Рабочая программа по курсу «Литературное чтение » для 4 класса на 2015-2016 учебный год к учебнику Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной,
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Анжела Алексеевна Игнатова

Рабочая программа по  курсу «Литературное чтение » для 4 класса на 2015-2016 учебный год к учебнику Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4-a.docx205.12 КБ

Предварительный просмотр:

                  C:\Users\Валя\Desktop\печать РП 2015.jpg                                           

                                                                                     Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

г. Москвы

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №879»

(ГБОУ Школа №879)

на 2015-2016 учебный год

по  курсу «Литературное чтение » для 4 класса

к учебнику Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной,

                                                                            учителя начальных классов  

Игнатовой Анжелы Алексеевны

                                                                 Пояснительная записка

Рабочая    программа   учебного предмета « Литературное чтение»  для 4 класса разработана  в соответствии с  требованиями  федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения (2009г.)

примерной программы по учебным предметам, начальная школа (стандарты второго поколения (2011г.),  (литературное чтение)

программы Л.Ф.Климановой,  М.В.Бойкиной "Литературное чтение"  (УМК  "Школа России"), 2012г.

        

1. Адресат.

Учебный курс «Литературное чтение» адресован  обучающимся начальных классов общеобразовательных школ, реализующих УМК «Школа России».

2. Специфика  программы.

Литературное чтение-один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

3. Общая  характеристика учебного предмета.

      Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование  представлений о добре и зле;  уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской  деятельности как средства самообразования. Читательская  компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью  духовной потребности в книге и чтении.

     Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение»,   в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

4. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно  базисному  учебному (образовательному) плану  ОУ  РФ на изучение предмета  в начальной школе  выделяется  444 ч., из них в 1 классе  36 ч (4 ч. в неделю, 9 учебных недель), во 2,3 и 4  классах - по  136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

В РБУП  в 3-4 классах  - по 102 часа (3 часа в неделю).

5. Ценностные ориентиры содержания курса

  Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся   с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся  с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая м анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

6. Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Информационная грамотность.

В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

- оценивать потребность в дополнительной информации;

-определять возможные источники информации и способы её поиска;

-осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

-наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

-создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения)

-при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

7. Содержание начального общего образования по учебному предмету.

  • Аудирование  (слушание)
  • Чтение:

Чтение вслух

Чтение про себя

Работа с разными видами текста

Библиографическая культура

Работа с текстом художественного произведения

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами

  • Говорение (культура речевого общения)
  • Письмо (культура письменной речи)
  • Круг детского чтения
  • Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
  • Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

8. Требования к уровню подготовки.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

  • осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования общей культуры человека, формирования личных качеств и социальных ценностей;
  • понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, пересказывать текст;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

9. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1-5-е изд.- перераб.-М.:Просвещение, 2011.- 400.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 025230-0.
  2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  учреждений /Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 80с.- (Школа России). - ISBN 978-5-09- 025563-9.
  3. Литературное чтение. 4 класс.

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.  В 2 ч./[сост. Л.Ф.Климановаи др.].-7-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-223с.:ил.- (Школа России).- ISBN 978-5-09-023747-3.

Печатные пособия

  • Словари по русскому языку.
  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе и цифровой форме)
  • Детские книги разных типов из круга детского чтения
  • Портреты поэтов и писателей

Технические средства обучения.

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
  •   Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  •   Телевизор (по возможности).        
  •   Видеомагнитофон /видеоплейер (по возможности).
  •   Аудиоцентр /магнитофон.
  •   Диапроектор.
  •   Компьютер (по возможности).
  •   Мультимедийный проектор.
  •   Экспозиционный экран (по возможности).
  •   Сканер (по возможности).
  •   Принтер лазерный (по возможности).
  •   Принтер струйный, цветной (по возможности).
  •   Фотокамера цифровая (по возможности).
  •   Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

Экранно-звуковые пособия.

  •   Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  •   Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения  (по возможности).
  •   Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  •   Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,

соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Игры и игрушки.

