Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Литературное чтение, 2 класс, Начальная школа XXI века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_chteniya_2kl.rar | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель:
Клещева И.В.,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Произведения фольклора. Заклички»
Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: урок изучающего чтения
Учебная задача: ученик научится определять особенности жанров устного народного творчества.
Планируемые предметные результаты (ПР):
- Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской.
2)Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства.
Планируемые личностные результаты (Л):
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (Р):
- Самостоятельно выполнять задания в тетради;
- Оценивать свою работу;
Познавательные УУД (П):
1)Ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях); в словаре.
2)Находить ответы на вопросы в тексте.
3) Классифицировать произведения авторские и народные;
4) Различать жанры фольклора;
Коммуникативные УУД (К):
1) Умение взаимодействовать в парах, группах.
2)Слушать и понимать речь других.
3) Формировать навык выразительного чтения.
4) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
ЭТАП УРОКА | ЦЕЛЬ | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | РЕЗУЛЬТАТ |
1.Организаци - онный момент | Проверка готовности | Самоконтроль готовности. | Р: Ученики готовы к предстоящей деятельности, включены в деловой ритм. | |
2. Мотивация, актуализация знаний | Повторить понятия «устное народное творчество», жанры фольклора. | Учитель предлагает группам разделить лепестки на 2 группы и сложить из них 2 цветка. Пословицы, загадки скороговорки, песни, считалки, былины, сказки, заклички Рассказ, стихотворение, сказка. - Прочитайте названия лепестков, подумайте по какому принципу их можно разделить на 2 группы и сложите 2 цветка. Проверка выполнения задания. -Проверьте правильность выполнения задания. Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок. -Объясните, почему вы так разделили лепестки? Учитель переворачивает серединки цветка, на них: Ф и А. - Остальные - исправьте ошибки. | Учащиеся составляют 2 цветка (классифицируют произведения авторские и фольклорные). Учащиеся сверяют с эталоном. Оценивают свою работу. Отвечает 1 ученик из группы Различение фольклорных и авторских художественных произведений. | ПР: Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской К: Умение взаимодействовать в группах Р: Оценивать свою работу Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника |
3.Формулирование темы урока. открытие нового знания | Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся | Сегодня на уроке мы будем работать с этим красивым, полным лепестками цветком. -Кто может назвать тему урока? -Чем мы будем заниматься на уроке? - Прочитайте вслух названия жанров устного народного творчества. -Почему лепестков с надписью «сказки» было два? - Посмотрите ещё раз внимательно на цветок на доске? Какую особенность вы заметили? Почему 3 лепестка имеют другой оттенок? Учитель отодвигает ярко-желтые листочки. Попробуйте подобрать подходящее слово: Небольшие по размеру (по объему) фольклорные произведения как могут называться… На слайде: ? ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ После ответа детей появляется слово МАЛЫЕ | Высказывают свои предположения. 1 ученик читает выразительно вслух Узнавание, различение малых фольклорных форм | К: Слушать и понимать речь других Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
4.Первичное закрепление нового учебного материала. | Учить школьников определять жанр фольклорного произведения по их характерным особенностям | -Сейчас вам нужно будет, работая в группе, выложить лепестки в определенной последовательности. Я буду называть характерные особенности малого фольклорного жанра, а вам нужно узнать, о чем идет речь. *произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл, оно учит, осуждает, одобряет (пословица) *в этом произведении не назван предмет, но даются его признаки и особенности, по которым можно дать ответ (загадка) *словесная забава, слова путаются, когда их произносят быстро (скороговорка) *веселые произведения, которыми забавляли детей (потешки) * небольшой стихотворный текст в шутливой форме, задача которого выбрать одного участника из множества (считалка) Самопроверка, оценка. Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок. - Какой лепесток остался неиспользованным? (заклички) - Что значить «кликать», «закликать»? -Как думаете, для чего народ использовал заклички? Прочитаем об этом в учебнике на стр.118 Наши предки считали, если громко звать, выкликивать, просить о чем-то у природы, то просьба обязательно сбудется. Послушайте… Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, Принесите нам Весну теплую, лето плодородное. Весну с солнышком, Лето с зернышком! - Какое настроение вызывает эта закличка? - К кому обращается народ? -о чем просит? | Работая в группе дети обсуждают находят общее решение, выкладывают листочки на парте. 1 ученик- у доски Узнавание, различение, определение основного смысла малых фольклорных форм Учащиеся сверяют с эталоном. Оценивают свою работу Высказывают свои предположения. Ученик читает закличку | К: Слушать и понимать речь учителя, умение взаимодействовать в группах П: Различать жанры фольклора Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника Р: Оценивать свою работу |
5 Физминутка | Сменить вид деятельности | Предложить выполнить упражнения для снятия усталости. Встанем в круг, идя по часовой стрелке, будем выкликивать закличку. | Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма) | |
6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. | Сформировать умение отличать закличку от других жанров устного народного творчества. | Прочитайте самостоятельно закличку в учебнике. - Найдите слово-обращение к жаворонку. - О чем просят в этой закличке? Подтвердите словами из текста. -Какую форму имеет это произведение? (стихотв-ую) Найдите рифмы. - С какой интонацией люди обращаются к жаворонку? (ласково, просительно, с надеждой) Прочитайте вслух, передавая интонацию. Учитель предлагает самостоятельно в тетради выполнить задания № 1 и 2 на стр. 69 Взаимопроверка. -Сверьте ответы, убедите товарища в своей правоте, если ответы не совпадают. | Осваивают умение читать молча Учащиеся читают закличку. Находят выразительно-изобразительные средства, присущие этому жанру. Дети выполняют задание сам-но, при необходимости обращаются за помощью. | П: Ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях); Находить ответы на вопросы в тексте. Л: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; ПР: Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства. К:Формировать навык выразительного чтения. |
7. Творческое использование сформированных умений и навыков. | Обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения в нестандартных ситуациях. | Предложить учащимся составить закличку. Учитель выдает на каждую парту деформированный текст (разрезанные строчки). Дождик, дождик, Кап, кап, кап, Замочи дорожки. Всё равно гулять пойдём… Мама, дай галошки! Проверка выполнения задания – чтение хором. | Учащиеся восстанавливают из строк текст. Читают выразительно по образцу | Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, Умение взаимодействовать в парах. |
8.Контроль и оценка результатов деятельности | Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания. | Учитель предлагает выполнить литературный диктант. - Определите жанр произведения. 1. При солнышке – тепло, при матери – добро. (пословица) 2.Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку (загадка) 3. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала Оказалась впереди, Кто не верит- выходи! (считалка) 4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа (скороговорка) 5. Дождик, дождик, пуще, Дам тебе я гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай! (закличка) 6. Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. (потешка) Взаимопроверка. Учитель называет ответы. | Учащиеся на листах бумаги пишут ответы. Различать на слух произведения разных жанров Воспринимать на слух произведения малых жанров Учащиеся проверяют и оценивают товарища. | |
9. Рефлексия деятельности | Сформировать личную ответственность за результаты своего труда | Предложить ответить на вопросы: -Понравился ли вам сегодняшний урок? _Что больше всего запомнилось? С какими новыми понятиями познакомились? -Что такое закличка? Предложить оценить свою работу самостоятельно. Встаньте. Кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки вверх, было трудно, но справился –руки вперед, мне нужна помощь – на коленки. | Р: Оценивать свою работу Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника К: Оформлять свои мысли в устной форме, | |
10. Домашнее задание | Всем: выразительно прочитать в учебнике стр. 118; По желанию- найти заклички в дополнительных источниках, выучить или прочитать выразительно. | |||
Перечень используемых материалов:
- Базовый учебник Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч.2 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. - М.: Вентана-Граф, 2012
- Рабочая тетрадь № 2, 2 класс, авт. Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2012
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...