Поурочная разработка "Лебедь в зоопарке" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Учитель начальных классов Масалова Татьяна Сергеевна
Поурочная разработка 4 класс:
Тема: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Цели:
· Ввести в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;
· Формировать речевые и читательские умения и навыки детей (закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», работать над выразительностью чтения, обучать анализу стихотворения);
· Развивать речь, мышление учащихся;
· Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Учебник, портрет Н.А. Заболоцкого, магнитофон аудиозапись (Е. Мартынов «Лебединая верность»), иллюстрации с изображениями лебедей, карточки с заданиями, выставка на тему «Я хочу, чтоб жили лебеди» (книги, иллюстрации, журналы), лебеди, панно, блок-схемы для моделирования обложки.
Ход урока:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebed_v_zooparke_urok.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Учитель начальных классов Масалова Татьяна Сергеевна
Поурочная разработка 4 класс:
Тема: Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
Цели:
- Ввести в круг чтения учащихся стихотворение Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;
- Формировать речевые и читательские умения и навыки детей (закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», работать над выразительностью чтения, обучать анализу стихотворения);
- Развивать речь, мышление учащихся;
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Учебник, портрет Н.А. Заболоцкого, магнитофон аудиозапись (Е. Мартынов «Лебединая верность»), иллюстрации с изображениями лебедей, карточки с заданиями, выставка на тему «Я хочу, чтоб жили лебеди» (книги, иллюстрации, журналы), лебеди, панно, блок-схемы для моделирования обложки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас несколько необычный урок. На нем присутствуют гости. Мы приветствуем их и приглашаем на наше занятие.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством Н.А. Заболоцкого. Послушаем, как вы подготовились к чтению его произведений.
1. Выразительное чтение стихотворения «Детство».
2. Выразительное чтение стихотворения «Весна в лесу» (в паре).
III. Введение в тему урока.
- Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на выставку и фотографии.
-Кто может сформулировать тему урока?
IV. Формулирование темы урока.
Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» (переворачивается карточка, на которой записана тема урока)
V. Работа над новой темой.
1. Введение в тему урока. Работа с иллюстрациями и фото.
- Ребята, скажите, что вы чувствуете, глядя на эти фотографии? (лебедь в природе) Какое у вас настроение? Что вам хочется сделать? (радостное настроение, хочется любоваться, рассмотреть поближе).
2. Работа с текстом до чтения.
- А что вы можете рассказать об этом произведении до того, как мы начнем знакомиться с ним?
(Ф.И.О. автора – Н.А. Заболоцкий; заголовок – «Лебедь в зоопарке»;
жанр – стихотворение; тема – о природе; рифма, четверостишия, запись в столбик).
3. Моделирование.
- А можете ли вы предположить, какие чувства вызовет это произведение у читателей, какое настроение возникнет у вас после знакомства с этим произведением? (ответы).
- Хорошо, а теперь давайте познакомимся с этим произведением, и вы сможете не только узнать его содержание, но и проверить свои предположения. Но сначала давайте обратим внимание на слова, которые встретятся вам в тексте.
Запись на доске:
Словарная работа.
Грёзы – мечты;
Лоно – поверхность;
Лиловый – «цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый»;
Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща;
Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета;
Колеблет – заставляет волноваться поверхность воды;
Изваянье – скульптурное изображение;
Перламутровый – переливчатый, серебристо-розовый, напоминающий окраску перламутра;
Громоздить – беспорядочно класть много предметов;
Лира – струнный музыкальный инструмент.
(Учитель читает вслух, просит объяснить значение знакомых слов.
При затруднении дети обращаются к карточкам-помощникам,
читают слова хором.).
4. Первичное восприятие текста.
А) Слушание (читает учитель).
Б) Проверка предположений (моделирование)
Беседа:
- Ребята, что вы можете сказать о чувствах, которые вы испытывали во время слушания этого стихотворения? Менялось ли у вас настроение?
(в начале – радостное, веселое; в конце – грустное, испытывали жалость).
-Как вы думаете, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3)
1) Белоснежное диво
2) Зоопарк
3) Песня птицы о счастье весны
( композиция стихотворения)
5. Работа с текстом. Выборочное чтение.
- Поработаем с первой частью стихотворения. Найдите и прочитайте строки, в которых автор описывает лебедя, обратите внимание, какие эпитеты использует поэт для описания птицы в 1 и 2 четверостишиях. Как он называет птицу?
(красавица – за внешнюю красоту;
дева – молодость, невинность;
дикарка – скромна, застенчива;
шелковистая – хочется погладить;
высокая, белоснежная, шелковистая головка – нежно)
- Как вы думаете, чувствуется ли отношение автора к птице?
(нравится, он ею любуется).
- Как нужно читать первую часть стихотворения?
