урок по обучению грамоте в 1 классе
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок способствует изучению звука [ц] и буквы Ц, ц. На уроке формируется слоговое чтение слогов и слов, развите речи. Дети выполняют проект по данной теме, занимаются выполнением логических заданий. Предусмотрена работа вариативной части Букваря. Урок проводится с использованием презентации. Читающие дети работают в Спутнике буквар в рабочей тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.docx | 86.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Прокудино
Урок подготовила и провела
Белоглазова Н.С.
2012-2013 уч.г.
Тема: «Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц»
Тип урока : Урок формирования новых знаний.
УМК: «Планета знаний».
Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой Ц, ц и звуком, который она обозначает.
Задачи урока:
познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц; учить читать слова с новой буквой; продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развивать воображение, память, логическое мышление; уточнять и обогащать словарный запас; формировать навыки проектной деятельности, групповой работы, работы в паре, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, воспитывать, уважительное отношение к близким, интерес и желание читать.
Оборудование :; карточки-слоги; карточка с изображением букв «Ц,ц »; цветные полоски бумаги, клей, ножницы для конструирования буквы Ц; наглядный материал – из сказки «Царевна-лягушка»; учебник «Букварь»( с.93), фигурки для самооценки учащихся; презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем всех, кто пришёл к вам сегодня на урок.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
- Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка несёт доброту и нежность людям.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Артикуляционная гимнастика
-Прежде чем перейти к теме нашего урока мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какие звуки они обозначают? (Гласные)
Давайте их пропоём:
А-а-а-а у-у-у-у
А-а-а-а о-о-о-о
А-а-а-а и-и-и-и
А-о-у-и э-э-э-э
А-о-у-и э-э-э-э
-Итак, голоса мы разбудили, оцените свою работу. Теперь можно двигаться дальше.
3. Формулирование темы и цели.
-Попрошу вас отгадать такие загадки:
Был белый дом, На одной ноге стоит,
Чудесный дом, В воду пристально глядит:
И что-то застучало в нем. Тычет клювом наугад-
И он разбился, и оттуда Ищет в речке лягушат.
Живое выбежало чудо. ( цапля)
Такое теплое, живое,
Пушистое и золотое.
( цыпленок)
-Посмотрите на картинки, представленные на экране. Что в них общего? (Цапля, цепь, цветы, цыплёнок) (Все они начинаются со звука Ц) Правильно!
- Тогда нам не трудно будет с вами сформулировать тему урока, закончив предложение, записанное на доске.
«Буква … Ц и звук [ ц ]»
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений (опорные слова), сформулируйте задачи урока:
Познакомиться с …буквами Ц,ц и звуком [ ц ]
Учиться отличать … звук [ ц ] от других звуков;
Учиться читать … слова с новой буквой.
4. Выделение звука [ц] из слова «цапля» а) - Произнесите слово «цапля» и разделите его на слоги.
- С какого звука начинается 1-ый слог?
б) Учимся произносить звук [ц]
Учитель: Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;
в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.
-Потренируйтесь в произношении.
5 . Характеристика звука
Учитель: У нас появилась проблема! Все ли мы узнали о звуке [ц]? Попробуем вместе открыть новое знание о звуке [ц].
Работа в группе.
-Сейчас поработаем в группе. Но вначале вспомним основные правила работы в группе.
Работать в группе дружно и активно.
Уметь слушать друг друга.
Уважать друг друга.
Внимательно относиться друг другу.
Работать успешно.
- Дайте характеристику звуку [ц] по плану:
1. Гласный или согласный.
2. Звонкий или глухой.
3. Твердый или мягкий.
Проверка работы ( один ученик отвечает).
Оценивание работы
6. Ознакомление с буквами «Ц,ц».
- Ребята! Твёрдый согласный звук [ц] обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы). Её называют буква «цэ».
А какая бывает буква ц?
Для чего нужна большая? А маленькая?
Определение места новой буквы в алфавите.
- Посмотрите, какое место занимает буква Ц на ленте букв. Назовите соседей буквы ц.
Физминутка
Цок-цок-цок-цок
Я -лошадка-серый бок.
Я копытцем постучу
Если надо- прокачу.
Цок-цок-цок-цок
Я -лошадка-серый бок.
7. Формирование навыков проектной деятельности. Буквы Ц, ц.
-Сейчас мы будем работать над проектом . Составим книжку-малышку под названием
«Буквы Ц, ц».
Распределение ролей. Художник-оформитель (изготавливает из полосок цветной бумаги букву Ц). Иллюстратор (подбирает картинки). Наборщик текста( в тексте найти слова с буквой ц).
Испытание проекта. Составление сообщения о букве Ц.
