Конспект урока по литературному чтению в 4 классе И.С.Никитин «В синем небе…»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_savvich_nikitin.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
« Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин «В синем небе…»
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
Воспитывать у учащихся любовь Родине.
УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Предполагаемый контроль: текущий.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик с романсом на стихотворение; учебник «Родная речь».
ХОД УРОКА.
- Организационный момент
- Формулировка темы, цели урока.
- Как называется раздел учебника, который мы читаем?
- С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке?
- С творчеством какого поэта будем знакомиться сегодня?
3.Проверка домашнего задания.
-Урок начнём с проверки домашнего задания. Уточните, что вы готовили дома.
(Чтение наизусть стихотворения А.Плещеева «Дети и птичка» )
4.Знакомство с новым произведением: И. Никитин «В синем небе плывут…»
1) Биографическая справка об авторе (сопровождается слайдами презентации).
Я хочу немного рассказать о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня.
Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки.
С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.
Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.
С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.
Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.
Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.
Никитин писал: «Продавая извозчикам овёс и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки. Я уходил в какой-нибудь отдалённый уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца»
В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.
Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.
- Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта, и память о нём увековечена.
2) Первичное знакомство со стихотворением
- А теперь приготовьтесь слушать.
(аудиозапись; электронное приложение к учебнику)
3) Проверка первичного восприятия стихотворения:
- Что вы представили, когда слушали? (Синее небо, облака, простор и т.д.)
-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?
- Прочитайте, какое у вас задание:
4) Словарно-лексическая работа.
«Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова».
- Какие слова требуют разъяснения? (Ответы учащихся)
5) Словарная работа
Грезит - мечтает
Межа - граница земельных участков.
Зарево- огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений
Храм- здание для совершения богослужения и религиозных обрядов
5)Работа над анализом стихотворения.
- Исследуем стихотворение.
-Сколько строф в этом стихотворении? (три)
-Как называется такая строфа (трёхстишье)
-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)
-Какие рифмы в этом стихотворении (парные)
- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно
(дети читают стихотворение про себя)
-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?
( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)
- С помощью чего создаются эти картины?
(с помощью художественных средств)
- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?
( эпитетами, сравнением)
- Вспомните, что такое эпитет.
1) Эпитет – чаще всего имя прилагательное.
2) Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.
3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.
Чтение учащимися стихотворения по четверостишиям. Задание: найти эпитеты.
Физкультминутка.
Работа над анализом стихотворения. ( продолжение)
- Что такое синонимы? Подберите синонимы к словам:
Грезит - мечтает
Восторг - восхищение
Золотой - жёлтый, оранжевый
Сиять- мерцать, переливаться
-Что такое антонимы? Подберите антонимы к словам:
Прохладный - жаркий, знойный, тёплый.
Восторг - огорчение, печаль, тоска.
- Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт.
- Нарисуйте эти изумительные картины.
( работа в парах, словесное рисование)
( Проверка.)
- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?
(На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражает солнце, и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием)
- Сейчас мы посмотрим слайды и будем называть строки из стихотворения, которые подойдут к данным картинам. ( Чтение всего стихотворения.)
- Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?
(Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и И.С.Никитин восхищается этой тишиной)
-Мы познакомились с прекрасным стихотворением.
- Какие мысли передал Никитин?
(И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении; Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог увидеть нам)
6.Подготовка к выразительному чтению.
- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.
-Вы подумали, с какой интонацией будете читать?
(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).
7.Работа в парах над выразительностью чтения
Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
8.Творческая работа (в группах).
- Я предлагаю составить синквей.
- В чем его особенность?
- Вспомните правила работы в группах.
а) 1строка – подлежащие (тема)
б) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему)
в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)
г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)
д) 5 строка - вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом)
-Проверка задания.
9. Итог урока. Рефлексия.
- О чём вы узнали при изучении стихотворения И.С. Никитина?
-Чему учит это стихотворение?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.
Заполните схему.
Родные поэты | ||||
- На уроке:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Я сегодня работал …
- Оценить работу учащихся на уроке.
9. Домашнее задание: с. 148 (выучить наизусть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..." На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина...
открытый урок по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»
Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...
Конспект урока по литературному чтению по теме: «И. С. Никитин. «Русь». Анализ текста» 4 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством И. С. Никитина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: И.С. Никитин "Русь". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое Родина, пр...
Конспект урока по литературному чтению по теме «И.С. Никитин «Русь»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя:Формирование понятия «стихотворение», как жанра литературы.развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать жанровые ос...