Конспект урока литературного чтения "С. Есенин «Берёза»" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс)
Тема урока: С. Есенин «Берёза»
Цели:
сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Личностные результаты:
проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.
Предметные результаты:
находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s.esenin_beryoza.docx | 45.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: С. Есенин «Берёза»
Цели:
сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Личностные результаты:
проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.
Предметные результаты:
находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Оборудование:
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
- Но прежде, поприветствуйте наших гостей. Повернитесь, улыбнитесь, скажем дружно: «Мы очень рады Вам»
II. Речевая разминка
-На уроках чтения мы учимся правильно и грамотно говорить, выразительно читать. Поэтому давайте проведём речевую разминку.
1) Упражнение на дыхание «Свеча»
Представьте на ладошке свечку, задум её; а теперь 5 свечей.
2) Упражнения для щек и губ «Снеговики»
Снеговики радуются снегу и морозу.
Надуть щеки. Весёлое выражение глаз.
Оттепель. Снеговики тают.
Щеки втянуть.
3) Работа над загадкой.
- Чтение гласными.
- Чтение с разной интонацией.
Во дворе замёрзли лужи,
Целый день позёмка кружит.
Стали белыми дома,
Это к нам пришла …зима.
- Прочитайте с удивлением, выделяя голосом подчёркнутые слова.
- 1и 2 строки недовольно читают девочки; 3 и 4- весело читают мальчики.
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Как вы думаете, почему я выбрала такую загадку? Над какой темой работаем?
- С чем мы познакомились в этом разделе?
- С какой целью мы изучаем поэтические произведения?
Карточка
- Соедини стрелками между собой фамилию и имя, отчество писателя.
Александр Сергеевич | Есенин |
Сергей Александрович | Пушкин |
Константин Дмитриевич | Тютчев |
Фёдор Иванович | Бальмонт |
2.Продолжи определение.
Олицетворение – это__________________________________________
____________________________________________________________
3.Соедини стрелками между собой слова, которые образуют рифму.
аукает далёкую
глубокую стелется
метелица баюкает
Определи автора и название данного стихотворения________________
IV. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.
- Прежде чем вы назовёте тему нашего урока, попробуйте отгадать две загадки. Первая: о ком эти строки?
Он …. – поэтическая гордость русского народа, живописный мастер слова, певец русской природы. В этом имени слово «есень», осень, ясень, осенний цвет, что-то есть в нём от русских песен - поднебесье, тихие веси, сень берёзы и синь - рассвет.
- А вот вторая: послушайте одну историю и скажите, как зовут героиню?
Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Все любили её, только о ней и говорили. Чёрная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ей любуются. Решила она извести со свету красавицу и превратила её в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной, ветви зелёные, как косы шелковые переливаются. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем, звали её ласково. Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только деревце по – новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрились”.
- Догадались, о каком дереве идёт речь? А что ещё вы знаете о берёзе?
- Подберите родственные слова, как ласково называли русскую красавицу люди? (Берёзка, берёзонька, берёзушка). Подберите эпитеты (белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная) А почему это дерево так назвали?
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С.Есенина «Берёза». Оно было опубликовано первым в Московском детском журнале «Мирок», когда Сергею Есенину было всего 18 лет.
-Ребята, как вы думаете, почему мы объединили Есенина и русскую берёзу? ( Их можно назвать символами России)
Знакомство с биографией С.Есенина
- Посмотрите ещё раз на портрет: красивый, голубоглазый, молодой человек с вьющимися золотистыми кудрями.
- Что вы можете рассказать о Сергее Есенине? (Выступление учащихся)
Беседа «Образ берёзы в произведениях искусства»
- Берёза - символ России. Красоту берёзы воспевали поэты, музыканты, художники. Особенно красива зимняя берёза. Вот такой её увидел художник Игорь Эммануилович Грабарь в одно прекрасное февральское утро.
- Рассмотрите репродукцию картины И.Э Грабаря «Февральская лазурь».
«Сказкой инея и восходящего солнца назвал Грабарь свою картину».
