Диагностика готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Шамсрахманова Ульяна Константиновна

Диагностика проводится на основе литературного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности ( Д1 Сила дружбы)

Цель: определить уровень познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с учебной статьей.

Оцениваемые УУД:

  1. отбирать основное содержание произведения
  2. определять главных героев
  3. уметь определять красочные определения (эпитеты)
  4. восстанавливать последовательность происходящих событий
  5. определять проблему у главного героя
  6. уметь находить образные выражения
  7. восстанавливать деформированный план произведения
  8. определять главную мысль произведения
  9. определять тему произведения
  10. выражать своё отношение к произведению
  11. уметь сопоставлять данное произведение с другими
  12. составлять письменное высказывание по произведению
  13. рисовать модель обложки для этого произведения
  14. составлять план изложения содержания произведения от 1 лица

Возраст: 10-11 лет

Форма: Школьникам предлагаются тексты и задания для самостоятельной работы при изучении нового произведения. Ответы на вопросы даются письменно. Тетради сдают учителю. Продолжительность работы 1 урок (40 минут).

СИЛА ДРУЖБЫ

На самом краю грядки возле других цветов пустил свой первый росток душистый горошек. Очень радовался он тёплому, ласковому солнцу, которое пробудило спящие в земле прекраснейшие растения.

– Как чудесен мир! – восхищался маленький душистый горошек, с нетерпением ожидая того дня, когда он сможет раскрыть первые цветы. Душистый горошек и сам ещё не знал, какого цвета они будут.

А пырей, глубоко зарывшийся в землю корнями, угрожал:

– Неужели ты, несчастный карапуз, собираешься перегнать меня в росте, да ещё расцвести? Не будет этого!

Пырей быстро зазеленел. Прошло немного времени, и он так разросся, что душистый горошек уже не мог увидеть солнце – нежные листочки душистого горошка покрывала тень пырея.

– Ну, видишь! – засмеялся злюка пырей. – Ты зачахнешь, и никто даже не узнает, что ты жил на свете!

– Какой ужас! – душистый горошек был в отчаянии. – Неужели я никогда больше не увижу милое солнышко, неужели мне придётся умереть, так и не распустившись?

Вдруг рядом с ним послышался тихий, учтивый голос:

– Не горюй, душистый горошек! Ты ещё расцветёшь. Только прислонись ко мне. Я помогу тебе вырваться из зарослей пырея.

Это был подсолнух. Он тоже не мог еще похвастаться ростом, но листья его уже были широкими и большими, а стебель прочно держался в земле.

Душистый горошек послушался и обвил худенькими ручонками стройный подсолнух. С каждым днём подсолнух поднимался всё выше и выше, а вместе с ним тянулся и душистый горошек. Вскоре они оба переросли все другие цветы.

И вот однажды подсолнух раскрыл прекрасный жёлтый цветок. Он был таким большим и ярким, что в первый миг душистый горошек принял его за солнце.

– Как ты красив! – радовался душистый горошек.

– Ты тоже красив, – сказал подсолнух.

В самом деле – начал цвести и душистый горошек. Словно маленькие шёлковые мотыльки алели на его веточках. И какой сладкий аромат они источали!

Отовсюду слетались поздравить подсолнух пчёлы и бабочки. Все они радовались его красоте и ещё восхищались маленьким душистым горошком, который смело поднялся теперь навстречу солнцу и пышно расцвёл.

А пырей едва не лопался от злости, ползая у самых ног душистого горошка. Но ничего плохого сделать ему он уже был не в силах.

– Как прекрасно жить на свете, если рядом с тобой хороший друг! – говорил пчёлам и бабочкам счастливый душистый горошек.

(351 слово)

(Д. Ринкуле-Земзаре. Перевела с латышского А. Гиршфельд)

1. На протяжении каких времён года происходят события, описанные в тексте?

зимой;

весной;

летом;

осенью

2. Определи главных героев произведения.

мотыльки;

пырей;

пчёлы;

душистый горошек;

бабочки;

подсолнух

3. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).

Душистый горошек,

ясное солнышко,

лето красное, ... .

4. Восстанови последовательность смены настроения душистого горошка на протяжении повествования.

восхищался;

радовался;

был в отчаянии;

радовался

5. Запиши заветное желание душистого горошка.

6. Выпиши образные выражения, характеризующие цветы душистого горошка.

7. Восстанови деформированный план текста.

Появление первого ростка душистого горошка в чудесном мире.

Сила дружбы.

Гроза злюки пырея.

Добрососедское предложение подсолнуха.

8. Определи главную мысль текста.

9. Подумай, что заключено в заглавии?

тема;

основная мысль

10. Понравилось ли тебе это произведение и чем?

11. Вспомни, какое произведение (заглавие, автор) на эту тему ты читал?

12. Составь жизненное правило для душистого горошка или вспомни и запиши пословицу, которая бы подошла к этому правилу.

13. Зарисуй модель обложки для этого произведения.

14. Подумай и составь план пересказа истории от имени душистого горошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Современная школа  должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...

«Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно – ориентированные технологии, арт – технологии и ИКТ»

"Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно - ориентированные технологии, арт - технологии и ИКТ"...