АНАЛИЗ открытого урока по литературному чтению 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ открытого урока
по литературному чтению на тему:
Рассказ А.И.Куприна « Слон».
( 4-й класс, программа ОС «Школа-2100»).
Учитель начальных классов: Кумбатова Татьяна Алексеевна.
Задачи:
- добиваться личностных результатов обучения:
- формировать положительное отношение к познавательной деятельности;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать речь, мышление учащихся при решении проблемных ситуаций;
- развивать регулятивные умения.
Цели:
- разобрать и усвоить прочитанное на основе разнообразных методов и видов работы;
- учить работать с текстом ,использовать для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу;
- интеграция уроков литературы с уроками окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, математики и русского языка;
- создать эмоционально приятные условия на уроке;
- добиваться сочувствия к нуждающимся, воспитывать активную жизненную позицию.
Фрагменты урока : * создание проблемной ситуации. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание (самооценка своих версий по проблеме). | Какие результаты продемонстрированы : Регулятивные: определять цель и составлять план решения проблемы, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее анализируя и сравнивая исторические факты. Коммуникативные: доносить свою позицию, стараться понимать других . Личностные: оценивать поступки, самоопределяться в системе ценностей . | Что в следующий раз можно сделать лучше? Нужно было больше внимания уделить продуктивному чтению, т.к. у учащихся вызывает затруднение терминология. |
Организационный момент. Чтение художественной литературы-5 минут. Вступительное слово учителя о худ. книгах, которые дети читали на уроке; Выяснение разницы между терминами «Чтение» и «Литературное чтение», мнение автора и читателя… | Личностные: дети высказывали своё личное мнение и обосновывали его; | |
Определение темы и цели урока учащимися: Тему урока («Слон» А.И.Куприн.) учащиеся определили легко, т.к. на прошлом уроке только закончили читать это произведение. Цель урока тоже была понятна, потому что девочка Надя была сильно больна безразличием к жизни, но вдруг вылечилась..Что помогло девочке вылечиться? | Регулятивные: составление плана решения проблемы… Коммуникативные: Умение слушать друг друга и вместе делать выводы. | Этой работе можно было уделить меньше времени, т.к. затруднений у ребят практически не было. |
Актуализация знаний: Что вы знаете о проблеме? Какие ассоциации возникают, когда слышите слово «АПАТИЯ»? При работе с текстом выясняем, что переживали по поводу болезни дочери и папа, и мама, но действовал только папа ,принимая решительные меры. | Познавательные: Извлекать информацию из толкового словаря С.И. Ожегова. Извлекать информацию из текста, перерабатывать её, анализировать, сравнивать и делать выводы. Строить логические рассуждения. | Нужно было использовать больше словарей, чтобы каждый ученик мог с ним поработать. |
Работа в группах по карточкам. 1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние. 2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение? 3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его. 4-я группа.Какие чувства испытывает девочка к слону? 5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать и как вы ответите на этот вопрос? | Регулятивные: планировать деятельность. Познавательные: извлекать информацию из текста, чтобы подтвердить свои ответы. Коммуникативные: Эти умения нужны ребятам для того, чтобы сделать правильные выводы, проанализировав несколько мнений. | |
5. Поиск решения проблемы. Используя метод просмотрового чтения, учащиеся характеризуют слона, подтверждая свои слова цитатами из текста, анализируют действия персонажей. | Регулятивные: ученики *учились работать по плану; *учились анализировать и обобщать факты, устанавливать причины явлений. Познавательные: строили логические рассуждения и делали выводы. Коммуникативные: учились выдвигать свои версии и сопоставлять с версиями товарищей и учителя. | Нужно было использовать больше цитат, чтобы слова учеников всё время сопоставлялись со словами автора. |