(Выступление ученика)
«На картине художника И.Э Грабаря «Февральская лазурь» изображён прекрасный солнечный день. На переднем плане белоствольная красавица-берёза, её ствол покрыт тонким слоем инея. Он переливается, блестит, поэтому кажется, что дерево украшено жемчужными бусами. Позади мы видим берёзки, они ни в чём не уступают своей подружке, которая вышла вперёд. Они показывают, что тоже достойны внимания, так как их наряды не менее роскошны. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе. Они похожи на замёрзший фонтан. Все берёзки изображены на фоне белоснежного покрывала, которое соткала сама зима. Картина яркая, красочная и создаёт настроение праздника.»
Сообщение цели урока
- Итак, художник изобразил берёзу с помощью красок, а Есенин посмотрел в окно, увидел чудесную берёзку в зимнее морозное утро и «нарисовал» картину словами.
- Чему вы должны сегодня научиться, работая над стихотворением С. Есенина «Берёза»?
- Вы будете не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.
Посмотрите на схему.
VI. Работа по теме урока
1.Первичное восприятие произведения. Просмотр клипа
2. Беседа по первым впечатлениям.
3. Словарная работа.
Самостоятельное чтение с подчёркиванием непонятных слов.
- На перемене ребята поработали с толковым словарём С.Ожегова и готовы ответить на ваши вопросы.
Принакрылась –показывает неполноту действия, слегка набросила.
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани
Серебром –драгоценный металл серебристого цвета.
Бахрома – тесьма, для обшивки чего-нибудь, рядом свободно свисающих нитей.
Сонный – погруженный в сон, спящий.
Заря – яркое освещение горизонта, перед восходом или после захода солнца.
4.Анализ произведения.
Расскажите алгоритм работы с художественным поэтическим текстом.
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом
• Прочитайте текст.
• Определите тему текста.
• Назовите главную мысль.
• Определите жанр текста.
• Назовите героя текста.
• Опишите его образ.
• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.
• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации
Работа по алгоритму.
V. Физкультминутка. Звучит музыка.
- Закройте глаза.
-Представьте, что мы идём по зимнему берёзовому лесу. Хорошо в лесу. Мы дышим свежим воздухом. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо, раскиньте руки. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.
На ваши ладошки упали снежинки. Откройте глаза.
Полюбуйтесь их красотой. Вы решили отпустить их на волю.
Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.
Закружились снежинки в хороводе и вы за ними..
Идём дальше.
Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь. Помашите ему рукой.
Посмотрите налево, под ёлкой, сидит заяц. Наклонитесь и погладьте его рукой.
Посмотрите на небо, как ярко светит солнце, какая белоснежная берёза, какое небо голубое с редкими воздушными облаками! Улыбнитесь. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело
Не торопясь, выходим из леса.
Спасибо, тебе, природа, за создание такой красоты!
Садитесь.
VI. Работа над произведением.
Чтение 1 строфы стихотворения (хором).
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- Как понимаете выражение «принакрылась снегом»? (слегка укуталась)
- Обратите внимание, что берёза принакрылась снегом. Кого напоминает береза? (человека, женщину, которая накинула на себя шаль или платок)
- Как называется такой прием? (олицетворение)
– С чем сравнивает поэт снег? (с серебром)
- Что такое серебро? (драгоценный металл)
– Почему с серебром, а не с золотом? (потому что блестит, сверкает, переливается на солнце - зима)
– Какой образ мы увидели? (береза, похожая на женщину, прикрытую шалью серебристого цвета)
Чтение 2 строфы стихотворения (хором).
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
- Почему ветки пушистые? (На них лежит иней).
- Прочитайте, как Есенин описал иней?(снежною каймой)
- С чем сравнивает Есенин ветви березы? Зачитайте.
- Снег на ветках напоминает кайму, а концы веток выглядят как кисти бахромы, она снежная и искрящаяся.
Чтение 3 строфы стихотворения (хором).
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
- В прямом или переносном значении употребляется слово «горят»?
(Слово «горят» употребляется в переносном, так как снежинки гореть не могут, как дрова; полыхать огнем.)
- Подберите синонимы к слову «горят».
(снежинки сверкают, переливаются, сияют, искрятся, светятся…)
- А откуда взялся золотой огонь? (солнце встаёт; свет зари, он сравнивает красное зарево на небе с полыхающим огнем)
Чтение 4 строфы стихотворения (хором).
