РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Литературному чтению»
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Бурцева Анжела Александровна

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_3_klass_-_literaturnoe_chtenie.docx126.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                      Утверждено

методического совета                                                                                                                                      Приказ по школе

Протокол № ____ от _____________г                                                                                                          № ___от _______г

                           

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»

по «Литературному чтению»

для 3  класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области

Бурцевой Анжелы Александровны

Период  реализации программы: 1.09.2013 г. по 30.05. 2014 г.

                  ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. . Общая  характеристика учебного предмета, курса

Курс «Литературное чтение» охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-миро-воззренческий принципы построения программы  и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.

В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

  1. . Цели  и задачи:

Программа «Литературное чтение» направлена на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи:  

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

  1. . Нормативные  правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

-  приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования» (с изменения-ми и дополнениями);

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

-  примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);

-   приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

- приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, рас-положенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

- приказа МБОУ ООШ от ______________ года №_____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова

  1. . Сведения  о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе:

  • примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;
  • программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: Просвещение, 2013 г.

  1. . Информация  об используемом учебнике.

1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. В 2 ч.  3 класс – М.: «Просвещение», 2013 г.

2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс – М.: «Просвещение», 2013 г.

  1. . Обоснование  выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

 

- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования.

  1. . Информация  о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Содержание программы «Литературное чтение»  полностью соответствует авторской программе  Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г., изменения  внесены в учебно-тематический  план: добавлено 3  часа на за-крепление изученного мате-риала.

1.8.         Особенность курса.

        Отличительной особенностью курса «Литературное чтение» является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

1.9.         Основные  содержательные линии курса.

Учебник «Литературное чтение» для третьего класса включает  восемь разделов:

1.Книги—мои друзья  

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.

2. Жизнь дана на добрые дела

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

3. Волшебные сказки

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.

4.Люби всё живое  

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.

5. Картины русской природы  

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.

6. Великие русские писатели  

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.

7. Литературная сказка

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

8. Картины родной природы  

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.

1.10.        Место  предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с    учебным планом  школы рабочая программа «Литературное чтение»  в 3 классе составлена из расчета 3 ч в неделю, 105 часов в год,  (35 недель).

1.11.        Формы  контроля.

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Индивидуальная работа по карточкам

- Работа в паре, в группе

- Срезовые работы (тесты, проверочные, контрольные работы)

1.12.        Методы  изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

1.13.        Педагогические  условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок  рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся должны иметь общее представление:

  • об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
  • о функциональных особенностях фольклорных жанров;
  • об общих корнях и путях развития литературы разных народов;
  • о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;
  • об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10-12 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
  • имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;
  • 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.

Учащиеся должны уметь:

  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 80 - 90 слов в минуту;
  • различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
  • находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
  • находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;
  • эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
  • сравнивать характеры героев разных произведений;
  • сравнивать своё и авторское отношение к герою;
  • рассказывать о любимом литературном герое.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8.  Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
  6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1.  «Вводный урок» (2 час)

- знакомство со структурой учебной книги и умение в ней ориенти-роваться;    

 -формирование умений находить необходимую информацию в книге;

ориентироваться в художественной книге;

самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги;

- формирование умения взаимодей-ствовать в паре и группе (распреде-лять обязанности, составлять план совместных действий, договаривать-ся о совместных действиях).

Книги, прочитанные летом

Ориентироваться в учебнике по лите-ратурному чтению.

Объяснять условные обозначения.

Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе наз-вания разделов учебника, какие произве-дения будут в них изучаться, знать ав-тора и название книги.

Раздел 2.  «Книги - мои друзья» (3 часа)

-понимание ценности книги, отно-шения к ней в обществе; фор-е собст-венного отношения к книге;

- фор-е умений определять тему и главную мысль высказывания (на-ставления, поучения), главные (клю-чевые, опорные) слова; подтверждать свой ответ словами из текста;

- фор-е умения осуществлять поиск необходимой информации в учебной книге; ориентироваться в ней;

- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обя-занностей, составление плана совме-стных действий, умение договорить-ся о совместных действиях).

Вводный урок по содержанию разде-ла. Основные понятия раздела: книж-ная мудрость, печатная книга. Настав-ления детям Владимира Мономаха.

Б.  Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

Мы идём в музей книги.

Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Вла-димира Мономаха, поучительные настав-ления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б. Горбачевского, описы-вать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё выска-зывание. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Отбирать необхо-димую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

Раздел 3.  «Жизнь дана на добрые дела»  (14 часов)

- умение пользоваться различными информационными источниками;

-осмысление нравственных понятий и ценностей, принятых в обществе;

-определение темы и главной мысли текста, умение подтверждать свой ответ словами из текста; озаглавли-вание текста; создание текста на ос-нове отбора ключевых (опорных) слов;

- осм-е правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязаннос-тей, составление плана совместных действий, умение договориться о со-вместных действиях).