Диалог с автором.Стр.219-221. Сравнение иллюстраций. Стр.210 и 219 Какой была Надя до встречи со слоном и какой стала после встречи с ним? Благодаря чему вылечилась девочка? Что на свете дороже всего? ( СЕМЬЯ). Чтение на интерактивной доске стихотворения о семье: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной Земле?! | Познавательные: Ребята учились правильно формулировать вопросы и искать ответ на них в тексте. Регулятивные: учились сверять свои версии с версиями товарищей. Коммуникативные: учились *использовать речевые средства для выражения своих мыслей; *учились доносить свою позицию и старались понимать других. Познавательные: Учились извлекать информацию из иллюстраций к тексту. Личностные: Ребята давали свою оценку семье и обосновывали своё мнение. | Стихотворение дети должны были услышать из уст учителя, который бы вложил душу в чтение каждой строчки… |
И опять ПРОБЛЕМА. Почему А. И. Куприн выбрал для своего персонажа самое большое сухопутное животное? Почему не собачку, не лошадь ,а именно слона? (Нет границ родительской любви!) Ученики читают на карточках отрывки из биографии автора.В одном из них говорится о сформировавшемся писателе, о его друзьях,с которыми он проводил время. А второй текст повествует о тяжёлом детстве писателя в сиротском училище, где он оказался после смерти своего отца… Вопрос учителя: почему я предложила послушать именно эти сведения об авторе? (Рассказ Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что и он сам испытывал когда-то потребность в подобной любви и в том, чтобы его мечты могли сбыться). | Познавательные: используя метапредметные умения ребята определили размеры слона, услышали его мощный клич, учились строить логические рассуждения. Научились извлекать новые факты из биографии писателя. Регулятивные: Ученики учились обнаруживать новые проблемы и решать их. Личностные: Ребята учились на основании фактов делать свои выводы. | |
Работа над эпиграфом. Человек действительно уважающий человеческую личность, Д.Писарев Итог урока: Достигли цели урока? Узнали ,что спасло девочку? ( ЛЮБЯЩАЯ СЕМЬЯ) Какова главная мысль рассказа? (Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение увидеть в ребёнке личность и уважать её). Какие краски вы бы взяли, чтобы передать настроение рассказа в самом начале ( холодные) и в конце (тёплые). Совпало ли мнение автора и читателя? ( Да, рассказ переполнен добром, теплотой, искренностью, которых не было в детстве у самого А. Куприна). Рефлексия: *оценка учащимися своей работы на уроке; *оценка своего настроения на уроке при помощи смайликов. | Познавательные: *ребята учились понимать, что значит уважать личность? *учились определять кто, за что и кого уважает в произведении «СЛОн» *строили логические рассуждения по поводу уважения к детям в своей семье; Коммуникативные умения: Учились высказывать своё мнение и слушать мнение товарищей. Личностные: учились оценивать отношение к ним в семье и своё отношение к членам семьи. Познавательные: Ребята учились понимать глубину человеческих отношений; Использовали метапредметные умения (использование на уроке цветового круга помогло наглядно представить настроение рассказа и его контраст). Личностные: Каждый ребёнок проявлялся как личность, высказывая свои версии и обосновывая их. Личностные: умение оценить самостоятельно этапы своей деятельности на уроке и доказать правильность своего решения. | Этому фрагменту урока нужно уделить больше времени, чтобы у ребят было больше возможности всё обдумать и обосновать. |
Общая оценка урока:
Я считаю, что урок прошёл отлично. Дети глубоко проанализировали текст, прочувствовали его, прониклись сочувствием к больной девочке и уважением к её семье, а также к другим людям, которые не остались безразличными к чужому горю. На уроке были использованы новые технологии и методы работы. Учащиеся успешно развивали свои познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные умения, что является требованием времени и программы «Школа-2100».
Урок прошёл с большим эмоциональным подъёмом. Все поставленные цели и задачи выполнены. На уроке использованы новые технологии, соответствующие современным требованиям ФГОС.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Конспект открытого урока по чтению с ИКТ-поддержкой по теме: «Звуки [c], [c`]. [т], [т`]. Буквы Сс, Тт. Анализ как бывает и как не бывает в природе, в предложении, в тексте».
В конспекте урока представлен методический материал по знакомству учащихся с согласными звуками [c], [c`]. [т], [т`] и буквами Сс, Тт с учётом формирования УУД на каждом этапе урока....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....