РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 3 класса
рабочая программа (технология, 3 класс) по теме
Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова. Технология. 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_3_klass_-_tekhnologiya.docx | 128.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета Приказ по школе
Протокол № ____ от _____________г № ___от _______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
по «Технологии»
для 3 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области
Бурцевой Анжелы Александровны
Период реализации программы: 1.09.2013 г. по 30.05. 2014 г.
ТЕХНОЛОГИЯ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общая характеристика учебного предмета.
ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
- Цели и задачи:
Программа «Технология» направлена на достижение следующих целей:
– формирование личности ребенка;
– развитие универсальных учебных действий;
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи:
• овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической де-ятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способа-ми планирования и организации трудовой деятельности;
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, техни-ческого и логического мышления, глазомера;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окру-жающего мира;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их тру-да; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
- Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменения-ми и дополнениями);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, рас-положенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;
- приказа МБОУ ООШ от ______________ года №_____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова
- Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа по технологии составлена на основе:
- примерной программы начального общего образования по технологии.
- авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н. В. Шпикаловой , М, Просвещение, 2013 г.
- Информация об используемом учебнике.
- Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова. Технология. Учебник. 3 класс, М., Просвещение, 2013.
- Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс, М., Просвещение, 2013.
- Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту на-чального общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образова-тельном процессе в образовательных учреждениях.
- Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Технология» полностью соответствует авторской программе Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н. В. Шипиловой, изменения внесены в учебно-тематический план: добавлено 2 часа на закрепление изученного ма-териала.
- Особенность курса.
Особенность программы «Технология» заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
- Основные содержательные линии курса.
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
- Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Технология» в 3 классе составлена из расчета 2 часов в неделю, 70 часов в год (35 недель).
- Формы контроля.
- индивидуальный контроль
- практическая работа
- проект.
1.12. Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
1.13. Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны:
- Знать свойства изучаемых материалов, освоить приемы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе с проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
- Соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
- Различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
- Оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
- Овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
- Осмыслить понятие «развертка», усвоить правила построения развертки;
- Знать приемы составления композиции;
- Освоить понятия «масштаб», «чертеж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
- Уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
- Уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертеж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
- Знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
- Освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас), обработка мягкой проволоки, шитье мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки), создание пальчиковой куклы, создание объемной модели по заданному образцу, составление композиции из воздушных шариков, вязание крючком, соединение различных технологий в работе над одним изделием;
- Освоить технологию ручного ткачества, конструирование костюмов из ткани, бисероплетение.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ТЕХНОЛОГИЯ
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. «Здравствуй, дорогой друг!» ( 1 час) | ||
Деятельность человека в куль-турно-исторической среде, в ин-фраструктуре современного го-рода. Профессиональная дея-тельность человека в городской среде. | Как работать с учебником | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и свойствах, инструментах и правилах работы с ними). Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юно-го технолога» и технологической карты. Осмысливать понятия «город-ская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсо-вод». Объяснять новые понятия. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс осво-ения умений и навыков при изготовлении изделий |
Раздел 2. «Человек и земля» (39 час) | ||
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом.Объ-емная модель дома. Самостоя-тельное оформление изделия по эскизу. | Архитектура. | Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и м 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и техничес-кий рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализи-ровать линии чертежа, конструкции изделия. Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Находить отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирать способы крепления скотчем или клеем. Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия |
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. . | Городские постройки. | Сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдать и исследовать особенности работы с прово-локой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту. Организовывать рабочее место. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Применять при из-готовлении изделия правила безопасной работы новыми инструмента-ми: плоскогубцами, острогубцами – и способы работы с проволокой (скручивание, сгибание, откусывание). |