-опр-е темы урока, которая представ-лена различными объектами (фото-графиями, рисунками, экспонатами);

-умение находить необходимый мат-ал в биб-ке, в тематическом каталоге; создание плана экскурсии; отбор со-держания для экскурсии; осмысле-

ние понятий «благородный посту-пок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; определение главной мысли в тексте, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста;

-поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельный и целенаправлен-ный выбор книги;

-определение главной мысли в текс-те, определение последовательности событий; отбор опорных слов для со-здания собственного текста.

Вводный урок  по содержанию разде-ла. Основные понятия раздела: посту-пок, честность, верность слову. Рабо-та с выставкой книг.

Пословицы разных народов о челове-ке и его делах.

В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка.

Характеристика героя.

Создание рассказа по аналогии на те-му «Что такое добро».

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

М. Зощенко. Не надо врать.

Л Каминский. Сочинение.

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в  группе.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

Мы  идем в библиотеку. Рассказы о детях.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

Семейное чтение. Притчи.

Наш театр. В. Драгунский. Где это видано. Где это слыхано… Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.

Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравст-венных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рас-сказа; объяснять, в чем  была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать кни-ги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Знать по-словицы и поговорки из сборника.

Объяснять смысл пословиц. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии.

Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.  

Писать отзыв на прочитанную книгу.  Распределять роли; договариваться друг с другом.

Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достижения на основе диаг-ностической работы, представленной в учебнике.

Раздел 4.  «Волшебная сказка» (15 часов)

-выявление причинно-следственных связей, составление плана, подготов-ка подробного пересказа;

-формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; презентация информаций на основе рассказа, пересказа, сочинения;

- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обя-занностей, составление плана совме-стных действий, умение договорить-ся о совместных действиях).

-осмысление особенностей волшеб-ной сказки, характеристика героев волшебной сказки;

-поиск необходимой информации; презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения (как собственного текста на основе реаль-ного объекта  информации);

- самостоятельное чтение;

- узнавание книги по обложке; срав-нение разных книг; их классифика-ция; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов;

-умение находить книгу по темати-ческому указателю, каталожной кар-точке, по алфавитному каталогу;

-определение главной мысли, после-довательности  событий в тексте; отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста.

Вводный урок по теме «Волшебная сказка». Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Русская сказка Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки. Характеристика героя.

В Васнецов. Иван-царевич на сером волке. Рассказ по картине.

Русская сказка. Летучий корабль. Осо

бенности волшебной сказки. Харак-теристика героев.

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

Самостоятельное чтение. Русская сказка Морозко. Характеристика героев. Пересказ. Семейное чтение. Русская сказка Белая уточка. Смысл сказки. Пересказ.

Наш театр. Русская сказка По щучье-му велению. Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе.

Определять конкретный смысл понятий: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Читать вслух и про себя.

Определять отличительные особенности волшебной сказки.

Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. Определять тему и название выставки книг.

Группировать книги по подтемам. Представлять книгу.

Находить нужную книгу по тематичес-кому каталогу. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пере-сказывать текст на основе плана. Ха- рактеризовать героев сказки. Обсуж-дать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему.

Распределять роли, договариваться друг с другом.

Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Раздел 5.  «Люби всё живое»  (16 часов)

Представление книги, написание от-зыва

-организация работы по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование дейст-вий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, даль-нейшая корректировка);

- формирование умения осуществ-лять поиск необходимой информа-ции в книге; умение ориентироваться в учебной и научно познавательной книге; самостоятельный и целена-правленный выбор книги;

- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обя-занностей, составление плана совме-стных действий, умение договорить-ся о совместных действиях).

-осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа);

-формирование умения сравнивать художественный и научно-популяр-ный текст; определение отличитель-ных особенностей одного и другого текста.

1    Вводный урок по содержанию раз-дела.

2.Сравнение научно-познавательной и

       художественной литературы. К Паустовский. Барсучий нос.      

     В Берестов Кошкин кот. Вырази-тельное чтение. Б Заходер. Вредный кот.

 В.Бианки Приключения муравьишки. Правда и вымысел в сказке.

Как муравьишке бабочка помогала до

браться домой. О.Полонский. Мура-вьиное царство

Тим Собакин. Песни бегемотов.

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Периодика. Журналы для детей.

Самостоятельное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Пересказ.

 Н. Носов. Карасик.

