олимпиадные задания по литературному чтению 5 класс
олимпиадные задания по чтению (4 класс) по теме

Арутюнян Елена Николаевна

олимпиадные задания по литературному чтению 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_7.docx13.49 КБ
Файл 6_variant.docx15.33 КБ
Файл 5_variant.docx15.2 КБ
Файл 4_variant.docx15.21 КБ
Файл variant_3.docx21.78 КБ
Файл variant2.docx14.32 КБ
Файл variant1.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      ВАРИАНТ 7

 Задание № 1

Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора. 

А) сабля и ранец

Б) волшебные волоски из бороды

В) ячменное семечко в цветочном горшке

Г) разбитое корыто

Д) говорящее чудесное зеркало 

Задание № 2

Вот рукопись из бутылки, выловленной в море, которая частично оказалась повреждённой. Восстановите начало одной известной литературной сказки.

 

_и_   с_а_и_  _о  _в_е_  с_а_у_о_  у  с_м_ _ о  _и_ _го  _ор_.

 

Задание №3

Дайте определения литературоведческих терминов:

- сказка

-загадка

- эпитет

 

Задание№4

Напишите небольшое сочинение на тему «Моя любимая книга».

 

Ответы

Максимальное количество баллов- 15 баллов( за героя, название произведения и автора по 1 баллу) 

А) сабля и ранец – солдат,  сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»

Б) волшебные волоски из бороды - старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина

В) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Г) разбитое корыто – старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

 Задание №3 Максимальное количество баллов-10 баллов 

«Жил   старик со своею  старухой  у  самого синего моря» 

Задание №4  Максимальное количество баллов -6 баллов, за каждое определение по 2 балла

- сказка – произведение УНТ, повествование, основанное на вымысле.

- загадка – жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдалённо сходными.

- эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее представить себе предмет. 

Задание№5 Максимальное количество баллов -14 

Критерии оценки сочинения на тему «Моя любимая книга»

критерии

баллы

1

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

3

2

Обоснованность привлечения литературного материала

3

3

Последовательность и логичность изложения

2

4

Правильный литературный язык, стилистически соответствующий содержанию

2

5

Умения делать выводы и обобщения

2

6

Следование нормам речи:

2

 

- допущена 1 речевая ошибка

1,5

 

- допущено 2-3 речевые ошибки

0,5

 

- количество допущенных ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания

0

 

Максимальная оценка

14

 

Всего максимальное количество баллов за олимпиаду в 5-м классе - 69 баллов



Предварительный просмотр:

                                                     6 ВАРИАНТ

1.Вспомните и запишите пословицы и поговорки о книге.

2.Что означает слово фольклор в переводе с английского языка?

3.Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

   а) Спи, усни.

              Бай, бай, бай!

        Угомон тебя возьми…

        Спи, посыпай.

               Боронить поспевай…

   б) Дождик, дождик, пуще,

        Дам тебе гущи…

   в) Сшит колпак,

        Да не по-колпаковски.

   г) Скачет галка по ельничку,

        Бьёт хвостом по березничку.

        Наехали на галку разбойнички,

        Сняли они с галки синь кафтан.

         Не в чем галочке по городу гулять.

         Плачет галка, да негде взять…

    д) Лёгок на помине.

    е) Один в поле не воин.

4. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?

    а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».

    б) «А ларчик просто открывался».

    в) «У сильного всегда бессильный виноват».

    г) «Ты всё пела? Это дело.

         Так поди же попляши!»

     д) «А Васька слушает да ест».

5. Из какого произведения эти строки?

    а) «Там королевич мимоходом

        Пленяет грозного царя…»

    г) «Да, были люди в наше время,

         Могучее, лихое племя:

                    Богатыри – не вы».

    д) «Сват приехал, царь дал слово,

         И приданое готово:

         Семь торговых городов

         Да сто сорок теремов…»

6.Вот рукопись из бутылки, выловленной в море. Можете ли вы восстановить название рукописи, которая частично оказалась поврежденной?

