Д.Мамин-Сибиряк Приёмыш.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Грушина Наталья Евгеньевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d._mamin-sibiryak._priyomysh.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

по теме: Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш» (2 урока)

4 класс

Цель: расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина – Сибиряка; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения; содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить.

Личностные УУД: проявление внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступка, эмоциональное отношение к собственным переживаниям;

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:  самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение;

Логические универсальные действия:

- анализ художественного произведения с целью выделения главного и существенного;

- выдвижение гипотез и их обоснование (предположение, почему так назван текст, что было бы если лебедю подрезали крылья);

- выделение непонятных слов, поиск их значения в толковом словаре;

- составление плана текста, восстановление  (выборочный пересказ) с помощью плана;

- установление причинно-следственных связей (как правильно поступить)

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов по содержанию текста, поиск ответов на них;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствие с нормами родного языка;

- умение доказывать свою точку зрения, высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведения и их поступкам;

Регулятивные УУД:

- целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения то, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;

- планирование: планирование учебной деятельности;

- контроль правильности, выразительности чтения текста, выполнения заданий; самоконтроль с целью обнаружения расхождения с эталоном, реального действия и его результата

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс, презентация по теме, ПК и  проектор, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Самоопределение к деятельности

Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность.

1.Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)

     

1. Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Реакция на звонок,

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка на рабочем месте.

2. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Подготовка к изучению новой темы.
  1. Проверяет выполнение домашнего задания. Вовлекает всех учеников в работу на уроке.

  1. Организует вводную беседу о подарках и подарках животных.
  2. Организует работу в парах по разгадыванию кроссворда.

Читают подготовленные стихи Брюсова, Есенина, Цветаевой.

Оценивают ответы одноклассников

Разгадывают кроссворд, для определения автора нового произведения

Выставление оценок за домашнее задание.  Контроль и коррекция ответов.

3. Постановка учебной задачи

Определение темы и целей урока.

  1. Предлагает прочитать стихотворение и определить тему нового произведения.                  

                  Птицы, рыбы, звери

                  В душу людям смотрят.

                  Вы их жалейте, люди!

                  Не убивайте зря!

                  Ведь небо без птиц – не небо,

                  А море без рыб – не море,

                 А земля без зверей – не земля.

  1. Уточняет тему и цели урока.

Прочитав произведение

- познакомиться с героями

- определить, кто такой Приёмыш

- охарактеризовать главных героев

- выяснить главную мысль

- высказать своё отношение

Читают хором стих. и определяют тему урока    (о природе), а по учебнику уточняют тему раздела «Природа и мы». Вспоминают план работы над художеств. произведением

Формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее.

Планирование работы над произведением

4.Формирование новых знаний

Расширение знаний об авторе.

Знакомство с новым произведением

Познавательные:

работа с информацией, поиск и отбор нужной информации

Коммуникатив-

ные:

планирование учебного сотрудничества

Личностные:

осознание значимости отобранного материала

  1. Предлагает послушать рассказ ученика об авторе, посмотреть слайды презентации.

  1. Создаёт проблемную ситуацию.

- Как вы думаете, кто такой «Приёмыш».

Организует обсуждение гипотез.

  1. Организует чтение текста с.76-83 и самостоятельное составление плана.

  1. Организует выход из проблемной ситуации.

- Кем же оказался приёмыш?

  1. Побуждает к высказыванию своего мнения о прочитанном.
  1. Подготовленный ученик рассказывает о Мамине-Сибиряке;

Учащиеся записывает в тетрадь Ф.И.О. писа-теля, слушают рассказ, смотрят презентацию, фиксируют главное, готовятся дополнить.

Объясняют значе-ние слова из собствен-ного опыта и находят объяснение в словаре.

Слушают образцовое чтение 1 части в исполнении учителя;

2 и 3 часть читают лучшие ученики;

Прогнозируют, чем закончится эта история?

4 часть – чтение  «по цепочке».

Самостоятельно состав-ляют план рассказа.

  1. Решают проблемную ситуацию.

Анализируют, дока-зывают, аргументируют свою точку зрения.

  1. Отвечают на вопросы №2, №3 с.84.

Расширение знаний об авторе

Знакомство с новым произведением

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выявить уровень достижения ТДЦ урока.

Организует контрольно-оценочную деятельность работы каждого ученика

Дают самооценку своей деятельности и её результатов (показ солнышек)

        

Дана объективная самооценка результатов своей деятельности.

8. Информация о домашнем задании.

Дифференцировать применение полученных знаний учащихся.

Комментирует  домашнее задание

Обязательная часть:

1. Безошибочное, выразительное чтение текста Мамина-Сибиряка «Приёмыш» с.76-83.

2. Объяснение непонятных слов с помощью толкового словаря.

Дополнительная часть:

Чтение дополнительной литературы об авторе, пополнение знаний.

Картинный план.

Записывают задание в тетрадь и дневник.

Выполнение домашнего задания в соответствии с индивидуальны-ми способнос-тями и интере-сами учащихся.

2 урок.

Ход урока:

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Самоопределение к деятельности

Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность.

1.Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)

     

1. Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Реакция на звонок,

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка на рабочем месте.