 М.Горький Воробьишко.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

 

Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: художест-венный и познавательный рассказы; ав-тор-рассказчик, периодическая литерату-ра. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героя художественного произведения. Выявлять особенности юмористичес-кого произведения. Выразительно чи-тать стихотворения. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать  научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг

Раздел 6.  «Картины русской природы»  (8 часов)

Представление книги, написание от-зыва

-организация работы по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование дейст-вий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, даль-нейшая корректировка);

- формирование умения осуществ-лять поиск необходимой информа-ции в книге; умение ориентироваться в учебной и научно познавательной книге; самостоятельный и целе-направленный выбор книги;

- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обя-занностей, составление плана совме-стных действий, умение договорить-ся о совместных действиях).

-осмысление базовых ценностей (любовь, малая родина, природа);

-формирование умения сравнивать художественный и научно-популяр-ный текст; определение отличитель-ных особенностей одного и другого текста;

Вводный урок по содержанию разде-ла. Основные понятия раздела: наб-людение, пейзаж, средства художес-твенной выразительности.

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

Н. Некрасов. Славная осень. Средст-ва художественной выразительности: сравнение.

М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья. А.Фет. Осень.

И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

Самостоятельное чтение. К. Баль-монт. Снежинка.

Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

Картины природы в произведениях живописи.  

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.                                                                                                    

Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выра-зительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о кар-тине. Читать вслух и про себя. Нахо-дить слова. которые помогают предста-вить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворе-ния. Наблюдать картины в художествен-ном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблю-дать за развитием настроения в художес-твенном тексте. Объяснять используе-мые в тексте выражения.  Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.Прове-рять себя  и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагности-ческой работы, представленной в учеб-нике.

Раздел 7.  «Великие русские писатели» ( 17 часов)

-формирование умения эмоциональ-но откликаться на произведение ли-тературы и живописи;

-формирование умения составлять план урока (определение темы. цели и задач урока, планирование дейст-вий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий, даль-нейшая корректировка);

-формирование умения находить не-обходимую информацию в произве-дении живописи (тема, главная мысль, композиция).

-осмысленное чтение лирических текстов; понимание настроения сти-хотворения; определение своего со-бственного отношения;

-поиск необходимой информации по фотографии; осмысление объектов; понимание смыслов;

-соотнесение литературного текста с художественным образом;

-умение сравнивать разные произве-дения.

Вводный урок по содержанию раз-дела.

В. Берестов, А.С. Пушкин. Краткий пересказ. А. Пушкин. Зимнее утро.

И. Грабарь. Зимнее утро. А. Пушкин. Зимний вечер.

Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зим-ний пейзаж с избушкой.. А. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брей-гель. Зимний пейзаж

В. Суриков. Взятие снежного городка.

А. Пушкин. Сказка о царе Сал-тане…

Сказки А. Пушкина. И. Билибин - иллюстратор сказок Пушкина.

 И. А. Крылов. Басни. Викторина по

басням Крылова. И. Крылов. Слон и Моська, Чиж и голубь.

 Великие русские писатели.

Л.Толстой. Лев и собачка. Быль. Ле-беди. Л.Толстой. Акула. Книги ве-ликих русских писателей. .Л.Тол-стой. Волга и Вазуза. Л. Толстой. Как гуси Рим спасли.

Наш театр. И. Крылов. Квартет.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Что такое согласие.

Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: литератур-ная сказка, сказка в стихах, мотивы на-родной сказки, особенности построения сказки. Читать вслух и про себя. Нахо-дить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказы-вать текст. Находить слова, которые по-могают представить изображённые авто-ром картины. Создавать сочинение по картине. Сравнивать произведения ли-тературы и живописи. Знать сказки

Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличи-тельные особенности литературной сказ-ки. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста

Составлять план сказки.  Находить сло-ва, которые помогают услышать звуки моря, полёт комара, мухи, шмеля. Об-суждать в паре, когда используется при-ем звукозаписи. Соотносить иллюстра-ции и художественный текст. Озаглав-ливать иллюстрации. Называть басни И.А. Крылова. Рассказывать об особен-ностях структуры басни И.А. Крылова. Объяснять смысл басен Крылова.

Раздел 8.  «Литературная сказка» (13 часов)

-осмысление литературоведческих понятий (литературная сказка, герой, структура сказки);

-осмысление авторской сказки, ее основных особенностей; понимание главной мысли;

-умение давать характеристику геро-ям произведения;

--поиск необходимой информации в книге; умение ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; находить книгу в библиотеке с помощью тематичес-кого или авторского каталога;

- осмысление правил взаимодейст-вия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана сов-местных действий, умение догово-риться о совместных действиях).

-осмысление основных особенностей текста; понимание главной мысли;

-характеристика героев произведе-ния;

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

В Даль. Девочка Снегурочка..

В. Одоевский. Мороз Иванович.

.Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Во-робья Воробеивича, Ерша Ершо-вича и весёлого трубочиста Яшу.

Переводная литература для детей. Б. Заходер.Винни-Пух

Р.Киплинг. Маугли.

Дж. Родари. Волшебный бара-бан.

