И.Никитин "Русь" УМК Планета Знаний 4 класс литературное чтение
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Пчелкина Лилия Васильевна

Данный материал поможет Вам провести хороший открытый урок по чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Донецк Ростовская

Урок литературного чтения в 4 классе

                                                      Тема: И.С.Никитин «Русь»

УМК  «Планета Знаний»

                                                                                                                        Учитель: Пчелкина Л.В.

2014 г.

Тип урока: Урок  открытия новых знаний.

Тема: Стихотворение И.С. Никитина «Русь» .

Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

Воспитательные:

  • Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому православному народу и истории России.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у учащихся  навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
  • Способствовать развитию  у учащихся связной монологической  речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

Здоровьесберегающие:

  • Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления  текста на смысловые части.

Личностные:

Ученик получит возможность

  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность

  • научиться  ориентироваться в своих знаниях,
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
  • научится использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

  • определять и формулировать тему и цель урока,
  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
  • вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность

  • научиться  оформлять свои мысли в устной форме,
  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

  • Технология продуктивного чтения.
  • Проблемно – диалогическая технология.
  • ИКТ технологии

Описание исходного уровня ЗУНов учащихся

На момент проведения урока учащиеся знакомы с понятием «лирическое произведение», отличительными признаками данного жанра.

Учащиеся первой группы имеют прочные знания по данной теме, умеют самостоятельно выявлять особенности текста, ставить логическое ударение, самостоятельно готовить партитуру для выразительного чтения, давать характеристику герою. Дети имеют высокий темп чтения, развитую речь, хорошо ориентироваться в тексте.

Учащиеся второй группы имеют хорошие знания по теме, умеют выявлять особенности текста, ставить логическое ударение, самостоятельно готовить партитуру для выразительного  чтения, давать характеристику герою, но необходима направляющая помощь в виде плана действий, наводящих вопросов. Дети читают по норме, неплохо ориентируются в тексте.

Учащиеся третьей группы слабо владеют знаниями по теме, выявляют особенности текста, ставить логическое ударение, готовить партитуру для выразительного чтения, давать характеристику герою только с помощью наводящих вопросов, помощи со стороны учителя. Темп чтения ниже нормы, речь развита слабо, плохо ориентируются в тексте.

Этап урока

цели

Учитель

Ученики

1)

Организационный

2) Проверка Д/З

3)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

4)

Новая тема

5)

Первичное чтение

6)Чтение и анализ

 1 части

7)Физминутка

8)Работа над выр. сред.языка

( 2 часть)

История 1380 г.

презентация (ученик)

9)Работа над

3 частью

10)

Прослушивание

АУДИОЗАПИСИ

Кубанского хора

Конкурс чтецов

11)

Итог урока

13)

Рефлексия 

14)

Домашнее задание:

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

Уч.: добрый день!

- За окном трещат морозы, а в нашем классе тепло и уютно!

– Кто из вас дети догадывается, почему так происходит??

– Оказывается, у нас сегодня в гостях лучшие учителя нашей школы!

– Хотите, чтобы стало еще светлее и теплее??

давайте повернёмся к нашим гостям и поприветствуем  своими улыбками и хорошим настроением!

- Я хочу вам всем пожелать хорошего настроения и положительных эмоций на весь сегодняшний  день.

–Посмотрите, всю землю  замело снегами и льдами,  очертания какой страны вы видите?

- Подберите слова синонимы к этому слову.

- Я думаю, что это страна Россия

Развитие связанной речи, обогащение знаний, умение передавать чувства словами. Прием анализа и синтеза.

Развитие речи, актуализация знаний.

Актуализация знаний.

Развитие умения работать со словарем.

Парная форма работы.

Обратная связь.

Регулирующий компонент.

Фронтальная форма работы, обогащение словарного запаса учащихся.

Развитие навыка осмысленного чтения.

Снятие утомляемости

Формирование навыка выразительного чтения

Развитие познавательного интереса.

Формирование умения выделять главную мысль, умение обобщать и делать выводы.

Развитие навыка выразительного чтения, учитывая все средства выразительности

Формирование умения выделять главную мысль, умение обобщать и делать выводы.

Дифференциация по объему и желанию.

На доске :

(На доске, появляются слова: Отечество, Россия, Отчизна.)

