Урок литературного чтения "Дед Мазай и зайцы"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Задачи:
Образовательные
- познакомить учащихся с новым произведением;
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивающие
- развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
- пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- развивать связную речь учащихся.
Воспитательные
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация к уроку
портрет Н.Некрасова
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок хорошего настроения. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять, сосредоточенно работать и … улыбаться. Тогда нам всё будет по плечу.
2. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение Е.Евтушенко. Читаем все вместе, медленно:
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти строки?
- О каких зверях внутри нас говорит автор?
(Это человеческие пороки: зависть, лень, жадность, злость, …)
- К чему призывает автор?
(Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)
Прочитаем стихотворение выразительно
3. Мир природы на страницах книг поэтов 19 века
- Мы продолжаем перелистывать страницы истории детской литературы поэтов второй половины 19 века, где раскрывается мир природы.
- Кто впервые в русской литературе показал «поэзию природы», её влияние на человеческую душу?
(С.Аксаков – «Детские годы Багрова - внука». Серёжа Багров постепенно
учился видеть, чувствовать красоту природы, и от этого он сам становился
другим – добрее, душевнее)
- Назовите поэтов первой половины 19 в, которые с любовью, мастерски рисовали картины природы в своих произведениях? (Плещеев, Тютчев, Майков)
- О чём размышляли поэты в своих стихах?
(О взаимоотношениях человека и природы)
4. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы будем открывать тайны поэта второй половины 19 века Николая Алексеевича Некрасова.
Некрасов тоже писал стихи о природе в разные времена года.
Почему поэт любит природу? Что связывает его с природой? На эти вопросы нам предстоит ответить.
Стр. учебника. Прочитайте заглавие. Рассмотрите иллюстрацию.
- Можете ли ещё до чтения стихотворения сказать, о чём будет текст?
(Как Мазай спасает зайцев)
- Кому посвящено это стихотворение? Как вы думаете почему?
5. Рассказ о Н.Некрасове
Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877)
Невесёлое детство было у Некрасова. Отца его, грубого и жестокого человека, прозвали «диким барином». Он обижал не только принадлежащих ему крестьян, но и своих домашних. Отец запрещал сыну дружить с детьми крепостных крестьян, но мальчик, выбрав удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских детишек. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними ягоды, грибы, а когда наступала зима, и ребята уходили на Волгу кататься с крутых берегов на санках, он и тогда не расставался со своими приятелями. Так любовь к полям, лесам своей родины, к её снегам и морозам зародилась у него ещё в детские годы.
Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное от работы время любил охотиться. (фотографии)
Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказывал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту.
Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи.
Своё стихотворение Николай Некрасов написал в деревне Малые Вежи. В ту пору фамилия Мазаевых или Мазайкиных была очень распространённой в той стороне. Мазай – это настоящее лицо.
6. Словарная работа
- Так как стихотворение было написано давно, в нём много устаревших слов (архаизмы), которые требуют объяснения.
Игра «Объяснялки»
Дупель * |
|
Исстари * |
|
Хмель * |
|
Венеция * |
|
Торная (дорога) * |
|
Курок * |
|
Очи * |
|
Пуделять * |
|
Курок * |
|
7. Просмотр мультфильма 1 часть
8. Чтение текста в учебнике
9. Анализ текста части 1.
- От чьего имени ведётся рассказ?
- С какой картины начинается стихотворение?
- прочитайте описание летнего дождя.
- Какой дождь можно назвать жестоким?
- С чем автор сравнивает струи дождевые?
- Как подчёркивается сила дождя?
- Чем замечательна деревенька Мазая?
- Почему край назван «низменным»?
(Деревня была расположена в низине и весною её так затопляло, что жители не
ходили по улицам, а плавали на лодках.)
- Как называется такое явление? (половодье)
- Каким видит Мазай лес днём и ночью?
- С каким чувством рассказывает Мазай о своих впечатлениях, какие красивые и необычные слова находит?
- Какими звуками наполнен лес?
(нежно поёт, ухает, заскрипит)
- Прочитайте рассказы Мазая про деревенских «охотников славных» так, чтобы каждый слушатель «от души хохотал».
- С какой неожиданной стороны открывается Мазай?
Работа в Рабочей тетради стр. 52, № 1
- Выберите и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая.
1. Любит до страсти свой низменный край…
2. Вдов он, бездетен, имеет лишь внука…
3.Сбегать лесами ему нипочём…
4.Ночью… ну, ночью робел я и сам…
5. Дня не проводит Мазай без охоты...
6.Начал частенько Мазай пуделять…
7.«Врёшь – упадёшь!» - добродушно кричит.
8. Знает он много рассказов забавных.
- Определи одним словом характер Мазая. (добрый)
- Как понимаете «хохотать от души»?
- Над чем поэт «хохотал от души»? (над рассказами об охотниках)
10. Озвучьте иллюстрации учебника
* Всю эту местность вода поднимает,
Так что весною деревня всплывает.
- Сыч разлетается к ночи,
Рожки точёны, рисованы очи.
- Больно, родимый, я зябок руками…
11. Работа по вариантам
Вариант 1 – найдите в тексте сравнения
Струи дождевые – прутья стальные
Деревня – Венеция
Ухает удод – как пустая бочка
Тишина леса – как в церкви после службы
Сосна заскрипит – старуха проворчит
Вариант 2 – найдите эпитеты описания природы
Эпитеты – определение, прибавляемое к названию предмета для большей
изобразительности, (синее море).
Нелестные эпитеты - о неодобрительной характеристике кого-либо.
Небольшая тучка, жестокий дождь, дождевые струи, с стремительной силой, в зелёных садах, низменный край, торной дорогой, нежно поёт, рожки точёны.
В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
(слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами подчёркивают милое, доброе отношение автора к герою. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер предмета.)
Слабым учащимся – найти в тексте слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами
тучка, деревенька, домики, пеночка, рожки, частенько, дедушка, ружьишко, коробок, над уголёчками.
Проверка
12. Итог урока. Рефлексия.
- Что бы изменилось, если бы в 1 части стихотворения не было картин природы?
- Комфортно ли было вам на уроке? Уверенно ли чувствовали себя? С интересом ли познавали новое? Используя «Барометр настроения» покажите это.
13. Д/З стр. - выразительно читать
Р.Т. стр. 52, написать небольшую зарисовку «Летний дождь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы" (знакомство с произведением).
конспект урока по литературному чтению для классов компенсирующего обучения...
интегрированный урок (литературное чтение и ИЗО) в 3 классе по теме"Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы".
конспект интегрированного урока (литературное чтение и ИЗО) для классов компенсирующего обучения...
Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point...
Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)
Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...
Урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Знакомство учащихся с творчеством Н.А.Некрасова. Совершенствование навыков выразительного, беглого чтения....
Конспект открытого урока по литературному чтению на тему;Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".
В материале представлен конспект открытого урока по литературному чтению...
Фрагмент урока литературного чтения по стихотворению Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы"
Самым подходящим для анализа стихотворения Н.Некрасова"Дедушка Мазай и зайцы" будет медленное (филологическое) чтение с остановками на ключевых словах. Дальнейший анализ произведения через составление...