Мы идём в библиотеку. Литератур-ные сказки.Тим Собакин. Лунная сказка.

 Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе.

 Наш театр. С. Михалков. Упрямый козлёнок.

 Маленькие и большие секреты стра-ны Литературии.  Обощение по раз-делу.

Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут рассматриваться в разделе. Определять конкретный смысл понятий: литератур-ная сказка, народная сказка, предисло-вие, полный и краткий пересказ. Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять отличительные особенности литератур-ной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произ-ведения. Сравнивать героев произведе-ния на основе поступков. Определять  нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы.  Выявлять особенности переводной литературы. Сочинять возможный конец сказки.

Раздел 9.  Картины родной природы (18 часов)

-эмоциональный отклик на лиричес-кие произведения;

-осмысление произведений литерату-ры и живописи; сравнение произве-дений (что общего и в чем различие);

--создание своего текста на основе ключевых слов и выражений;

- осмысление правил взаимодейст-вия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение дого-вориться о совместных действиях).

-осмысление настроений лиричес-кого произведения С. Есенина;

--создание своего текста на основе ключевых слов и выражений;

- осмысление правил взаимодей-ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана со-вместных действий, умение догово-риться о совместных действиях).

 

Вводный урок по содержанию раз-дела.

Б. Заходер. Что такое стихи.

И.Соколов-Микитов. Март в лесу.

А.Майков. Весна. Е.Волков В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег.

С. Есенин. Сыплет черёмуха… В. Борисов-Мусатов. Весна.

С. Есенин. С добрым утром!

Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

А.Васнецов. После дождя. И. Шиш-кин. Дождь в дубовом лесу..

О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик.

М.Пришвин. Золотой луг.

А.Толстой. Колокольчики мои, цвети-ки степные…

Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелё-ный шум. Ф.Тютчев. В небе тают облака… А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. .

Сборники произведений о природе.

 Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я на-писал первое стихотворение.

Обобщающий урок по теме.

Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворе-ние, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэти-ческого творчества. Выявлять особен-ности текста-описания. Находить слова и сочетания, помогающие услышать звуки. Находить средства художествен-ной выразительности в художественном тексте. Находить слова, помогающие увидеть образы. Сравнивать произведе-ния литературы и живописи. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу.

Находить нужную книгу по тематичес-кому каталогу.  

Выбирать произведение для заучивания наизусть и выразительного чтения.

5. РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ –   ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и

выработки умений)

К – урок контроля, оценки и коррекции знаний

КР – контрольная работа

с/к - самоконтроль

и/к - итоговый контроль

и- индивидуальный

ф - фронтальный

№ п/п

Тема урока

Кол-во   часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы содержания

Формы контроля

УУД

Дата  проведения

Дата фактического проведения

Раздел 1.  «Вводный урок» (2 часа)

1.

Вводный урок. Знакомство с системой  условных обозначений.

1

Р

Вводный урок по со-держанию раздела.Ос-новные понятия раз-дела: книжная муд-рость, печатная книга.

Ф

Формировать умения нахо-дить необходимую информа-цию в книге; формировать умения взамодействовать в  группе.

2.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, книжная мудрость.

1

Р

Ф

Раздел 2.  «Книги - мои друзья» (3 часа)

3.

Б. Горбачевский.

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

ОНЗ

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга.

Обсуждать с друзьями нас-тавления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. На основе текста Б.Горба-чевского описывать пер-вую печатную книгу.

Знакомство с названи-ем раздела «Книги—мои друзья». Обсуждение высказы-вания  в паре. Чтение и обсуждение посло-виц, поговорок, зага-док о книге.  Знакомство с книгой Е. Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах». Знакомство с высказываниями Владимира Мономаха.

И

Формировать  умения рабо-тать с разными информаци-онными текстами, фотогра-фиями, репродукциями картин; иллюстрациями

4.

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

1

ОНЗ

И

5.

Проект. Мы идём в музей книги

1

ОНЗ

И

Формировать умение опре-делять тему;

учить извлекать информа-цию из различных источни-ков.

Раздел 3.  «Жизнь дана на добрые дела»  (14 часов)

6.

Основные понятия раздела: поступок, честность.

1

Р

Знать пословицы и пого-ворки из сборника. Объяснять смысл пословиц

Вводный урок по со-держанию раздела.Ос-новные понятия раз-дела: поступок, честность.

Знакомство с книгой В. Даля  «Пословицы и поговорки русского народа».

И

Формировать умения взамодействовать в  группе.

Выявление особенностей  литературной и народной сказок.

Выведение следствий.

Распределение обязан-ностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях.

7.

Пословицы и по-говорки разных народов народов о человеке и его делах

1

Р

8.

Пословицы и по-говорки русско-го народа.

1

Р

9.

10.

