Урок литературного чтения для 3 класса
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Тема. Творчество И.Бунина. Анализ стихотворений "Детство", " Стоит зеленый ельник у дороги..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3-b_klasse2013g.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

 Тема: И.А. Бунин. «Детство», «Полевые

           цветы», «Густой зелёный ельник у

           дороги...»

Учитель начальных

классов Логачева Н.Е.

2013 год

Тема: И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...»

Цели урока:

Познакомить детей с биографией и творчеством И.А.Бунина.

Раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина.

Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

          Учить читать и понимать стихи.

           Развивать эмоционально-чувственное отношение к  природе.

Прививать любовь к русской поэзии.

Ход урока

I. Организационный  момент.

II. Проверка  домашнего задания.

-Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке?

-Выразительное чтение стихотворения К.Д.Бальмонта. «Золотое слово».

-Кто из вас выучил стихотворение наизусть?

III. Сообщение темы урока.

Седое небо надо мною

И лес раскрытый, обнажённый.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идёт холодный шум,

Внизу молчанье увяданья...

                                               Вся молодость моя — скитанья

Да радость одиноких дум!

-Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

              Учитель показывает презентацию:

              Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)

Учитель рассказывает о поэте.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Отец Ивана Алексеевича - Алексей Николаевич Бунин, мать - Людмила Александровна, урожденная Чубарова. В семье было девять детей, но пятеро умерли; старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину , был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: "больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни.  В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России.  Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.

IV. Изучение нового материала

1.Мотивация.

 -Знаете ли вы, что такое айсберг?

 (Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая  скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

2. Цели учебной деятельности.

        -На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…»

3.Работа над стихотворением «Детство»

– Сейчас услышите  стихотворение «Детство» (звукозапись).
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
– В нём рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся в слух.)

Словарная работа.

- Какие непонятные слова вам встретились?

    бор –   сосновый  лес

   аромат –   запах

  палаты –  помещения

зной -   жара

сладостный – приятный, доставляющий

                         удовольствие

прильнуть –   прислониться


- Ребята, почему стихотворение называется «Детство»? В нём что, рассказывается о маленьком Бунине? (Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве.)

- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

(Чем жарче день, тем сладостней в бору

дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару.

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.)

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

(Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.)

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения темы.

1. Чтение стихотворения «Полевые цветы».

- А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.(Стихотворение называется «Полевые цветы».)

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете?(дети перечисляют; ромашки, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой, и др.)

Чтение стихотворения учителем.

2. Работа после чтения.

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты».

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей...)

- Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, привезли издалека.)

- А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет «скромные сёстры и братья заморских цветов».

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они.)

БЛАГОВОННЫЙ — ароматный, душистый.

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

- Почему автора привлекают скромные полевые цветы?(Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорит про давно позабытые светлые дни».)

Выразительное чтение стихотворения.

3. Беседа о стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги...»

Чтение стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...» учителем

- Что произошло в зелёном ельнике? Как вы поняли?

(В ельнике шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжёлые рога...

- А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал:

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!)

4. Выразительное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что хотел донести до нас автор.(Выразительное чтение стихотворения.)

VII. Итог урока

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание

Наизусть 1 стихотворение по желанию.

Иллюстрации к стихотворениям по желанию.

«Детство», «Полевые цветы», Густой зелёный ельник у дороги...» выразительно читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...