  • Настольные  развивающие  игры, литературное  лото, викторины.

 Оборудование класса.

  • Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский с тумбой.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
  • Полки для «Уголка книг».
  • Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

                                                             

                                                           Тематическое планирование

  3ч в неделю, всего 102 ч.

Содержание

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Чтение – 77ч

Чтение художественного произведения  с переходом на выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Чтение вслух и про себя

Чтение про себя текстов разных жанров.

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворений.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Самостоятельное  определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение) данного текста.

Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание  каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания).

Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Практическое сравнение различных видов текста. Типы книг (изданий): книга произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с разными видами текста

Художественный текст. Научно-популярный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного.

Заголовок в тексте.

Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Подбор заголовка  текста учащимися класса.

Тема текста.

Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о войне, о людях) самостоятельно. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: об участии детей в Великой Отечественной войне, о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей.

Главная мысль текста.

Обсуждение главной мысли произведения (группах самостоятельно. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Работа с текстом.

Составление плана текста.

Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста самостоятельно.

Подробный пересказ текста.

Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Пересказ текста.

Краткий или сжатый пересказ текста.

Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Сокращение текста. Краткий пересказ текста.

Выборочный пересказ текста.

Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Составление текста на основе отобранных языковых средств (самостоятельно). Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану.

Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряженного  момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно-составленному плану (с помощью учителя).

Рассказ по иллюстрации к тексту:

Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа   самостоятельно.

Работа с книгой.

Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Выбор книги по рекомендованному списку. Отзыв на книгу.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем   самостоятельно).

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно  (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Сравнивать темы произведений авторов- представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.)

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

 Культура речевого общения-19ч

Диалог, особенности диалогического общения:  самостоятельно задавать вопросы по тексту. Нормы и формы речевого общения.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисунку, на заданную тему.

Правила речевого общения.

Монолог

Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать) выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания.

Устный рассказ

Презентация  своего высказывания окружающим.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного     ситуации (как? когда? почему? зачем?)

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.

  Культура письменной речи-6ч

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему, отзыва.

Определение темы своего высказывания (то, о чем бы я хотел рассказать). Определение главной мысли высказывания (что самое важное в моём рассказе). Выразительные средства языка для письменного высказывания. Типы высказываний: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

Структура письменного высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва.

Создаватьписьменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать).

Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), отбирать  целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы 19-20вв. (например, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов, Ф.И Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов,Л.Н.Толстой,

С.А.Есенин), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Историческая ,приключенческая литература.. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.

Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Большие  формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы 19-20вв. произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказы, сказки, стихотворения,пьесы. Мифы,легенды,библейские рассказы(отрывки)

Темы детского чтения.

Произведения о детях, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключенческая литература, фантастика. Детская литература народов России.

  Литературоведческая пропедевтика

Средства выразительности (на  практическом  уровне): сравнение, эпитеты, олицетворение. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик.

Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев.

Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.

Жанровое разнообразие произведения для чтения: большие фольклорные формы (былины, сказания, мифы легенды),

сказки, басни.

Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция).

Рассказы, повести, пьесы, очерки, статьи детской периодики, стихотворения, басни - произведения классиков отечественной и зарубежной  литературы 19-20вв.

Жанры произведений: рассказы, стихотворения, сказки. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя. Средства выразительности. Сравнение. Метафора. Гипербола.

Сравнивать жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных художественных произведений.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.метафоры.гиперболы

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование,  драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Постановка живых картин.

Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин.

Чтение по ролям.

Освоение различных ролей в тексте.

Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям.

Инсценирование.

Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Инсценирование.

Устное словесное рисование.

Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента.

Устное сочинение.

Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения (то, о чём хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения(что хотел сказать автор). Определение темы и главной мысли устного высказывания. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация устного сочинения.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты); намечать мизансцены.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентовать  устное сочинение.

                              Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата.