Н. Носов «Огур-цы»

2

ОНЗ

Р

Уметь объяснить свое от-ношение к поступкам ге-роев, составлять рассказа по аналогии.

Знакомство с рас-сказом Н. Носова «Огурцы».  

И

11

Мы идём в биб-лиотеку. Весё-лые рассказы пи-сателей.

1

ОНЗ

11.

М Зощенко «Не надо врать»

1

ОНЗ

Объяснять заглавия тек-ста, анализировать произ-ведения, делить текст  на части, пересказывать  по плану

Знакомство с расска-зом М. Зощенко «Не надо врать».

И

9.

Л. Каминский «Сочинение»

1

ОНЗ

Р

Объяснять заглавия тек-ста, анализировать произ-ведения, делить текст  на части, пересказывать  по плану.

Знать алгоритм написания отзыва на произведение.

Знакомство с произ-ведением Л. Камин-ского «Сочинение». Написание отзыва на книгу.

И

Формировать систему нрав-ственно-этических ценностей на основе совместного об-суждения проблем.

10.

М. Зощенко «Че

рез тридцать лет»

1

ОНЗ

Знакомство с произ-ведением Л. Камин-ского «Сочинение».

Учить работать с текстом.

Учить работать с книгой.

11.

Мы идем в библиотеку.

Веселые рассказы  писателей.

1

ОНЗ

Определять тему выстав-ки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Весёлые рассказы писателей.

И

Учить осмысливать понятие «юмористическая литерату-ра»;

учить работать в библиотеке (находить нужную книгу на вы-ставке, в тематическом и алфавитном каталоге)

12.

 13.

Н. Носов. Труд-ная задача.

Маленькие и большие секре-ты страны Лите-ратурии

2

ОНЗ

Определять тему выстав-ки, группировать книги по подтемам, представлять одну из книг по заданным параметрам, оценивать свои достижений.

Юмористические рассказы

И

Учить составлять план текс-та; учить подробно, кратко, выборочно пересказывать текст; составлять монологи-ческое высказывание на тему.

14.

В. Драгунский «Где это вида-но, где это слыхано…»

1

Р

Объяснять заглавия тек-ста, анализировать  произ-ведения, размечать текста. Выразительно читать по ролям.

В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано...». Инсцени-рование произведе-ния.

И

Осмыслить содержание про-изведения В. Драгунского «Где это видано, где это слы-хано...»; Учить распределять роли; коллективно обсуж-дать прочитанное; договари-

ваться друг с другом; учить читать по ролям, передавая особенности характера героя при помощи мимики, жестов и интонации.

15.

Обобщение по теме «Жизнь да-на на добрые де-ла»  

1

К

Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои достижения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

И

Проверить сформи-рованность предмет-ных и надпредмет-ных (чтение и работа с информацией) уме-ний.

Раздел 4.  «Волшебная сказка» (15 часов)

16.

Волшебные сказки. Урок ра-боты с книгой.

1

ОНЗ

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рас-сматриваться в данном разделе.

Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка,

Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

И

Знакомство с темой урока. Работа с выставкой книг. Классификация сказок. Зна-комство с особенностями волшебной сказки.

17.

18.

19.

20.

21

Герои волшеб-ной сказки «Иван –царевич и Серый волк»

5

ОНЗ

Р

Читать вслух и  про себя,

определять отличительные особенности волшебной сказки, давать характерис-тику герою сказки.

Знакомство со сказ-кой «Иван-царевич и Серый Волк».

И

Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов состоит волшеб-ная сказка. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по кар-тине.

22.

23.

24.

«Дерево держит-ся корнями, а че-ловек друзья-ми».

Русская народ-ная сказка «Ле-тучий корабль»

3

ОНЗ

Р

Знакомство со сказ-кой «Летучий ко-рабль».

И

25.

26.

Мы идем в биб-лиотеку «Мороз-ко»,

 «Белая уточка»

2

ОНЗ

Р

Определять тему выставки, группировать книги по под-темам, представлять одну из книг по заданным пара-метрам.

Русские и зарубежные сказки.

И

Определять тему и название выставки книг. Находить нужную книгу по каталогу

27.

28.

Наш театр  «По щучьему веле-нью» русская народная сказка

2

ОНЗ

Р

Делить  текст на части, под-робно пересказывать текст на основе плана.Характери-зовать героев сказки. Обсу-ждать в паре, в группе, кто из героев нравится и поче-му.

«Наш театр». «По щу-чьему велению». Под-готовка к инсцениро-ванию произведения.

И

Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и по-чему. Распределять роли, договариваться друг с дру-гом. Инсценировать произ-ведение.

29.

Маленькие и большие секре-ты страны Ли-тературии

1

Р

Проверять себя и самос-тоятельно оценивать свои достижения

        Русские сказки.  

И

Выполнение вопросов и за-даний учебника        

30.

Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

1

К

Исследовательская работа «Добро побеж-дает зло»

И

Раздел 5.  «Люби всё живое»  (16 часов)

31.

Я познаю мир. Энциклопедии и справочники

1

ОНЗ

Определять конкретный смысл понятий: художес-твенный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература, сравнивать науч-нопознава-тельный и художественный тексты; определять отличи-тельные особенности.

Энциклопедии и справочная литера-тура.  

Т

Предполагать на основе раз-дела учебника, какие произ-ведения будут рассматри-ваться в данном разделе. Оп-ределять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периоди-ческая литература. Сравнивать научно-познава-тельный и художественный тексты; определять отличи-тельные особенности. Сос-тавлять план текста, делить текст на части, подробно пе-ресказывать текст на основе плана. Характеризовать геро-ев сказки, рассказа. Выявлять особенности героев художес-твенного рассказа. Выявлять особенности юмористичес-кого произведения. Вырази-тельно читать стихотворе-ния. Определять смысл наз-вания произведения. Опреде-лять правду и вымысел в произведениях.

Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-попу-лярный текст.

Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название вы-ставки книг. Группировать книги по под-темам. Представлять книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Знать детскую периодичес-кую печать.Ориентироваться в содержании журнала.Нахо-дить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям про-изведения. Участвовать в работе группы; договаривать

ся друг с другом.  Распреде-лять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оце-нивать свои достижения.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

32.

Сравнение про-изведений К. Па

устовского «Бар

сучий нос» и текста «Барсук» из справочника

1

ОНЗ

И

33.

Веселые стихи для детей.В. Бе-

рестов «Кош-кин щенок»,

Б. Заходер «Вред

ный кот»

1

ОНЗ

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать.

Знакомство с произ-ведением В. Бересто-ва «Кошкин щенок». Знак-во с произведе-нием Б. Заходера «Вредный кот».

И

34.

35.

В. Бианки «Как муравьишка до-мой спешил»

2

ОНЗ

Р

Художественный и научно-познаватель-ный текст.

Т

К

36

Тим Собакин «Как летают бе-гемоты»

1

ОНЗ

Выразительно читать произ

ведение. Определять смысл названия произведения. Оп-ределять правду и вымысел в произведениях.

Знакомство с кни-гой Тима Собакина. Чте-ние стихотворения Тима Собакина «Песни бегемотов».

И

37.

38.

39.

Мы идем в биб-лиотеку. Стихи и рассказы о при-роде

3

ОНЗ

Р

Определять тему выставки группировать книги по под-темам, представлять одну из книг по заданным пара-метрам.

Сборники стихотво-рений и рассказов о природе. Периодичес-кая печать. Знаком-ство с детскими жур-налами «Трамвай», «Миша», «Юный на-туралист»,«Филя»,

«Свирелька».  Д.Мамин- Сибиряк «Серая Шейка».  Н.Носов «Карасик»

Т

И

40.

41.

42.

Наш театр М. Горький «Воро-бьишко»

3

ОНЗ

Р

Подготовиться к инсцени-рованию произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распреде-лять роли.

М.Горький «Воро-бьишко».Инсцени-рование произве-дения.

Т

И

43.

44.

45.

Маленькие и большие секре-ты страны Ли-тературии

3

ОНЗ

Р

Определять свою позицию по отношению к героям произведения, делить рас-сказ на смысловые части, озаглавливать каждую часть.

Т

И

46.

Обобщение по теме: «Люби всё живое»

1

К

Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои до-стижения

Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

к/р

Раздел 6.  «Картины русской природы»  (8 часов)

47.

И. Шишкин «Зима в лесу»

Н. Некрасов «Славная осень!..» Семейный фото-альбом

2

ОНЗ

Р

Рассматривать картину: опи

сывать объекты картины, рассказывать о картине

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить  изображённую автором картину. Определять срав-

нения, олицетворения, под-

бирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения.  Сравни-вать произведения литера-туры и живописи., подби-рать свои сравнения, оли-цетворения.

Конкурс на лучшего чтеца произведений о природе.  

И. Шишкин «Зима в лесу».

И

Предполагать на основе раз-дела учебника, какие произ-ведения будут рассматри-ваться в данном разделе.

48.

Знакомство с произ-ведением Н. Некра-сова «Славная осень»

И

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художест-венной выразительности (сравнения, эпитеты). Рас-сматривать картину: описы-вать объекты картины, рас-сказывать о картине. Нахо-дить слова, которые помога-ют представить  изображён-ную автором картину. Определять сравнения, оли-цетво-рения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в худо-жественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

49.

М. Пришвин «Осинкам холодно»,  

Ф. Тютчев «Листья»

1

ОНЗ

Знакомство с прои-зведением М.Приш-вина «Осинкам хо-лодно...». Знакомство с произведением Ф. Тютчева «Листья».