Природа в городской среде. Композиция из природных мате-риалов. Макет городского парка. Сочетание различных материа-лов в работе над одной компо-зицией. | Парк | Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков, использовать при составлении рассказа материал учебника и собственные наблюдения. Анализиро-вать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Определять назначение инструментов для ухода за растениями. Составлять самостоятельно эскиз композиции. На основе анализа эскиза планировать изготовле-ние изделия, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты, определять приемы и способы работы с ними.Приме-нять знания о свойствах природных материалов, выполнять из при-родных материалов, пластилина и бумаги объемную аппликацию на пластилиновой основе. |
Алгоритм построения деятель-ности в проекте, выделение эта-пов проектной деятельности. Создание тематической компо-зиции, оформление изделия. | Детская площадка | Применять на практике алгоритм организации деятельности при реа-лизации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помо-щью учителя заполнять технологическую карту и контролировать с ее помощью последовательность выполнения работы. Анализировать структуру технологической карты, со-поставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятель-ности в проекте, определенным по рубрике «Вопросы юного техноло-га». Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Про-водить оценку этапов работы и на ее основе корректировать свою деятельность. Создавать объемный макет из бумаги. Применять прие-мы работы с бумагой. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Применять при изготовлении деталей умения работать ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними. Составлять и оформлять компози-цию. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на воп-росы по презентации. Самостоятельно проводить презентацию груп-повой работы. |
Детская площадка | ||
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изго-тавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волок-на. Способы украшения одежды – вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иг-лой. Различные виды швов с исполь-зованием пяльцев. Технологический процесс произ-водства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический про-цесс его создания. Изготовление гобелена по образ-цу. Сочетание цветов в компози-ции. | Ателье мод | Различать разные виды одежды по их назначению. Составлять рас-сказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Соотно-сить вид одежды с ви-дом ткани, из которой она изготовлена. Делать вывод о том, что выбор ткани для изготовления одежды определяется назначением одежды (для школьных занятий, для занятий физической культурой и спортом, для отдыха и т.д.). Определять, какому изделию соответствует предложенная в учебнике выкройка. Сравнивать свой-ства пряжи и ткани. Определять виды, волокон и тканей, рассказы-вать о способах их производства. Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков. Различать разные виды украшения одежды – вышив-ку и монограмму. Различать виды аппликации, ис-пользовать их для украшения изделия, исследовать особенности ор-намента в национальном костюме. Составлять рассказ (на основе ма-териалов учебника и собственных наблюдений) об особенностях ис-пользования аппликации и видах прикладного искусства, связанных с ней. Определять материалы и инструменты, необходимые для выпол-нения аппликации. Организовывать рабочее место, рационально рас-полагать материалы и инструменты. Применять правила безопасной работы иглой. Осваивать алгоритм выполнения аппликации. Соот-носить текстовый и слайдовый план изготовления изделия, контроли-ровать и корректировать по любому из них свою работу. Оценивать качество выполнения работы по рубрике «Вопросы юного техно-лога». Осваивать и применять в практической деятельности способы укра-шения одежды (вышивка, монограмма). |
Работа с тканью. | Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализи-ровать и различать виды тканей и волокон. Сравнивать свойства материалов: пряжи и ткани. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Выполнять работу по плану и иллюст-рациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по ли-нейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе ши-лом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе соз-давать схему узора, подбирать цвета для композиции, определять или подбирать цвет основы и утка и выполнять плетение. Оценивать качество изготовления изделия по рубрике «Вопросы юного технолога» | |
Изготовление тканей. | ||
Новый технологический процесс – вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назна-чение вязанных вещей. Инстру-менты для ручного вязания – крючок и спицы. Правила работы вязаным крюч-ком. Приемы вязания крючком. | Работа с бума-гой и шерстяной нитью | Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вяза-ния, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя ма-териал учебника и собственный опыт. Осваивать технику вязания воз-душных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вяза-ния. Осваивать технику вязания цепочки из воздушных петель. Самос-тоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель. Анализировать, сравнивать и выбирать материалы, необхо-димые для цветового решения композиции. Самостоятельно состав-лять план работы на основе слайдового и текстового планов, запол-нять с помощью учителя технологическую карту и соотносить ее с планом работы. |
Вязание | ||
Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Созда-ние карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкрой-ка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнаваль-ного костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии. | Одежда для карнавала | Объяснять значение понятия «карнавал». Составлять рассказ о прове-дении кар-навала, обобщать информацию, полученную из разных ис-точников, выделять главное и представлять информацию в классе. Сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах. Оп-ределять и выделять характерные особенности карнавального костю-ма, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов кар-навальных костюмов. Осваивать способ приготовления крахмала. Ис-следовать свойства крахмала, обрабатывать при помощи его матери-ал. Работать с текстовым и слайдовым планами, анализировать и сравнивать план создания костюмов, предложенных в учебнике, выде-лять и определять общие этапы и способы изготовления изделия с по-мощью учителя. Использовать умение рабо-тать с шаблоном, осваи-вать и применять на практике умение работать с выкройкой и выпол-нять разные виды стежков (косые и прямые) и шов «через край». Со-блюдать правила работы с ножницами и иглой. Выполнять украшение изделий по собственному замыслу. |
Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, ее свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера. Освоение способов бисероплетения. | Бисероплетение. | Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах соз-дания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информа-ции и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать способы и приемы работы с бисером. Подбирать необходимые мате-риалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Соотносить схему изготов-ления изделия с текстовым и слайдовым планами. Выбирать для изго-товления изделия план, контролировать и корректировать выпол-нение работы по этому плану. Оценивать качество выполнения работы по рубрике «Вопросы юно-го технолога». |
Практическая работа. Кроссворд «Ателье мод». | ||
Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы опреде-ления массы продуктов при по-мощи мерок. Работа с бумагой, конструиро-вание модели весов. | Кафе «Кулина-рная сказка». | Объяснять значение слов «меню», «порция», используя текст учебника и собственный опыт. Составлять рассказ о профессиональных обязан-ностях повара, кулинара, официанта, используя иллюстрации учебника и собственный опыт. Пони-мать назначение инструментов и приспо-соблений для приготовления пищи. Определять массу продуктов при помощи весов и мерок. Использовать таблицу мер веса продуктов. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно рас-крой деталей изделия по шаблону и оформлять изделие по собствен-ному замыслу. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки. Экономно и рационально использовать мате-риалы, соблюдать правила безопасного обращения с инструментами. Проверять изделие в действии. Объяснять роль весов, таблицы мер веса продук-тов в процессе приготовления пищи. |
Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при при-готовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовле-ния пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости. | Фруктовый завтрак. | Объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и собственный опыт. Выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продук-та. Сравнивать способы приготовления блюд (с термической обработ-кой и без термической обработки). Готовить простейшие блюда по ре-цептам в классе без термической обработки и дома с термической обра-боткой под руководством взрослого. Соблюдать меры безопасности при приготовлении пищи. Соблюдать правила гигиены при приготов-лении пищи. Участвовать в сов-местной деятельности под руковод-ством учителя: анализировать рецепт блюда, выделять и планиро-вать последовательность его приготовления, распределять обязаннос-ти, оценивать промежуточные этапы, презентовать приготовленное блюдо по специальной схеме и оценивать его качество |
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. | Колпачок для яиц. . | Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Анализировать план работы по изготовлению изделия и заполнять на его основе технологи-ческую карту. Вы-полнять разметку деталей изделия с помощью ли-нейки. Изготавливать выкрой-ку. Самостоятельно выполнять раскрой деталей. Использовать освоенные виды строчек для соединения дета-лей изделия. Оформлять изделие по собственному замыслу. Соблю-дать правила экономного расходования материала. Рационально орга-низовывать рабочее место. Знакомиться на практическом уровне с понятием «сохранение тепла» и со свойствами синтепона |
Блюда, не требующие тепловой обработки, - холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с ис-пользованием разных ингреди-ентов. | Кулинария. | Осваивать способы приготовления холодных закусок. Анализировать рецепты закусок, выделять их ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд инструменты и приспособления. Определять последовательность приготовления закусок. Сравнивать изделия по способу приготовления и необходимым ингредиентам. Готовить закус-ки в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помо-гать друг другу при изготовлении изделия. Выделять из плана работы свои действия. Соблюдать при изготовлении изделия правила приго-товления пищи и правила гигиены. Сервировать стол закусками. |
Особенности сервировки празд-ничного стола. Способы склады-вания салфеток. Изготовление салфеток для украшения празд-ничного стола с использованием симметрии. | Сервировка стола. | Использовать в работе знания о симметричных фигурах, симметрии (2 класс). Анализировать план изготовления изделия, заполнять на его основе технологи-ческую карту. Выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой. Самостоятельно оформлять изделие. Исполь-зовать изготовленное изделие для сервировки стола. Осваивать пра-вила сервировки стола |
Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (про-дукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника Оте-чества. Работа с пластичным материалом (тестопластика). | Магазин подар-ков.. | Составлять рассказ о видах магазинов, особенности их работы и о про-фессиях кассира, кладовщика, бухгалтера (на основе текста учебника и собственного опыта). Находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать ее и делать выводы. Обосновать выбор товара.Анали-зировать текстовой и слайдовый планы работы над изделием, выде-лять этапы работы над изделием, находить и называть этапы работы с использованием новых приемов. Использовать приемы приготовления соленого текста, осваивать способы придания ему цвета. Сравнивать свойства соленого теста со свойствами других пластичных материалов (пластилина и глины). Применять приемы работы и инструменты для создания изделий из соленого теста. Самостоятельно организовывать рабочее место. Выполнять самостоятельно разметку деталей по шабло-ну, раскрой и оформление изделия. Применять правила работы с ши-лом. Использовать правила этикета при вручении подарка |
Работа с плас-тичными мате-риалами. | ||
Работа с природными материа-лами. Знакомство с новым видом природного материала – солом-кой. Свойства соломки. Ее ис-пользование в декоративно-при-кладном искусстве. Технология подготовки соломки – холодный и горячий способы. Изготовле-ние аппликации из соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции. | Золотистая соломка. | Осваивать способы подготовки и приемы работы с новым природным материалом – соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и осо-бенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Использовать технологию подготовки со-ломки для изготовления из-делия. Составлять композицию с учетом особенностей соломки, под-бирать материал по цвету, размеру. Анализировать план работы по созданию аппликации из соломки, на его основе заполнять техноло-гическую карту. Корректировать и контролировать работу, соотно-сить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планами. Выполнять раскрой дета-лей по шаблону. Использовать правила этикета при вручении подарка |
