Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 443 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
Рабочая программа
по литературному чтению
на 2013-2014 учебный год
3 «В» класс
34 учебных недели
4 часа в неделю
количество часов в год – 136 часов
Учитель: Кучина Елена Борисовна
Программа составлена на основе программы по литературному чтению Н.А. Чураковой
Москва. Издательство: «Академкнига/Учебник», 2012 год.
Учебник: Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.
Махоловская О.В.. Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.
Махаловская О.В. Литературное чтений. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.
Учебные пособия для учителя: Лободина Н.В. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник, 2012 год
Рассмотрено на заседании Утверждено
М/О учителей начальных классов Педагогическим советом
протокол №1 от 29.08.2013 г протокол № 1 от 30.08.2013г
Руководитель М/О_______ Л.П. Иванова Директор школы ______Н.С. Емельяненко
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………………….3
- Содержание учебного предмета, курса……………………………………….....15
- Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся………………..…………….…………………………………….…........19
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………………....33
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы отдельных учебных предметов ООП НОО МАОУ «СОШ № 94» и на основе авторской программы Р.Г. Чураковой, «Литературное чтение» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
Общие цели и задачи курса «Литературное чтение»
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста; воспитывать интерес к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет.
2. Овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формировать нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика курса «Литературное чтение»
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Основные содержательные линии
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).
Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX—XX вв., а также современных авторов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология».
Место учебного предмета «Литературное чтение»
в учебном плане
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.
После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Курс литературного чтения в первом классе рассчитан на 10 учебных недель, 40 часов в год, 4 часа в неделю.
Во 2 -4 классах курс «Литературное чтение» рассчитан на 34 учебных недели, 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственные;
- духовно-эстетические;
- литературоведческие;
- библиографические.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Учащиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Учающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Учащиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразитель¬ности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и поме¬щать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Учащиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Учащиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями И наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Планируемые результаты формирования УУД
к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Учащиеся получат возможность научиться:
- освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Формы контроля
В рамках преподавания курса «Литературное чтение используются следующие формы контроля:
- подробный и выборочный пересказ;
- чтение наизусть;
- творческие работы
- тестовые работы
- проверочные работы с текстами
- диагностические работы
- тематические проверочные работы
Содержание программы
Раздел | Содержание |
Раздел № 1. Учимся наблюдать и копим впечатления 20 часов | Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости. |
Раздел № 2. Постигаем секреты сравнения 15 часов | Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история. Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) — их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Особенность просто древних сказок — начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Особенность менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным. Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени. |
Раздел № 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют 16 часов | Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. |
Раздел № 4. Учимся любить 13 часов | Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. |
Раздел № 5. Набираемся житейской мудрости 12 часов | Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов. |
Раздел № 6. Продолжаем разгадывать секреты смешного 15 часов | Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости. |
Раздел № 7. Как рождается герой 25 часов | Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ). |
Раздел № 8 Сравниваем прошлое и настоящее 20 часов | Библиографическая культура. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство). |
Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание.
Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
Календарные сроки | № п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Деятельность учащихся на уроке | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 четверть (37 часов) | ||||||
Раздел № 1. Учимся наблюдать и копим впечатления | 20 | 20 | - | |||
Сентябрь | 1 | С. Козлов «Июль» Приём олицетворения | 1 | Знать понятие «олицетворение». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с толковым словарем | ||
2 | Ю. Коваль «Березовый пирожок». | 1 | Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной | |||
3 | Работа по хрестоматии. В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари» | Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной | ||||
4 | Как научиться порождать сравнения? В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…» | 1 | Знать понятие «сравнения». Находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения | |||
5 | С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности | |||
6 | Работа по хрестоматии. В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение» | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности | |||
7 | Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина. Находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной | |||
8 | Олицетворение. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта» | 1 | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | |||
9 | Контраст. Хокку Басё. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон | 1 | Знать понятия «звукопись» и «контраст». Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | |||
10 | В. Берестов «Урок листопада» | 1 | Знать понятия «звукопись» и «контраст». Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство | |||
11 | Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…» | 1 | Знать понятие «повтор». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы | |||
12 | Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину» | 1 | Анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев | |||
13 | Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» | 1 | Делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса | |||
14 | Записная книжка Кости Погодина | 1 | Анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке | |||
15 | А. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | |||
16 | В. Берестов «Большой мороз» | 1 | Работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения | |||
17 | В. Берестов «Плащ» | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном | |||
Октябрь | 18 | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | 1 | Работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение | ||
19 | Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем | |||
20 | Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления» | 1 | Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор) | |||
Раздел № 2. Постигаем секреты сравнения | 15 | 15 | - | |||
21 | Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» | 1 | 1 | Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. Работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | ||
22 | Африканская сказка «Гиена и черепаха» | 2 | 1 | Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям | ||
23 | Алтайская сказка «Нарядный бурундук» | 3 | 1 | Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Работать с толковым словарем; пересказывать текст | ||
24 | Самые древние сказочные истории | 4 | 1 | Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений | ||
25 | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | 5 | 1 | Работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем | ||
26 | Корейская сказка «Как барсук и куница судились» | 6 | 1 | Предположить концовку сказки; работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок | ||
27 | Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» | 7 | 1 | Знать особенности просто древних сказок – начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй | ||
28 | Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории | 8 | 1 | Знать сказки о животных и волшебные сказки. Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Анализировать и сравнивать разные сказки | ||
29 | Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории? | 9 | 1 | Определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание» | ||
30 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 10 | 1 | Знать особенности менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй | ||
31 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 11 | 1 | Знать, что если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки. Сравнивать просто древнюю сказку и менее древнюю сказку; доказывать отрывками из текста время создания сказки; читать по ролям | ||
32 | Индийская сказка «Хитрый шакал» | 12 | 1 | Работать с толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки | ||
33 | Сборник «Сказки народов мира» | 13 | 1 | Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений. Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком | ||
34 | Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали» | 14 | 1 | Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ | ||
35 | Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения» | 15 | 1 | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки | ||
Раздел № 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют | 16 | 16 | ||||
36 | Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени» | 1 | 1 | Знать понятия «фантазия», «фантазер». Доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение | ||
37 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.» | 2 | 1 | Работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика | ||
2 четверть (29 часов) | ||||||
Ноябрь | 38 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак» | 3 | 1 | Работать с толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика | |
39 | Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один» | 4 | 1 | Работать с толковым и фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя; выбирать книги для чтения | ||
40 | Т. Пономарева «Автобус» | 5 | 1 | Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. Определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения | ||
41 | Т. Пономарева «В шкафу». Э. Мошковская «Вода в колодце». | 6 | 1 | Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрациями; с толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Пономаревой «В шкафу» и «Автобус» | ||
42 | Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков» | 7 | 1 | Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей. Анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов | ||
43 | Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков» | 8 | 1 | Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | ||
44 | Тим Собакин «Игра в птиц». Тарасова | 9 | 1 | Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | ||