И

50.

«Мы прости-лись с запозда-лой  вереницею гусей…»

И. Бунин,

А. Фет,

В. Поленов

1

ОНЗ

И

51.

 Ах какая снеж-ная, белая ме-тель

1

ОНЗ

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

И

Объяснять используемые в тексте выражения.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Определять тему и название выставки книг.

Группировать книги по под-темам.

Представлять выбранную книгу.

Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои до-стижения

52.

Мы идем в библиотеку

К. Бальмонт «Снежинки», К. Паустовс-кий,

И. Остроухов, А Саврасов

1

ОНЗ

Определять тему выставки. Группировать книги по под

темам. Представлять одну из книг по заданным пара-метрам.

Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить  изо-бражённую автором карти-ну. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетво-рения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые по

могают увидеть эти карти-ны.

Стихотворения рус-ских поэтов о природе

К. Бальмонт «Сне-жинки».

53.

Готовимся к празднику

1

ОНЗ

Создавать собственного по-здравления.

Особенности текста-поздравления.

Создание собственного поздравления.

54.

Маленькие и большие секре-ты страны Лите-ратурии

1

ОНЗ

Проверять себя и самосто-ятельно оценивать свои до-стижения

Картины русской природы.

И

Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

Раздел 7.  «Великие русские писатели»  ( 17 часов)

55.

Произведения русских писате-лей.

1

ОНЗ

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Произведения русских писателей.

И

Знакомство с темой урока. Диалог

56.

57.

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Мороз и солн-це! День чудес-ный…», «Опрятней мод-ного паркета…»

2

ОНЗ

Р

Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

Обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи.

Озаглавливать иллюстрации.

А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане, о сы-не его Славном мо-гучем князе Гвидоне Салтановиче и о пре-красной царевне Ле-беди».

И

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать ге-роев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Соотносить иллюстрации и художественный текст.

.

58.

59.

60.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

3

61.

62.

Басни И. Кры-лова  «Слон и Моська»,  «Чиж и голубь»

2

ОНЗ

Соотносить отрывки басен И.А. Крылова с книгами басен.

Басни И. Крылова  «Слон и Моська»,  «Чиж и голубь»

И

63.

64.

65.

Рассказы Л. Тол-стого «Лев и со-бачка», «Лебе-ди», «Акула»

3

ОНЗ

Обсуждать в паре, в группе поступки героев, опреде-лять свою позицию по от-ношению к героям произ-ведения. Участвовать в ра-боте группы, договари-ваться друг с другом

Рассказы Л. Толстого «Лев и собачка», «Лебеди», «Акула»

И

Понимание текстов, извле-чение необходимой инфор-мации.

66.

Мастерская пи-сателя. Корректируем и редактируем текст

1

ОНЗ

И

67.

68.

Мы идем в биб-лиотеку  Рассказы Л. Тол-стого

2

ОНЗ

Р

Самостоятельное чтение вслух и про себя.

Произведения вели-ких русских писате-лей и поэтов.  

И

69.

Наш театр И. Крылов «Квар-тет»

1

ОНЗ

Инсценировать басни; рас-пределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен.

И. Крылов «Квартет».

И

Инсценировать басни; рас-пределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен.

70.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1

Р

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Работа с выставкой книг. Классификация книг. Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов».  

Анализ произведения А. Барто «Квартет».

Р

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

71.

Обобщение по теме: «Великие русские писате-ли»  

1

К

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

И

Раздел 8.  «Литературная сказка»  (13 часов)

72.

В. Даль «Девочка Снегурочка»

1

ОНЗ

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

И

Предполагать на основе раз-дела учебника, какие произ-ведения будут рассматри-ваться в данном разделе.

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.

Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

73.

В. Одоевский «Мороз Ивано-вич»

1

ОНЗ

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста.

И

74.

«Не делай дру-гому того, чего себе не пожела-ешь…» Сборник «Аленушкины сказки»

1

ОНЗ

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста.

«Не делай другому того, чего себе   не пожелаешь...». Из сборника «Алёнушки-ны сказки».  Анализ  «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

И

75.

Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

1

ОНЗ

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Называть изученные произведения переводной литературы.  

Переводная литера-тура для детей.

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»

И

76.

Законы джун-глей. Р. Киплинг «Маугли»

1

ОНЗ

Законы джунглей.

 Р. Киплинг «Маугли»

И

77

Дж. Родари «Волшебный барабан»

1

ОНЗ

Сравнивать героев произве-дения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки.

Дж. Родари «Волшеб-ный барабан

И

Сравнивать героев произве-дения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Состав-лять план сказки.

78.

Мы идем в библиотеку

Сказки русских писателей и поэтов

1

ОНЗ

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Литературные сказ-

ки русских писателей и поэтов.

Тим Собакин «Лунная сказка».

