Д.Мамин-Сибиряк Приёмыш.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
по теме: Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш» (2 урока)
4 класс
Цель: расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина – Сибиряка; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения; содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить.
Личностные УУД: проявление внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступка, эмоциональное отношение к собственным переживаниям;
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение;
Логические универсальные действия:
- анализ художественного произведения с целью выделения главного и существенного;
- выдвижение гипотез и их обоснование (предположение, почему так назван текст, что было бы если лебедю подрезали крылья);
- выделение непонятных слов, поиск их значения в толковом словаре;
- составление плана текста, восстановление (выборочный пересказ) с помощью плана;
- установление причинно-следственных связей (как правильно поступить)
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов по содержанию текста, поиск ответов на них;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствие с нормами родного языка;
- умение доказывать свою точку зрения, высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведения и их поступкам;
Регулятивные УУД:
- целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения то, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;
- планирование: планирование учебной деятельности;
- контроль правильности, выразительности чтения текста, выполнения заданий; самоконтроль с целью обнаружения расхождения с эталоном, реального действия и его результата
Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс, презентация по теме, ПК и проектор, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Самоопределение к деятельности | Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность. | 1.Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)
| 1. Проверяют готовность рабочего места к уроку. | Реакция на звонок, волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте. |
2. Актуализация знаний. |
|
| Читают подготовленные стихи Брюсова, Есенина, Цветаевой. Оценивают ответы одноклассников Разгадывают кроссворд, для определения автора нового произведения | Выставление оценок за домашнее задание. Контроль и коррекция ответов. |
3. Постановка учебной задачи | Определение темы и целей урока. |
Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо, А море без рыб – не море, А земля без зверей – не земля.
Прочитав произведение - познакомиться с героями - определить, кто такой Приёмыш - охарактеризовать главных героев - выяснить главную мысль - высказать своё отношение | Читают хором стих. и определяют тему урока (о природе), а по учебнику уточняют тему раздела «Природа и мы». Вспоминают план работы над художеств. произведением | Формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее. Планирование работы над произведением |
4.Формирование новых знаний | Расширение знаний об авторе. Знакомство с новым произведением Познавательные: работа с информацией, поиск и отбор нужной информации Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества Личностные: осознание значимости отобранного материала |
- Как вы думаете, кто такой «Приёмыш». Организует обсуждение гипотез.
- Кем же оказался приёмыш?
|
Учащиеся записывает в тетрадь Ф.И.О. писа-теля, слушают рассказ, смотрят презентацию, фиксируют главное, готовятся дополнить. Объясняют значе-ние слова из собствен-ного опыта и находят объяснение в словаре. Слушают образцовое чтение 1 части в исполнении учителя; 2 и 3 часть читают лучшие ученики; Прогнозируют, чем закончится эта история? 4 часть – чтение «по цепочке». Самостоятельно состав-ляют план рассказа.
Анализируют, дока-зывают, аргументируют свою точку зрения.
| Расширение знаний об авторе Знакомство с новым произведением Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Выявить уровень достижения ТДЦ урока. | Организует контрольно-оценочную деятельность работы каждого ученика | Дают самооценку своей деятельности и её результатов (показ солнышек)
| Дана объективная самооценка результатов своей деятельности. |
8. Информация о домашнем задании. | Дифференцировать применение полученных знаний учащихся. | Комментирует домашнее задание Обязательная часть: 1. Безошибочное, выразительное чтение текста Мамина-Сибиряка «Приёмыш» с.76-83. 2. Объяснение непонятных слов с помощью толкового словаря. Дополнительная часть: Чтение дополнительной литературы об авторе, пополнение знаний. Картинный план. | Записывают задание в тетрадь и дневник. | Выполнение домашнего задания в соответствии с индивидуальны-ми способнос-тями и интере-сами учащихся. |
2 урок.
