». Пересказ текста. Деление текста на смысловые части.

84.

Х.-К. Андерсен. «Соловей». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

85.

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Картинная галерея: И. И. Шишкин. «Рожь».

86.

Читальный зал. С. Есенин. «Черемуха». (наизусть)

87.

Б. Пастернак «Тишина». А. Блок «Летний вечер»

88.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «О добре и красоте». Тамбовские писатели – детям.

Мир детства (10 часов)

89.

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» отрывок. (наизусть)

90.

Л. Н. Толстой. «Мамаn», «Детство».

91.

И. А. Бунин. «Детство» (наизусть).

92.

М. Твен «Великолепный маляр» (из книги «Приключения Тома Сойера». Первичное чтение.

93.

М. Твен «Великолепный маляр» (из книги «Приключения Тома Сойера». Пересказ прочитанного, устное изложение текста по плану.

94.

В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

95.

М. И. Цветаева «Наши царства».

Р. Л. Стивенсон «Страна кровати».

96.

А. П. Чехов «Мальчики». Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

97.

А. П. Чехов «Мальчики». Тема и главная мысль произведения. Постановка вопросов по содержанию прочитанного текста и ответы на них.

98.

Читальный зал. А. Н. Плещеев. «Детство». И. З. Суриков. «В ночном».

99.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «Мир детства».

Удивительные приключения (6 часов)

100.

Р. Э. Распе «Самый правдивый человек на земле» (из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»: «Искры из глаз», «Необыкновенный олень», «Верхом на ядре», «За волосы»)

101.

Д. Свифт. «Путешествие в Лилипутию». Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность.

102.

Д. Свифт. «Путешествие в Лилипутию». Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

103.

Читальный зал. Т. Крюкова «Крылатый конь», (главы из повести-сказки «Хрустальный ключ»)

104.

Читальный зал. Т. Крюкова «Усыня» (главы из повести-сказки «Хрустальный ключ»)

105.

Внеклассное чтение.  Обобщение по теме «Удивительные приключения». Тамбовские писатели – детям.

Литература для учителя:

  • Методическое пособие «Обучение в  классе по учебнику «Литературное чтение» Кац Э.Э./ Э.Э.Кац , – М.: АСТ: Астрель, 2013. -175c.

  • Учебник «Литературное чтение»,  Э.Э  Кац, – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 73с

Литература для ученика:

  • Учебник «Литературное чтение»,  Э.Э  Кац, – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 73с

  • Рабочие тетради по литературному чтению №1,автор  Э.Э. Кац, М.: АСТ: Астрель, 2013. – 47 [1]с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...