Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100»
Учитель: Колосовская А.А.
Тема урока: С.Есенин «Белая береза»
А. Фет «Печальная береза»
Цели урока:
- знакомство с творчеством А.Фета, С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
- совершенствование умения анализа стихотворения;
- воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.
- Работа до чтения
– Сегодня на уроке мы продолжим работу над лирическим стихотворением. Давайте вспомним тот образ, который создал в своем стихотворении «Заколдован невидимкой…» Федор Тютчев.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)
- Какая восхитительная картина заколдованного леса! Каждый человек видит мир по своему. Если бы двум художникам предложить нарисовать зимний лес, то будьте уверены, что картины получатся совершенно разными. А поэтов недаром называют художниками слова, и сегодня мы прикоснемся к творчеству двух замечательных мастеров слова: Афанасия Афанасьевича Фета и Сергея Александровича Есенина.
- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, чему будут посвящены стихотворения поэтов. (На доске иллюстрация заснеженной березы)
- Давайте посмотрим, какой увидел заснеженную березу каждый из поэтов.
2. Работа во время чтения
- Прочитайте про себя стихотворение А. Фета «Печальная береза»
- Если лес Тютчева напомнил вам плененного богатыря, то кого напомнила вам березка Фета? (Девушку)
- Прочитайте первую строфу. Найдите слова, подсказывающие вам образ девущки - березки. (Печальная)
- Как называется такой прием? (Олицетворение)
- Что еще передает слово «печальная». (Настроение)
- Прочитайте вторую строфу. Какие еще слова подчеркивают печальное настроение? (Траурный наряд)
- Понаблюдаем за словами, которые описывают наряд березы. Найдите слова, подчеркивающие пышность наряда. (Разубрана (словарь) – очень красиво, нарядно убрана, наряжена (уст., прост.)
-Найдите сравнение, которое использует А.Фет, описывая наряд березы.
Как гроздья винограда
Ветвей концы висят …
- Что подчеркивает это сравнение, какой образ создает? (Ветви тяжело клонятся до земли)
- Перечитайте третью строфу.
- Все ли слова понятны? Что такое «денница»? (Денница – утренняя заря)
- Найдите поэтические слова, которыми поэт называет снег. (Краса ветвей)
- Почему же такой пышный, сверкающий наряд назван траурным? Почему береза печальна? Найдите строки, в которых таится ответ.
…И прихотью мороза разубрана она.
- Кто же разодел березу? (мороз)
- Что такое «прихоть»? (Прихоть (словарь) – каприз, вздорное желание.)
- Какой видится скованная морозом береза? Да, вы правы. Она застывшая, неподвижная, заколдованная. Вот откуда ее печаль!
- Перечитайте строки стихотворения и найдите слова, передающие авторское отношение к березе.
Люблю ….., радостен для взгляда …
- Что испытывает автор? Совпадает ли настроение автора и самой березки? (Да, совпадает: они грустят, печалятся, тоскуют.)
- А какие чувства испытываете вы? Постарайтесь передать их при чтении.
Подготовка и выразительное чтение стихотворения детьми.
- Выразительное чтение стихотворения учителем.
Минутка релаксации.
- Посмотрим, сможет ли музыка добавить что либо новое к нарисованному А.Фетом образу березы. (Ребята закрывают глаза, несколько минут звучит музыка).
3.Работа до чтения
–Теперь давайте познакомимся с березой Сергея Есенина. Прочитайте стихотворение про себя.
- Что вы почувствовали, какой образ возник? (Ответы детей).
4. Работа во время чтения
- Прочитайте первую и вторую строфу. Есть ли здесь олицетворение?
Принакрылась – Кто и чем может принакрыться? Опять идет сравнение с девушкой.
- Чем принакрылась береза?
- С чем сравнивается снег? (С серебром)
- Объясните значение слов:
Кайма(словарь) – полоса по краю предмета, ткани, отличающаяся цветом, узором.
Бахрома (словарь) – ряд свисающих нитей, кистей, шнуров.
- Что же напоминает снежное убранство? (Шаль, платок) Заметьте, что ветви уже не виноградные, а свисают как кисти снежного покрывала.
- Прочитайте стихотворение до конца. Есть ли цвет?
- Что значит «И горят снежинки в золотом огне»?
-Мы пришли к выводу, что березка Фета была печальной. Можно ли назвать печальной березу Есенина? Какой вы ее увидели? ( Нет, она не печальна, она вся светится, искриться, она как будто звенит.)
-Как автор относится к березе? (Он так же как мы любуется березкой)
5. Работа после чтения.
При подготовке выразительного чтения вам надо передать это чувство.
А) Чтение детей.
Б) Выразительное чтение стихотворения учителем.
6. Итог урока
– Одинаковыми ли получились березки у двух поэтов? (Нет, и мы еще раз убедились, что каждый видит мир по своему.)
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение; (по желанию) нарисовать рисунок или написать мини-сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась""
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Белов, «Малька провинилась»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Белов "Еще раз про Мальку""
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Белов «Еще раз про Мальку».Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В.И.Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать в...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась"" 2 часть
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображен...
Конспект урока литературного чтения: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»( УМК " Школа России" , 2класс)
Тема: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением &laqu...