Разделы примерной программы (стандарты второго поколения) 2011г.

Тема урока.

Тип

урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Музейная педагогика

УУД

1

01.09-04.09

Чтение-10ч.

Летопись, как жанр древнерусской литературы.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Урок изучения нового материала

Знать:

что такое летопись

Уметь:

находить признаки художественности в тексте летописи, читать осознанно текст художественного произведения

Л Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

П. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

2

Сравнительный анализ летописи «И вспомнил Олег коня своего».

и стихотворения

А. С. Пушкина

Комбини-

рованный

Уметь:

находить в  тексте устаревшие слова, ознакомиться с отрывками из летописей, вести диалог при обсуждении,

проводить сравнительный
анализ, осознавать место и роль литературного чтения в формировании общей культуры человека, формировании личных качеств и социальных ценностей.

Р.Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Л.Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений

3

Былина – жанр устного народного творчества.

Урок изучения нового материала

Знать:

жанр устного народного творчества «былина».

Уметь:

определять тему и главную мысль произведения

Урок в музее

Л.Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

4

07.09-11.09

Выделение языковых средств выразительности.

Былина «Ильины три поездочки»

Комбини-

рованный

Знать:

виды устного народного творчества.

Уметь:

находить в тексте устаревшие слова

Определять главную мысль произведения

Различать виды устного народного творчества.

Уметь пересказывать текст,

использовать приобретенные умения

Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведений

5

Образные языковые средства.

«Житие Сергия Радонежского» – памятник  древнерусской  литературы

Урок изучения нового материала

Знать:

произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь:

выражать в словесной форме увиденное, внимательно рассматривать картины, находить в тексте соответствие с картиной; пользоваться толковым словарем, читать сложные на восприятие тексты, находить смысловые части произведения

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

6

Внеклассное чтение. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.

Летописи и былины.

Комбини-

рованный

Знать:

жанры художественной литературы

Уметь:

осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Наблюдать: находить в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы.

Пересказывать текст художественного произведения: кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий)

7-8

14.09-18.09

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

Стартовый контроль. Входной мониторинг.

Урок обобще-

ния и систематизации знаний

Уметь:

осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно), определять особенности текста былин, делить текст на   части.

Сравнивать произведения разных жанров.

Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Участвовать в учебном диалоге и строить

монологические высказывания        

9

Анализ языковых средств произведения.

П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок)

Урок изучения нового материала

Знать:

творчество и  биографию Ершова.

Уметь:

выразительно, правильно читать,

прогнозировать содержание раздела,

пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

«Удерживать» логику повествования, приводить убедительные  доказательства

10

21.09-25.09

Характеры  главных героев в  сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Комбини-

рованный

Уметь:

выразительно и осознанно читать, давать оценку поступкам героев, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Характеризовать героев произведения.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Описывать объект: передавать его внешние характеристики,используя выразительные средства языка;

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

11

Культура

речевого общения-1ч.

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Комбини-

рованный

Уметь:

находить различия в народных сказках и авторских, разъяснять смысл заглавия произведения и передавать основные мысли текста своими словами

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения  самостоятельно.

12

Чтение-5ч.

Внеклассное чтение.

Настроение,  выраженное в стихах А. С. Пушкин. Стихи об осени.

Урок изучения нового материала

Знать:

о творчестве и биографии А.С.Пушкина.

Уметь:

выразительно читать стихотворения и понимать настроение героев.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного  чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Читать выразительно  литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку).

13

28.09-02.10

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

Комбини-

рованный

Уметь:

прогнозировать текст, выявлять главную мысль произведения, читать выразительно с интонацией.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.

Участвоватьв работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

14

Характеристика героев в произведении

А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок изучения нового материала

Знать:

содержание произведения

А. С. Пушкина.