– Молодцы дети, вы настоящие россияне!

-А что вы представляете, когда произносите слово «Родина»?

Дома вы готовили задание по выбору расскажите.)

- А вы внимательно слушайте, чьё выступление вам больше понравится, почему?

–Дети, чьё выступление вам больше всего запомнилось, обоснуйте.

Выставление  отметок в журнал.

– Какие разные и интересные были у вас выступления.

–-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

–-Правильно, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством поэтов соч. стихи о родной земле

–- Ребята, а какие  поэты воспевают в стихах свою Родину, родные края.

–--Сейчас я хочу  рассказать  вам о жизни и творчестве русского поэта Ивана Савича Никитина .

–-- А вы внимательно слушайте мой рассказ.

–- Что интересного вы узнали о поэте?

Слово учителя о поэте.

Родился И.С. Никитин 3 октября 1824г. в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен.

 Стихи И. Никитина переведены на языки разных народов мира .

–-- Что интересного узнали о И. Никитине?

– Ребята, а хотите услышать стихотворение И. Никитина, которое первое появилось в печати и сразу сделало поэта знаменитым?

Откройте учеб. на с. 16 .

Обратите внимание, дети, что в учеб.

Стих сокращен, т.к он очень объёмный, но я вам советую взять в шк. библиотеке сборник стих И.Никитина и прочитать полностью всё стих.

–- Я вам прочитаю первую часть стих., а кто - то из вас продолжит моё чтение.(2 уч-ся)

–-- Слушайте и читайте вдумчиво, внимательно,

отмечаем непонятные слова

–  Вслушивайтесь в смысл стих,

– Какие чувства вызывает оно у вас?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА    слайд №

– Какие слова вам были непонятны?

– Прочитайте  на с. 16 сочетания слов.

 -Кто из вас может объяснить их смысл?

Прочитайте стихотворение самостоятельно и разделите текст на 3 смысловые части.

Подберите подходящие пословицы к этому стихот.

- Чему посвящена первая часть?

 - Вторая,

 - Третья...

- А какие выразительные средства языка использовал поэт.

Найдите и прочитайте.

– Какие картины вы нарисовали бы к 1 части?

Работа над выразительностью чтения.

- А есть ли рифма в стихотворении?

- По характеру стихосложения, что напоминает это произведение?

- Как же тогда нужно читать его?

- Верно, поэт писал это стихотворение

былинным языком.

- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

- Почему же Никитин именно так строит описание?

 Какая мысль важна для него?

- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь..." )

- Каким чувством пронизаны эти строки?

– Прочитайте выразительно 1 часть. (по желанию)9 уч -ся

(послед читать хором)

– Кому удалось передать характер стихотворения?

       - А хотите узнать, с чего начинается Родина?

СЛАЙД№

«С чего начинается Родина?»(мр 3)

- Так без кого не может существовать наша Родина?

–-А сейчас давайте прочитатаем  2 часть.( вслух)

-- Чему и Кому  она посвящена?

!!! –--Обратите внимание на 4 -стишия этой части  они состоят из вопросительных предложений.

Подумайте, к кому обращены эти вопросы?

– По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)

 – Такие вопросы требуют ответа? (Нет.)

-Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

–--Найдите определение в словарике

– Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт?

Рассмотрите иллюстрацию на  с.17 справа , что это за дата 1380г?

СЛАЙД№

(расскажет об этом …)

- Слушайте внимательно,

- В чем сила России?

                                    (оценить рассказ)

 –- Посмотрите на ваши рисунки, вот они герои богатыри земли русской!

– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний.

Прочитайте 3 часть стих.(читают по цепочке )

- Чему посвящена 3 часть?

- Что значит для поэта любить Русь? Прочитайте.

- Как вы думаете, что заключено в этих строках?

–--Какой приём выразительных средств языка использует поэт в этой части?(олицетворение) Прочитайте.

– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?

–--А сейчас я предлагаю вам полностью прослушать и прочувствовать стих Русь в исполнении Кубанского хора.

–-- Можете закрыть глаза, чтобы вас ничто не отвлекало.

– Подумайте, какие чувства вы испытывали, слушая это произведение?

- А как по новому зазвучало это стихотворение?

