Урок литературного чтения "Чем должен жить человек?"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Класс: 4
Тема: «Чем должен жить человек?»
Цель: задуматься над тем, чем должен жить человек, найти ответ автора на вопрос в тексте.
Задачи:
Образовательные: создать условия для применения знаний, умений и навыков читательской деятельности; способствовать развитию умения определять настроение автора и литературных героев через слушание, чтение и анализ произведения, умения выражать свои чувства; способствовать формированию навыков правильного и выразительного чтения;
Развивающие: способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления; способствовать развитию эмоционального отношения к произведениям искусства;
Воспитательные: воспитывать любовь ко всему, что окружает человека; способствовать воспитанию чувства прекрасного и любви к литературе и музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_chtenie_mikhaleva_s.a.docx | 703.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»
Калужская область, Думиничский район
«Чем должен жить человек?»
Урок по литературному чтению в 4 классе
(По произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Учитель начальных классов
Михалева С.А
Новослободск, 2013г
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема: «Чем должен жить человек?»
Цель: задуматься над тем, чем должен жить человек, найти ответ автора на вопрос в тексте.
Задачи:
Образовательные: создать условия для применения знаний, умений и навыков читательской деятельности; способствовать развитию умения определять настроение автора и литературных героев через слушание, чтение и анализ произведения, умения выражать свои чувства; способствовать формированию навыков правильного и выразительного чтения;
Развивающие: способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления; способствовать развитию эмоционального отношения к произведениям искусства;
Воспитательные: воспитывать любовь ко всему, что окружает человека; способствовать воспитанию чувства прекрасного и любви к литературе и музыке.
Оборудование: презентация, музыка Э.Грига «Утро» , индивидуальные рабочие листы, учебник «Литературное чтение», сост. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
1.Мотивация к деятельности (подготовка учащихся к работе, выявление положительной эмоциональной атмосферы).
Звенит звонок веселый,
Настал открытий срок.
К познаниям готовы?
Тогда начнем урок!
Улыбнемся друг другу и приготовимся к разгадыванию новых тайн.
ΙΙ. Целеполагание и мотивация.
- Определение темы урока.
- Назовите имя автора и название произведения, с которым мы познакомились на прошлом уроке. (К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
- Сегодня мы познакомимся с заключительной частью произведения. Начнем знакомство необычно. Загляните в самый конец произведения и прочитайте последние 4 слова («…чем должен жить человек…)
- Так звучит главный вопрос нашего урока: «Чем должен жить человек?»
Слайд 1
- Какой знак препинания стоит после этих слов? (Многоточие)
- Для чего автор поставил многоточие? (Есть продолжение или недосказанность, что-то надо домыслить…)
- В литературе это называется риторическим вопросом. Риторический вопрос не требует ответа, но заставляет задуматься.
2. Постановка целей урока.
- Кто из вас может сформулировать цель урока?
(Задуматься над тем, чем должен жить человек, найти ответ автора на вопрос в тексте, выразить свое мнение по данному вопросу)
- Поможет нам в достижении целей Константин Георгиевич Паустовский, если вы будете вдумчивыми читателями и активными собеседниками.
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний.
Тестовая работа. Индивидуальная работа.
- Проверим, как вы поняли, прочитанное на прошлом уроке.
- Приступите к выполнению теста. Из возможных вариантов ответа, вы выбираете правильный.
- Приступим к проверке. За каждый правильный ответ вы ставите 1 балл.
Слайды 2-6
- Кого из русских писателей называют «певцом и защитником природы»?
А) К.Паустовского
Б) Б.Житкова
В) В.Драгунского
- К какому литературному жанру можно отнести произведение «Корзина с еловыми шишками»?
А) рассказ
Б) басня
В) сказка
- Кем был Эдвард Григ?
А) писателем
Б) композитором
В) музыкантом
- В какой стране происходят описанные в произведении события?
А) в России
Б) В Норвегии
В) В Америке
- Почему в кабинете Грига не было ковров, мягкой мебели?
А) Он любил простор
Б) У Грига была аллергия
В) Это могло приглушить звук.