Уметь:

анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков, владеть навыком сопереживать прочитанному, сопоставлять поступки героев с понятиями нравственности

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

15

Волшебные  сказки: народные и литературные.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Комбини-

рованный

Уметь:

находить опорные слова для деления текста на части, находить в тексте отличия народных и литературных сказок

Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной  мысли, особенностям вида

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определятьразличные средства выразительности.

Использоватьприемы интонационного  чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

16

05.10-09.10

Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Комбини-

рованный

Знать:

содержание произведения

А. С. Пушкина.

Уметь:

анализировать поступки героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков.

Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Отбирать  целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Участвовать в учебном диалоге и строить

монологические высказывания        

17

Культура письменной речи-1

Внеклассное чтение.

Нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведений. Сказки народов России. Написание отзыва.

Комбини-

рованный

Уметь:

применять свои знания на практике,  выразительно, осознанно читать, работать в группе, находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом, осуществлять поиск необходимой информации в художественном тексте

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений

Создавать письменный текст (отзыв), описывать героев сказки.

18

Чтение-10ч.

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

Урок изучения нового материала

Знать:

о творчестве и биографии

М.Ю.Лермонтова.

Уметь:

правильно, бегло  и осмысленно читать произведение.

Определять

различные средства выразительности.

Знать средства художественной выразительности

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных художественных произведений.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.

19

12.10-16.10

М. Ю. Лермонтов    «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Устное изложение текста по плану.

Комбини-

рованный

Уметь:

анализировать поступки героев и соотносить их с поступками людей современного мира

Составлять краткие пересказы

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать

события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе.

20

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке

 М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Комбини-

рованный

Знать:

содержание произведения,  его жанровые особенности.

Уметь:

давать характеристику героям сказки, выразительно читать, работать над иллюстрацией.

Составлять связное высказывание по тексту учебника.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев,

21

Жанры литературных произведений.

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию Л.Н. Толстого.

Уметь:

анализировать произведения.

Уметь создавать небольшой устный текст  на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений , соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

22

19.10-23.10

Освоение различных позиций в тексте: чтение по ролям, инсценирование,  драматизация.

Л. Толстой «Как мужик убрал камень».

Комбини-

рованный

Знать: основные произведения  

Л.Н. Толстого для детского чтения.

Уметь:

анализировать прочитанный текст, с целью выявления мотивов и причин поступков героев.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

«Удерживать» логику повествования, приводить убедительные  доказательства

Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса

23

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление плана текста.

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество  А. П. Чехова.

Уметь:

делить текст на составные части, составлять его простой план, озаглавливать.

Читать вслух, про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения.

24

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»                              

Комбини-

рованный

Знать:

отличия рассказа от сказки.

уметь:

выразительно читать, анализировать текст, выявлять главную мысль,

анализировать характеры героев

Читать выразительнолитературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

25

II-тр.

02.11-06.11

Внеклассное чтение. Прогнозирование  содержания книги по её названию и оформлению.

В мире приключений.

Комбини-

рованный

Уметь:

самостоятельно выбрать книгу для чтения по теме, читать осознанно вслух тексты, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, пересказывать по самостоятельно составленному плану.

Выбирать книгу в библиотеке по рекомендованному списку.

Определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Составлять план текста.

26

Литературные понятия: искусство слова, автор, сюжет, тема.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Комбини-

рованный

Знать и понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь:

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

27

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…»

Комбини-

рованный

Уметь:

находить в тексте образные языковые средства -  метафоры, олицетворения, сравнения; словесно рисовать, читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты

28

09.11-13.11

Культура речевого общения-1ч.

Настроение лирического героя Ф. И. Тютчев  «Как неожиданно
и ярко…»

Урок изучения нового материала

Знать:

произведения Ф. Тютчева, А. Фета,

Е. Баратынского, Н. Некрасова,
И. Никитина, И. Бунина.

Уметь:

выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

Создавать(устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

29

Чтение-8ч.

А.А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Бабочка»,  «Весенний дождь»

Урок изучения нового материала

30

Внеклассное чтение.

Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках

Комбини-

рованный

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.

Уметь:

читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

31

16.11-20.11

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

Урок изучения нового материала

Знать:

лирические произведения о весне русских поэтов 19 века.

Уметь:

применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, выразительно читать, находить образные средства в тексте, выражать свои мысли и чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, работать в малой группе (в парах).

Т

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты

32

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

Урок изучения нового материала

Уметь:

читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать стихотворный текст

33

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

Урок изучения нового материала

Знать:

произведениярусских поэтов о Родине.

Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

34

23.11-27.11

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Урок изучения нового материала

Уметь:

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты); намечать мизансцены.

35

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

Комбини-

рованный

Знать:

содержание произведения,  его жанровые особенности.

Уметь:

выразительно читать, работать над иллюстрацией.

анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Читать выразительно  литературные произведения, используя интонации, паузы, темп.

Сравнивать темы произведений авторов. Анализировать нравственные  стороны и особенности произведений

36

Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа

Комбини-

рованный

Знать:

книги о жизни народа

Уметь:

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке по рекомендованному списку. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности художественных произведений разных народов (на примере труда)

37

30.11-04.12

Культура письменной речи-1ч.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Сочинение на тему «Картины родной природы»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Знать и понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Характеризовать героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать).

38

Чтение-4ч.

Сочетание реальных и фантастических событий в научно-познавательной

сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Урок изучения нового материала

Знать:

творчество В. Ф. Одоевского.

Уметь: применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, различать реальные и фантастические моменты произведения, выразительно читать, отвечать на вопросы.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

39

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Комбини-

рованный

Уметь:

правильно и выразительно читать,  анализировать поступки героев.

Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

40

07.12-11.12

Роль описания  в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

Урок изучения нового материала

Знать:

содержание сказки.

Уметь:

анализировать, пересказывать текст, оценивать героев и выражать свое отношение.

Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

41

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество П.П.Бажова.

Уметь:

читать осмысленно и бегло, находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

42

Культура речевого общения-1ч

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Комбини-

рованный

Знать:

содержание сказа «Серебряное копытце».

Уметь:

выразительно читать, давать характеристику главным героям, оценивать свои достижения.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать  целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты)

43

14.12-18.12

Чтение-3ч.

Внеклассное чтение

Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века

Комбини-

рованный

Уметь:

осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах прогнозировать текст, выявлять главную мысль произведения, читать выразительно с интонацией.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

44

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

Урок изучения нового материала

Уметь:

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

Объяснять смысл заглавия произведения

Сравнивать произведения разных жанров.

45

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Комбини-

рованный

Знать:

биографию и творчество С. Т. Аксакова

Уметь:

находить главную мысль в произведении, понимать и чувствовать язык произведения.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

46

21.12-25.12

Культура речевого общения-1ч.

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Комбини-

рованный

Уметь:

анализировать поступки героев, выразительно читать, делить текст на части, определять главную мысль прочитанного, озаглавливать каждую часть.

Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий

47

Чтение-2ч.

Выражение личного отношения к прочитанному. Обобщение по разделу:

«Литературные  сказки»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Уметь:

применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, применять свои знания на практике,  выразительно, осознанно читать, работать в группе.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации;

48

Внеклассное чтение.

Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

Комбини-

рованный

Знать и понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь:

осуществлятьпоиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка, определять тему и главную мысль

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

49

28.12-30.12

Культура речевого общения-4ч.

Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество

Е. Л. Шварца.

Уметь:

находить ответы  на вопросы в тексте, составлять план, пересказывать, пользуясь планом.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного     ситуации (как? когда? почему? зачем?)

50

Поучительный смысл «Сказки
о потерянном времени» Е. Л. Шварца

Комбини-

рованный

Знать:

содержание рассказа «Сказка о потерянном времени».

Уметь:

выделять главную мысль рассказа, давать характеристику  главным героям.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

51

11.01-15.01

Средства создания комического эффекта.

