Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
статья на тему

Бессонова Наталья Владимировна

В данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bessonova.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Бессонова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Сосновская СОШ»

с.Сосновка, Новокузнецкий район

Развитие  речи на уроках литературного чтения в начальной школе

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: речевое развитие, виды упражнений, основные приемы развития речи.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Ведь недаром считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, чем богаче будет словарный запас ученика, чем богаче будет его речь, тем полнее им будут усваиваться новые знания.

Обучение младших школьников умению выражать свое собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития.

Поэтому начинать работу по развитию речи младших школьников необходимо именно с увеличения их словарного запаса. Для этого на своих уроках я использую различные виды словарной работы: комментированный разбор непонятных слов во время чтения текста; подбор синонимов или описательных оборотов к слову; составление словосочетаний и предложений с трудными словами; объяснение и прочтение трудных слов до первичного чтения; поиск непонятных слов учащимися в толковых словарях, в сети Интернет; нахождение трудных, непонятных слов учащимися во время первичного чтения учителем и подчеркивание их в тексте, а в дальнейшем их коллективный разбор.

             Большое место в работе по развитию речи младших школьников занимают различные виды пересказа. Воспроизведение прочитанного текста является одной из основных форм работы учащихся над произведением.

На своих уроках я использую следующие виды пересказа: полный и сжатый пересказы; пересказ по плану; творческий пересказ от лица литературного персонажа; пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения, выборочный пересказ, а также пересказ по ролям с инсценированием, который очень нравится моим ученикам.

Одним из эффективных приемов развития устной речи на уроках литературного чтения является сочинение небольших произведений самими учащимися, а также высказывание собственного мнения по прочитанному. Виды заданий могут быть различными:

  1. Создай книжку-малышку с собственными загадками, небылицами, сказкой. Выскажи собственное отношение к прочитанному.
  2. Придумай похожую историю.
  3. Напиши краткий отзыв о прочитанном произведении.
  4. Расскажи историю по картинкам.
  5. Придумай продолжение истории.
  6. Придумай иную концовку произведения.
  7. Придумай рекламу к произведению.
  8. Придумай монолог-оправдание какого-либо поступка от лица героя, его совершившего.
  9. Придумай монолог-порицание литературного героя, совершившего отрицательный поступок.

        Применяя различные виды работ по развитию речи и обогащению словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться однотипными заданиями. Младшим школьникам, в силу их возрастных особенностей, интересна частая смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без скорого утомления. Обладая развитой речью, ученик начальной школы, лучше будет готов к переходу в среднее звено. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему учителем, меньше будет проблем при общении со сверстниками, учителями, родителями, увереннее будут устные ответы учащихся у доски. Развитие монологической речи и словарного запаса будет способствовать более успешному написанию сочинений в старшем звене.

Список литературы:

  1. Бузова Б.И. Лексическая работа на уроках литературного чтения [Текст]// Начальная школа, 1992, №1.
  2. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения [Текст] //М:Просвещение.  1985, 81 стр.
  3. Хлыбова Н.С. Развитие речи на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/27/razvitie-rechi-na-urokakh-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов

Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...