Конспект урока литературного чтения "С. Есенин «Берёза»" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс)

Татьяна Владимировна Ларина

Тема урока: С. Есенин «Берёза»

Цели:

              сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные результаты:

              проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

              принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.

Предметные результаты:

              находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_s.esenin_beryoza.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: С. Есенин «Берёза»

Цели: 

              сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Личностные результаты: 

              проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

              принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.

Предметные результаты:

              находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.

Оборудование:

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент) 

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

- Но прежде,  поприветствуйте наших гостей. Повернитесь, улыбнитесь,  скажем дружно: «Мы очень рады Вам»

II. Речевая разминка    

        -На уроках чтения мы учимся  правильно и грамотно говорить, выразительно читать. Поэтому давайте проведём речевую разминку.

         1) Упражнение на дыхание «Свеча»

Представьте на ладошке свечку, задум её; а теперь 5 свечей.

2) Упражнения для щек и губ «Снеговики»

Снеговики радуются снегу и морозу.

Надуть щеки. Весёлое выражение глаз.

Оттепель. Снеговики тают.

Щеки втянуть.

3) Работа над загадкой.

- Чтение гласными.

- Чтение с разной интонацией.

Во дворе замёрзли лужи,

Целый день позёмка кружит.

Стали белыми дома,

Это к нам пришла …зима.

- Прочитайте с удивлением, выделяя голосом подчёркнутые слова.

- 1и 2 строки недовольно читают девочки; 3 и 4- весело читают мальчики.

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Как вы думаете, почему я выбрала такую загадку? Над какой темой работаем?

- С чем мы познакомились в этом разделе?

- С какой целью мы изучаем поэтические произведения?

Карточка

  1. Соедини стрелками между собой фамилию и имя, отчество писателя.

Александр Сергеевич  

Есенин

Сергей  Александрович

Пушкин

Константин Дмитриевич

Тютчев

Фёдор Иванович

Бальмонт

2.Продолжи определение.

Олицетворение – это__________________________________________

____________________________________________________________

3.Соедини стрелками между собой слова, которые образуют рифму.

 аукает                                              далёкую    

 глубокую                                        стелется

 метелица                                          баюкает

Определи автора и название данного стихотворения________________

IV. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.

- Прежде чем вы назовёте тему нашего урока, попробуйте отгадать две загадки. Первая: о ком эти строки?

Он …. – поэтическая гордость русского народа,  живописный мастер слова, певец русской природы. В этом имени слово «есень», осень, ясень, осенний цвет, что-то есть в нём от русских песен - поднебесье, тихие веси, сень берёзы и синь -  рассвет.

- А вот вторая: послушайте одну историю и скажите, как зовут героиню?

Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Все любили её, только о ней и говорили. Чёрная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ей любуются. Решила она извести со свету красавицу и превратила её в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной, ветви зелёные, как косы шелковые переливаются. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем, звали её ласково. Злится ещё  пуще колдунья. Напустила она холоду. Только деревце  по – новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрились”.

- Догадались, о каком дереве идёт речь? А что ещё вы знаете о берёзе?

- Подберите родственные слова, как ласково называли русскую красавицу люди? (Берёзка, берёзонька, берёзушка). Подберите эпитеты (белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная) А почему это дерево так назвали?

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.Есенина «Берёза». Оно было опубликовано первым  в Московском детском журнале  «Мирок», когда Сергею Есенину было всего 18 лет.

-Ребята, как вы думаете,  почему мы объединили Есенина и русскую берёзу? ( Их можно назвать символами России)

Знакомство с биографией С.Есенина

- Посмотрите ещё раз на портрет: красивый, голубоглазый, молодой человек с вьющимися золотистыми кудрями.

- Что вы можете рассказать о Сергее Есенине? (Выступление учащихся)

Беседа «Образ берёзы в произведениях искусства»

- Берёза - символ России.  Красоту берёзы воспевали поэты, музыканты, художники. Особенно красива зимняя берёза.  Вот такой её увидел художник Игорь Эммануилович Грабарь в одно прекрасное  февральское утро.

- Рассмотрите репродукцию картины И.Э Грабаря  «Февральская лазурь».  

 «Сказкой инея и восходящего солнца назвал Грабарь свою картину».

