Звуки [ Г ], [ Г ' ].Буквы Г, г
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Горт Елена Александровна

Данный урок разработан по программе УМК "Планета Знаний" в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_g.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обучение грамоте

Тема:  «Звуки [г,],[г],буквы Г г ».

УМК: «Планета знаний» Т.М. Андрианова «Букварь» 1 класс

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий  для знакомства со звонкими согласными  звуками [г], [г'], отличающимися по признаку мягкости-твёрдости, с буквами Г, г.

Задачи:

- способствовать умению использовать условное обозначение звонкого твердого и мягкого звуков [г], [г'] с помощью строчной печатной буквы Г

- учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

- формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

- воспитывать культуру учебного труда.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point « Буква Г, г», электронный учебник, ролик из интернета «Уроки тётушки Совы»;
Дополнительно: карточки с грибочками, корзинка с загадками, карточки с буквами.

Формирование УУД :

Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать в паре.

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение ориентироваться на развороте учебника; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Планируемые результаты:

Обучающие научаться: читать слова со звуками [г],[г’]; получат возможность научиться: выказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие «подружиться с книгой».


Этапы урока

 Ход урока

Цель этапа

УУД

1. Мотивационный этап

1. Организационный момент

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке:

    Книги, ручки и тетрадки?

   

Личностные: действие

 смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем.

Регулятивные: волевая

саморегуляция.

2. Актуализация знаний

и фиксация затруднения

 в учебном действии.

Речёвка (дети стоят возле своих парт и выполняют определённые движения)

Речь состоит из предложений.

Предложение состоит из слов.

Слова делятся на слоги.

Слоги состоят из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные бывают ударные и безударные.

Согласные бывают твёрдые и мягкие.

Создать благоприятные условия для изучения новой темы

Познавательные:

Общеучебные – умение

структурировать знания, контроль

результатов деят-ти,

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование, Коммуникативные: умение слушать друг друга

Личностные: действие смыслообразования

3. Открытие нового знания и первичное закрепление.

Давайте с вами вспомним, по какому городу мы путешествуем на уроке обучения грамоте. Наши буквы живут в городе Алфавитинске. Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает. Эта буква тоже будет жить в нашем городе. А пока мы поселим её в домик. (дети открывают тетради и рисуют домик простым карандашом.)

Звук СМС (читаю в телефоне «Загляните за дверь». За дверью стоит корзинка). В корзинке карточки с загадками и ответы на них в картинках.

И на горке и под горкой

Под берёзой и под ёлкой.

Хороводами  и в ряд,

В шляпах молодцы стоят.(грибы)

В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд.

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч.

Он под самой ножкой

Вытянут немножко. (груша)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков ….(горох)

Норовит щипнуть за ноги,

Я гоню его с дороги:

«Прочь, тебя я не боюсь!»

«Га-га-га!»- смеётся …(гусь)

Что связывает все эти слова? (начинается со звука [г].

Наш звук можно записать при помощи буквы Г. Ребята, на что похожа буква Г?  А почему их здесь две?

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

Заселение буквы Г в домик (печатаем букву внутри домика)

А теперь произнесём звук [г], который обозначается буквой Г. Как вы думаете, он гласный или согласный? Почему согласный? Раз он согласный, то вспомните какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие.) Можем ли мы узнать, как звучит наш согласный звук в словах? ( называют слова, которые начинаются с этого звука)

Организация мыслительной деятельности, вывод на цель, подготовка к восприятию нового.

Предметные:
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [г], [г’];
- безошибочно узнавать буквы Г,г среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквами Г, г.
Метапредметные (УУД)
Личностные УУД:

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

-решение проблемы поискового характера.


Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

4. Физкультминутка.

А теперь давайте подвигаемся выполним физминутку «Гусята», а заодно обратите внимание, в каких словах физминутки встречается изученная нами буква.
- Назовите слова с буквой «Г».

Снятие мышечного напряжения с верхних отделов позвоночника
Улучшение восприятия.

Личностные: установка на здоровый образ жизни

5. Упражнение по совершенствованию и закреплению знаний и умений

Молодцы. Вот слова которые придумала я. (Гараж и гипс).  Спросить детей- знает ли кто значение слова «гипс» .Если нет- читаю из словаря Даля: Гипс – ископаемое, белая известь; она рассыпается и, впитывая воду, крепнет, стынет или мерзнет с нею очень быстро.