45 | Работа по хрестоматии. М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…» | 10 | 1 | Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | ||
46 | Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии | 11 | 1 | Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | ||
Декабрь | 47 | Работа по хрестоматии. С.Козлов «Звуки и голоса» | 12 | 1 | Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | |
48 | Работа по хрестоматии. С.Козлов «Звуки и голоса» | 13 | 1 | Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | ||
49 | Работа по хрестоматии. О.Кургузов «Мальчик – папа» | 14 | 1 | Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | ||
50 | Работа по хрестоматии. О.Кургузов «Мальчик – папа» | 15 | 1 | Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | ||
51 | К. Бальмонт «Гномы» Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» | 16 | 1 | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика | ||
Раздел № 4. Учимся любить | 13 | 13 | - | |||
52 | Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». | 1 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией | ||
53 | Маша Вайсман «Лучший друг медуз» | 2 | 1 | Анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения | ||
54 | А. Куприн «Слон» | 3 | 1 | Работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев | ||
55 | А. Куприн «Слон» | 4 | 1 | Ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | ||
56 | А. Куприн «Слон» | 5 | 1 | Пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план | ||
57 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 6 | 1 | Работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр | ||
58 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 7 | 1 | Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости | ||
59 | С. Козлов «Если меня совсем нет» | 8 | 1 | Знать понятие «диалог». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией | ||
60 | Работа по хрестоматии. В.Драгунский «Кот в сапогах» | 9 | 1 | Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев. | ||
61 | Работа по хрестоматии. Тим Собакин «Самая большая драгоценность» | 10 | 1 | Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев. | ||
62 | Работа по хрестоматии. Тим Собакин «Самая большая драгоценность» | 11 | 1 | Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев. | ||
63 | Работа по хрестоматии. Э. Мошковская «Нужен он…» | 12 | 1 | Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев. | ||
64 | Обобщение по теме: «Учимся любить». | 13 | 1 | Знать изученные произведения раздела. Пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года» | ||
Раздел № 5. Набираемся житейской мудрости | 12 | 12 | - | |||
65 | Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». | 1 | 1 | Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль». Пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне | ||
66 | Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» | 2 | 1 | Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль | ||
3 четверть (37 часов) | ||||||
Январь | 67 | Лента времени литературных произведений | 3 | 1 | Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени. Размещать литературные произведения на ленте времени | |
68 | Эзоп «Ворон и Лисица». И. Крылов «Ворона и лисица» | 4 | 1 | Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. Использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов | ||
69 | Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». | 5 | 1 | Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. Сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией | ||
70 | И. Крылов «Квартет». | 6 | 1 | Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Анализировать басни; работать с толковым словарем; подбирать пословицы к басне | ||
71 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | 7 | 1 | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | ||
72 | Работа по хрестоматии. Жан де Лафонтен «Волк и журавль» | 8 | 1 | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | ||
73 | Работа по хрестоматии. Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях» | 9 | 1 | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | ||
74 | Работа по хрестоматии. И. Крылов «Волк и журавль | 10 | 1 | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | ||
Февраль | 75 | Работа по хрестоматии. Индийская народная сказка «О радже и птичке» | 11 | 1 | Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | |
76 | Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости» | 12 | 1 | Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов. Пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям | ||
Раздел № 6. Продолжаем разгадывать секреты смешного | 15 | 15 | - | |||
77 | Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме» | 1 | 1 | Объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте | ||
78 | И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги «О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса» | 2 | 1 | Делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты | ||
79 | М. Бородицкая «На контрольной». | 3 | 1 | Анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть | ||
80 | Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол» | 4 | 1 | Разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения | ||
81 | Н. Тэффи «Преступник» | 5 | 1 | Работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте | ||
82 | Н. Тэффи «Преступник» | 6 | 1 | Анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста | ||
83 | К. Чуковский «От двух до пяти» | 7 | 1 | Выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | ||
84 | Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь» | 8 | 1 | Отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения | ||
85 | В. Драгунский «Ровно 25 кило» | 9 | 1 | Знать приемы смешного: путаница, преувеличение. Анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении | ||
86 | В. Драгунский «Ровно 25 кило» | 10 | 1 | Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте | ||
87 | Работа по хрестоматии. Н.Носов «Мишкина каша» | 11 | 1 | Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте | ||
88 | Работа по хрестоматии. Н.Носов «Мишкина каша» | 12 | 1 | Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте | ||
89 | Работа по хрестоматии. М.Вайсман «Приставочка моя любимая» | 13 | 1 | Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте | ||
Март | 90 | Работа по хрестоматии. Т. Кочиев «Такая яблоня» | 14 | 1 | Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте | |
91 | Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного» | 15 | 1 | Знать изученные произведения раздела. Открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа | ||
Раздел № 7. Как рождается герой | 25 | 25 | ||||
92 | Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы» | 1 | 1 | Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские | ||