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество

В.Ю. Драгунского.

Уметь:

кратко пересказывать прочитанное,  выразительно читать, читать по ролям, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение).

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

52

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе
В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

Комбини-

рованный

Уметь:

создавать небольшой устный текст на заданную  тему, анализировать образные языковые средства

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Пересказывать текст художественного произведения: выборочно  (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

53

Чтение-1ч.

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

Урок изучения нового материала

Знать:

информацию о творчестве

В. В. Голявкина.

Уметь:

выявлять главную мысль, давать характеристику герою, читать по ролям.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

54

18.01-22.01

Культура речевого общения -2ч.

Внеклассное чтение.

«В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках.

Комбини-

рованный

Уметь:

использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг, формировать и высказывать своё мнение

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение)

55

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Урок обобще-

ния и систематизации знаний

Знать и понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь:

Вести диалог, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать доступный по объему текст

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком.

56

Чтение-1ч.

Плохое и хорошее в поступках людей

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество

Б. С. Житкова.

Уметь:

читать правильно и бегло, давать характеристику главным героям, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

57

25.01-29.01

Культура речевого общения-1ч.

Поступки как  средство характеристики героев

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество К.Г. Паустовского.

Уметь:

быстро и выразительно читать, анализировать эмоциональное состояние героев и прочитанное, определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль.

Отбирать  целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

58

Чтение-1ч.

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»

Комбини-

рованный

Уметь:

анализировать эмоциональное состояние героев и прочитанного.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова (самостоятельно).

59

Культура письменной речи-1ч

Текущий контроль

Урок контрольно- обобщающий

Знать:

Нормы письменной речи, выразительные средства языка для письменного высказывания, типы высказываний: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), структуру письменного высказывания.

Уметь:

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать).

60

01.02-05.02

Чтение-1ч.

Комическое в рассказе, средства его создания.

М.М. Зощенко «Елка».

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество

М. М. Зощенко.

Уметь: находить главную мысль рассказа и выражать свое отношение  к прочитанному, читать по ролям

Наблюдать: выделять особенности разных художественных произведений

Инсценировать художественное произведение: читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты); намечать мизансцены.

61

Культура речевого общения-1ч.

Обобщение по разделу «Страна детства»

Урок обобще-

ния и систематизации знаний

Знать и понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений, оценивать свои достижения.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей

62

Чтение-2ч.

Тема детства в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество В.Я. Брюсова

Уметь:

выразительно читать стихотворения, отличать стихотворные жанры

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры.

Отбирать  целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

63

08.02-12.02

Тема природы и Родины в стихах

М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Урок изучения нового материала

Знать:

информацию о  творчестве М.И.Цветаевой.

Уметь:

переводить словесную информацию в зрительную и обратно. Уметь определять

тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности художественных произведений

64

Культура письменной речи-1ч

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Сочинение-описание природы

Урок обобще-

ния и систематизации знаний

Знать:

нормы письменной речи, выразительные средства языка для письменного высказывания.

Уметь:

определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

65

Культура речевого общения-1ч.

Внеклассное чтение. Книги о ратных подвигах народа.

«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Комбини-

рованный

Знать:

основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного народа Понимать:

значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями

Т

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Создавать отзыв, рассуждение

66

15.02-19.02

Чтение-6ч.

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе.

Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

Урок изучения нового материала

Знать:

творчество и биографию

Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Уметь:

участвовать в диалоге, анализировать эмоциональное настроение героев, давать характеристику героям рассказа.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему)

67

Характеристики и портреты животных в рассказе

А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество А. И. Куприна.

Уметь:

правильно и выразительно читать,  анализировать поступки героев, применять анализ, сравнение, сопоставление для характеристики героя, пересказывать текст

й

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения

Находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора

68

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество

М. М. Пришвина.

Уметь:

самостоятельно  и выразительно читать, делить текст на части, составлять план, пересказывать от третьего лица.