Конкурс подел-ок из соломки. | ||
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художест-венного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении компо-зиции. Оформление подарка в за-висимости от того, кому он пред-назначен (взрослому или ребен-ку, мальчику или девочке). Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и наз-начения. Работа с бумагой и кар-тоном. Изготовление коробки для подарка. | Упаковка подарков. | Осваивать правила упаковки и художественного оформления подар-ков, применять знание основ гармоничного сочетания цветов при со-ставлении композиции. Соотносить выбор оформления, упаковки по-дарка с возрастом и полом того, кому он предназначен, с габаритами подарка и его назначением. Использовать для оформления подарка различные материалы, применять приемы и способы работы с бумагой. Соотносить размер подарка с размером упаковочной бумаги. Осваи-вать прием соединения деталей при помощи скотча. Анализировать план работы по изготовлению изделия, на его основе корректировать и контролировать изготовление изделия. Оформлять изделие по соб-ственному замыслу, объяснять свой замысел при презентации упаков-ки |
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Рабо-та с картоном. Построение раз-вертки при помощи вспомога-тельной сетки. Технология кон-струирования объемных фигур. Создание объемной модели гру-зовика из бумаги. Тематическое оформление изделия. | Автомастерская | Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравни-вать, отбирать и представлять необходимую информацию. Состав-лять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, исполь-зуя материал учебника и дополни-тельные материалы. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и опреде-лять его основные конструктивные особенности. Осваивать и приме-нять правила построения развертки при помощи вспомогательной сет-ки. При помощи развертки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Осваивать технологию конструирования объем-ных фигур. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника и составлять план изготовления изделия. Создавать объем-ную модель реального предмета, соблюдая основные его параметры (игрушка автомобиль). Самостоятельно оформлять изделия в соответ-ствии с назначением (фургон «Мороженое»). Применять приемы ра-боты с бумагой, выполнять разметку при помощи копировальной бу-маги, ис-пользовать правила работы шилом при изготовлении изделия |
Работа с металлическим конст-руктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конст-руктора. Инструменты для рабо-ты с конструктором. Выбор не-обходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и непод-вижное). Сборка изделия. | Конструирова-ние. Оформле-ние изделия. | На основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работу составлять план его сборки: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций. Самостоятельно сос-тавлять технологическую кар-ту, определять инструменты, необхо-димые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное и неподвижное. Сравнивать алгоритмы различных видов автомобилей из конструктора. Презентовать готовое изделие, использовать рубрику «Вопросы юного технолога» |
Работа с метал-лическим конст-руктором. | ||
Раздел 3. «Человек и вода» (12 часов) | ||
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначе-ние. Конструктивные особеннос-ти мостов. Моделирование. Изго-товление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Ра-бота с различными материалами (картон, нитки, проволока, тру-бочки из-под коктейля, зубочист-ки и пр.). Новый вид соединения деталей – натягивание нитей. | Конструирова-ние. Мост . | Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и ис-пользовании мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализиро-вать и выделять основные элементы реального объекта, которые не-обходимо перенести при изготовлении модели. Заполнять на основе плана изготовления изделия технологическую карту. Выполнять чер-теж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготов-ления изделия, отражающие характеристики или свойства ре-ального объекта, за-менять при необходимости основные материалы подручными. Осваивать и ис-пользовать новые виды соединений де-талей (натягивание нитей). Самостоятельно оформлять изделие. Анализировать работу поэтапно, оценивать качество ее выполнения |
Водный транспорт. Виды водно-го транспорта. Проект «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с конструк-тором. Конструирование. Запол-нение технологической карты. . | Водный транспорт. | Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водно-го транспорта. Выбирать модель (яхта и баржа) для проекта, обосно-вывать свой выбор, оце-нивать свои возможности. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать конст-рукцию, заполнять технологическую карту, определять последова-тельность операций. Яхта: самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать приемы работы с бумагой, создавать модель яхты с сохранением объ-емной конструкции. Баржа: выполнять подвижное и неподвижное сое-динение деталей. Презентовать готовое изделие. Осуществлять само-контроль и самооценку работы (по визуальному плану или технологи-ческой карте); корректировать свои действия |
Океанариум и его обитатели. Их-тиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полу-объемные и объемные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из под-ручных материалов. | Океанариум. | Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях на основе мате-риала учебника. Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с пра-вилами и последова-тельностью работы над мягкой игрушкой.Осваи-вать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки с текс-товым и слайдовым планами. Заполнять технологическую карту. Со-относить формы морских животных с формами предметов, из которых изготав-ливаются мягкие игрушки. Подбирать из подручных средств материалы для изго-товления изделия, находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы, освоенные на предыдущих уро-ках. Соблюдать правила работы с иглой. Сов-местно оформлять ком-позицию из осьминогов и рыбок |
Фонтаны. Виды и конструктив-ные особенности фонтанов. Из-готовление объемной модели фонтана из пластичных мате-риалов по заданному образцу. | Работа с пластичными материалами. Фонтан . | Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особеннос-тях, используя материал учебника и собственные наблюдения. Изготав-ливать объемную фигуру из пластичных материалов по заданному об-разцу. Организовывать рабочее место. Сравнивать конструкцию из-делия с конструкцией реального объекта. Анализировать план изго-товления изделия, самостоятельно осуществлять его. Выполнять рас-крой деталей по шаблонам, оформлять изделие при помощи пластич-ных материалов. Контролировать качество изготовления изделия по слайдовому плану. Выполнять оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельно оценивать изделие |