93 | Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин» | 2 | 1 | Определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково | ||
94 | Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки» | 3 | 1 | Анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста | ||
95 | Б. Заходер «История гусеницы» | 4 | 1 | Составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения | ||
96 | Б. Заходер «История гусеницы» | 5 | 1 | Работать с фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя | ||
97 | М. Яснов «Гусеница – бабочке». | 6 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; проводить исследование, является ли герой произведения сказочным героем; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя | ||
98 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 7 | 1 | Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт». Делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев | ||
99 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 8 | 1 | Указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя) | ||
100 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 9 | 1 | Знать понятие «внутренний мир героя». Анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях | ||
101 | Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 10 | 1 | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира | ||
102 | Л. Пантелеев «Честное слово» | 11 | 1 | Работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа | ||
103 | Л. Пантелеев «Честное слово» | 12 | 1 | Сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора | ||
4 четверть (33 часа) | ||||||
Апрель | 104 | Л. Пантелеев «Честное слово». | 13 | 1 | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения | |
105 | Н. Некрасов «На Волге» | 14 | 1 | Работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение | ||
106 | Н. Некрасов «На Волге». | 15 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию | ||
107 | Работа по хрестоматии. С. Махотин «Самый маленький» | 16 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию | ||
108 | Работа по хрестоматии. С. Махотин «Самый маленький» | 17 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию | ||
109 | Работа по хрестоматии. Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду» | 18 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию | ||
110 | Работа по хрестоматии. Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду» | 19 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию | ||
111 | Работа по хрестоматии. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 20 | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | ||
112 | Работа по хрестоматии. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 21 | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | ||
113 | Работа по хрестоматии. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 22 | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | ||
114 | Работа по хрестоматии. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 23 | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | ||
115 | Работа по хрестоматии. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 24 | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | ||
116 | Обобщение по теме: «Как рождается герой» | 25 | 1 | Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела | ||
Раздел № 8. Сравниваем прошлое и настоящее | 20 | 21 | - | |||
117 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства | 1 | 1 | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках | ||
118 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 2 | 1 | Анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте | ||
Май | 119 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 3 | 1 | Определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения | |
120 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 4 | 1 | Работать с толковым словарем; определять главное чудо в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение | ||
121 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 5 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия | ||
122 | А. Пушкин «Цветок» | 6 | 1 | Знать произведения А. С. Пушкина. Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках | ||
123 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 7 | 1 | Пользоваться толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения | ||
124 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма») | 8 | 1 | Анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте | ||
125 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу») | 9 | 1 | Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | ||
126 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали») | 10 | 1 | Пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста | ||
127 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 11 | 1 | Пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста | ||
128 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке») | 12 | 1 | Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | ||
129 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!») | 13 | 1 | Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | ||
130 | А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»). | 14 | 1 | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; делить текст на смысловые части; озаглавливать части; | ||
131 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» | 15 | 1 | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | ||
132 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» | 16 | 1 | Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | ||
133 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» | 17 | 1 | Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | ||
134 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» | 18 | 1 | Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | ||
135 | Работа по хрестоматии. Ю.Коваль «Под соснами». | 19 | 1 | Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев | ||
136 | Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее | 20 | 1 | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | ||
ИТОГО | 136 | 136 | - |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 - 2012.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 - 2012.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- портреты писателей;
- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- иллюстрации к литературным произведениям;
- детская периодика;
Технические средства обучения
- Интерактивная доска
- Магнитная классная доска
- Мультимедийный проектор
- Персональный компьютер
- Сканер, принтер
- Телевизор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 3 класс.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, примерной программы начального общего образования по литературному чтению...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...