Конспект урока "Особый почерк писателя Д.Н Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка)", по системе Занкова, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель урока: формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_seraya_sheyka.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Особый почерк писателя Д.Н Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка) | |
Цель темы | Формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Обучающиеся научатся: - определять эмоциональное состояние героя через анализ текста; | Личностные: - формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником. Познавательные: - выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания. Коммуникативные: работать в группах; - договариваться, приходить к общему решению; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - использовать в общении правила вежливости; - принимать другое мнение. | |
Тип урока | ОНЗ | |
Ресурсы | Система Л.В. Занкова Учебник Литературное чтение 3 кл., автор В.А. Свиридова, пособие к учебнику, презентация. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация | Здравствуйте дети. | |
Актуализация знаний | УЗУ: Повторить с детьми первую часть Д.Н Мамина - Сибиряка «Серая Шейка». УЗу: Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. ПЗ: Для этого, посмотрите на иллюстрации. СУЗ: - С каким из этих героев вы познакомились на предыдущем уроке литературного чтения. - Кто такая Серая Шейка? - Серая шейка была взрослой уткой или ребенком? - У неё были родители? - Одинаково ли родители относятся к своей дочери? - Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами (опорные слова на слайде) - Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они? | - «Серая Шейка» - Серая Шейка- это утка. - Потому что так называли маленькую уточку. Это ее имя. - Ребенком. - Да. Старая Утка и Селезень. - Селезень о ней не заботился. |
Постановка целей и задач урока | УЗУ: Сообщить цели и задачи урока учащимся, настроить их на работу. УЗу: Ребята, мы продолжаем изучать сказку « Серая Шейка». ПЗ: Посмотрите на доску. Прочитайте тему нашего урока. Особый почерк писателя Д.Н Мамина - Сибиряка (по сказке «Серая Шейка). СУЗ: - Как вы понимаете « Особый почерк писателя…»? - На доске изображены 2 смайлика (грустный и веселый) - Какое настроение передает 1 смайлик? Какое – второй? - Какие еще эмоции бывают? - Ребята, цель нашего урока: Определить эмоциональное состояние героя через анализ текста второй части произведения. - Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? | - 1 – веселый, 2 -грустный - Радость, грусть, тоска, страх, удивление… - Продолжить работу с текстом большого объема: ознакомиться с содержанием II главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; - Определить эмоциональное состояние Серой шейки во второй части произведения. |
Подготовка к восприятию | УЗУ:Отработать технику чтения, подготовить речевой аппарат к чтению. УЗу: Сначала подготовим свой речевой аппарат к чтению. ПЗ: Для этого поработаем со скороговоркой: СУЗ: Сидел воробей на сосне, Заснул – и свалился во сне. ОРД: Читаем сначала медленно по слогам вместе со мной. - Теперь читаем чуть быстрее и громче целыми словами, четко выговаривая звуки. - Теперь читаем еще быстрее. - И совсем быстро. - А теперь спокойно как говорим. - (…), прочитай вслух скороговорку быстро. КВ: Соблюдаем заданный темп проговаривания. ИВ: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Это поможет нам прочитать текст выразительно, соблюдая интонацию. | |
Восприятие Физкультминутка | УЗ№1. Словарная работа. УЗУ: Снять речевые трудности в прослушивании текста. УЗу:- Вам в сказке встретятся незнакомые слова. Давайте их отчитаем и поймем их значение. СУЗ: Какие слова нуждаются в пояснении? - Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки. Рок- понятие греческой мифологии – означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. -А, что вы можете сказать о слове ключ? - Ребята, вы можете объяснить, что обозначает слово поросль? - Подберите синоним к слову курлыкали. - Бывалые - опытные, много видавший и испытавший. - Партии- группы лиц объединяющихся с какой-нибудьцелью. -Косяк – стая рыб, птиц. УЗ№2. Первичное восприятие (чтение учителем) УЗУ: Провести первичное восприятие текста и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. УЗу:- А теперь внимательно послушайте 2 часть сказки «Серая Шейка» и потом поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этой истории. После прослушивания сказки, вы мне должны будете ответить на вопросы, которые у вас на карточках. СУЗ: Текст произведения. УЗ№3. Беседа по целевому вопросу. УЗУ: Выявить уровень эмоционального восприятия текста. УЗу: - Итак, что вы чувствовали, когда слушали сказку? СУЗ: - Кто является героем 2 части? - Хотели бы вы оказаться на месте Серой Шейки? Почему? УЗ№4. Повторное