Открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 

11 апреля 2013г. в МКОУ СОШ №9 с. Кевсала состоялся районный семинар учителей начальных классов по проблеме «Современные технологии в реализации коммуникативно - деятельностного подхода  в начальной школе».

  Мною был дан открытый урок во 2-м классе по литературному чтению на тему: «Характер главного героя сказки. В.М. Гаршин  "Лягушка–путешественница"».

 Согласно приказу №200 от 15.04.2013г. «Об итогах проведения районного семинара учителей начальных классов»  мне объявлена благодарность за качественную подготовку и проведение районного семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_11.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения    11.04.2013г.

 Тема: Характер главного героя сказки.

          В.М. Гаршин  "Лягушка–путешественница"

Цель: познакомить с творчеством русского писателя и его сказкой «Лягушка – путешественница;

           подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.

Задачи: обеспечение целостного восприятия и понимания текста;

             осмысление заглавия произведения;

            формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, отвечать и задавать   вопросы по тексту,

             давать характеристику героям произведения;

             развитие творческих способностей, связной речи, памяти;

             содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости, сообразительности, смелости, правдивости.

Создать условия для формирования УУД:

  1. Личностных: мотивация учения, осознание себя, как представителя русской культуры;
  2. Познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно-следственных связей;
  3. Коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношение к чему-либо;
  4. Регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

 Тип урока: изучение нового материала.

Технология: развития критического мышления через чтение и письмо.

Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая.

Методы и методические приемы: 1) общедидактические: проблемное изложение,  частично-поисковый  2) частно-дидактические: целеполагание, стадия Вызов, стадия Осмысление, приём « Чтение с остановками»,  приём «Кластер», приём « Синквейн», стадия Рефлексия.

 Оборудование:  компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Литературное чтение» 2 класс часть, карточки для работы в парах, музыкальное сопровождение сказки.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент.

2. Стадия-    ВЫЗОВ

Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность.

1. Начнём урок с игры «Привет, сосед!»

-Итак, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, улыбнитесь нашим гостям и пусть в нашем классе зажжётся искорка добра и радости.

-Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ:

Я хочу, чтобы ты не грустил,

всем улыбки сегодня дарил!

2. Прочитайте загадку «жужжащим чтением. Отгадайте её.

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Половит мух-

И в воду плюх!  (Лягушка).

Для развития речи, дикции, выразительности.

Личностные:

самоорганизация,  

 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

овладение умениями правильно читать

Регулятивные УУД: учиться предполагать;

 выявления жанрового признака; 

знать фамилию автора;

 формулировать и удерживать учебную задачу;

Познавательные УУД: умение по опорным словам формулировать задачи урока.

 

3. Стадия-ОСМЫСЛЕ-НИЕ

 Фиксация новой учебной задачи

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

-Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эту загадку?

- Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке? Расшифруйте.

Л г ш к – п т ш ств нн ц

-Как вы догадались?

-Кого мы называем путешественниками?

-   Так с каким же произведением мы сегодня познакомимся?

   (На доске записано название произведения: «Лягушка – путешественница»)

 -  Давайте вместе прочитаем его название. (Слайд)

 

А начать знакомство с произведением я бы хотела с эпиграфа к нашему уроку. Прочитайте его про себя.

                    Хвастовство само себя наказывает.

-   Что это? (поговорка)

-   Как вы думаете, как эта поговорка может  быть связана с темой нашего урока? Почему я выбрала её к сегодняшнему уроку.

-  Как вы можете её объяснить?

Давайте ещё раз вернёмся к названию произведения.

 -  Как можно путешествовать?

  - А путешествовать могут только люди и птицы?

-Кто автор этой сказки?

Вы правы. Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного.  Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки.  Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей. Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними. Родился в Екатеринбургской губернии.  Всеволод Михайлович написал «Лягушку-путешественницу, когда ему было 32 года. Произведение было написано последним в его жизни. Болезнь не позволила больше писать.  И вот уже более 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. (Ирония – это тонкая, скрытая насмешка)

 Для того, чтобы ответить на все вопросы, нам нужно познакомиться с содержанием текста. Будьте внимательны!

3. Первичное восприятие текст.

( Чтение учителем, муз.сопровождение, чтение уч-ся, пересказ)

 

-Что ещё можете сказать об этой сказке?

-Почему её можно отнести к литературной сказке?

 

 

Наверное, мы будем читать про лягушку.

«Лягушка-путешественница»

-Вы убрали гласные буквы.

Человека, который открывает новые места, едет в новое неизвестное место.

 

 

 

В.Гаршин

 

Это сказка.

Есть зачин, концовка, животные разговаривают...

Она литературная, авторская.

Её написал писатель.

В.М.Гаршин

 

4. Стадия-РАЗМЫШ-ЛЕНИЕ

Первичное закрепление во внешней речи

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия деятельности

Сейчас я проверю, какими внимательными вы были при чтении

4. Словарная работа:

 уронить достоинство

скирды

полетела вверх тормашками

закричала во все горло

 5. Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам сказка?

- Почему автор назвал свою сказку «Лягушка-путешественница»?  

- Как жилось лягушке в болоте?

- Почему она решила отправиться в дальние края?

- Как автор относится к своей героине?  

 - Сбылась ли мечта лягушки?

- Что помешало сбыться её мечте? (хвастовство, зазнайство, самолюбие)

Музыкальная физкультминутка.

6. Чтение с остановками.

 Ответьте на вопросы к 1 части

-Где жила лягушка?

-Как жилось лягушке в болоте?

-О чем она думала, когда сидела на сучке?

-Чем наслаждалась лягушка?

Что самое главное в этой части?

Ответьте на вопросы ко 2 части

-Кого увидела лягушка?

-Куда летели утки?

-Почему лягушка решилась лететь на юг.

Выделение главной мысли.

Расскажите, какой способ передвижения придумала себе лягушка?

-Оправдались ли ваши предположения?

-Что заставило уток согласиться с предложением новой знакомой?

Что главное в этой части? Придумайте название.

  -Почему она просила уток лететь ближе к земле?

Что главное в этой части? Придумайте название.

 7. Работа в группах.

  А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Перед вами листок, на котором написаны слова, характеризующие нашу героиню.

Давайте составим по группам характеристику лягушки, применяя кластер.

 ЛЯГУШКА

      

  сообразительная

 скромная

  трусливая

  любопытная

 смелая

 решительная

   болтливая

     Хвастливая

   вежливая

Физкультминутка для глаз «Солнышко».

 

  - Какие слова можно отнести к лягушке?

-Ребята, какое из перечисленных качеств помешало лягушке завершить своё путешествие?

-А бывают ли люди такими же?

8. Рефлексия

- В чем же смысл сказки Гаршина?

- Какой бы совет вы ей дали?

- Чему научила вас эта сказка?

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

лягушка

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

Лупоглазая,

 толстая

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

Соображает,     болтает, хвастает

 болтает,

хвастает

Предложение по теме.

Изобретает

 необыкновен

ный

способ

летать

Синоним из одного слова по теме

Путешествен-

ница

9. Оценки (Рисунки «Лучики солнышка»).

10. Домашнее задание.

с.42-52

-краткий пересказ сказки

лягушка придумала способ путешествия на утках

На болоте она жила беззаботно, наслаждалась всем вокруг.

Услышала рассказ уток и это стало её мечтой

Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.

Очень хотела побывать на юге.

Хвастливость

нельзя хвастаться

Умение проводить взаимопроверку.

Умение быстро ориентироваться в учебнике;

читать вслух.

Коммуникативные УУД: отбирать необходимую информацию;

умение участвовать в диалоге

учиться сотрудничать в группе

оценивать поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Коммуникативные УУД: делать выводы в результате совместной работы

пробуждение познавательного интереса к чтению и окружающему миру, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...