Открытый урок литературного чтения в 4 классе ОС "Школа 2100" по теме: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе по теме: "Сказка о царе Салтане .." ОС "Школа 2100". Расширить знание о творчестве А. С. Пушкина. Составление книжки - малышки по прочитанной сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 4 классе
По программе «Школа 2100»
Мецлер Светлана Геннадьевна,
учитель начальных классов
первой категории,
МКОУ «Перегрёбинская средняя
общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Тюменской области
Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цели: обобщить знания по сказке «Сказка о царе Салтане» и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, любви к творчеству А.С. Пушкина.
Интерьер кабинета: Портрет А.С. Пушкина. Цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма»; «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Иллюстрации к сказкам размещены по кабинету; журнальный столик, на нем – подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо и бумага, книги;; аудио- и видеоматериалы к уроку; учебник , тетрадь
Оборудование: портрет писателя, книги сказок писателя, , жетоны для поощрения,
Ход урока
.I.Орг. момент
Выполняем дыхательно-артикуляционные упражнения а) вдох носом, выдох через рот; б) вдох, задержка дыхания, выдох; в) вдох, выдох по порциям. Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж. Летела оса около носа: с-с-с, Летел комар и звенел: з-з-з, Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали (кулачок прижимается к уху) з-з-з Пусть летит!
II. Сообщение темы и цели урока.
Звучит фонограмма «Вальс» Штрауса
Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Зажигается свеча к портрету А.С. Пушкина.
Чтобы узнать тему урока, нужно отгадать кроссворд
3 | ||||||||
| ||||||||
| 7 | |||||||
1 |
| 5 |
| 8 | ||||
2 |
|
|
| 9 |
|
| 6 | |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| |||||
|
| |||||||
|
| |||||||
1..Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.
2. Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!». (Поп.)
3. Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)
4. Место встречи попа с Балдой. (Базар)
5. Кто чахнет над златом (Кощей)
6. К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)
7. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян.)
8. Герой сказки, который произносит слова: «Ты волна, моя волна!
Ты гульвива и вольна!
Не губи ты нашу душу:
Выплеснуты нас наружу!». (Гвидон.)
9. Исполнитель песни "Во саду ли, в огороде". (Белка.)
- Ребята, какие слова получились в выделенном столбце? ( обобщение)
- Кто сформулирует тему урока?
Сегодняшний наш обобщающий урок мы посвящаем одной из 5 сказок, 5 великих поэм, самой светлой, волшебно счастливой сказке, которую можно ещё назвать «симфонией русской души», которая появилась в далёком 1831 году - «Сказка о царе Салтане».
- Автором этой сказки является…кто? (показывается портрет, ученики отвечают А.С Пушкин)
III Открытие новых знаний
1. Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.
- А кто из вас знает, как звали няню? (Арина Родионовна.)
Семья Александра Сергеевича была высококультурной. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу. И маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. Саша получил хорошее домашнее образование. С детства он привык искать опору в себе самом, был терпеливым и целеустремлённым. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, но больше любил разговаривать с няней. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, слово боится пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их. ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».)
2. Пока мы вспоминали сказки, у нас выросло дерево с волшебными яблоками. С обратной стороны написаны вопросы. Кто готов ответить на вопрос ?
- - С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркалу? (Свет мой зеркальце)
- - Каким ремеслом занимался старик со старухой , живя в своей землянке? (Старик ловил рыбу, старуха пряла свою пряжу)
- - Кем хотела стать старуха? (Владычицей морскою)
- - С каких слов начинается «Сказка о попе…»?
- Инсценировка 1 части сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
-- Из какой сказки эти строки?
- - Какие чудесные дары получил от царевны - лебедя князь Гвидон ? (Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря, царевна )
- - В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
- - Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету? (монета)
- - Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки ? (« Я там был: мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
- - Какое зло наказано в сказке А. С. Пушкина? (зависть)
- - Как по вашему относится к ним автор? (с осуждением)
Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем Руки вверх и руки вбок,
И немножко отдохнем. И на месте прыг да скок!
Вправо, влево повернитесь, А теперь бегом, в припрыжку,
Наклонитесь, поклонитесь! Молодцы вы ребятишки!
IV. Работа с текстом во время чтения.
А сейчас прочитаем финал сказки.
1) Выборочное чтение 16-й части учащихся (финал). Читают вслух законченными смысловыми отрывками.
- С кем из героев вам особенно жаль расставаться? Почему?
- Почему счастливый князь Гвидон все-таки грустит - «Под окном сидит, молча на море глядит»?
- Как рисует Пушкин радость Гвидона, увидевшего корабли отца? Докажите.
- Почему Гвидон сразу не открывается Салтану?
В город он повел царя, Ничего не говоря.
- Сохранилась ли любовь к жене, сыну в душе Салтана? Почему вы так думаете?
- А как чувствуют себя виновницы всех бед в сказке?
- Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор? Мы, читатели?
V. Работа с текстом после чтения.
1. - Сколько кадров может быть в вашем кинофильме?
а) Гвидон у окна;
б) флот Салтана;
в) радость Гвидона;
г) флот подходит;
д) Гвидон наводит трубу;
е) царь наводит трубу;
ё) общее удивление;
ж) приветствие гостей;
з) встреча отца и гостей с Гвидоном.
2.. Просмотр видео фрагмента
Обращается внимание детей на одежду героев, речь.
- Чем отличается наша речь от речи в мультфильме? (старославянская речь, костюмы?)
3.Работа в тетради с. 42 задание 3.1
. Определение главного смысла сказки: сила любви, апофеоз крепкой семьи, мысль о победе жизни над смертью
4 Задание III.2. (Т) «Сказка о царе Салтане» говорит: и тогда все будут счастливы. «Сказка о рыбаке и рыбке» предостерегает...
- Сравнение сказки Пушкина и волшебной сказки, выявление общего и отличительного; задание III.3 в «Тетради по чтению».
VI Обобщение
Составление книжки- малышки
- Сколько страниц будет в вашей книге? Почему?
VI. Домашнее задание. задание III.4. Выучить понравившийся отрывок
Оценки за урок:
VII. Итог урока. Читают учащиеся.
- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.
- Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
- строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах. Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.
- Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное - любите Пушкина!
Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Всего самого доброго! До встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».
Название урока: урок чтения (урок изучения новой темы)Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...
Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"
Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...
Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...