Раздел 4. «Человек и воздух» (9 часов) | ||
Знакомство с историей возникно-вения зоопарков в России. Био-ника. История возникновения искусства оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям. | Зоопарк. Оригами. | Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами м его использовании. Осваивать условные обозна-чения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдо-вым и текстовым планами. Осваивать приемы сложения оригами, по-нимать их графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Самостоятельно выполнять работу по схе-ме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами. Презентовать готовое изделие, используя рубрику «Вопросы юного технолога» |
Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особен-ности профессии летчика, штур-мана, авиаконструктора. Конст-руирование модели вертолета. Знакомство с новым материалом – пробкой. | Вертолётная площадка. | Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора. Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реаль-ного объекта (вертолета). Определять и называть основные детали вертолета. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолета. Самостоятельно анализировать план изготовления изделия. Применять приемы работы с разными материа-лами и инструментами, приспособлениями. Выполнять разметку дета-лей по шаблону, раскрой ножницами. Осуществлять при необходимос-ти замену материалов аналогичными по свойствам материалами при изготовлении изделия. Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критерии-ям. Составлять рассказ для презентации изделия |
Техника папье-маше. Примене-ние техники папье-маше для соз-дания предметов быта. Освоение техники папье-маше.Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. | Папье–маше. Воздушный шар. | Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. Составлять на основе плана технологическую карту. Контролировать изготовление изделия на основе технологической карты. Самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. Оценивать готовое изделие и презентовать работу |
Раздел 5. «Человек и информация» (9 часов) | ||
Кукольный театр Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декора-тора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. | Кукольный театр. | Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчи-ковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на ее основе со-ставлять рассказ о театре. Анализировать изделие, составлять техно-логическую карту. Осмыслять этапы проекта и проектную докумен-тацию. Оформлять документацию проекта. Использовать технологи-ческую карту для сравнения изделий по назначению и технике выпол-нения. Создавать изделия по одной технологии. Использовать навы-ки работы с бумагой, тканью, нитками. Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Самостоя-тельно выбирать способы оформления изделия. Распределять в груп-пе обязанности при изготовлении кукол для спектакля. Оценивать ка-чество выполнения работы. Рассказывать о правилах поведения в теат-ре. Делать вывод о значении книг, писем, телеграмм, афиш, театраль-ных программ, спектаклей при передаче информации |
Конструирова-ние и моделиро-вание. | ||
Книгопечатание. Основные эта-пы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплет, слизу- | Переплётная мастерская | Осуществлять поиск информации о книгопечатании из различных источников, называть основные этапы книгопечатания, характери-зовать профессиональную деятельность печатника, переплетчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. |
ра, крышки, корешок). Профес-сиональная деятельность печат-ника, переплетчика. Переплет книги и его назначение. Декори-рование изделия. Освоение эле-ментов переплетных работ (пе-реплет листов в книжный блок) при изготовлении «Папки дос-тижений» | Осваивать технику переплетных работ, способ переплета листов в книжный блок для «Папки достижений». Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приемы работы с бумагой и ножницами | |
Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых от-правлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Кор-респонденция. Заполнение бланка почтового отправления. | Почта. | Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представ-лять процесс доставки почты. Отбирать ин-формацию и кратко излагать ее. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материал учебника и собст-венные наблюдения. Осваивать способы заполнения бланка телеграм-мы, использовать правила правописания |
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение доку-мента, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. | Афиша. | Анализировать способы оформления афиши, определять особенности ее оформления. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программку для кукольного спектакля. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль» |
5. РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - ТЕХНОЛОГИЯ
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) К – урок контроля, оценки и коррекции знаний КР – контрольная работа | с/к - самоконтроль и/к - итоговый контроль и- индивидуальный ф - фронтальный |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания | Формы контро-ля | УУД | Дата проведения | Дата фактического проведения |
Раздел 1. «Здравствуй, дорогой друг!» (1 час) | |||||||||
1. | Как работать с учебником. | 1 | ОНЗ | Прогнозировать и планировать про-цесс освоения уме-ний и навыков при изготовлении изде-лия. | Планирование изго-товления изделия на основе рубрики «Во-просы юного техно-лога» и технологи-ческой карты. | ПР | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Со здавать и использовать карту маршрута путе-шествия | ||
Раздел 2. «Человек и земля» (40 часов) | |||||||||
2. 3. | Архитектура. Работа с бума-гой. Изделие: дом. | 2 | Р | Находить и отби-рать информацию, необходимую для изготовления изде-лия, объяснять новые понятия. | Эскиз, технический рисунок. Свойства различных материа-лов. Способы креп-ления отдельных де-талей. | ПР | Научиться выполнять чертёж фигуры в масш-табе, читать чертёж, вы-полнять чертёж развёрт-ки; сконструировать ма-кет дома из бумаги | ||