 (Выступление ученика)

 «На картине художника И.Э Грабаря  «Февральская лазурь» изображён прекрасный солнечный день. На переднем плане белоствольная красавица-берёза, её ствол покрыт тонким слоем инея. Он переливается, блестит, поэтому кажется, что дерево украшено жемчужными бусами. Позади мы видим берёзки, они  ни в чём не уступают своей подружке, которая вышла вперёд. Они показывают, что тоже достойны внимания, так как их наряды не менее роскошны. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе. Они похожи на замёрзший фонтан. Все берёзки изображены на фоне белоснежного покрывала, которое соткала сама зима. Картина яркая, красочная и создаёт настроение праздника.»

Сообщение цели урока

- Итак, художник изобразил берёзу с помощью красок, а Есенин посмотрел в окно, увидел чудесную берёзку в зимнее морозное утро и «нарисовал» картину словами.

- Чему вы должны сегодня научиться, работая над стихотворением                С. Есенина «Берёза»?  

- Вы будете не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

Посмотрите на схему.

VI. Работа по теме урока

1.Первичное восприятие произведения. Просмотр клипа

2. Беседа по первым впечатлениям. 

3. Словарная работа.

Самостоятельное чтение с подчёркиванием непонятных слов.

- На перемене ребята поработали с толковым словарём С.Ожегова и готовы ответить на ваши вопросы.

 Принакрылась –показывает неполноту действия, слегка набросила.

 Кисть -   пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

Кайма –  полоса по краю какого-либо предмета, ткани

Серебром –драгоценный металл серебристого цвета.

Бахрома – тесьма, для обшивки чего-нибудь, рядом свободно свисающих нитей.

Сонный – погруженный в сон, спящий.

 Заря – яркое освещение горизонта, перед восходом или после захода солнца.

4.Анализ произведения.
Расскажите алгоритм работы с художественным поэтическим текстом.

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом

• Прочитайте текст.

• Определите тему текста.

• Назовите главную мысль.

• Определите жанр текста.

• Назовите героя текста.

• Опишите его образ.

• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.

• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации

Работа по алгоритму.

V. Физкультминутка. Звучит музыка.

- Закройте глаза.

-Представьте, что мы идём по зимнему берёзовому  лесу. Хорошо в лесу. Мы дышим свежим воздухом. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо, раскиньте руки. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.

На ваши ладошки упали снежинки. Откройте глаза.

Полюбуйтесь  их красотой. Вы решили отпустить их  на  волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.

Закружились снежинки в хороводе и вы за ними..

Идём дальше.

Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь. Помашите ему рукой.

Посмотрите  налево,  под ёлкой, сидит заяц. Наклонитесь и погладьте его рукой.

Посмотрите на небо, как ярко светит солнце, какая белоснежная берёза, какое небо голубое с редкими воздушными облаками! Улыбнитесь. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело

Не торопясь, выходим из леса.

Спасибо, тебе, природа, за создание такой красоты!

Садитесь.

VI. Работа над произведением.

Чтение 1 строфы стихотворения (хором).

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

- Как понимаете выражение «принакрылась снегом»? (слегка укуталась)

- Обратите внимание, что берёза принакрылась снегом. Кого напоминает береза? (человека, женщину, которая накинула на себя шаль или платок)

- Как называется такой прием? (олицетворение)

– С чем сравнивает поэт снег? (с серебром)

- Что такое серебро? (драгоценный металл)
– Почему с серебром, а не с золотом? (потому что блестит, сверкает, переливается на солнце - зима)
– Какой образ мы увидели? (береза, похожая на женщину, прикрытую  шалью серебристого цвета)

Чтение 2 строфы стихотворения (хором).

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

- Почему ветки пушистые? (На них лежит иней).

- Прочитайте, как Есенин описал иней?(снежною каймой)

- С чем сравнивает Есенин ветви березы? Зачитайте.

- Снег на ветках напоминает кайму, а концы веток выглядят как кисти бахромы,  она снежная и искрящаяся.

Чтение 3 строфы стихотворения (хором).

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

- В прямом или переносном значении употребляется слово «горят»?

(Слово «горят» употребляется в переносном, так как снежинки гореть не могут, как дрова; полыхать огнем.)

-  Подберите синонимы к слову «горят».

(снежинки сверкают, переливаются, сияют, искрятся, светятся…)

- А откуда взялся золотой огонь? (солнце встаёт;  свет зари, он сравнивает красное зарево на небе с полыхающим огнем)

Чтение 4 строфы стихотворения (хором).