2.Постановка учебных задач.

Поиск решения учебной задачи

Организует устный коллективный анализ учебной задачи, организует обсуждение гипотез учеников

Анализируют, доказывают свою точку зрения, строят речевые высказывания, исследуют условия учебной задачи

Определение учебной задачи и способов её решения

3.Речевая разминка

Отработка навыков разных видов чтения

1.Предлагает прочитать стихотворение:

- шёпотом (птичий базар)

- хоровое чтение

- индивидуальное чтение с вопроси-тельной интонацией, с утвердительной интонацией

- найдите глаголы

- прочитайте, делая логические ударения на глаголы

2. Организует словарную работу

1. Отрабатывают навыки чтения

Лесничий.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

2.Объясняют слова: заводь, невод, протока, сайма, муштровать, муштра, сгрудятся, грезилось

4.Решение частных задач.

Первичный контроль проверки домашней работы

1.Организует индивидуальную работу

с тестом.

2.Проверят качество чтения текста, предлагая задания:

- зачитайте, как Соболько встретил гостя;

- встреча гостя с Тарасом;

- откуда у Тараса взялся лебедь;

- почему Тарас жил один  вдали от людей;

Самостоятельное выполнение теста (приложение №1 )

Выборочное чтение

Осуществление контроля умения работать с содержанием текста

Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Выполняют движения

Здоровьесбережение

5.Совместное  исследование проблем.

Поиск решения поставленных проблем

Организует обсуждение гипотез и решение проблем:

I. Что было правильнее:               1.поступить как Тарас;

2.подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

3.силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей?

II. Трудно ли жить человеку вдали от других людей и почему люди на это идут?

Анализируют, доказывают свою точку зрения, строят речевые монологические и диа-логические  высказыва-ния, исследуют условия учебной  проблемы

Дети находят выход решения проблем, доказывают свою точку зрения

6.Составление характеристик героев

Выявить причинно-следственные связи

Предлагает составить характеристику одного из героев Тараса, Соболько или Приёмыша

Дети заполняют табли-цу (групповая работа), затем зачитывают характеристики и сравнивают взаимоотно-шения между героями.

(Приложение №  2 )

Согласованность при работе в группах для достижения результата;

умение выражать свои мысли

7.Закрепление изученного.

Выяснение главной мысли текста.

Учитель подводит детей к определению основной мысли текста:

- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил?

Уточнение ответов детей:

- А можно ли идею произведения высказать пословицей «Легко подружиться, тяжело разлучиться»? 

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.

Ученики рассуждают о главной мысли текста, обмениваются мнениями, объясняют смысл пословицы.

Выяснена главная мысль текста

8.Подведение итога.

Оценка процесса и результата деятельности

Предлагает вернуться к плану работы и выяснить, выполнили ли мы намеченный план работы?

Дети просматривают план и выясняют всё ли они выполнили, что наметили

Выполнили весь план, оценили деятельность на уроке

9.Рефлексия.

Учитель предлагает закончить предложения, высказав своё мнение:

  • Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
  • Рассказ помог понять…
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…

Выражают свои мысли

Зафиксировать результат своей деятельности, выстроить логическую цепочку

10.Информация о домашнем задании

Дифференцировать применение полученных знаний учащихся.

Комментирование домашнего задания: 1. Пересказать историю Собольки и Приёмыша

2.Придумать продолжение истории: «Что случилось с Приёмышем дальше?»

Выбор и запись домашнего задания в дневник

Выбор домашнего задания


Приложение 1.

Тест по литературному чтению. Д.Н. Мамин –Сибиряк «Приёмыш».

  1. Определи жанр прочитанного произведения: сказка, рассказ, стихотворение, повесть, былина, легенда.
  2. Восстанови план:

□ Настоящая царская птица.

□ Гость на Светлом озере.

□ Встреча поздней осенью.

□ Жизнь втроём.

  1. Дополни описание: лебедь – птица (какая?) __________________________________________________________
  2. Закончи рассуждение:

Приёмыш остался сиротой, потому что _____________________________________________________________

Тарас взял лебедя домой, чтобы ___________________________________________________________________

Старик боялся отпустить лебедя, потому что _________________________________________________________

Тарас не стал подрезать крылья птице, потому что ____________________________________________________

Тарас надеялся, что лебедь не улетит, потому что , ____________________________________________________

  1. Как по-другому ты назвал бы прочитанное произведение? _____________________________________________

Приложение 2.

Характеристика Тараса.

  1. Где жил?

  1. Когда поселился?

  1. Как выглядел?

  1. Каким был человеком?

  1. Черты характера.

Характеристика Собольки.

  1. Где жила? С кем?

  1. Как выглядела?

  1. Черты характера

  1. Отношения с другими героями

Характеристика Приёмыша.

  1. Кто это? Где жил? С кем?

  1. Как появился у Тараса?

  1. Как выглядел?

  1. Черты характера

  1. Отношения с другими героями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"

Цели: расширить знания  учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Мамин - Сибиряк Приёмыш

Цель. Познакомить учащихся с произведением «Приёмыш» Мамина – Сибиряка Д. Н.Задачи. Познакомить с произведениями  Мамина -  Сибиряка Д.Н. разных жанров....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....