Урок обучения грамоте. 1 класс. Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок носит характер 1)закрепления знаний детей о звуках [и], [ы], учит различать их в словах и обозначать соответствующими буквами; определять роль букв и, ы при чтении;
2)развивает фонематический слух, речь, критическое мышление;
3)воспитывает культуру учебного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.
Цель: познакомить с буквами Ы, И как ориентирами чтения.
Задачи:
1) закрепить знания детей о звуках [и], [ы], учить различать их в словах и обозначать соответствующими буквами; определить роль букв и, ы при чтении;
2)развивать фонематический слух, речь, критическое мышление;
3)воспитывать культуру учебного труда.
Материалы к уроку: иллюстрации к речевой разминке, таблица «Звуки речи», таблица к игре «Путаница», демонстрационные карточки с гласными буквами, картинки с изображением лимонов, книг, тыкв, карточки со слогами, сигнальные карточки, запись на доске.
Ход урока
I Орг. момент.
Динь- динь – динь –
Звенит звонок:
Начинаем наш урок.
II Речевая разминка.
1. Гимнастика для губ и языка.
а) «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
б) Скороговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].
- Что мы должны этим показать?
(Как копытами стучат лошади.)
Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
Произнести скороговорку с разной интонацией:
- спокойно;
- сердито;
- весело, бодро
-Для чего мы учимся произносить скороговорки?
(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)
III Повторение изученного материала.
1. - Что нам помогает общаться?
(Речь.)
-Из чего состоит наша речь?
(Из предложений.)
- Из чего состоят предложения?
( Из слов.)
- Из чего состоят слова?
( Из звуков.)
2.Работа по таблице «Звуки речи».
- Расскажите по опорной схеме о звуках речи.
- Чем отличаются согласные от гласных?
- Чем отличаются ударные гласные от безударных?
- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)
3.Повторение о роли гласных букв
- К нам пришли на урок буквы.(На доске буквы: А,О,У,Э,Я,Ё,Ю,Е)
- Назовите их.(Хором)
- На какие 2 группы можно разделить эти буквы?
- Какие буквы указывают на твёрдость предшествующего согласного?
(А, О, У, Э )
-Какие буквы указывают на мягкость предшествующего согласного?
(Я, Е,Ё, Ю).
ФИЗМИНУТКА
«Кузнечики», «Стрекоза».
IV Работа над новым материалом.
- Определение темы.
Игра «Путаница»
- К нам на урок спешили буквы да запутались. Какие эти буквы?
(Выставляю буквы на доску: И, и, ы.)
Стадия вызова
Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эти буквы?
( Дети предлагают свои предположения.)
-Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв и и ы в словах.
- Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять буквы и и ы? (На что они могут указывать в словах?)
( Дети предлагают свои версии.)
- Проверим ваши предположения.
2.Слогозвуковой анализ слова «лимоны». ( Стадия осмысления)
(Показываю картинку, на которой изображены лимоны.)
- Что изображено?
(Лимоны.)
-Составим схему к этому слову. Открыли тетради для печатания.
(1 ученик работает у доски.)
- Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?
([и])
- Какой буквой обозначим?
( Буквой и.)
Подпишем её под гласным звуком.
-Какой согласный перед буквой и?
(Мягкий)
-Значит, на что указывает буква и?
(На мягкость предшествующего согласного.)
-Какой гласный звук в третьем слоге?
([ы])
-Какой буквой обозначим?
(Буквой ы.)
-Какой согласный перед буквой ы?
(Твёрдый.)
-Значит, на что указывает буква ы?
(На твёрдость предшествующего согласного.)
- Правильны ли были ваши предположения?
(Дети дают ответы.)
-Сделайте вывод о работе букв и и ы. которую они выполняют в словах.
(Дети делают вывод, используя опорные схемы:
3.Буквы И, и, ы.
- А теперь посмотрим, кто самый наблюдательный.
-Посмотрите на буквы. Что интересного вы заметили?
(Нет заглавной буквы ы.)
- Как вы думаете, почему?
(Заглавная буква ы отсутствует, т. к. она в русском языке не употребляется.)
ФИЗМИНУТКА
V Закрепление пройденного материала. (Стадия рефлексии)
1. Чтение слогов. (Работа в парах)
(У детей на столах листы., которых написаны слоги:
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
- Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)
- Прочитаем хором.
-Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.
(МИ, НИ, ЛИ, РИ)
-Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?
(Буква и.)
- Дополни слоги до целого слова.
МИ – мир, милый, Миша
НИ – низ, Нина
ЛИ – липа, лимон
РИ – рис, рисунок
- Прочитайте слоги, где согласный произносится твёрдо.
( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)
- Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?
(Буква Ы)
-Дополни слоги до целого слова.
МЫ - мыло, мысли, мыши
НЫ – нырять
ЛЫ – лыжи, лыжня
РЫ – рыба, рысь
- Какой слог сам по себе является словом?
(Мы)
- Составьте предложение, употребив в нём это слово.
(Мы ходили с мамой в театр.)
3.Наблюдение за ролью звуков [ы], [и] в названии множества предметов. (Работа с сигнальными карточками.)
- Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость и мягкость согласных звуков. В этом нам поможет разобраться игра.
Игра «Один – много».
-Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать.
(У каждого ученика карточки с буквами И, Ы.)
Шар – шары
День – дни
Стол – столы
Конь - кони
Гриб – грибы
- Что обозначают слова, в которых на конце мы слышали звуки [и] или [ы] и обозначали их соответствующими буквами?
( Эти слова обозначают не один, а много предметов.)
- Значит, если буквы И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.
5. Работа по учебнику «Азбука», с.53.
1) - Прочитайте заголовок.
(Считалка)
- Где мы используем считалку?
( Когда играем. Нужно выбрать водящего.)
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной считалкой.
2) Чтение считалки читающими детьми ( по 2 строчки).
3) Игра «Внимательный читатель»
- Прочитайте слова, где встречается буква ы.
(аты – баты, солдаты)
- Прочитайте слова, где встречается буква И.
(шли, купили, стоит, три)
-Есть ли в этой считалке слова, которые не употребляются в речи?
(Аты – баты.)
-Мы на риторике с вами говорили, что в считалках иногда встречаются слова, не имеющие смысла, они взяты для чёткости счёта, что и является примером «слово» аты-баты.
4) Чтение отдельных гласных букв в тексте считалки.
(Дети читают по цепочке – 1 ученик 1 строчка)
VI Итог урока.
- Мы сегодня хорошо потрудились.
- Чему учились на уроке?
- Какую роль играют буквы Ы и И в словах?
( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.
2.Если буквы И и Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)
- А теперь найдите сложите фигурки и прочитайте мои мысли о ваших успехах:
(Спасибо, молодцы, здорово)
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
МЫ НЫ ЛЫ РЫ мыло
МИ НИ ЛИ РИ Мила
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."
Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...
Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ
Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки обусловлена потребностями современного общества в социа...
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".
Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...
Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....