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Что такое заря?

(Заря – это яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца)

- Какое время суток описано в стихотворении? (Утро)

 - Какие слова и выражения указывают на это? Докажите.

(И стоит береза

В сонной тишине…)

- Какое утро солнечное или пасмурное описывает поэт? (Горят в золотом огне.)

-  Прочитайте, как занимается заря зимой ( Лениво).

- Почему С. Есенин считает зимнюю зарю ленивой? (Солнце всходит осторожно, неторопливо, холодно, хочется ещё понежиться в постели.)

- Есенин одушевил берёзу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придает березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее как бы одушевленной, нежной и доброй.

- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)

- Найдите  в тексте ещё пример олицетворения.

(Заря лениво обходит кругом, заря обсыпает ветки.)

VII. Выборочное чтение

-Мы сказали, что С.Есенин – живописный мастер, художник слова.  Какими же красками нарисовано это стихотворение? (белые, золотые (огонь), серебряные, …)

- У какого времени года такие краски?

- Когда у человека появляется потребность говорить стихами?

(Когда он по особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего- то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)

- Скажите, какие чувства испытывал поэт, каким было его настроение, когда он создавал стихотворение «Берёза» (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда, восхищение, восторг.)

- Почему вы так решили,  ведь он прямо об этом не говорит?

-Что воспевает автор в этом стихотворении?

Это стихотворение воспевает не только русскую березу, но и долгую холодную зиму, когда снег «осыпает ветки … серебром». Спасибо Есенину, что и нам помогает увидеть в ней волшебство и красоту.

-Что узнали о поэте? (Умеет любоваться природой, был очень внимательным, наблюдательным).

Вывод

Это стихотворение призывает и учит нас любить и восхищаться родной природой, замечать ее малейшие изменения.   Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского стихотворения. Через восхищение, восторг, любование берёзой поэт говорит о своей любви к Родине, к тому месту, где он родился и вырос, где прошли его счастливые детские годы.

VIII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

 - Мы подробно проанализировали  стихотворение. Как вы думаете, что ещё нам нужно сделать? (Подготовить выразительное чтение стих-я) 

- Что значит, прочитать выразительно? (понравилось мне и другим) 

- Какая строка подсказывает нам, как надо читать это стихотворение? 

 (И стоит берёза в сонной тишине)

 -Как надо читать стихотворение?

(Неторопливо, негромко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу, а также постараться передать чувства автора, его любование берёзой. Восхищённо, удивлённо, сказочно)

(Работа в парах над выразительностью чтения.) 

Конкурсное выразительное чтение стихотворения учащимися.

(в оценке качества чтения участвует весь класс)

- В начале урока мы сказали, что С.Есенин – певец русской природы. Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Его стихи очень музыкальны. Какую музыку вы подобрали бы к изученному стихотворению? ( спокойная, напевная, таинственная, волшебная) .. Многие стихи Есенина композиторы переложили на музыку. Сейчас вы сможете проверить свои предположения.  Послушайте романс «Берёза » на стихи С.Есенина.  (Видеоклип)

IX. Подведение итогов.

- Ребята, давайте вспомним, о ком или о чем мы говорили на уроке.

- Почему можно объединить РОДИНУ, ЕСЕНИНА, БЕРЕЗКУ?

- Какую задачу ставили? (познакомиться со стихотворением, проанализировать его, поразмышлять, почувствовать настроение поэта и научиться выразительно читать стихотворение.)

- Справились ли мы с поставленной задачей урока?

- Кто считает, что он был на уроке внимательным, думающим, читателем-исследователем?

- Где можно применить новые знания?

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 - Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.   У вас на столах снежинки . Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. А если вам урок не понравился, вам было скучно и  непонятно, то прикрепите снежинку на поляне внизу под берёзкой.

Подарок на память об уроке – жемчужина.
        

         

XI. Домашнее задание

- Как вы думаете, каким будет ваше домашнее задание?

1) Выучить стихотворение.

2) Найти стихи о берёзе других авторов.

3) Написать сочинение (стихотворение)о берёзе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир. ...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: С. А. Есенин «Черемуха»

Урок литературного чтения в 3 классе, по теме С.А.Есенин "Черёмуха", составлен в соответствии ФГОС второго поколения. К уроку предлагается презентация о С.А. Есенине. Ход урока разделен на виды деяте...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...