Составлять план текста: делить текст на части.

Пересказывать текст художественного произведения: отдельный фрагмент

69

III-тр.

29.02-04.03

Юмор в рассказе о животных.

Е. И. Чарушин «Кабан».

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество Е. И.Чарушина.

Уметь:

пересказывать текст от первого лица, осознанно и бегло читать, работать с иллюстрацией.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям

70

Научно-естественные сведения о природе в рассказе

В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество В. П.Астафьева.

Уметь:

различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности художественных произведений

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям

71

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Урок обобще-

ния и систематизации знаний

Знать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

72

07.03-11.03

Культура речевого общения -1ч.

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество

Б. Л. Пастернака.

Уметь:

анализировать образные языковые средства, определять настроение, тему и главную мысль произведения,

работать в группе, оценивать работу одноклассников

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль. Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.

73

Чтение-7ч.

Внеклассное чтение.

Поэзия в детской периодической  литературе

Комбини-

рованный

Знать:

виды периодических изданий

Уметь:

различать элементы книги
(обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), виды информации, опираясь на внешние показатели ,правильно выбирать для самостоятельного чтения газеты и журналы, читать стихотворения выразительно, работать в группе, сравнивать произведения.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке  по рекомендованному списку; объяснять назначение каталожной карточки,

74

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу»

Комбини-

рованный

Знать:

средства выразительности

Уметь:

определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры

75

14.03-18.03

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина
«Бабье лето»

Комбини-

рованный

Уметь:

чувствовать настроение  в произведениях, читать стихотворения выразительно наизусть, работать в группе, отвечать на вопросы

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

Инсценировать произведение (его части); передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты.

76

Тема природы и Родины в стихах  Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Комбини-

рованный

Уметь:

определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства,

использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Наблюдать: выделять особенности разных художественных произведений.

Конструировать монологическое высказывание, формулировать главную мысль.

77

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество С. А. Есенина.

Уметь:

выявлять главную мысль произведения и особенности авторского слова.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы

78

21.03-25.03

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь

Урок обобще-

ния и систематизации знаний

Уметь:

высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства, выразительно читать стихи наизусть

Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учащимися класса.

Инсценировать художественное произведение

79

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому
в стихах И. С. Никитина «Русь»

Комбини-

рованный

Знать:

стихотворения о Великой Отечественной войне, написанные во время и после войны.

Уметь:

применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя

й

Характеризовать текст:представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора

80

Культура речевого общения -1ч.

Внеклассное чтение.

Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про всё на свете».

Комбини-

рованный

Знать:

Типы книг (изданий), структуру книги

Уметь:

работать со справочно-энциклопедическими изданиями, осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Создавать (устно) текст (рассуждение) с учетом особенностей слушателей.

81

28.03-01.04

Чтение-2ч.

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения

С. Д. Дрожжина «Родине»

Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске»

Комбини-

рованный

Осознавать:

место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, Понимать: значение литературного чтения для формирования общей культуры человека, формирования личных качеств и социальных ценностей

Урок в музее

Сравнивать темы произведений авторов - представителей разных народов России.

Составлять план текста: делить текст на части

82

Тема войны в произведении

Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

Обобщение по разделу «Родина»

Урок обобще-

ния и систематизации знаний

Понимать: значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями

Определять: тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

Урок в музее  ВОВ

Сравнивать темы произведений авторов - представителей разных народов России.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы

83

Культура речевогообщения-2ч.

Характеристика героя произведения С. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок изучения нового материала

Знать:

произведения современной отечественной и зарубежной литературы

Уметь:

осознавать роль литературного чтения в познании окружающего мира, сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них

Определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

84

04.04-08.04

Оценка событий и героев в произведении

Кира Булычева «Путешествие Алисы»

Урок изучения нового материала

Уметь:

составлять

небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Оценивать свои достижения.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

85

Чтение-4ч.