восприятие текста (чтение учащимися) УЗУ: Обеспечить самостоятельное чтение текста, подготовиться к анализу. УЗу: Вы послушали правильное чтение текста. И сейчас вы сами прочитаете его. ПЗ: Для того, чтобы нам его прочитать выразительно, посмотрите на доску и прочитайте правила выразительного чтения. ОРД: Даша сейчас начинает читать вслух. Остальные слушают и внимательно следят. Я ее в любой момент могу остановить и дальше будет читать, тот на кого я укажу. СУЗ: текст в учебнике. КВ: Учитель контролирует правильность чтения, исправляет речевые ошибки, подмечает, кто как следит за читающим и просит прочитать того, кто не следит. К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль. Все как один плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | - Роковой день - Ключ – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник. - Поросль – молодые побеги растений. - Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». - Старая утка и Серая Шейка. |
Осмысление | УЗУ: Подвести к осознанию прочитанного в процессе анализа стихотворения. УЗу: Сейчас пришло время поработать над осознанием прочитанного. ПЗ: Для этого давайте ответим на вопросы, которые у вас в карточках. Но перед этим, давайте вспомним правила работы в группе. (правила на презентации). СУЗ: Вопросы на карточках: 1 группа: Почему Серая Шейка пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела? 2 группа: С какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? Найдите это описание в тексте. Перечитайте моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой Шейке. 4 группа: Какие птицы первыми тронулись в дальний путь? Почему? Найди слова из текста. 5 группа: Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке? Как автор описывает состояние Серой Шейки через природу? «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? «…берега оголились…» - «…мелкий осенний дождь…» - ОРД: Ребята, объединитесь на 6 групп, по 5 человек. Ваша задача ответить на мои вопросы, которые у вас в карточках. На всю работу даю вам 5 мин. После того, как ответите, определитесь, кто озвучит этот ответ. КВ: По правильности ответов детей. ИВ: Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод по этой части произведения? | - Она бы не мучилась. - Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. - страшно, одиноко, жутко - Ей некуда спрятаться. Она совсем одна осталась на реке. - Дождь плачет. А вместе с ним Серая Шейка плачет, её мама-утка. - Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой |
Закрепление | УЗУ: Дать представление о понятии «Синквейн» и попробовать составить его самостоятельно по образцу. Узу: Чтобы сделать вывод по 2 части, мы составим синквейн к ней. ПЗ: Для того, чтобы составить синквейн, я вам сделала подсказку на слайде. Правило написания синквейна. СУЗ:Вы знаете, что такое синквейн? - Синквейн – это свободное творчество, но записанное по определённым правилам. - Сейчас мы составим синквейн на тему «Эмоциональное состояние Серой Шейки» (на слайде правила составления синквейна) ОРД: Вы будете писать его на листах. Подпишите их. КВ: Устный опрос учащихся. | |
Итог | - Ребята, давайте вернемся к нашим поставленным задачам на уроке. Мы их достигли? -Скажите, что вас тронуло в этой сказке? - Что поразило? - Что порадовало? - Что вызвало недовольство и возмущение? - Но я то уверена , что, вы , ребята , добрые и отзывчивые. | Да. Мы определили эмоциональное состояние Серой Шейки… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока-чтения по сказке "серая шейка", автор Мамин-Сибиряк.
конспект урока чтение в специальном 9 классе...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».
Тема урока: «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости....
литературно-методический анализ и конспект урока по сказке "Серая Шейка" Д.Н. Мамина-Сибиряка
В материале представлен полный литературно-методический анализ и конспект урока по сказке "Серая шейка" Д.Н. Мамина-Сибяряка по программе "Школа России", 2 класс. Соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3 класс.
Тип урока - открытие новых знаний. Урок составлен с использованием активных методов обучения. Нестандартные названия этапов урока. Урок по ФГОСу 2 поколения. Поставлены цели, подведены итоги. На...
Конспект и презентация урока "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Умнее всех", УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
В данном архиве конспект и презентация для урока....
Тест по сказке "Серая Шейка" Д. Мамин - Сибиряк
Данный тест позволяет учителю просвести корректировку знаний учеников третьего класса по сказке Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"....
Тест по сказке "Серая Шейка" автор Д.Н. Мамин - Сибиряк
Тест по сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка" для учащихся 3 класса по предмету "Литературное чтение на родном языке"...