Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100" 2 вида
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Пояснительная записка к рабочей программе второго вида по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы «Литературное чтение», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - Москва: Издательство «Баласс», 2011.
Авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой. Количество часов сокращено в связи с изменениями внесёнными в базисный учебный план, т.к. в нём предусмотрено изучение литературного чтения – 2,5 часа в неделю. В результате за год сокращение составит 17 часов, т.е. вместо предполагаемых 102 часов предусмотрено 85 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 93
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1_
от 30 августа 2013 года
Председатель педсовета
______________ О.Н.Дегтярева
Подпись руководителя ОУ ФИО.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
II вида
по _____________________ __ литературному чтению________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 4 «А» класс_____
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 85 Уровень базовый
(базовый,профильный)
Учитель ___________________Трахунова А.В._________________________________
Программа разработана на основе
авторской программы «Литературное чтение», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - Москва: Издательство «Баласс», 2011.___________________________________
(указать примерную или авторскую программу/ программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
к рабочей программе второго вида по литературному чтению для
4 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы «Литературное чтение», 4 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - Москва: Издательство «Баласс», 2011.
Авторская программа по предмету в полном объеме является рабочей программой. Количество часов сокращено в связи с изменениями внесёнными в базисный учебный план, т.к. в нём предусмотрено изучение литературного чтения – 2,5 часа в неделю. В результате за год сокращение составит 17 часов, т.е. вместо предполагаемых 102 часов предусмотрено 85 часов.
№ п/п | № | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | |||
| 7 ч | 5 ч | ||
| 17 ч | 15 ч | ||
2.1. | Введение в тему | 4ч. | 2 ч | |
2.2. | Путешествие 1 | 4ч. | 4 ч | |
2.3. | Путешествие 2 | 9ч. | 9 ч | |
| 30 ч | 25 ч | ||
3.1. | Путешествие 3 | 3ч. | 2 ч | |
3.2. | Путешествие 4 | 4ч. | 4 ч | |
3.3. | Путешествие 5 | 10ч. | 7 ч | |
3.4. | Путешествие 6 | 6ч. | 6 ч | |
3.5. | Путешествие 7 | 7ч. | 6 ч | |
| 48 ч | 40 ч | ||
4.1. | Путешествие 8 | 5ч. | 4 ч | |
4.2. | Путешествие 9 | 6 ч | 5 ч | |
4.3. | Путешествие 10 | 10 ч | 8 ч | |
4.4. | Путешествие 11 | 4 ч | 4 ч | |
4.5. | Путешествие 12 | 3 ч | 3 ч | |
4.6. | Путешествие 13 | 5 ч | 4 ч | |
4.7. | Путешествие 14 | 10 | 8 ч | |
4.8. | Путешествие 15 | 5 ч | 4 ч | |
Итого | 102ч. | 85ч. |
2. Содержание обучения.
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по курсу «Литературное чтение».
№ п/п | Вид работы,тема | Дата | |
По плану | Факт | ||
1 | Обобщающий урок по разделу «Произведения современной детской литературы разных жанров». Проверочная работа №1. | 17.09. | |
2 | Обобщающий урок по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа№2. | ||
3 | Обобщающий урок по разделу «Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков». Проверочная работа №3 | ||
4 | Обобщающий урок по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» Проверочная работа №4 | ||
5 | Обобщающий урок по разделу «Детская литература XIX века» Проверочная работа №5 | ||
6 | Обобщающий урок по разделу. «Детская литература XX века».Проверочная работа №6 | ||
7. | Обобщающий урок по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» Проверочная работа №7 | ||
8. | Обобщающий урок по разделу «Интервью у детского писателя» Проверочная работа №8 | ||
12. | Итоговый контроль. Проверка техники чтения. |
- Содержание тем учебного курса.
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету.
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе:
П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин,
В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует умение работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им, как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «ИЗО».
- Основные требования к уровню освоения предмета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
- правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
- строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
- описывать и сопоставлять различные объекты;
- самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
- развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
- совершенствовать звуковую культуру речи;
- обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
- обучать чтению художественных произведений по ролям;
- развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
- уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
- самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
- развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
- уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
- уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
- развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
- развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
- размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
- коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
- развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения.
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
- не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
- осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
- использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
- составлять план к прочитанному;
- делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны:
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
- принимать участие в конкурсах чтецов;
- владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
- составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
3. Методическое обеспечение:
Список рекомендованной учебно-методической литературы.
1.Авторская учебная программа: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Чтение и начальное литературное образование», 2011.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. « В океане света» книга для чтения в 4 классе.- Части 1,2.-М.:Баласс, 2013
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». класс.- М.: Баласс,2013
4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. -М.: Баласс,2009.
5.Примерные программы начального общего образования. -М.: Баласс, 2012.
6. Письмо Департамента образования и науки Краснодарского края «Рекомендации по формированию образовательной программы образовательного учреждения» положение №1 от 06.04.2010 г. №47-3315/10-14.
7.Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г.№1089.
4. Электронно- образовательные ресурсы.
1. DVD « В мире сказок. Киновидеобъединение «Крупный план».
2. C.D фонохристоматия по литературе для 4кл.
3. DVD «Басни для детей «ООО «ДиВиДи- Клуб»
4 .AUDIO CD « Русские народные сказки в обработке А. Толстого ООО» РМГ Рекордс»
5. DVD “Сказки русских народных писателей» ЗАО « Твикс -Лирек» « Стихи ...»
6. mp3 ООО «МузПроект»
7. DVD название фильма или мультфильма « Киновидеобъединение «Крупный план»
8. AUDIO CD «Сказки ...» ЗАО « Классик Компани»
9. Уроки Кирилла и Мефодия «Литературное чтение» - 4 класс – мультимедийное учебное пособие. Москва: ООО «Кирилл и Мефодий».
10. DVD «Былины» ООО « DVD-клуб»
11. mp3 « Детские песни»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методической кафедры учителей начальных классов от 29 августа 2013 г. № 1. ____________ Л.А. Варганова (подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ В.И. Баша (подпись) «___ » августа 2013 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161634-1355143852.jpg)
рабочая программа по литературному чтению для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа составлениа на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-277712-1375455371.jpg)
Рабочая программа по Литературному чтению в 4 классе (КРН, VII вида), автор Л. Ф. Климанова.
Рабочая программа разработана обучения для детей с ЗПР с расчетом 4 часа/ неделю....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-240096-1368360542.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российско...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/10/picture-472848-1528663611.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 специального (коррекционного) класса VII вида
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 2специального(коррекционного) класса VII вида МОУ СОШ № 6 разработана на основе Федерального государственного образовательного станда...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-132061-1414349985.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса ( коррекционная программа 7 вида)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса , разработана на основе коррекционной программы 7 вида....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-407091-1392828141.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса VII вида УМК «Школа России» (В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова)
Программа разработана на основе программы для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида.Авторский коллектив под руководством С.Г.Шевченко М. «Парадигма» 2010...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/04/picture-541004-1628078390.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса,адаптированная для обучения учащихся по программе VII вида , УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для ученика 2 класса индивидуального обучения по программе 7 вида составлена на основе...