Урок по литературному чтению 4класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Шайхутдинова Гузалия Мирзануровна

ТЕМА: А.И.КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

 Познакомить учащихся  с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Раскрыть смысл авторской идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon barbos_i_zhulka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В 4 КЛАССЕ

 ТЕМА: А.И.КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Цель:

1. познакомить учащихся  с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Раскрыть смысл авторской идеи.

2. формировать навыки  работы с текстом, отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, учить оценивать поступки героев.

3. вызвать эмоциональный отклик от прочитанного произведения. Раскрыть смысл дружбы  и верности. Прививать любовь к животным.

Оборудование: портрет А.И.Куприна, бумажные ленты с записанными пословицами.

Ход урока.

I. Организация урока

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

1. Работа с пословицами.

- Прочитайте  пословицы и объясните их смысл.

(Дети читают бегущей строкой и объясняют их смысл)

  • «Легко подружиться, тяжело разлучиться»
  • «При верном псе и сторож спит»
  • «Будь верен до смерти»

- Какая тема объединяет эти пословицы? (Размышление о дружбе)

2. Вводная беседа.

 - Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом А.М.Куприна «Барбос и Жулька»

По названии вы догадались о ком пойдет речь в рассказе? (О собаках)

- В какой раздел входит рассказ? («Природа и мы»)

- Почему рассказ о собаках включили в этот раздел? (Животные – это часть природы)

- Собаки занимают большое место в жизни человека. Не зря их называют четвероногими друзьями. Существует много случаев, когда собаки, жертвуя собой, спасали жизнь своего хозяина.

        Рассказ «Барбос и Жулька» расскажет нам о настоящей дружбе…только собачьей.

III. Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька».

  1. Словарно-лексическая работа. (Ведётся в процессе чтения)

Приземистый – малорослый и плотный по сложению.

Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковой нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерный – отличающийся лицемерием.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность, прикрытая чистосердечием.

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды.

Карьер – самый быстрый конский бег.

Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество.

Объясните: «Бывал унизан колючими репяхами»

Подобрать синонимы:

Льстивый – вкрадчивый, ласкательный

Мучение – страдание, пытка, маята, терзание

Подобрать антонимы:

Сходство – различие, разница

Взволнован – спокоен

  1. Первичное чтение рассказа учителем

(После паузы)

- Ваше впечатление от прочитанного? (Дети делятся впечатлениями)

- От чьего лица ведется повествование? (От лица повествователя: он все знает, даже мысли героев, может высказать своё отношение к героям, дать свою оценку событиям)

IV. Физкультминутка.

V. Работа над рассказом.

1. Портреты героев рассказа.

(С помощью вычитывания текста выписываются в тетрадь детали – характеристики  главных героев)

Барбос                                                                       Жулька

невелик ростом                                                       маленькая

приземист                                                                тонконогая

широкогрудый                                                        с желтыми подпалинами

                                                                                  над бровями и

                                                                                   на груди

дворовый                                                                 комнатная  

отважный                                                                 деликатная, вежливая

тонкий слух  

разбойник

- Соответствуют ли клички животных их  портретам?    

  1. Сюжетная линия рассказа.

- На сколько смысловых частей можно разделить весь рассказ? (На три)  

(Вместе с учителем дети определяют границы частей и главные мысли каждой части)

  1. Дружба Барбоса и Джульки.
  2. Отважный поединок.
  3. Прощание друзей.

(Могут быть и другие варианты)

  1. Углубленный анализ каждой части.

А) Фактуальный анализ 1-й части.

(Свои ответы дети подтверждают словами текста)

- Кто больше всего понимает собак? (Дети)

- Почему?

- Отношение Барбоса к чужим собакам в своем дворе? (…Едва только  на  улице показывалась собачья фигура, Барбос   стремительно… стр.87)

- О каком великом законе единоборства сообщает автор? (…Бей первым, если не хочешь быть битым…)

- Поведение Барбоса с незваным гостем? (…как молния настигал соперника, сбивал его с ног и начинал грызню… наконец Барбос одерживал победу)

- Поведение Барбоса после победы? (…С гордым видом возвращался на свой пост – триумфальное шествие)

- Нравились ли ему такие бои? (…тем слаще ему казались победные лавры…)

- Отношение Барбоса и Жульки? (…Между ними царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. «Они то бегали одна за другой, то устраивали засады, то с притворно сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой»)

- Поведение Жульки при виде доброго человека? (…подходила со смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними  лапками и нежно потягивала мордочку, требуя ласки.)

