Урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Додонова Надежда Геннадьевна

  Знакомство учащихся с творчеством Н.А.Некрасова. Совершенствование навыков выразительного, беглого  чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_klass.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (3 класс)

Тема урока: Добро и милосердие в произведении Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цели урока:  познакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова

 совершенствовать навыки выразительного, беглого  чтения

 пополнить и активизировать словарный запас учащихся

воспитывать доброе отношение к природе

 способствовать получению знаний самостоятельно.

Оборудование:  аудиозапись музыки «Апрель» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, отрывка из стихотворения «Дедушка Мазай  и зайцы», толковый словарь старорусских слов, карточки со  словами для выполнения задания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

               Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством Н.А.Некрасова, дома вы читали его стихи. Сейчас мы проведём конкурс чтецов.

Подведение итогов конкурса, выставление оценок.

  1.  Тема и цели урока.
  2. Изучение нового материала.

- На берегу Волги, недалеко от города Ярославля, в селе Грешнево, стоял серый скучный дом, где прошло детство русского поэта. Детство его было невесёлое. Маленький Коля часто убегал из дома к крестьянским ребятишкам. Ему было с ними интересно. И впоследствии поэт много  времени проводил среди крестьян. Слайд №3.

            Всех сельских жителей поэт считал своими приятелями. Поэт любил слушать       рассказы   крестьян, бывалых охотников об их жизни. Многие из этих рассказов стали стихотворениями.

- Прослушивание записи отрывка из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».

- Вы услышали много старых русских слов, которые сейчас не употребляют в речи или употребляют очень редко.

-Назовите их (силки,  гинут, гуторить, багор, горемыка, зипун, плут, дал стречка)

-Работаем со словарём старорусских слов и находим их толкование.

- Что особенно вам запомнилось в отрывке, который вы слушали?

- Скажите, когда происходили события?

-Знаете ли вы, что такое половодье?

Весной из – за талых вод разливаются реки, выходят из берегов и затапливают низменные места. В этот период особенно страдают люди и тяжело и  зверям. Очень красиво изобразил это явление художник И.И.Левитан в картине «Весна – большая вода».

 - Что можно рассказать по картине? В каких тонах написана картина?

Верно. Всё находится в плену весеннего половодья. Вода затопила лес, дома. Картина написана в холодных тонах – много синего, голубого, белого цветов. Именно эти цвета присущи весне.

- Сейчас вы прочитаете стихотворение про себя. Ваше чтение будет сопровождать замечательная музыка П.И.Чайковского «Апрель» из цикла « Времена года». Эти искусства – музыка, литература, живопись – перекликаются и помогают людям более полно  и точно воспринимать окружающую  их красоту.

- А теперь найдите и прочитайте отрывок, в котором Дед Мазай осуждает деревенских мужиков.

- Расскажите, какой случай произошёл с ним, когда он однажды поехал за дровами.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и прочитайте отрывок, который соответствует его содержанию.

- Какие черты характера присущи Деду Мазаю?

- Как относились к нему жители деревни, его поступкам?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите соответствующий ему отрывок.

- Почему в лодке остались две пары зайчат? Прочитайте, что с ними сделал Мазай?

- Для кого характерен такой поступок? Но не всех зайцев спас дедушка Мазай. Посмотрите, остались на пнях ещё зайчишки. Хотите их спасти?

Акция спасения зверей.  Физминутка.

                      Мы гребём и плывём,

                      Всё плывём и плывём.

                   Хоть работа нелегка,

                   Доплывём до островка.

                   Пот с лица вот так сотрём

                   И зайчишек всех спасём!    (Повторяют движения за учителем).

-А сейчас нам предстоит выполнить ещё одно задание. Мы должны нарисовать портрет человека. Я приготовила карточки со словами, но их размыло частично водой. Нужно их восстановить и соотнести слова парами. (Рисование словесного портрета)

                      добрый                        руки

                       добрая                        человек

                       доброе                        душа

           добрые                       сердце

- Как вы думаете, о ком можно так сказать? Значит, чей портрет мы нарисовали?

- Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный, а реальный случай из жизни?

- Как относится поэт к главному герою произведения?

5. Отработка навыков чтения

- Сейчас мы выберем отрывок для работы над техникой   выразительного чтения.

 - Как вы думаете, как надо читать: медленно, быстро или в среднем темпе?

- Какой должна быть сила голоса: громкой, тихой, умеренной?

 - Где нужно сделать логические ударения? Обратите внимание на знаки препинания,

  делайте нужные паузы.

Выразительное чтение про себя. Чтение вслух.  Итоги.

  6. Домашнее задание:

Прочитать стихотворение в полном объёме.

 7. Итоги урок:

Заканчивается урок и встреча с замечательным литературным  героем – дедушкой Мазаем. Что подсказал он своим поступком нам?

Оценивание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по чтению Н.Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

Урок представлен для работы на интерактивной доске в программе SMART...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А. Некрасов

Данный конспект урока я рекомендую использовать при изучении произведения Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы" в 3 классе УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Урок литературного чтенияН.А.Некрасов«Дедушка Мазай и зайцы»4 класс...

разработка урока литературного чтения в 3 классе "Дедушка Мазай и зайцы"

Разработка представляет собой презентацию и конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"...

Конспект урока по литературному чтению "Н.А.Некрасов. "Дедушка Мазай и заяцы" во 2 классе

Образовательные цели:         – формирование умение понимать содержание стихотворения;         – формировать...

Конспект урока литературного чтения Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Предмет: литературное чтениеКласс 3  Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)...