«С_ _ _к_    _    _а_е    _а_ _а_е,   о   _ы_е   _ _о   с_а_н_ _    и   _ог_ч_ _   б_ _а_ _р_   к_ _з_   _в_ _ _н_   С_ _ _ а_ _ в_ _ _   и   о   _ _ ек_ _ с_о_   _а_ _в_ _   _е_ _д_».

7.Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора.

     Говорящее чудесное зеркало

     Только серая дырявая свитка

     Горошина

     Белый мраморный мальчик

     Острый сверкающий нож и меховая муфточка

8. Перед вами стихотворение русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой. Попробуйте объяснить, что испытывает автор этих строчек? Почему детство называется раем, «золотыми временами»? Какую роль в этом играют книги? Почему литературные герои названы друзьями, «золотыми именами»? Из каких произведений эти герои и кто их автор?  

Книги в красном переплёте

 Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Чуть лёгкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

- «Уж поздно!» - «Мама, десять строк!»…

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона…

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушёл во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы…

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

 9. Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе? Назовите авторов, так озаглавивших свои произведения.

10. Давайте поиграем в буриме – напишем стихотворение, используя заданные рифмы. Сразу признаемся, что эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М. Ю. Лермонтова.

безумный – шумный

гранит – покрыт

родится – промчится

герой - покой    



Предварительный просмотр:

5 ВАРИАНТ

  1. Вспомните, под какими псевдонимами  нам известны эти писатели: (5б.)

А) Максим Горький

Б) Антоша Чехонте

В) Александр Михайлович Гликберг

Г) Марк Твен

Д) Аврора Дюдеван

  1. Дайте определение слова «рассказ». Особенности рассказа. (3б.)
  2. «Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»                Сказ

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»                Поэма

И.А.Крылов «Волк на псарне»                          Сказка

«Повесть временных лет»                                 Летопись

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»              Баллада

Р.Стивенсон «Вересковый мёд»                        Басня

В.А.Жуковский «Спящая красавица»               Рассказ

  1.   Что обозначают выражения? Откуда  они произошли? (2б. за каждое значение выражения)

А)      «Ахиллесова пята»

Б)      «Авгиевы конюшни»

  1. Придумайте (в стихотворной форме) 1 загадку о предметах домашнего обихода (из 4 – на выбор – 1): о  компьютере, об утюге, о холодильнике, о телевизоре.

     (1 загадка – 5 баллов)

  1. Интерпретация лирического  произведения. (10б.)

                                                                                М.Исаковский      

                                   Родное

      Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок.

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог.

По оврагам, по обрывам,

 Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

На ветвях танцуют белки,

Лес, обветренный, молчит.

Солнце в облачные щелки

Шлёт раскосые лучи.

У опушки дремлют кони,

Подпирая боком ель.

Снится им, что в поле стонет

Безголосая метель.

Школьный дом многоэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

Гусь степенный в луже моет

Свой гусиный красный нос…-

Всё моё и всё родное,

Чем я жил и где я рос.

  1. Каково настроение стихотворения? Понаблюдайте, его нельзя определить только одним словом. Зависит ли от этого интонация при чтении?
  2. В этом стихотворении поэт использовал для образности много метафор и олицетворений. Найдите их, объясните, как вы их понимаете.
  3. Прокомментируйте название стихотворения.
  4. Сколько строф понадобилось автору, чтобы передать свои мысли, своё восприятие жизни?
  5. В каких строчках заключена главная мысль, идея этого лирического произведения?

 

                                                                                                                                                     

Ответы 5 вариант:

1. .Вспомните, перед какими псевдонимами  нам известны эти писатели: (5б)

А) Максим Горький – Алексей Пешков

Б) Антоша Чехонте  - Антон Чехов

В) Александр Михайлович Гликберг – Саша Чёрный

Г) Марк Твен – Самюэль Клеменс

Д) Аврора Дюдеван -  Жорж Санд

2.  Рассказ – маля форма эпического рода литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа. (3б.)

3 . «Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»                Рассказ

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»                 Сказ

И.А.Крылов «Волк на псарне»                          Басня

«Повесть временных лет»                                 Летопись

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»              Поэма

Р.Стивенсон «Вересковый мёд»                        Баллада

В.А.Жуковский «Спящая красавица»               Сказка

4. а) «Ахиллесова пята» - уязвимое место, слабая сторона. Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.