Ю. Коваль «Сказка про серебряного со-кола»

И

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собст-венные интересы или инте-ресы и желания других.

Сочинять возможный конец сказки.

79.

Тим Собакин. Лунная сказка.

1

ОНЗ

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

Сочинять возможный конец сказки.

И

80.

Ю. Коваль. Сказка о сереб-ряном соколе

1

ОНЗ

И

81.

82.

Наш театр

С. Михалков «Упрямый коз-ленок»

2

ОНЗ

Р

Участвовать в работе груп-пы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

«С.Михалков «Упря-мый козлёнок».

И

Участвовать в работе груп-пы, договариваться друг с другом. Инсценировать про-изведение.

83.

84.

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка».

2

Р

К

Работа с выставкой книг. Классификация книг.

Сочинение сказки.

«Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии». Работа с выставкой книг. Классификация книг.

Сочинение сказки

И

Проверять себя и самостоя-тельно оценивать свои до-стижения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

И

Раздел 9 «Картины родной природы»   (18 часов)

85.

Т. Коти  «В род-ном краю…»

1

ОНЗ

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рас-сматриваться в данном разделе. Определять кон-кретный смысл понятий: творчество, стихотворе-ние, рассказ, настроение.

Стихотворение Т. Коти «В родном краю

И

Анализ стихотворения                 Т. Коти «В родном краю».  Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...».  

86.

Б. Заходер «Что такое стихи?»

1

ОНЗ

Стихотворение  Б. Заходера «Что такое стихи?».

И

Анализ стихотворе-ния Б. Заходера «Что такое стихи?».

87.

88.

Зима в изобра-жении И. Соко-лова-Микитова,

А. Майкова,

 С. Есенина,

В. Пурвита,

 В. Борисова-Мусатова

2

ОНЗ

Выявлять особенности тек-ста-описания. Находить слова и словосочетания, ко-торые помогают услышать звук. Находить средства художественной вырази-тельности в художествен-ном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

Произведение И. Со-

колова-Микитова «Март в лесу».  Стихотворение

А. Майкова «Весна».  Стихотворение

С. Есенина «Сыплет черёмуха...»  

И

Выявлять особенности тек-ста-описания. Находить слова и словосочетания, ко-торые помогают услышать звук. Находить средства художественной вырази-тельности в художествен-ном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

89.

С. Есенин

«С добрым ут-ром»

1

ОНЗ

Стихотворение      С. Есенина «С добрым утром». Знакомство со сборником стихов

С. Есенина.

И

90.

91.

Весенняя гроза. Ф, Тютчев,

 И. Шишкин,

А. Васнецов

2

ОНЗ

Р

Выявлять особенности тек-ста-описания. Находить сло

ва и словосочетания, кото-рые помогают услышать звук.  Находить средства ху

дожественной выразитель-ности

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу».

И

Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

92.

93.

Золотой луг.

О.  Высотская, З.Александрова

М. Пришвин

2

ОНЗ

Р

Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.  Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведения живописи и стихотворения.

А. Рылов «Зелёный шум». СашА Чёрный «Летом»

 Ф. Тютчев «В небе тают облака...».  

А. Саврасов  «Сосно-вый бор на берегу реки».  

И

Выявлять авторское отноше-ние к изображаемому и пере-давать настроение при чте-нии. Определять тему и на-звание выставки книг.

Группировать книги по под-темам.

Представлять книгу. Нахо-

дить нужную книгу по тема-тическому каталогу. Выби-рать произведения для заучи-вания наизусть и выразитель-ного чтения.

94.

«Колокольчики мои, цветики степные…»

 А. Толстой,

1

ОНЗ

И

95.

96.

«Летом» А. Ры-лов, Ф. Тютчев, А Саврасов, Саша Чёрный

2

ОНЗ

Р

И

97.

98.

Мы идем в библиотеку

Стихи и рассказы о природе

2

Р

Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения.

Стихи и рассказы о природе.

И

99.

Итоговая контрольная работа.

1

К

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Итоговая контрольная работа.

И

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

100.

101.

102.

Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий.

3

Р

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Праздник читательских удовольствий.

Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений.  Презентация понравившихся произведений. Задание на лето.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение
  2. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»  Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. , М., «Просвещение». 2013 г.
  3. Карточки.
  4. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Литературное чтение».
  5. Технические средства : проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).

                              УМК «Перспектива»              3 класс        Бурцева Анжела Александровна,  Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 3 класса

Н.И. Роговцева,  Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова.  Технология.  3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3 класса

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.  «Изобразительное искусство»  3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 4 класса

ТЕХНОЛОГИЯ1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.         Общая  характеристика учебного предмета. ХХI век ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по литературному чтению для 1 класса

           Содержание программы «Литературное чтение»  полностью соответствует авторской программе  Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. С ...