Конспект урока литературного чтения: С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза». Два поэта - два взгляда на мир.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100»
Учитель: Колосовская А.А.
Тема урока: С.Есенин «Белая береза»
А. Фет «Печальная береза»
Цели урока:
- знакомство с творчеством А.Фета, С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
- совершенствование умения анализа стихотворения;
- воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.
- Работа до чтения
– Сегодня на уроке мы продолжим работу над лирическим стихотворением. Давайте вспомним тот образ, который создал в своем стихотворении «Заколдован невидимкой…» Федор Тютчев.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)
- Какая восхитительная картина заколдованного леса! Каждый человек видит мир по своему. Если бы двум художникам предложить нарисовать зимний лес, то будьте уверены, что картины получатся совершенно разными. А поэтов недаром называют художниками слова, и сегодня мы прикоснемся к творчеству двух замечательных мастеров слова: Афанасия Афанасьевича Фета и Сергея Александровича Есенина.
- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, чему будут посвящены стихотворения поэтов. (На доске иллюстрация заснеженной березы)
- Давайте посмотрим, какой увидел заснеженную березу каждый из поэтов.
2. Работа во время чтения
- Прочитайте про себя стихотворение А. Фета «Печальная береза»
- Если лес Тютчева напомнил вам плененного богатыря, то кого напомнила вам березка Фета? (Девушку)
- Прочитайте первую строфу. Найдите слова, подсказывающие вам образ девущки - березки. (Печальная)
- Как называется такой прием? (Олицетворение)
- Что еще передает слово «печальная». (Настроение)
- Прочитайте вторую строфу. Какие еще слова подчеркивают печальное настроение? (Траурный наряд)
- Понаблюдаем за словами, которые описывают наряд березы. Найдите слова, подчеркивающие пышность наряда. (Разубрана (словарь) – очень красиво, нарядно убрана, наряжена (уст., прост.)
-Найдите сравнение, которое использует А.Фет, описывая наряд березы.
Как гроздья винограда
Ветвей концы висят …
- Что подчеркивает это сравнение, какой образ создает? (Ветви тяжело клонятся до земли)
- Перечитайте третью строфу.
- Все ли слова понятны? Что такое «денница»? (Денница – утренняя заря)
- Найдите поэтические слова, которыми поэт называет снег. (Краса ветвей)
- Почему же такой пышный, сверкающий наряд назван траурным? Почему береза печальна? Найдите строки, в которых таится ответ.
…И прихотью мороза разубрана она.
- Кто же разодел березу? (мороз)
- Что такое «прихоть»? (Прихоть (словарь) – каприз, вздорное желание.)
- Какой видится скованная морозом береза? Да, вы правы. Она застывшая, неподвижная, заколдованная. Вот откуда ее печаль!
- Перечитайте строки стихотворения и найдите слова, передающие авторское отношение к березе.
Люблю ….., радостен для взгляда …
- Что испытывает автор? Совпадает ли настроение автора и самой березки? (Да, совпадает: они грустят, печалятся, тоскуют.)
- А какие чувства испытываете вы? Постарайтесь передать их при чтении.
Подготовка и выразительное чтение стихотворения детьми.
- Выразительное чтение стихотворения учителем.
Минутка релаксации.
- Посмотрим, сможет ли музыка добавить что либо новое к нарисованному А.Фетом образу березы. (Ребята закрывают глаза, несколько минут звучит музыка).
3.Работа до чтения
–Теперь давайте познакомимся с березой Сергея Есенина. Прочитайте стихотворение про себя.
- Что вы почувствовали, какой образ возник? (Ответы детей).
4. Работа во время чтения
- Прочитайте первую и вторую строфу. Есть ли здесь олицетворение?
Принакрылась – Кто и чем может принакрыться? Опять идет сравнение с девушкой.
- Чем принакрылась береза?
- С чем сравнивается снег? (С серебром)
- Объясните значение слов:
Кайма(словарь) – полоса по краю предмета, ткани, отличающаяся цветом, узором.
Бахрома (словарь) – ряд свисающих нитей, кистей, шнуров.
- Что же напоминает снежное убранство? (Шаль, платок) Заметьте, что ветви уже не виноградные, а свисают как кисти снежного покрывала.
- Прочитайте стихотворение до конца. Есть ли цвет?
- Что значит «И горят снежинки в золотом огне»?
-Мы пришли к выводу, что березка Фета была печальной. Можно ли назвать печальной березу Есенина? Какой вы ее увидели? ( Нет, она не печальна, она вся светится, искриться, она как будто звенит.)
-Как автор относится к березе? (Он так же как мы любуется березкой)
5. Работа после чтения.
При подготовке выразительного чтения вам надо передать это чувство.
А) Чтение детей.
Б) Выразительное чтение стихотворения учителем.
6. Итог урока
– Одинаковыми ли получились березки у двух поэтов? (Нет, и мы еще раз убедились, что каждый видит мир по своему.)
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение; (по желанию) нарисовать рисунок или написать мини-сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. С.Есенин "Черемуха"
Конспект урока литературного чтения С. Есенин "Черемуха"...
Конспект урока литературного чтения. С.Есенин "Черемуха"
Конспект урока литературного чтения С. Есенин "Черемуха"...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова « Кто такой Бумчик?», «Про бабочку».
Цели урока: способствовать приобщению учащихся к миру литературы посредством расширения его читательского опыта, опоры на его социальный опыт; воспитание нравственных качеств на материале анализ...
Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме: "Осень в стихах русских поэтов" УМК "Гармония"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса на тему: "Осень в стихах русских поэтов" можно провести как обобщающий урок по любой учебной программе. Разработка урока сопровождается пошаговой навиг...
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"
Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока литературного чтения "С. Есенин «Берёза»" 2 класс
Тема урока: С. Есенин «Берёза»Цели: сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведен...
Конспект урока литературного чтения: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»( УМК " Школа России" , 2класс)
Тема: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением &laqu...