-Запишите в рабочий лист полученное общее количество баллов.
6 баллов -максимум. Отложите листок в сторону, мы к нему вернемся в конце урока.
ΙV. Применение знаний и способов действий.
- Подготовка к восприятию завершающей 4 части произведения
(с.53- 58)
Словарная работа
- Уточним значение слов, которые встретятся в тексте 4 части.
Слайд- 7-8
Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах.
Симфоническая музыка – музыкальное произведение, исполняемое симфоническим окестром.
Музыкальная пьеса – небольшое музыкальное произведение.
- Сколько лет исполнилось Дагни? (18 лет)
- Куда она впервые собралась идти? ( На концерт симфонической музыки)
- Что, по вашему мнению, может случиться на концерте?
(Предположения учащихся)
- Проверим ваши предположения. Ваши одноклассники приготовили выразительное чтение описания концерта.
- Что надо соблюдать при чтении? (паузы, темп, громкость, правильность)
- Ваша задача – следить по тексту, обращая внимание на описание музыки и чувств Дагни.
2.Выразительное чтение 4 части текста ( читают хорошо подготовленные ученики)
3. Анализ прочитанного.
- О чем автор рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни)
- О чем была музыка? ( О ее родине)
- Найдите в тексте описание музыки (с.56 со слов «мелодия росла…)
- Прочитайте.
- Слов какой части речи много в описании? (Много глаголов)
-Почему автор использует так много глаголов? (Показывает развитие действия)
- Одинаково ли звучит музыка? ( Сначала медленно, потом с ускорением).
- В каком темпе надо читать? (Сначала медленно, затем с ускорением)
- С какой громкостью? (Сначала тихо, затем с нарастающей громкостью)
- Хотели бы вы послушать описанную Паустовским музыку?
(включить запись музыки)
- Какие картины всплыли в вашем воображении при прослушивании музыки?
(деревья, с которых срывает ветер листья, лес, горы, шум моря)
- Какие цвета вы взяли бы для написания картины? ( Теплые, яркие, светлые)
- Музыка способна вызывать в воображении картины, образы у людей , способных чувствовать.
4. Физминутка.
-Предлагаю выполнить физминутку под музыку Э.Грига.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер с деревьев сбивает росу.
Руки в стороны и тихо помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Сядем, и руки назад.
5.Работа в парах.
- Возьмите листы с текстом и установите правильную последовательность изменения чувств Дагни.
Предложения для текста.
Слайд 10
4.В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос.
3.Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.
2.Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок…
1.Сначала она ничего не слышала. Внутри неё шумела буря.
- Какие чувства испытывала Дагни сначала?
(Сначала она ничего не слышала. Внутри неё шумела буря)
- «Внутри нее шумела буря» Как понимаете выражение?
(Проснулось сразу много чувств и переживаний)
- Затем? (Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок…)
- Почему Дагни плакала? (Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности)
- Ведь плачут не только тогда, когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств. Слайд проверка текста
- Если текст вы установили правильную последовательность предложений, поставьте себе 4 балла.
6.Ответ на контрольный вопрос урока.
- Подарок, который преподнес композитор девочке, духовный или материальный? (Духовный)
- Смогла ли Дагни оценить этот подарок? Из каких слов вы это поняли?
(«Так значит это был он! С.56, … Спасибо за вашу щедрость…. С.57)
- Почему музыка Грига понятна и близка людям? (Композитор берет мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувствах, о любви, красоте, добре)
- Перенесемся на 10 лет назад… Что говорит Григ своей музыкой?
(«…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь, что она удивительна и прекрасна с.52)
- Что он хочет этим сказать? (Надо любить жизнь)
- Что в мыслях Грига говорит ему Дагни? («спасибо» не зная за что)
-Что в действительности говорит Дагни спустя 10 лет? (Спасибо)
- С каким чувством? (Чувством благодарности)
- За что она благодарна композитору? ( За щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить человек).