б) «авгиевы конюшни» - очень загрязнённое место, запущенное помещение. Из буквального словосочетания, т .е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, это конюшни, которые не убирались 30 лет, геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. (2б. за каждое значение выражения)

5. (1 загадка – 5 баллов)

6. 10б.



Предварительный просмотр:

                                                                     4 ВАРИАНТ

Задания

1. Заполни таблицу:

фамилия

имя, отчество

жанр

произведение

Пушкин

«Руслан и Людмила»

Михаил Юрьевич

«Бородино»

Крылов

«Волк на псарне»

Василий Андреевич

«Спящая царевна»

Павел Петрович

«Медной горы Хозяйка»

2. Кто из русских поэтов XIX века написал о зиме:

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идёт волшебница зима…»?

а) А. А. Фет; б) А. С. Пушкин; в) И. С. Никитин; г) Ф. И. Тютчев.

Ответ: ______________________________________

3. Назовите художественно-выразительное средство, используемое Ф. И. Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится…»:

«Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит…»

а) гипербола; б) олицетворение; в) повтор; г) постоянный эпитет.

Ответ: ______________________________________

4. Определите, как называется данный фрагмент басни И. А. Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват».

Ответ: ______________________________________

5. Какой вид рифмы используется в четверостишии А. А. Фета:

«А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса…»?

а) парная; б) опоясывающая; в) перекрёстная; г) нет рифмы.

Ответ: ______________________________________

6. Творческое задание.

Используя слова (снег, щенок, солнце, бисер, книга, сюрприз, краски), придумай и запиши историю (в любом жанре). Озаглавь полученный текст.

Олимпиада по литературе«Юный литератор» (5 класс). Школьный тур.

Ответы

1. Заполни таблицу:

фамилия

имя, отчество

жанр

произведение

Пушкин

Александр Сергеевич

поэма

«Руслан и Людмила»

Лермонтов

Михаил Юрьевич

стихотворение

«Бородино»

Крылов

Иван Андреевич

басня

«Волк на псарне»

Жуковский

Василий Андреевич

сказка

«Спящая царевна»

Бажов

Павел Петрович

сказ

«Медной горы Хозяйка»

Максимальная оценка – 10  баллов.

2. Кто из русских поэтов XIX века написал о зиме:

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идёт волшебница зима…»?

Ответ: _____________ б) А. С. Пушкин._________

Максимальная оценка – 1  балл.

3. Назовите художественно-выразительное средство, используемое Ф. И. Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится…»:

«Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит…»

Ответ: _____________ б) олицетворение.________

Максимальная оценка – 1  балл..

4. Определите, как называется данный фрагмент басни И. А. Крылова:

«У сильного всегда бессильный виноват».

Ответ: ______________мораль.________________

Максимальная оценка – 1  балл.

5. Какой вид рифмы используется в четверостишии А. А. Фета:

«А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса…»?

Ответ: _____________ в) перекрёстная._________

Максимальная оценка – 1  балл.

6. Творческое задание.

Используя слова (снег, щенок, бисер, книга, сюрприз, карандаш), придумай и запиши историю (в любом жанре). Озаглавь полученный текст.

Критерии оценки:

  • Тема – 1 балл.
  • Идея – 1 балл.
  • Использование всех предложенных слов – 2 балла.
  • Композиция (стройность, целостность, красная строка) – 2 балла.
  • Использование изобразительно-выразительных средств языка-4 балла.
  •  Грамотность оформления – 5 баллов.
  • Речь ученика – 4 балла.
  • Оригинальность – 1 балл.

Максимальная оценка – 20  баллов.

Максимальная оценка за всю работу – 34  балла.



Предварительный просмотр:

                                                          Вариант 3

1. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.

1) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под     Алёнушкино окошко т так-то ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.

2)Жили-были кум с кумой – волк с лисой.

Была у них кадочка медку. А лисица любит      сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

- Кума, кума, - говорит волк, - кто-то стучит.

- А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса.

- Так поди, сходи, - говорит волк.

Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад…

3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

- Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

- Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

- Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.

Побежала курочка к речке.

- Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!

Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…»

4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть…

5) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей       одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.

Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

- В такую стужу ты рубишь?

- В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился…

  1. Соотнесите термин и его определение.

           (2,5 б.)

       Термины:

       1.Юмор

       2.Басня

       3.Пословица

       4. Поговорка

       5. Пейзаж

  1. Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
  2. Описание природы в литературном произведении.
  3. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.

4.Краткое образное выражение, незаконченное высказывание

5.Вид комического, весёлый, безобидный, смех.

3. Соотнесите эпизоды сказки «По щучьему велению» и элементы композиции.

   (3 б.)


 1.Зачин -

  2. Завязка действия -

  3. Развитие действия -

  4..Кульминация -

  5. Развязка -

  6.Концовка -  

1.А в это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошко и говорит потихоньку: «По щучьему велению, по моему хотению - пускай царская дочь меня полюбит».

2.Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: «Вот уха будет сладка!» Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь».

3.Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок - Емеля.


4.А у царя во дворе крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж.


5.Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.


6. Царь сильно испугался, стал прощения просить: «Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня».

4. В  квадрате зашифрованы фамилии русских писателей. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите эти фамилии.

(3,5 б.)

Ж

у

к

Б

а

ж

н

с

А

о

в

с

о

и

т

Б

а

р

к

в

к

а

х

е

а

и

у

ш

ф

о

Ч

т

й

П

Н

ь

в

й

ы

н

в

о

е

в

и

к

с

о

с

  1. Допишите окончание пословицы.                                                                                      (3 б.)

За копейку спляшем

Горе
Лихо
Лешим слыть
От радости
День терять

     Злой плачет от зависти, а добрый от______________


В болоте тихо, да жить там_________


Морских топит море, а сухопутных крушит _________

И вашим и нашим________________________________

В лесу жить,_______________________________

Когда ни умирать,__________________________

6. Восстановите  название известной сказки. Укажите её автора.                                                             (2 б.)

     «С_ _ _к_ _ _а_е _а_ _а_е, о _ы_е е _о с_а_н_ _ и м_г_ч_ м б_ _а_ _ре

к_ _з_ Г_ _ д _н_ и о п _ ек_ _ с_ой _а_ _в_ _ Л_ _ _д_».

7. Назовите фамилии  иллюстраторов русских народных сказок и художников,  создателей картин на темы русских народных сказок .                                                                                                                                             ( По 1 б. за каждую фамилию)

                                                                                                                                                                                   8.Прочитайте сказку Феликса Кривина.

Научный спор

…Калоша и Босоножка отличаются тем, что как только окажутся рядом, тотчас заводят учёные споры.

- Какой мокрый этот мир, - начинает Калоша. – Идёшь, идёшь – места сухого не встретишь.

- Да что Вы! – возражает Босоножка. – В мире совершенно сухо.

- Да нет же мокро!

- Именно сухо!

Их споры обычно разрешает Комнатная Туфля:

- Коллеги, оставьте бесполезные споры. Мир бывает и мокрым, и сухим; мокрым – когда хозяйка моет пол, сухим – всё остальное время.

А теперь попробуйте сочинить маленькую сказку, где главные герои – самые обычные вещи. Например,  книга, варежка,телефон или воздушный шарик. Пусть вам в этом поможет  фантазия.(10б.)

                                        Ключ (3 вариант)

1.  1,4 - волшебные

 2, 3- про животных

 5 - бытовая

 2.  1.Юмор — 5 /вид комического, весёлый, безобидный, смех/.

       2.Басня — 3 /короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания/.

       3.Пословица — 1 /жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием/.

       4. Поговорка- 4 /краткое образное выражение, незаконченное высказывание/.

       5. Пейзаж — 2 /описание природы в литературном произведении/.

 3. Зачин - 3

      Завязка действия - 2

      Развитие действия — 1

      Кульминация - 4

      Развязка - 6

      Концовка - 5

4. Астафьев, Бажов, Баратынский, Жуковский, Носов, Пушкин, Чехов.