Ход урока:
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1.Самоопределение к деятельности | Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность. | 1.Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)
| 1. Проверяют готовность рабочего места к уроку. | Реакция на звонок, волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте. |
2.Постановка учебных задач. | Поиск решения учебной задачи | Организует устный коллективный анализ учебной задачи, организует обсуждение гипотез учеников | Анализируют, доказывают свою точку зрения, строят речевые высказывания, исследуют условия учебной задачи | Определение учебной задачи и способов её решения |
3.Речевая разминка | Отработка навыков разных видов чтения | 1.Предлагает прочитать стихотворение: - шёпотом (птичий базар) - хоровое чтение - индивидуальное чтение с вопроси-тельной интонацией, с утвердительной интонацией - найдите глаголы - прочитайте, делая логические ударения на глаголы 2. Организует словарную работу | 1. Отрабатывают навыки чтения Лесничий. Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг-лесничий. 2.Объясняют слова: заводь, невод, протока, сайма, муштровать, муштра, сгрудятся, грезилось | |
4.Решение частных задач. | Первичный контроль проверки домашней работы | 1.Организует индивидуальную работу с тестом. 2.Проверят качество чтения текста, предлагая задания: - зачитайте, как Соболько встретил гостя; - встреча гостя с Тарасом; - откуда у Тараса взялся лебедь; - почему Тарас жил один вдали от людей; | Самостоятельное выполнение теста (приложение №1 ) Выборочное чтение | Осуществление контроля умения работать с содержанием текста |
Физкультминутка Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. | Выполняют движения | Здоровьесбережение | ||
5.Совместное исследование проблем. | Поиск решения поставленных проблем | Организует обсуждение гипотез и решение проблем: I. Что было правильнее: 1.поступить как Тарас; 2.подрезать лебедю крылья и сделать его ручным; 3.силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей? II. Трудно ли жить человеку вдали от других людей и почему люди на это идут? | Анализируют, доказывают свою точку зрения, строят речевые монологические и диа-логические высказыва-ния, исследуют условия учебной проблемы | Дети находят выход решения проблем, доказывают свою точку зрения |
6.Составление характеристик героев | Выявить причинно-следственные связи | Предлагает составить характеристику одного из героев Тараса, Соболько или Приёмыша | Дети заполняют табли-цу (групповая работа), затем зачитывают характеристики и сравнивают взаимоотно-шения между героями. (Приложение № 2 ) | Согласованность при работе в группах для достижения результата; умение выражать свои мысли |
7.Закрепление изученного. | Выяснение главной мысли текста. | Учитель подводит детей к определению основной мысли текста: - Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? Уточнение ответов детей: - А можно ли идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям. | Ученики рассуждают о главной мысли текста, обмениваются мнениями, объясняют смысл пословицы. | Выяснена главная мысль текста |
8.Подведение итога. | Оценка процесса и результата деятельности | Предлагает вернуться к плану работы и выяснить, выполнили ли мы намеченный план работы? | Дети просматривают план и выясняют всё ли они выполнили, что наметили | Выполнили весь план, оценили деятельность на уроке |
9.Рефлексия. | Учитель предлагает закончить предложения, высказав своё мнение:
| Выражают свои мысли | Зафиксировать результат своей деятельности, выстроить логическую цепочку | |
10.Информация о домашнем задании | Дифференцировать применение полученных знаний учащихся. | Комментирование домашнего задания: 1. Пересказать историю Собольки и Приёмыша 2.Придумать продолжение истории: «Что случилось с Приёмышем дальше?» | Выбор и запись домашнего задания в дневник | Выбор домашнего задания |
Приложение 1.
Тест по литературному чтению. Д.Н. Мамин –Сибиряк «Приёмыш».
- Определи жанр прочитанного произведения: сказка, рассказ, стихотворение, повесть, былина, легенда.
- Восстанови план:
□ Настоящая царская птица.
□ Гость на Светлом озере.
□ Встреча поздней осенью.
□ Жизнь втроём.
- Дополни описание: лебедь – птица (какая?) __________________________________________________________
- Закончи рассуждение:
Приёмыш остался сиротой, потому что _____________________________________________________________
Тарас взял лебедя домой, чтобы ___________________________________________________________________
Старик боялся отпустить лебедя, потому что _________________________________________________________
Тарас не стал подрезать крылья птице, потому что ____________________________________________________
Тарас надеялся, что лебедь не улетит, потому что , ____________________________________________________
- Как по-другому ты назвал бы прочитанное произведение? _____________________________________________
Приложение 2.
Характеристика Тараса. | |
| |
| |
| |
| |
|
Характеристика Собольки. | |
| |
| |
| |
|
Характеристика Приёмыша. | |
| |
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"
Цели: расширить знания учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...
Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" (Литературное чтение, 4 класс)
Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...
Д.Н. Мамин Сибиряк "Приёмыш" ( анализ произведения)
литературное чтение.4 класс...
Мамин - Сибиряк Приёмыш
Цель. Познакомить учащихся с произведением «Приёмыш» Мамина – Сибиряка Д. Н.Задачи. Познакомить с произведениями Мамина - Сибиряка Д.Н. разных жанров....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....