- Чем же должен жить человек? (Любовью) Слайд 11
- Жить с любовью к чему? (К жизни, к людям, к природе, к искусству, к Родине) Слайд
- Как вы думаете, изменится ли что-то в жизни героев под воздействием музыки? (Да)
- У рассказа есть продолжение.
«Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
- Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя!
И она засмеялась, глядя широко раскрытыми глазами на огни пароходов. Дядюшка Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Он знал, что ее жизнь не пройдет даром»
- Чем будет жить Дагни? (Любовью к природе, к искусству, к людям, к жизни)
- Мы внимательные читатели, так как все наши выводы совпали с выводами текста.
VΙ. Творческая работа по составлению синквейна (работа в группах)
слайд
- Предлагаю заняться творческой работой. Выразите свои чувства и обобщите выводы в 5 строках к слову
1. Жизнь
2. Ценная, интересная
3. Учит, воспитывает, развивает
4. Жизнь удивительна. Не проживи ее зря! Оставь после себя след.
5. Жизнь – чудесный дар!
VΙΙ. Рефлексия.
- Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
- Какие выводы сделали для себя?
- Оценим свою работу на уроке по следующим критериям.
слайд
«5»
- Получил за тест «5» (10 и более баллов)
- Читал без ошибок, выразительно
- Отвечал на вопросы правильно.
«4»
- Получил за тест «5» или «4» (8 и более баллов)
- При чтении допускал 1-2 ошибки
- Читал недостаточно выразительно.
- На вопросы отвечал часто правильно.
«3»
- Получил за тест «4» или «3» (4 и более баллов)
- При чтении допускал ошибки
- Читал невыразительно
- На вопросы отвечал редко, часто допускал ошибки
- Кто поставил себе «5», «4»?
- Надеюсь, теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту своей жизни.
VΙΙΙ. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
- Написать синквейн к словам природа, музыка, Э.Григ, Дагни (на выбор)
Литература.
- М.И.Байкова, Е.С.Гостимская Поурочные разработки по чтению, - М.: ВАКО , 2009.
- О.В.Узорова. Тесты по литературному чтению 4 кл. – М.: АСТ, 2009.
- Е.С.Галанжина. Уроки литературного чтения 3-4 кл.- ООО «Планета», 2011.
- Интернет ресурсы.
- Кого из русских писателей называют «певцом и защитником природы»?
А) К.Паустовского
Б) Б.Житкова
В) В.Драгунского
- К какому литературному жанру можно отнести произведение «Корзина с еловыми шишками»?
А) рассказ
Б) басня
В) сказка
- Кем был Эдвард Григ?
А) писателем
Б) композитором
В) музыкантом
- В какой стране происходят события, описанные в произведении?
А) в России
Б) В Норвегии
В) В Америке
- Почему в кабинете Грига не было ковров, мягкой мебели?
А) Он любил простор
Б) У Грига была аллергия
В) Это могло приглушить звук.
Предложения для текста.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос.
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.
Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок…
Сначала она ничего не слышала. Внутри неё шумела буря.
Предложения для текста.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос.
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.
Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок…
Сначала она ничего не слышала. Внутри неё шумела буря.
Предложения для текста.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос.
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.
Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок…
Сначала она ничего не слышала. Внутри неё шумела буря.
Предложения для текста.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос.
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.
Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок…
Сначала она ничего не слышала. Внутри неё шумела буря
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек должен жить в сфере добра
Отчёт по классному часу по теме : «Спешите делать добро»....
«Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Планируемая на уроке технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика в учебном процессе, но и на созда...
Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"
Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"
Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"....
Урок обучения грамоте.Чем должен жить человек. Л.Н.Толсктой "Белка и Волк"
Работа с баснями на уроках обучения грамоте( развитие речи)....
Урок обучения грамоте.Чем должен жить человек. Л.Н.Толсктой "Белка и Волк" Презентация
Презентация к уроку....
Открытый урок литературного чтения "Учимся жить устойчиво с бурятской народной сказкой «Медведь»"
Урок подходит к любому УМК. Целью урока являлось понимание учениками того, что человек не хозяин природы, что он учится у природы и познаёт её законы....