Диагностика готовности к самостоятельной познавательной деятельности
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Диагностика на основе литературного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_gotovnosti_k_samostoyatelnoy_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика готовности к самостоятельной познавательной деятельности
Цель: определить уровень познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с учебной статьей.
Оцениваемые УУД:
- отбирать основное содержание произведения
- определять главных героев
- уметь определять красочные определения (эпитеты)
- восстанавливать последовательность происходящих событий
- определять проблему у главного героя
- уметь находить образные выражения
- восстанавливать деформированный план произведения
- определять главную мысль произведения
- определять тему произведения
- выражать своё отношение к произведению
- уметь сопоставлять данное произведение с другими
- составлять письменное высказывание по произведению
- рисовать модель обложки для этого произведения
- составлять план изложения содержания произведения от 1 лица
Возраст: 10-11 лет
Форма: Школьникам предлагаются тексты и задания для самостоятельной работы при изучении нового произведения. Ответы на вопросы даются письменно. Тетради сдают учителю. Продолжительность работы 1 урок.
В.П. Астахов
Капалуха
Мы гнали колхозный скот на летнюю пастьбу. Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные северной стужей.
Стадо телят и бычков вытянулось на старую просеку. Животные, да и мы тоже, шли медленно и устало.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорок, сплошь затянутый бледнолистным черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и сделается чёрной с седоватым налётом. Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята.
Я стал ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
– Да вот же, вот! – показывали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце моё забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо. Оно было свито под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке – утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.
– Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
– Зачем?
– Да так!
– А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела, села над нашими головами.
И все весело побежали от капалухиного гнезда.
Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Она целилась на гнездо, и как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла...
(328 слов)
Вопросы и задания
- Куда отправились ребята ранним утром? Какая это была дорога?
- Найди описание черничника и зачитай вслух.
- Какая неожиданность подстерегала ребят в лесу? Как ещё называют глухарку?
- Какое чувство испытал автор, когда увидел гнездо?
- Что он смог увидеть, едва бросил взгляд на гнездо капалухи? Как называют таких людей?
Вопросы и задания
1. На протяжении каких времён года происходят события, описанные в тексте?
зимой;
весной;
летом;
осенью
2. Определи главных героев произведения.
телята;
ребята;
капалуха;
автор;
будущие птенцы;
коровы
3. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).
колхозный скот,
северная стужа,
небольшой бугорок,
... .
4. Восстанови последовательность событий в произведении:
Побежали телята, закричали ребятишки
Мы гнали колхозный скот
Капалуха сидела на сучке
Я стал ощупывать
5. Запиши причину волнения капалухи.
6. Кто такая капалуха?.
7. Восстанови деформированный план текста.
Гнездо.
Шум у бугорка.
На летнюю пастьбу.
Капалуха волнуется.
Небольшой бугорок.
Капалуха в гнезде.
8. Определи главную мысль текста.
9. Подумай, что заключено в заглавии?
тема;
основная мысль
10. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
11. Вспомни, какое произведение (заглавие, автор) на эту тему ты читал?
12. Составь жизненное правило для мальчишки или вспомни и запиши пословицу, которая бы подошла к этому правилу.
13. Зарисуй модель обложки для этого произведения.
14. Подумай и составь план пересказа истории от имени капалухи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности учителя к воспитательной деятельности
Данная презентация будет полезна руководителям ГМО и ШМО, учителя смогут оценить личностные качества учителя-воспитателя....
Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт работы используется учителями младших классов и учите...
Организация эффективного управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников - основной механизм повышения качества образовательного процесса.
Как научить детей работать самостоятельно? Это угловой вопрос НОО ФГОС...
Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
Современная школа должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...
Диагностика готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.
Диагностика проводится на основе литературного текста....
Диагностика готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.
Диагностика на основе литературного текста....
Педагогическая диагностика по выявлению особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ, обучающихся в 1 классе
В последнее время отмечается рост численности детей с особыми образовательными потребностями, возникающими в силу различных нарушений развития, которые, в свою очередь, препятствуют освоению обр...