Конспект урока литературного чтения: С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза». Два поэта - два взгляда на мир.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Колосовская Анна Анатольевна

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100»

Учитель: Колосовская А.А.

Тема урока: С.Есенин «Белая береза»

А. Фет «Печальная береза»

Цели урока:

- знакомство с творчеством А.Фета,  С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;

- совершенствование умения анализа стихотворения;

- воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

  1. Работа до чтения

– Сегодня на уроке мы продолжим работу над лирическим стихотворением. Давайте вспомним тот образ, который создал в своем стихотворении «Заколдован невидимкой…» Федор Тютчев.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

- Какая восхитительная картина заколдованного леса! Каждый человек видит мир по своему. Если бы двум художникам предложить нарисовать зимний лес, то будьте уверены, что картины получатся совершенно разными. А поэтов недаром называют художниками слова, и сегодня мы прикоснемся к творчеству двух замечательных мастеров слова: Афанасия Афанасьевича Фета и Сергея Александровича Есенина.

- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, чему будут посвящены стихотворения поэтов. (На доске иллюстрация заснеженной березы)

- Давайте посмотрим, какой увидел заснеженную березу каждый из поэтов.

2. Работа во время чтения

- Прочитайте про себя стихотворение А. Фета «Печальная береза»

- Если лес Тютчева напомнил вам плененного богатыря, то кого напомнила вам березка Фета? (Девушку)

- Прочитайте первую строфу. Найдите слова, подсказывающие вам образ девущки - березки. (Печальная)

- Как называется такой прием?  (Олицетворение)

- Что еще передает слово «печальная». (Настроение)

- Прочитайте вторую строфу. Какие еще слова подчеркивают печальное настроение?  (Траурный наряд)

- Понаблюдаем за словами, которые описывают наряд березы. Найдите слова, подчеркивающие пышность наряда. (Разубрана (словарь) – очень красиво, нарядно убрана, наряжена (уст., прост.)

-Найдите сравнение, которое использует А.Фет, описывая наряд березы.

Как гроздья винограда

Ветвей концы висят …

 - Что подчеркивает это сравнение, какой образ создает?  (Ветви тяжело клонятся до земли)

- Перечитайте третью строфу.

- Все ли слова понятны? Что такое «денница»?  (Денница – утренняя заря)

- Найдите поэтические слова, которыми поэт называет снег.  (Краса ветвей)

- Почему же такой пышный, сверкающий наряд назван траурным? Почему береза печальна? Найдите строки, в которых таится ответ.

…И прихотью мороза разубрана она.

- Кто же разодел березу?  (мороз)

- Что такое «прихоть»? (Прихоть (словарь) – каприз, вздорное желание.)

- Какой видится скованная морозом береза? Да, вы правы. Она застывшая, неподвижная, заколдованная. Вот откуда ее печаль!

- Перечитайте строки стихотворения и найдите слова, передающие авторское отношение к березе.

Люблю ….., радостен для взгляда …

- Что испытывает автор? Совпадает ли настроение автора и самой березки?  (Да, совпадает: они грустят, печалятся, тоскуют.)

- А какие чувства испытываете вы? Постарайтесь передать их при чтении.

Подготовка и выразительное чтение стихотворения детьми.

- Выразительное чтение стихотворения учителем.

Минутка релаксации.

- Посмотрим, сможет ли музыка добавить что либо новое к нарисованному А.Фетом образу березы. (Ребята закрывают глаза, несколько минут звучит музыка).

3.Работа до чтения

–Теперь давайте познакомимся с березой Сергея Есенина. Прочитайте стихотворение про себя.

- Что вы почувствовали, какой образ возник?  (Ответы детей).

4. Работа во время чтения

- Прочитайте первую и вторую строфу. Есть ли здесь олицетворение?

       Принакрылась – Кто и чем может принакрыться? Опять идет сравнение с девушкой.

- Чем принакрылась береза?

- С чем сравнивается снег?  (С серебром)

- Объясните значение слов:

      Кайма(словарь) – полоса по краю предмета, ткани, отличающаяся цветом, узором.

      Бахрома (словарь) – ряд свисающих нитей, кистей, шнуров.

- Что же напоминает снежное убранство?  (Шаль, платок) Заметьте, что ветви уже не виноградные, а свисают как кисти снежного покрывала.

- Прочитайте стихотворение до конца. Есть ли цвет?

- Что значит  «И горят снежинки в золотом огне»?

-Мы пришли к выводу, что березка Фета была печальной. Можно ли назвать печальной березу Есенина? Какой вы ее увидели? ( Нет, она не печальна, она вся светится, искриться, она как будто звенит.)

-Как автор относится к березе?  (Он так же как мы любуется березкой)

5. Работа после чтения.

При подготовке выразительного чтения вам надо передать это чувство.

   А) Чтение детей.

   Б) Выразительное чтение стихотворения учителем.

6. Итог урока

 – Одинаковыми ли получились березки у двух поэтов? (Нет, и мы еще раз убедились, что каждый видит мир по своему.)

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение; (по желанию) нарисовать рисунок или написать мини-сочинение.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Белов, «Малька провинилась»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Белов "Еще раз про Мальку""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Белов «Еще раз про Мальку».Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В.И.Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать в...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась"" 2 часть

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображен...

Конспект урока литературного чтения: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»( УМК " Школа России" , 2класс)

Тема: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»Цель деятельности учителя:  ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением &laqu...