Оценивание работы
8. Чтение слогов с буквой ц ( с доски)
ЦЕ ЦО ЦУ ЦА ЦИ -читать, увеличивая громкость голоса;
-читать, уменьшая громкость голоса;
-читать с вопросительной интонацией;
-читать «как будто по крыше капает дождик»
Оценивание работы
9. Упражнения в выделении звука [ц] из потока речи
Учитель: Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте отрывок из сказки и определите, что это за сказка? Сюжет этой сказки уже встречался вам на страницах букваря.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы, такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван-Царевич.
Говорит однажды царь такое слово:
- Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь.
Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил стрелу средний брат – полетела она к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая. Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.
Поднимите голову. Итак, какая же это сказка?( Показ слайдов сказки, книгу «Царевна –лягушка»)
Какие слова на букву Ц вам встретились в этой сказке?
Я предлагаю вам мысленно перенестись в эту сказку и пройтись по сказочным кочкам.
(1-ая кочка – «Слова из сказки»)
10. Работа с учебником
- Чтение столбиков слов
- А сейчас прочитаем столбики слов и попытаемся вспомнить, какие слова использовались в этой сказке.
( Дети под руководством учителя восстанавливают эпизоды сказки, в которых могли звучать данные слова:
- У одного царя было три сына …
- Сыновья поклонились отцу в пояс…
- Царевна-лягушка.
- Старичок, встретившийся Ивану-царевичу: «Здравствуй, добрый молодец»…
- Сбросила лягушка свою лягушечью кожу и обернулась такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
- Видит Иван –царевич: стоит высокий дуб, а на нём на цепях висит сундук каменный…
Оценивание работы
- Чтение-разведка, с. 93 (Чтение отрывка из сказки) (2-ая кочка – «Сказочный сюжет»)
Учитель: Сейчас мы будем читать отрывок из сказки, а вы должны найти слова с буквой ц .
В каких словах из текста вам встретилась буква ц ?
Оценивание работы
- Ответ на вопрос
(3-я кочка –«Задания Василисы Премудрой»)
Давайте вспомним, какие задания давала Василиса Премудрая своим слугам?
(«… Сшейте мне к завтрашнему утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки». «Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой, я у моего батюшки ела».)
Чтение отрывка из сказки по Спутнику Букваря с. 88 показ слайдов.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
11. Закрепление
- Работа в парах (Самостоятельное жужжащее чтение стихотворения из учебника)
Один ребёнок называет слова со звуком ц (перец, огурец, цапля, заяц, овцы, гусеница), а другой определяет место этого звука в слове.
Оценивание работы
- Чтение слогов, рифмование
Учитель: Посмотрите на доску. Попробуем сложить чистоговорки. Готовы? Читаем:
цы — цы — цы — вот поспели ……
ца - ца — ца — захотелось …….
ец — ец — ец — мы сорвали ……
цу — цу — цу — дети рады ……
рцы — рцы — рцы — мы полили…….
Вы, ребята,………….
- Упражнение в развитии образного восприятия.
Ребята, посмотрите, какой симпатичный котик появился на экране.
Он утверждает, что если очень-очень быть внимательным, то можно и у котика найти букву ц.
Как вы думаете, где она притаилась? (Высказывания детей.)
Учитель: Прочтите текст с доски самостоятельно:
Вот какая буква Ц —
С коготками на конце.
Коготок – царапка, -
Как кошачья лапка.
Итак, где же котик спрятал букву Ц?
12. Итог урока.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этому звуку.
- Какое место занимает буква Ц на ленте букв?
Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …»
13. Самооценка учащихся.
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то поднимите зеленую фигурку;
если не очень – жёлтую фигурку;
плохо –красную фигурку
Спасибо всем за урок. Урок окончен.
САМОАНАЛИЗ:
Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение.
Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся.
Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:
- провела фонетическую зарядку;
- активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного и наглядного материала;
- использовала разные формы работы: индивидуальную, групповую, работу в парах, самостоятельную и фронтальный опрос;
- привлекала в уроке дополнительный материал.
Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.
Звук [ц]
- Гласный или согласный.
- Звонкий или глухой.
- Твердый или мягкий.
Вот какая буква «ц»
С коготочком на конце,
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Вот какая буква «ц»
С коготочком на конце,
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Вот какая буква «ц»
С коготочком на конце,
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы;
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучению грамоте 1 класс
Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала. Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...
урок по обучению грамоте 1 класс
урок по теме:" Мягкий знак"...
конспект урока по обучению грамоте 1 класс
конспект урока по теме"Слог, ударение" содержит технологическую карту урока, формируемые УУД...
конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']
Урок- путешествие позволяет первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального подъема....
План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...