4 | Городские пост-ройки. Работа с проволокой. Изделие: теле-башня. | 1 | Р | Наблюдать и иссле-довать особенности работы с проволо-кой. | Архитектурные осо-бенности городских построек. Особеннос-ти работы с проволо-кой. | ПР | Уметь различать плоско-губцы и кусачки, резать, сгибать, и соединять про волоку, выполнять тех-нический рисунок; скон-струировать модель те-лебашни из проволоки | ||
5. 6. | Парк. Работа с природным ма-териалом и плас тилином. Изделие: город-ской парк. | 2 | Р | Анализировать, срав нивать профессио-нальную деятель-ность человека в сфере городского хозяйства и ланд-шафтного дизайна. | Значение природы для города. Профес-сиональная деятель-ность человека в сфе-ре городского хозяй- ства и ландшафтного дизайна. | ПР | Уметь грамотно сочетать различные материалы в работе над одной компо-зицией; выполнять эс-киз; составлять план ра-боты над изделием; соз-дать макет городского парка из природных ма-териалов | ||
7. 8. | Детская площад-ка. Работа с бумагой. Изделие: Качал-ка, песочница. | 2 | Р | Распределять роли и обязанности для выполнения проек-та. Проводить оценку этапов работы и на её основе корректи-ровать свою дея-тельность. | Алгоритм организа-ции деятельности при реализации про-екта. Работа с шабло-нами, соблюдение правил ТБ при работе с инструментами. Этапы выполнения проекта, презентация изделия. | ПР | Научиться работать в мини-группе под руко-водством учителя; ис-пользовать алгоритм ра- боты над проектом; пред ставить результат своей деятельности; анали-зировать свою работу по заданным критериям | ||
9. 10. | Детская площад-ка. Работа с бу-магой. Изделие: Качели, игровой комплекс. | 2 | Р | ПР | |||||
11. | Ателье мод. Работа с тканью. Изделие: Строч-ка стебельчатых стежков,строчка петельных стеж-ков. | 1 | Р | Осваивать алгоритм деятельности аппли-кации. Контролировать и корректировать свою работу. | Виды одежды по наз-начению. Свойства ткани и пряжи. Алго-ритм выполнения стебельчатых и пе-тельных стежков. Вышивка, монограм-ма.Материалы и инс-трументы для выпол нения аппликации. Правила безопасной работы иглой. | ПР | Украсить платочек мо-нограммой, уметь разли-чать виды швов, тканей. Осваивать и применять в практической деятель-ности технику вязания. | ||
12. 13. | Работа с тка-нью. Изделие: Украшение мо-нограммой. | 2 | Р | Осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды. | ПР | Овладеть технологией выполнения апплика-ции из ткани; различать виды аппликации; самостоя-тельно составлять ком-позицию для выполне-ния ап-пликации; выпол-нять аппли-кацию по ал-горитму; украсить фар-тук аппликацией из тка- ни с помощью петельно-го шва. Различать виды аппликации. | |||
14. 15. | Работа с тканью. Аппликация. Изделие: укра-шение фартука. | 2 | Р | ПР | |||||
16. | Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерс-тяной нитью. | 1 | Р | Находить и отби-рать информацию о процессе производ-ства тканей. Анали-зировать и разли-чать виды тканей. | Процесс изготовле-ния тканей. Виды тка ней и волокон. Свой ства материалов: пря жи и тканей. Сочет-ание цветов в компо-зиции. Эскиз и схема узора. Технологичес-кая карта и план ра-боты. | ПР | Уметь размечать лист по линейке, отличать гобе-ле-н от других форм ткачества, создать изде-лие «Гобелен» | ||
17. | Работа с бума-гой и шерстяной нитью. Изделие: Гобелен. | 1 | Р | Анализировать, сравнивать и выби-рать материалы, не-обходимые для цве-тового решения композиции. | ПР | ||||
18. | Вязание. Работа с шерстяной нитью. Изделие: воздуш ные петли. | 1 | Р | Композиции на осно-ве воздушных петель. Техника вязания, пра вила работы крючком. Цветовое решение композиции. Соответствие размера крючка толщине ниток. | ПР | Уметь создать цепочку из «воздушных петель» с помощью вязания крючком, применять пра вила работы при вязании крючком, составлять план работы; создать композицию «Воздуш-ные петли» | |||
19 | Вязание. Работа с шерстяной ни-тью. Изделие: композиция из воздушных пе-тель. | 1 | Р | ПР | |||||
20 | Одежда для кар-навала. Работа с тканью. Изде-лие: кавалер, дама. | 1 | Р | Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма. | Понятие «карнавал». Особенности карна-вального костюма. Эскизы карнаваль-ного костюма. Обра-ботка материала крах ма-лом. План созда-ния костюма. | ПР | Уметь работать с выкрой кой, изготавливать карна вальный костюм. Уметь работать с шаблоном. Ос ваивать и применять на практике умение рабо-тать с выкройкой. Вы-полнять украшение изде лий по собственному за мыслу. | ||
21. | Бисероплетение. Работа с леской и бисером. Изделие: брасле-тик «Цветочки». | 1 | Р | Оценивать качество выполнения работы. | Виды бисера, спосо-бы плетения. Свойст-ва и особенности лес-ки. Способы и прие-мы работы с леской. Инструменты и при-способления для ра-боты с бисером. | ПР | Уметь работать с леской и бисером, уметь подби-рать необходимые мате риалы и инструменты для выполнения изделий из бисера, изготовить изделие «Браслетик», «Цветочки»». | ||
22 | Практическая работа. Крос-сворд «Ателье мод». | 1 | Р | Схема изготовления изделия, текст и слай довый план. | ПР | Знать способы и приемы работы с бисером. Оце-нивать качество выпол-нения работы по рубрике «Вопросы юного техно-лога». | |||
23 | Кафе «Кулина-рная сказка». Работа с бума-гой. Изделие: весы. Кухонные принадлежности | 1 | Р | Выполнять самос-тоятельно раскрой деталей изделия по шаблону и оформ-лять изделие по соб-ственному замыслу. | Знакомство с рабо-той кафе. Профессио-нальные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Вы бор блюд. Способы определения массы продуктов при помо-щи мерок. | ПР | Уметь пользоваться таб лицей мер веса продук-тов, самостоятельно со-ставлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнитель-ных приспособлений; сконструировать изде-лие «Весы» | ||
24 | Фруктовый зав-трак. Работа со съедобными ма-териалами. Изделие: салат из фруктов. | 1 | Р | Участвовать в сов-местной деятель-ности, выделять и планировать после-довательность при-готовления блюда, распределять обязан ности. | Приготовление пи-щи. Кухонные инс-трументы и приспо-собления. Способы приготовления пищи Меры безопасности при приготовлении пищи. Рецепты блюд. | ПР | Уметь пользоваться но-жом и разделочной дос-кой, пользоваться рецеп том, смешивать ингреди енты, применять правила поведения при приготов-лении пищи; пригото-вить салат «Фруктовый завтрак» | ||
25 | Работа с тканью. Колпачок для яиц. Технологическая карта, раскрой. | 1 | Р | Анализировать план работы по изготов-лению изделия и за-полнять технологи-ческую карту. | Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюд теплыми. Свой-ства синтепона. Рабо-та с тканью. | ПР | Уметь размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь оп-ределять свойства синте-пона, самостоятельно придумывать элементы оформления и декориро-вать изделие; изготовить изделие «Цыплята» | ||