- В чем главным образом проявилась деликатность Жульки? (В манере есть. Зачитать.)

- Можно ли сказать, что в первой части рассказа начинается завязка всего рассказа? (Можно. Есть главные герои, их уклад жизни, их привычки)

б) Подтекстовое прочитывание (вычитывание причинно-следственных связей, обоснование, доказательство своих ответов)

- В третьей части автор вводит еще одного героя, отрицательного.

Портрет бешеной собаки

носилась

нагоняла страх и ужас

люди попрятались,

все кричались, распоряжались

подзадоривали друг друга

укусила свиней

разорвала несколько уток

- Что вы почувствовали, когда прочитали эти строки? (страх, беспокойство, напряжение. Что будет?)

- Поведение Барбоса при виде бешеной собаки? (…вместо того, чтобы по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал)

- Каким мы привыкли видеть Барбоса?

- Почему же теперь он ведет себя таким образом?   (ответы детей, основанные на жизненном опыте)

- Да, это неестественное поведение для Барбоса.

- Поведение Жульки? (…выскочила, во всю прыть понеслась наперерез, расстояние уменьшалось с поразительной быстротой, все произошло так быстро, упала, покатилась по земле…)

- Какой мы привыкли видеть Жульку? (ответы детей)

- Видим   неестественное поведение Жульки.

- Что испытали, когда прочитали этот отрывок? (тревогу, страх, беспокойство за Жульку и т.д.)

- Почему?

- В какой момент почувствовали самое большое напряжение? (Все ахнули!)

- Та часть в рассказе, где мы испытываем наибольшее напряжение, называется кульминацией.

Идет вычитывание текста о душевном состоянии Жульки после поединка:

«Случилось что-то страшное, необъяснимое. Она словно поменялась, исхудала до неузнаваемости, то лежала, то носилась, кружась и подпрыгивая, отказывалась от пищи, не оборачивалась на свое имя, ослабла, не могла приподняться с земли, глаза выражали внутреннее мучение,.. бессильно лежала, слабо виляла хвостом, хотела приподнять морду, но это ей не удавалась»

- Как вы думаете, отчего заболела Жулька? (выслушиваются ответы детей)

в) Концептуальный анализ 3 части помогает выйти на уровень идеи произведения.

- Поведение Барбоса? (стремглав бросился, обнюхал и с тихим визгом стал лизать её в глаза, в морду, в уши…)

- Мы видим истинные чувства героя и сострадания двух друзей.

- Почему автор видит  в прощании собак что-то трогательное? (Их чувства и действия похожи на человеческие)

VI. Итог урока.

- Что хотел показать А.И.Куприн своим читателям? (выслушиваются выводы детей)

- Поведение героев в нестандартных ситуациях. Показал настоящую дружбу между собаками и их способность к самопожертвованию во имя любви. Мы увидели, что в поведении собак, в их чувствах есть много что человеческого.

VII. Домашнее задание.

  1. Нарисовать понравившийся эпизод.
  2. Пересказ текста от имени Барбоса.
  3. Индивидуальное задание: подготовить рассказ о собаках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4класс "Школа 2100"

Этот  урок  проводится двумя преподавателями: учителями 4  и 5-ого класса. Для тех кого интересует  преемственность. ...

Презентация к уроку литературного чтения 4класс

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова. "Былина"...

Урок по литературному чтению в 4классе по теме "Удивительная находка"

Урок по литературному чтению в 4классе  по теме "Удивительная находка" раработан по ФГОС...

Урок литературного чтения. 4класс И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)

Урок литературного чтения. 4классИ. А. Бунин «Листопад» (отрывок)...

Открытый урок Литературное чтение 4класс

Открытый урок в 4 классе по теме "Былины. Знакомство с произведением Илья Муромец и  Соловей -  разбойник"....

Презентация урока по литературному чтению 4класс

Презентация к уроку по литературному чтению "Выскочка" М.М. Пришвина...

Презентация к уроку по литературному чтению 4класс

Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного.Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Основные этапы жизни. Лирика.Задачи урока:Образовательная: Восстановить сведения о личности и тво...