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Что такое заря?
(Заря – это яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца)
- Какое время суток описано в стихотворении? (Утро)
- Какие слова и выражения указывают на это? Докажите.
(И стоит береза
В сонной тишине…)
- Какое утро солнечное или пасмурное описывает поэт? (Горят в золотом огне.)
- Прочитайте, как занимается заря зимой ( Лениво).
- Почему С. Есенин считает зимнюю зарю ленивой? (Солнце всходит осторожно, неторопливо, холодно, хочется ещё понежиться в постели.)
- Есенин одушевил берёзу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придает березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее как бы одушевленной, нежной и доброй.
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
- Найдите в тексте ещё пример олицетворения.
(Заря лениво обходит кругом, заря обсыпает ветки.)
VII. Выборочное чтение
-Мы сказали, что С.Есенин – живописный мастер, художник слова. Какими же красками нарисовано это стихотворение? (белые, золотые (огонь), серебряные, …)
- У какого времени года такие краски?
- Когда у человека появляется потребность говорить стихами?
(Когда он по особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего- то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
- Скажите, какие чувства испытывал поэт, каким было его настроение, когда он создавал стихотворение «Берёза» (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда, восхищение, восторг.)
- Почему вы так решили, ведь он прямо об этом не говорит?
-Что воспевает автор в этом стихотворении?
Это стихотворение воспевает не только русскую березу, но и долгую холодную зиму, когда снег «осыпает ветки … серебром». Спасибо Есенину, что и нам помогает увидеть в ней волшебство и красоту.
-Что узнали о поэте? (Умеет любоваться природой, был очень внимательным, наблюдательным).
Вывод
Это стихотворение призывает и учит нас любить и восхищаться родной природой, замечать ее малейшие изменения. Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского стихотворения. Через восхищение, восторг, любование берёзой поэт говорит о своей любви к Родине, к тому месту, где он родился и вырос, где прошли его счастливые детские годы.
VIII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Мы подробно проанализировали стихотворение. Как вы думаете, что ещё нам нужно сделать? (Подготовить выразительное чтение стих-я)
- Что значит, прочитать выразительно? (понравилось мне и другим)
- Какая строка подсказывает нам, как надо читать это стихотворение?
(И стоит берёза в сонной тишине)
-Как надо читать стихотворение?
(Неторопливо, негромко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу, а также постараться передать чувства автора, его любование берёзой. Восхищённо, удивлённо, сказочно)
(Работа в парах над выразительностью чтения.)
Конкурсное выразительное чтение стихотворения учащимися.
(в оценке качества чтения участвует весь класс)
- В начале урока мы сказали, что С.Есенин – певец русской природы. Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Его стихи очень музыкальны. Какую музыку вы подобрали бы к изученному стихотворению? ( спокойная, напевная, таинственная, волшебная) .. Многие стихи Есенина композиторы переложили на музыку. Сейчас вы сможете проверить свои предположения. Послушайте романс «Берёза » на стихи С.Есенина. (Видеоклип)
IX. Подведение итогов.
- Ребята, давайте вспомним, о ком или о чем мы говорили на уроке.
- Почему можно объединить РОДИНУ, ЕСЕНИНА, БЕРЕЗКУ?
- Какую задачу ставили? (познакомиться со стихотворением, проанализировать его, поразмышлять, почувствовать настроение поэта и научиться выразительно читать стихотворение.)
- Справились ли мы с поставленной задачей урока?
- Кто считает, что он был на уроке внимательным, думающим, читателем-исследователем?
- Где можно применить новые знания?
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока. У вас на столах снежинки . Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то прикрепите снежинку на поляне внизу под берёзкой.
Подарок на память об уроке – жемчужина.
XI. Домашнее задание
- Как вы думаете, каким будет ваше домашнее задание?
1) Выучить стихотворение.
2) Найти стихи о берёзе других авторов.
3) Написать сочинение (стихотворение)о берёзе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"
План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир. ...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: С. А. Есенин «Черемуха»
Урок литературного чтения в 3 классе, по теме С.А.Есенин "Черёмуха", составлен в соответствии ФГОС второго поколения. К уроку предлагается презентация о С.А. Есенине. Ход урока разделен на виды деяте...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...