26 27 | Работа с тканью. Колпачок для яиц. Изделие: кол-пачок-цыпленок. | 2 | Р | ПР | |||||
28 | Кулинария. Ра-бота с продукта-ми питания для холодных заку-сок. Изделие: бутер-броды. | 1 | Готовить закуски в группе, самостоя-тельно распределять обязанности в груп-пе, помогать друг другу при изготов-лении изделия. | Блюда, не требую-щие тепловой обра-ботки, - холодные закуски. Приготовле-ние холодных заку-сок по рецепту. Пита-тельные свойства про дуктов. Приготовле-ние блюд по одной технологии с исполь-зованием разных инг-редиентов. | т ПР | Уметь распределять ра-боту с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке» | |||
29 30 | Сервировка сто-ла. Работа с бу-магой. Изделие: салфетница. | 2 | Р | Анализировать план изготовления изде- лия. | Особенности серви-ровки праздничного стола. Способы скла-дывания салфеток. Изготовление салфе-ток для украшения праздничного стола с использованием сим-метрии. | ПР | Закрепить навыки раз-метки по линейке, ис-пользования принципа симметрии; уметь раз-личать виды симметрич-ных изображений, само-стоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из бумаги и картона. | ||
31 | Магазин подар-ков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: брелок для клю-чей. | 1 | Р | Виды магазинов. Осо бенности работы ма-газинов. Профессии людей, работающих в магазине. Информа-ции об изделии на яр-лыке. Работа с пластичным материалом (тесто-пластика). | ПР | Уметь отличать солёное тесто от других пластич-ных материалов (плас-тилина и глины), приме-нять новый способ ок-раски солёного теста, са-мостоятельно замеши-вать солёное тесто и ис-пользовать различные приёмы лепки из теста; сделать брелок из солё-ного теста | |||
32. 33. | Работа с пластич ными материала ми. Изделие: бре лок для ключей (гуашь). | 2 | Р | Находить на ярлы-ке информацию о продукте, анализи-ровать её и делать выводы. | ПР | ||||
34. | Работа с природ-ными материал-ами. Золотистая соломка. | 1 | Р | Наблюдать и иссле-довать свойства со-ломки и особеннос-ти использования в декоративно-прик-ладном искусстве. | Знакомство с новым видом природного материала – солом-кой. Свойства солом ки. Использование соломки в декоратив-но-прикладном ис-кусстве. Технология подготовки соломки – холодный и горя-чий способы. Изго-товление апплика-ции из соломки. Учет цвета и текстуры со-ломки при создании композиции. | ПР | Уметь обрабатывать со ломку холодным спосо- бом; сделать картину «золотая соломка». Знают способы обработ-ки соломки, умеют вы-полнять из соломки свои композиции. | ||
35. | Работа с природ-ными материа-лами. Золотис-тая соломка. Ап-пликация. Изде-лие: кораблик. | 1 | Р | ПР | |||||
36. | Конкурс поде-лок из соломки. | 1 | К | ПР | |||||
37 | Работа с бума-гой и картоном. Упаковка подар-ков. | 1 | Р | Соотносить размер подарка с размером упаковочной бума-ги. Объяснять свой замысел при презен-тации упаковки. | Значение подарка для человека. Правила упаковки и художест-венного оформления подарков. Основы гармоничного соче-тания цветов при со-ставлении компози-ции. Оформление по дарков с учетом ли-ца, для которого по-дарок предназначен. | Уметь составлять план работы, упаковывать по-дарок, учитывая его фор-му и назначение, уметь сочетать цвета в компо-зиции; изготовить изде-лие «Упаковка подар-ков» | |||
38. | Автомастерская Работа с карто-ном. Конструир-ование. Изделие: фургон «Моро-женое» | 1 | Р | Находить инфор-мацию об автомоби-лях, сравнивать, от-бирать и представ-лять необходимую информацию. | Знакомство с истори-ей создания и устрой-ством автомобиля. Ра бота с картоном. По-строение развертки при помощи вспомо-гательной сетки. Тех-нология конструиро-вания объемных фи-гур. Создание объем-ной модели грузови-ка из бумаги. Темати-ческое оформление изделия. | ПР | Уметь составлять ком-позицию для оформле-ния изделия, отражая в ней функциональное на-значение изделия; уметь описать внутреннее уст-ройство автомобиля; раз-личать простейшие гео-метрические тела; нау-читься чертить развёрт-ку геометрического тела, создавать объёмную мо-дель предмета; сконстру-ировать фургон «Моро-женое» | ||
39 | Работа с карто-ном.Конструирование. Изделие: фургон «Моро-женое». Оформ-ление изделия. | 1 | Р | Работа с металличес-ким конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Де-тали конструктора. Инструменты для ра-бо-ы с конструкто- ром. Выбор необхо-димых деталей. Спо-собы соединения де-талей (подвижное и неподвижное). Сбор ка изделия. | ПР | Уметь на основе готово-го изде-лия и иллюстра-ций к каждому этапу ра-боты над изделием сос-тавлять план его сборки, определять количество деталей и виды их соеди-нений; уметь распреде-лять работу в группе | |||
40. 41. | Работа с метал-лическим конст-руктором. Изделие: грузо-вик, автомобиль. | 2 | Р | Работа в группе. Презентовать готовое изделие | т | ||||
Раздел 3. «Человек и вода» (12 часов) | |||||||||
42. 43. | Конструирова-ние. Работа с различными материалами. Изделие: мост. | 2 | Р | Анализировать ра-боту поэтапно, оце-нивать качество её выполнения. | Мост, путепровод, виадук. Виды мос-тов (арочные, понтон ные, висячие, балоч-ные), их назначение. Конструктивные осо бенности мостов. Мо делирование. Изго-товление модели ви-сячего моста. Раск-рой деталей из карто-на. Работа с различ-ными материалами. Новый вид соедине-ния деталей – натяги вание нитей. | ПР | Уметь подбирать мате-риалы для выполнения изделия; уметь различать виды мостов, соединять детали натягиванием ни-тей; сконструировать из-делие «Мост» | ||
44. 45. | Водный транс-порт. Работа с бумагой. Изделие: баржа. | 2 | Р | Осуществлять само-контроль и самоо-ценку работы.Кор- ректировать свои действия. | Водный транспорт. Виды водного тра-нспорта. Проектная деятельность. Работа с бумагой. Заполне-ние технологической карты. | ПР | Уметь различать суда, выполнять работу по са-мостоятельно составлен-ной технологической карте, сконструировать яхту, баржу. | ||
46. 47. | Водный транс-порт. Работа с бумагой. Изделие: яхта | 2 | Р | ПР | |||||
48. 49. | Океанариум. Ра-бота с текстиль-ными материа-лами. Шитьё. Изделие: осьми-ноги. | 2 | Р | Работа в группе. Совместно офор-млять композицию из осьминогов и рыбок. | Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Ви-ды мягких игрушек (плоские, полуобъем-ные и объемные).Пра вила и последователь ность работы над мяг кой игрушкой. Техно логия создания мяг-кой игрушки из под-ручных материалов. | ПР | Уметь находить новое применение старым ве-щам; научиться разли-чать виды мягких игру-шек; создать изделие «Осьминоги и рыбки» | ||
50. 51. | Океанариум. Ра-бота с текстиль-ными материа-лами. Шитьё. Изделие: рыбки. | 2 | Р | ПР | |||||
