Диагностика готовности к самостоятельной познавательной деятельности
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Шамсрахманова Ульяна Константиновна

Диагностика на основе литературного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика готовности к самостоятельной познавательной деятельности

Цель: определить уровень познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с учебной статьей.

Оцениваемые УУД:

  1. отбирать основное содержание произведения
  2. определять главных героев
  3. уметь определять красочные определения (эпитеты)
  4. восстанавливать последовательность происходящих событий
  5. определять проблему у главного героя
  6. уметь находить образные выражения
  7. восстанавливать деформированный план произведения
  8. определять главную мысль произведения
  9. определять тему произведения
  10. выражать своё отношение к произведению
  11. уметь сопоставлять данное произведение с другими
  12. составлять письменное высказывание по произведению
  13. рисовать модель обложки для этого произведения
  14. составлять план изложения содержания произведения от 1 лица

Возраст: 10-11 лет

Форма: Школьникам предлагаются тексты и задания для самостоятельной работы при изучении нового произведения. Ответы на вопросы даются письменно. Тетради сдают учителю. Продолжительность работы 1 урок.


В.П. Астахов

Капалуха

Мы гнали колхозный скот на летнюю пастьбу. Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные северной стужей.

Стадо телят и бычков вытянулось на старую просеку. Животные, да и мы тоже, шли медленно и устало.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорок, сплошь затянутый бледнолистным черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и сделается чёрной с седоватым налётом. Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята.

Я стал ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

– Да вот же, вот! – показывали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо. Оно было свито под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке – утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

– Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

– Зачем?

– Да так!

– А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела, села над нашими головами.

И все весело побежали от капалухиного гнезда.

Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Она целилась на гнездо, и как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла...

(328 слов)

Вопросы и задания

  1. Куда отправились ребята ранним утром? Какая это была дорога?
  2. Найди описание черничника и зачитай вслух.
  3. Какая неожиданность подстерегала ребят в лесу? Как ещё называют глухарку?
  4. Какое чувство испытал автор, когда увидел гнездо?
  5. Что он смог увидеть, едва бросил взгляд на гнездо капалухи? Как называют таких людей?

Вопросы и задания

1. На протяжении каких времён года происходят события, описанные в тексте?

зимой;

весной;

летом;

осенью

2. Определи главных героев произведения.

телята;

ребята;

капалуха;

автор;

будущие птенцы;

коровы

3. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).

колхозный скот,

северная стужа,

небольшой бугорок,

 ... .

4. Восстанови последовательность событий в произведении:

Побежали телята, закричали ребятишки

Мы гнали колхозный скот

Капалуха сидела на сучке

Я стал ощупывать

5. Запиши причину волнения капалухи.

6. Кто такая капалуха?.

7. Восстанови деформированный план текста.

Гнездо.

Шум у бугорка.

На летнюю пастьбу.

Капалуха волнуется.

Небольшой бугорок.

Капалуха в гнезде.

8. Определи главную мысль текста.

9. Подумай, что заключено в заглавии?

тема;

основная мысль

10. Понравилось ли тебе это произведение и чем?

11. Вспомни, какое произведение (заглавие, автор) на эту тему ты читал?

12. Составь жизненное правило для мальчишки или вспомни и запиши пословицу, которая бы подошла к этому правилу.

13. Зарисуй модель обложки для этого произведения.

14. Подумай и составь план пересказа истории от имени капалухи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности учителя к воспитательной деятельности

Данная презентация будет полезна руководителям ГМО и ШМО, учителя смогут оценить личностные качества учителя-воспитателя....

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Современная школа  должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...

Диагностика готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.

Диагностика проводится на основе литературного текста....

Педагогическая диагностика по выявлению особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ, обучающихся в 1 классе

В последнее время отмечается рост численности детей с особыми образовательными потребностями, возникающими в силу различных нарушений развития, которые,  в свою очередь, препятствуют освоению обр...