Внеклассное чтение. В мире фантастики

Комбини-

рованный

Уметь:

использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг,

определять возможные источники информации и способы её поиска;

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты); намечать мизансцены.

86

Итоговый контроль

Урок контроль-

ного учета и оценки знаний, умений и навыков

Урок предназначен для проверки уровня читательской компетентности выпускников начальной школы по литературному чтению

Итого

вый

87-88

18.04-22.04

Фантастические события, персонажи в произведении

Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество Джонатана Свифта.

Уметь:

выразительно читать, анализировать произведение, с целью выявления сюжетных линий, составлять характеристику героев.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора

89

Культура письменной речи-1ч.

Внеклассное чтение.

В стране литературных героев (сказки современных сказочников).

Проба пера.

Урок совершен

ствования знаний, умений и навыков

Уметь:

сочинять небольшие сказки, используя различные средства выразительности

Создавать письменный текст, определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать),

отбирать  целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

90-91

25.04-29.04

Культура речевого общения-2ч.

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Урок изучения нового материала

Знать: творчество   Г.-Х. Андерсена, содержание рассказа «Русалочка».

Уметь:  определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (самостоятельно).

Участвовать в диалоге.

92

Чтение-10ч.

Обобщение знаний по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

Урок обобще-

ния и систематизации знаний

Уметь:  

анализировать поступки героев, делить текст на части, составлять картинный план, пересказывать по плану

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации

93

03.05-06.05

Тема первой любви  в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Урок изучения нового материала

Знать:

биографию и творчество Марка Твена, содержание романа «Приключения Тома Сойера».

 Уметь:

работать с иллюстрацией, понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями анализировать поступки героев, читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

94-95

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Комбини-

рованный

Знать:

содержание романа «Приключения Тома Сойера».

Уметь:

анализировать поступки героев, читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения

(самостоятельно).

96-97

10.05-13.05

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

Урок изучения нового материала

Знать:

содержание библейских сказаний

Уметь:

оставлять словесный портрет, выразительно читать, пересказывать текст кратко.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Участвовать в диалоге

98

16.05-20.05

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

Комбини-

рованный

Уметь:

работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор)

Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений

99

Внеклассное чтение. Библейские
сказания

Комбини-

рованный

Уметь:

определять возможные источники информации и способы её поиска;

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении, пересказывать прочитанное, составлять план, работать с иллюстрацией, составлять характеристику и  словесный портрет героя, создавать свои информационные объекты

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

100

Урок -обобщения

Урок обобще-

ния и системати- зации знаний

Уметь:

применять свои знания на практике, работать в группе и индивидуально, выразительно читать, пересказывать

прочитанное, составлять план, работать с иллюстрацией, составлять характеристику и  словесный портрет героя.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте  доказательства отражения мыслей и чувств автора.

 Сравнивать произведения разных жанров.

101

23.05

Итоговый контрольный тест

Урок контроль-

ного учета и оценки знаний, умений и навыков

Урок предназначен для проверки уровня читательской компетентности выпускников начальной школы по литературному чтению

Итого-

вый

102

24.05

Культура письменной речи-1ч.

Сочинение-рассуждение на основе впечатлений о прочитанных произведениях в 4 классе.

Я-читатель!

Урок совершен-

ствования знаний, умений и навыков

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение).

Уметь:

аргументировано высказывать своё мнение в письменной форме.

Темати-

ческий


         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (к учебнику Климановой) ФГОС

Программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по учебнику Л,Ф.Климановой

Рабочая программа учебного предмета « Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (учебник Климановой Л.Ф.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс, автор Климанова Л. Ф. ФГОС УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению (1 класс) на 2015-2016 учебный год

В программе: пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте ("Азбука" послебукварный пориод), пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению (1 класс) и календарно-те...

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК Перспектива Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образоватьельного стандарта начального общего образования . УМК Перспектива 3 класс...