52. 53. | Работа с плас-тичными матери алами. Пласти-лин. Изделие: фон-тан. | 2 | Р | Анализировать план изготовления изде-лия, самостоятельно осуществлять его. | Фонтаны. Виды и конструктивные осо-бенности фонтанов. Изготовление объем-ной модели фонтана из пластичных мате-риалов по заданному образцу. | ПР | Различать виды фонтан-ов; уметь применять пра-вила работы с пластич-ными материалами; скон струировать изделие «Фонтан» | ||
Раздел 4. «Человек и воздух» (8 часов) | |||||||||
54. | Зоопарк. Работа с бумагой. Скла-дывание. Орига-ми. Изделие: птицы. Журавль. | 1 | Р | Самостоятельно вы полнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначе-ния с выполненны-ми операциями по сложению оригами. | Знакомство с истори-ей возникновения зо-опарков в России. Би оника. История воз-никновения искусст-ва оригами. Исполь- зование оригами. Раз личные техники ори-гами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Услов-ные обозначения тех-ники оригами. | ПР | Научиться понимать ус-ловные обозначения тех ники оригами, уметь складывать фигурки ори гами по схеме; выпол-нить работу над издели-ем «Журавль».Научиться понимать условные обо-значения техники орига-ми, уметь складывать фигурки оригами по схе-ме; выполнить работу над изделием «Аист». | ||
55. | Зоопарк. Работа с бумагой. Скла-дывание. Орига-ми. Изделие: птицы. Аист. | 1 | Р | ПР | |||||
56. | Вертолётная площадка. Рабо-та с бумагой и картоном.Конструирование. Под бор материала, разметка, раск-рой. | 1 | Р | Оценивать качество изготовленного из-делия по заданным критериям. Составлять рассказ для презентации своего изделия. | Знакомство с особен-ностями конструк-ции вертолета. Осо-бенности профессии летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование мо дели вертолета. Зна-комство с новым ма-териалом – пробкой. Приемы работы с раз ными материалами, приспособлениями. Презентация своего изделия. | ПР | Уметь конструировать изделия из группы раз-ных материалов; сделать вертолёт «Муха» | ||
57. 58. | Вертолётная пло щадка. Работа с бумагой и карто ном. Конструи-рование. Изделие: верто-лёт «Муха». | 2 | Р | ПР | |||||
59. 60. | Папье–маше. Работа с бума-гой. Изделие: воздушный шар. | 2 | Р | Оценивать готовое изделие и презенто-вать работу. | Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для соз-дания предметов бы-та. Освоение техники папье-маше.Украше-ние города и поме-щений при помощи воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. | ПР | Уметь применять техно-логию изготовления изделий из папье-маше; Вы-полнить работу над изделием «Воздушный шар».Выполнить работу над изделием «Клоун». | ||
61. | Папье–маше. Работа с бума-гой. Изделие: клоун. | 1 | Р | ПР | |||||
Раздел 5. «Человек и информация» (9 часов) | |||||||||
62. 63. | Кукольный те-атр. Работа с тка нью. Шитьё. Изделие: куколь ный театр. | 2 | Р | Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля.Рас-пределять в группе обязанности. | Театр. Кукольный те-атр. Профессиональ-ная деятельность ку-кольника, художни-ка-декоратора, кук-ловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программа. Прави-ла поведения в театре. Спектакль.Изготов-ление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, ши-тье. | ПР | Уметь работать над прое ктом в группе; научить-ся изготавливать паль-чиковых кукол. | ||
64 | Кукольный те-атр. Работа с тканью. Проект «Готовим спек-такль». | 1 | П | ПР | |||||
65 | Работа с различ-ными материала ми. Конструиро-вание и модели рование. Изделие: сцена. | 1 | Р | Самостоятельно сос тавлять технологи ческую карту, ис-пользовать план ра боты. | Знакомство с поня-тием «сцена». Конст руирование и подбор материалов для вы-полнения изделия «Сцена».Виды зана-весов. Выбор зана-веса к спектаклю «Красная Шапочка». | ПР | Уметь различать виды занавесов; выполнить ра-боту над изделием «Сце-на и занавес» | ||
66 | Работа с различ-ными материала ми. Конструи-рование и моде-лирование. Изде лие: занавес. | 1 | Р | ПР | |||||
67 | Переплётная мастерская. Рабо та с картоном и цветной бума-гой. | 1 | Р | Книгопечатание.Ос-новные этапы книго-печатания. Печатные станки, печатный пресс, литера.Конст-рукция книг (книж-ный блок. Обложка, переплет, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печат-ника, переплетчика. Переплет книги и его назначение. Декори-рование изделия. Эле менты переплетных работ. | ПР | Научиться выполнять ра-боту над простым видом переплёта при изготовле-ния изделия «Переплёт-ные работы» | |||
68 | Переплётная мастерская. Работа с карто-ном и цветной бумагой. Изде-лие: переплет-ные работы. | 1 | Р | ПР | |||||
69. | Почта. Работа с почтовыми блан ками. Изделие: запол-няем бланк. | 1 | Р | Осуществлять поиск информации о спосо бах общения и пере дачи информации. Анализировать и сравнивать различ-ные виды почтовых отправлений. | Способы общения и передачи информа-ции. Почта. Теле-граф. Особенности работы почты и про-фессиональная дея-тельность почталь-она. Виды почтовых отделений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Кор-респонденция. Запол-нение бланка почто-вого отправления. | ПР | Уметь заполнить бланк телеграммы | ||
70 | Афиша. Работа с бумагой, карто-ном. Итоговый тест. | 1 | К | Самостоятельно анализировать и оценивать свою ра-боту; слушать и оце нивать своих това-рищей. | Создание афиши и программки: содер-жание, дизайн. Театральные билеты. | ПР | Уметь проводить презен тацию, находить необхо-димую информацию и материал для составле-ния афиши. |
6. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова . Методическое пособие к учебнику «Технология». 3 класс, М., Просвещение, 2013
- Технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска (экран).
- Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
- Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство».
- Технические средства (проектор, компьютер, интерактивная доска)
УМК «Перспектива» 3 класс Бурцева Анжела Александровна Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Литературному чтению»
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Окружающему миру» для 3 класса
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Русскому языку» для 3 класса
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Математике» для 3 класса
Дорофеев Г.Ф, Миракова Т.Н. Математика. 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3 класса
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство» 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 4 класса
ТЕХНОЛОГИЯ1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Общая характеристика учебного предмета. ХХI век ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 4 класса
ТЕХНОЛОГИЯ1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Общая характеристика учебного предмета. ХХI век ...