(не громко, как бы боясь спугнуть плавающую птицу. Плавно, как будто плывет сама лебедь (с любовью, нежно, любуясь красотой).
Упражнение в выразительном чтении 1 части
(расстановка логических ударений, хоровое чтение).
Анализ 2 части стихотворения.
- Перед тем, как мы начнем работать со 2 частью стихотворения, мне бы хотелось еще раз обратиться к заголовку. Автор назвал стихотворение «Лебедь в зоопарке»
(не в небе, не в парке), а что значит, для лебедя жить в зоопарке?
(Значит, быть в неволе).
- С каким чувством нужно читать 2 часть стихотворения?
(с грустью, с горечью, с тоской, жестко, тихо).
-Обратите внимание на то, как автор описывает чувства животных, которые содержатся в клетках. (В зоопарке плохо – это неволя).
Выборочное чтение:
Кричат истомно;
Хвост поджали;
Сидят в отдаленье;
Приделаны к выступам;
Смотрят сквозь забор. (Много глаголов, но они не передают движение, животные находятся в ограниченном пространстве).
-Обратите внимание на поведение людей (вся столица – много людей, парк маленький, громоздя – теснота)
-Зачем нужны зоопарки? (чтобы люди могли видеть животных и любоваться ими).
-Как ведут себя люди у клеток со зверями? (этаж громоздя на этаж… - для людей это развлечение, забава).
Упражнение в выразительном чтении 2 части
Анализ 3 части
- Как вы думаете, как нужно читать последнее четверостишие?
(с надеждой и верой в лучшее не смотря ни на что).
Выразительное чтение стихотворения (полностью, вслух).
VI. Слушание аудиозаписи Е. Мартынов «Лебединая верность».
Вступительное слово: Красота этой удивительной птицы не оставляет никого равнодушным. И это не удивительно, ведь помимо внешнего превосходства лебеди обладают еще одним качеством, которым не всегда наделены даже люди. Когда лебедям исполняется 5 лет, они подыскивают себе пару для выведения птенцов, и уже после этого они никогда не покидают друг друга. Отсюда и пошло выражение «Лебединая верность».
- И сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая так и называется «Лебединая верность» (слушание песни).
- Итак, ребята, вы увидели, что и поэты, и художники, и композиторы в своем творчестве касались темы красоты лебедей. А как вы думаете, почему и для чего они создавали свои произведения? (показать красоту и величие птицы, напомнить людям, чтобы они берегли природу)
- Какова же основная мысль стихотворения Н.А. Заболоцкого?
Вывод: Люди, поместившие животное в зоопарк, не задумываются, что они запирают красоту в клетку и может быть оставляют детенышей без их родителей погибать ради забавы.
Проблемный вопрос: Так нужны ли зоопарки, если животные в них страдают?
(Помещать животных в зоопарк нужно в крайних случаях, если животное пострадало от рук браконьеров или заболело, если у детенышей погибла мать).
-Если человек берет на себя ответственность за животных, то он должен достойно их содержать, заботиться о них.
-Человек должен охранять лебедей, их численность сокращается, лебеди занесены в Красную книгу Белгородской области.
Дополнительное задание: высказывания о природе.
VII. Итог урока (оценки прокомментировать).
VIII. Домашнее задание:
с. 95-96, выучить (сильные учащиеся),
читать выразительно, иллюстрация (слабые учащиеся),
всем – выполнить задание в тетради,
* - работа с материалами выставки.
IX. Рефлексия.
-Итак, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от урока (карточка – задание №3).
- А сейчас я прошу выпустить из клеток на свободу лебедей, и пусть они украсят наш класс и подарят нам возможность ещё раз ими полюбоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование Математика 2 класс 1 и 2 полугодие
В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчита...
Поурочное планирование Математика 1 класс 1 и 2 полугодие
В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система работы по обучению математике учащихся 1 класса в соответствии с программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса...
Поурочное планирование в 3 классе
Календарно-теамттичнеское планирование уроков английского языка в 3 классе. УМК "Английский с удовольствием - Enjoy English 2 часть 1" М.З. Биболетова, О.А. Денисенко и др....
поурочное планирование для 1 класса
Рабочие программы для 1 класса по программе Гармония по ФГОС. Математика по программе Школа России....
Поурочное планирование для 3 класса 1 полугодия.
В донном планировании отражены все предметы начальной школы( математика, русский язык, литер. чтение, технология, ИЗО, окр. мир). Материал этот интересен также тем, что на уроках русского языка и лите...
Поурочное планирование для 1 класса.
М А Т Е М А Т И К А(четырёхлетняя начальная школа)Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева....
поурочное планирование для 2 класса КРО
поурочное планироване для 2 класса УМК " школа России"...