Поизносим слова хором и выделяем первый звук в них.

 Делаем вывод, что данный звук бывает твёрдый и мягкий. (Раскрашиваем домик  зеленым и синим цветом)

Составляем по вариантам звуковые схемы к этим словам, двое детей работают у доски.

Групповая проверка сигнальными карточками.

Почему в слове гараж первый звук звучит твёрдо, а в слове гипс мягко.

(Печатаем слоги с  буквами гласных)  Молодцы!!!

Чтение слогов слияний (ИД) и игра «Дополни до слова».

Ребята, как вы думаете кто нам прислал СМС? Кто нам помогает знакомиться с новой буквой? (Уроки тётушки Совы»). Перед просмотром ролика детям даётся задание: Девочки запоминают слова с твёрдым согласным звуком, а мальчики с мягким.

Проверяю как дети запомнили свои слова.

Итак, в какой же домик мы поселим нашу именинницу? (в домик к согласным)

Прежде чем перейти к следующему заданию - подготовим наши глазки. (глазная физ.минутка «Цирк»).

А ведь эта физ.минутка подходит к нашему уроку. Кто догадался почему?

Мы с вами уже печатали слоги, произносили слова, читали вместе с Совой, поэтому сейчас вы не просто будете  читать столбики слов, а выполнять ещё и задание. (открываю эл.учебник, а дети открывают буквари на стр. 58)

Найдите  слова с одним слогом – кто нашёл, встаньте. Садитесь, и читаем хором. А теперь прочитайте слова в следующих двух столбиках (показываю 3 и 4 столбик), слова с буквой Г. Встаньте, кто нашёл такие слова (читают по слову). А в пятом столбике прочитайте лишнее слово. Почему вы так решили?

Умение добывать знания и пользоваться ими.

Рефлексия этапа – прокомментировать свое решение.

Предметные:
- учиться выяснять значение новых слов;
- понимать роль словарей при поиске информации;
Познавательные: пополнение словарного запаса

Метапредметные (УУД)

Личностные УУД:
- определять правила работы  в парах;

Регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль.;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
строить связные речевые высказывания.

Познавательные:
- ориентироваться в учебнике

6. Физминутка.

На стене буквы. Дети должны быстренько найти букву Г и встать на своё место. (каждый берёт только одну букву)

Организация двигательной паузы

Коммуникативные: невербальное общение, внимание

7.  Первичное закрепление.

Чтение текста самостоятельно (стр.58) «По грибы».

Чтение с заданием: дети должны посчитать сколько букв Г в этом тексте . Кто посчитал, можете обсудить с соседом. Проверка.

Чтение текста вслух хорошо читающими учениками.

Кто знает, как называется этот гриб? (Мухомор)

Чем он опасен?

Ребята, все ли слова в тексте вам были понятны? (лукошко, объяснение значения слова по словарю). А какие ещё есть грибы мы с вами узнаем на уроке окружающего мира.

Организовать фиксацию нового способа действия в речи, уточнение общего характера нового знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

8. Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради.

Стр.28 № 1. – каждый самостоятельно. Проверка, если правильно составили слово, то звучит звук грома.

А скажите, какая связь между громом и грибами.

Задание № 2 работа в парах. Проверяем на интерактивной доске (желающие).

Организовать усвоение детьми навыка чтения с новой буквой, вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

Организовать рефлексию деятельности по применению нового знания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, взаимопомощь.

Регулятивные: контроль за чтением, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

9. Рефлексия учебной деятельности.

Оценивание проводится с закрашиванием грибочков на карточках, которые лежат у детей на партах.

Ребята, в учении, как и в спорте не все дается легко и сразу. Нужны  ежедневные тренировки, и даже, если сегодня вы не очень хорошо овладели навыком чтения или что-то не поняли на уроке, то всегда можно спросить товарища, поработать дома самостоятельно. Поэтому постарайтесь оценить себя объективно. Если вы справились со всеми заданиями, хорошо работали на уроке – то закрасьте шляпку грибочка красным цветом, если были незначительные затруднения – зеленым, а если трудно на уроке, то синим.

 Спасибо за урок. Молодцы!!!

Организовать оценивание собственной деятельности, фиксацию результатов.

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и над чем ещё надо дома работать

Познавательные:

Общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, уметь слушать других, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Личностные: положительное отношение к урокам обучения грамоте


                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....