–-- А сейчас разделитесь на группы по 3 человека и подготовьте выр. Чтение.

– Перечитайте  стихотворение,   найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь»?

Выразительное чтение всего стиха

Работа в группах

–-- Кому из чтецов лучше  удалось передать характер стихотворения? Почему?

 - Ребята, мы с вами много прочитали произведений разных жанров и авторов, посмотрите на выставку книг и у вас я вижу (покажите) есть доп. книга для чтения по теме что же их всех объединяет?

- Подумайте, что хотел передать И.С Никитин своим стихотворением нам – своим потомкам?(детям 21 века)

СЛАЙД№

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте подведём итог нашей работе.

- Продолжите  фразы:

На уроке я понял…..

На уроке я почувствовал…..

Мне урок (не) понравился, потому что……

- Молодцы, вы показали что вы умеете читать осмысленно, вдумчиво, сопереживаете героям.

- Я думаю растёт достойная смена , которая сумеет постоять за Россию.

- Выразительное чтение стихотворения.

- Выучить наизусть любую из частей.

(по желанию)

–Россия, Отечество, Родина, ...

Дети рассказывают

 1)Выставка детских рисунков и комментарии:

Я нарисовал  эту картину:

–-«Россия – это мой дом. Мне очень нравится в этой стране, потому что у нас красивая природа, потому что наша страна – победитель! Я дорожу нашей Родиной, она самая красивая! »

–..

2) Фотовыставка и комментарии:

– А я бы подарил эту фотографии человеку, который никогда не был в России..

 - Родина для меня – это…

– Если скажешь слово Родина...

О России петь...наизусть стихи

(Устная оценка детей)

- Я, думаю, мы будем читать стихи о Родине,....

Шатёр -большая палатка, крытая тканью, коврами

Грань -плоская часть поверхности.

Нивы -засеянное поле

Мурава — молодая трава

Мгла — непрозрачный воздух

Казна- деньги, имущество государства

–Стихотворение начинается с описания природы.

– Описываются исторические события.

–- Говорится о могуществе и величие Руси

--Метафора — шатёр небес, цепи гор, и горами лёд ходит , мурава ковром стелется, пожар небес

ходит по морю. ..

–-Сравнение — нивы, что камыш, снег, что белый пух

--цепи гор стоят великанами,

–-снег что белый пух,

–-назвать матерью,

- Чтобы подчеркнуть необъятность страны.

-Поэт стоит так описание природы для того, чтобы показать какую огромную территорию занимает Русь.

-Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой.

–Гордость, любовь, почитание.

- Родина — это люди, её народ, чудо — богатыри русские!

– Богатырям русским,

историческим событиях-

– Поэт знает ответ на задаваемые ?, он уверен что и читатель на все ? Ответит утвердительно

Дети, используя презентации, рассказывают о трудных временах для Руси.

- Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ

– У тебя ли нет богатырских сил?

- Гордость, любовь и уважение к своей  стране

- Гордость, любовь и уважение

- Торжественно

– Прославлению Руси, могучей и великой.

- Я почувствовал..

- Я думаю,..

- Мне понравилось..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование "Планета Знаний" 3 класс литературное чтение

"Планета Знаний" 3 класс литературное чтение. Планирование....

Конспект открытого урока к семинару По УМК «Планета знаний» По литературному чтению Куприн «Завирайка»

Цели: Научить определять главную тему и идею литературного произведения.Перевести проблемную ситуацию рассказа в русло сегодняшнего дня.Вызвать живой отклик в душе ребенка по отношению к «братья...

Урок «открытия» нового знания по литературному чтению 2 класс Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)

Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)Цели урока для учителя:Образовательная:Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через со...

Проверка знаний по литературному чтению 4 класс по разделу "Поэтическая тетрадь"

Данный материал представляет собой проверку знаний учащихся 4 класса по литературному чтению по разделу "Поэтическая тетрадь" в виде кроссворда...

УМК "Планета знаний" Урок литературного чтения: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс.

Урок по литературному чтению во 2 классе с использованием сингапурских обучающих структур....

УМК "Планета знаний" 3 класс. Литературное чтение. Проверочная работа за год

Проверочная работа по литературному чтению тестового характера, 3 класс УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа Планета знаний 1 класс литературное чтение

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...