5.  Злой плачет от зависти, а добрый от радости

     В болоте тихо, да жить там лихо.

     Морских топит море, а сухопутных крушит горе

И вашим и нашим за копейку спляшем.                                                                                                В лесу жить, лешим слыть.                                                                                                               Когда ни умирать, день терять.

6. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне    Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

7. И.Билибин, В.Васнецов

8. Максимальное количество баллов-10 
При оценке творческой работы учитывается: 
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла); 
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0–2 балла); 
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла); 
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0–2 балла); 
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла). 
Предлагаем орфографическую и пунктуационную грамотность учитывать, но не оценивать..

Всего 28,5 б.



Предварительный просмотр:

                                                             Вариант2

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1. Джек Лондон «Любовь к жизни»

А. роман

2. А. Дюма «Три мушкетёра»

Б. сказка

3. М. Лермонтов «Парус»

В. басня

4. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Г. баллада

5. И. Крылов «Тришкин кафтан»

Д. рассказ

6. В. Жуковский «Светлана»

Е. стихотворение

7. Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Ж. повесть

2. Отгадайте загадки:
1) Шел долговяз, в сыру землю увяз.
2) Скатерть бела весь свет одела.
3) Вечером рассыпался горох, утром встал – нет ничего.

3. Историческое событие,  о  котором  идет  речь  в  стихотворении  М.Ю.Лермонтова  «Бородино»:  а)  Отечественная  война  1812 года, б)  Великая  Отечественная  война,  в)  первая  мировая  война.

4. Закончите пословицы: 
А) Красна птица перьем, …
Б)  Не зная броду,…
В) Слово –  серебро, …
Г) Глаза страшатся, …

5. Определите писателя по биографическим фактам.

А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

6. Определите, героями каких художественных произведений являются эти персонажи.

Солоха, Митраша, Тыбурций, Джон Сильвер.

7. Что такое эпилог?

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина: 
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

9. Придумайте монолог Солнца, Дождя, Школьного портфеля, Классной доски, Дерева,  Компьютера, Детской площадки, Учебника литературы (на выбор).

1. Джек Лондон «Любовь к жизни» - рассказ

    А. Дюма «Три мушкетёра» - роман

    М. Лермонтов «Парус» - стихотворение

    В. Г. Короленко «В дурном обществе» - повесть

    И. Крылов «Тришкин кафтан» - басня

    В. Жуковский «Светлана» - баллада

     Г. Х. Андерсен «Русалочка» - сказка

1. Д                             5. В

2. А                             6. Г

3. Е                              7. Б (7б)

4. Ж

2. 1)Дождь 2) Снег 3) Звёзды (3б)

3. а (1б)

4. а) … а человек – уменьем.

    б) … не суйся в воду.

    в) … а молчанье – золото.

    г) … а руки делают. (4б)

5. А) Пушкин А. С.

    Б) Лермонтов М. Ю.

    В) Толстой Л. Н. (3б)

6. Солоха – «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь, Митраша – «Кладовая солнца» Пришвин М. М., Тыбурций - В. Г. Короленко «В дурном обществе», Джон Сильвер – Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ». (8б)

7. Эпилог – это заключительная часть художественного произведения, рассказывающая о героях, их судьбе после изображаемых событий. (1б)

8. ямб (2б)

9. 10б - максимум



Предварительный просмотр:

                                                          Вариант1

Определение уровня начитанности.

«В какой сказке говорится…» (Укажите название и автора произведения).

1.В какой сказке говорится о том, как муха помогла королевскому слуге жениться на красавице принцессе?

2.В какой сказке говорится о том, как старушке с помощью нехитрых манипуляций удавалось вызвать атмосферные осадки?

3.В какой сказке говорится о совершенно неизвестном современной медицине способе появления на свет – из ячменного зерна?

4. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз-поцелуй царевны и женитьба на ней?

5. В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для обеих сторон?

6. В какой сказке говорится о том, как солдат удачно провел следствие и узнал тайну двенадцати королевских дочерей?

7. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента.

8. В какой сказке говорится о далеко идущих последствиях нарушения техники безопасности при обращении с устаревшим оборудованием?

9. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

Задание на сообразительность и знание теории.

Из строк какого автора составлено «произведение»? Укажите не только имя автора, но и названия произведений. Как называется «стихотворение», собранное из небольших отрывков разных поэтических произведений? На основе произведений какого жанра составлено предложенное? Запишите определение.

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки-

И сели на лужок под липки ,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

И у кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало-

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

Анализ текста.

Внимательно прочитайте текст, выполните задания.

1.Джонатан Свифт родился в 1667 году в ирландском городе Дублине.2. Отец его, бедный священник, умер еще до появления сына на свет.3. Не имея никаких средств на воспитание маленького Джонатана, мать вынуждена была отдать сына в семью богатого родственника, надеясь, что там он встретит любовь и ласку.4. Ожидания ее не оправдались.

5.Мальчик рано узнал горечь унижения и одиночество.6. Суровый и скупой, дядя во что бы то ни стало решил сделать племянника священником, и Джонатан, окончив, школу в возрасте 14 лет, вынужден был поступить на богословский факультет.7. Однако Джонатан не имел никакой склонности к церковной службе.8. Он избрал другой путь. 9.После окончания университета Свифт стал секретарем влиятельного дипломата и царедворца Вильяма Темпля. 10.В его доме Свифт наблюдал приближенных короля, которую позднее он так точно изобразил в « Путешествиях Гулливера» и других произведениях.

11. В свободное от службы время Джонатан жадно читает книги из библиотеки Темпля. 12.Хозяин дворца был большим любителем и знатоком литературы и искусства, поэтому в его доме часто собирались поэты, писатели и ученые, и Джонатан имел возможность подолгу беседовать с ними.

13.После смерти Темпля Дж. Свифт поступил на должность священника в маленькой деревушке в Ирландии, стране, подчиненной Англии.14. Положение народа здесь было особенно тяжелым.15. Свифт становится вождем и защитником обездоленных бедняков - разоренных ирландских крестьян и ремесленников.16. В своих произведениях Свифт под вымышленными именами высмеивает то чванливого герцога или графа, то лицемерного церковника, а то и самого короля.17. Неподкупность писателя была хорошо известна  английским аристократам, вот почему они так боялись разящего смеха писателя и ненавидели его самого.18. Зато Свифт был любимцем простого народа.19. Когда в 1745 году писатель умер, в последний путь его провожали сотни ирландцев. ( Л.Литвинова. Послесловие к изданию 1978 года, « Детская литература»)

1. Выпишите из текста слова – синонимы к предложенным словам и выражениям:

Заносчивый, высокомерный

Неискренний, лживый

Уважаемый, пользующийся авторитетом.

2.Сколько вопросов можно поставить к предложению?

Суровый и скупой, дядя во что бы то ни стало решил сделать племянника священником, и Джонатан, окончив, школу в возрасте 14 лет, вынужден был поступить на богословский факультет.

3. Найдите в тексте предложения, соответствующие по смыслу предложенным ниже:

А. У Дж.Свифта было горькое и трудное детство.

Б. Все свободное время молодой человек отдает чтению книг.

В. Свифт глубоко сочувствовал ирландскому народу в его борьбе за независимость.

Г. Свифт высмеивал недостатки людей независимо от того, какое место занимали эти люди в обществе.

Д. Правдивость Свифта – писателя , его насмешки над теми, кто заслуживал осмеяния, его смелость снискали писателю глубокое уважение простых людей.

Творческое задание.

Какие песни смогли бы спеть герои указанных сказок?

  1. Бременские музыканты из сказки братьев Гримм.
  2. Оле-Лукойе из сказки Андерсена «Оле-Лукойе»
  3. Кай из сказки Андерсена «Снежная королева»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 4 классов (школьный тур).

Данный материал был составлен и использован на подготовительном этапе в школьном туре перед городской олимпиадой....

олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс

олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс...

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов....

Олимпиадные задания по литературному чтению 3 и 4 класс.

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания по литературному чтению  для учащихся 3-х и 4-х  классов....

Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс

Сборник олимпиадных заданий по литературному чтению 4 класс...

Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс

Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс...