Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»
презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме

Лефлер Татьяна Робертовна

Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов  технологии проблемного обучения.

Конспект  по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»

Программа «Начальная школа 21 век»

Цели:

- создать условия для формирования активной читательской позиции;

 - способствовать развитию творческих способностей детей;

- развивать умение определять жанр произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока77 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Учитель: Т.Р. Лефлер

Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов  технологии проблемного обучения.

Конспект  по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»

Программа «Начальная школа 21 век»

Цели: 

- создать условия для формирования активной читательской позиции;

 - способствовать развитию творческих способностей детей;

- развивать умение определять жанр произведения.

Средства обучения: (информационное обеспечение): учебник "Литературное чтение" для 3 класса, толковый словарь, портрет писателя, проектор, презентация, индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

 Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голосового аппарата к работе.

Фразы для чтения: Индивидуальные карточки. Перед вами карточки для чтения. Прочитайте самостоятельно, в паре, вслух. Читайте, проговаривая каждый звук.

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята. 

3. Работа по теме урока. 

1) Постановка учебной проблемы.

а)  Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги». (Слайд№1)

Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами его читателям. (Слайд№2)

Вчера мы начали знакомиться с творчеством этого писателя.

- Какое произведение читали?

- Понравилось ли оно вам?

- Как вы думаете, что представляет собой этот человек?

б)  Прочитайте автобиографическую статью и составьте вопросы, работая в паре, по её содержанию, не нарушая последовательности. (Приложение 1)

Примерные вопросы:

-как звали отца  Паустовского?

-Кем он был?

-какая семья была у писателя?

-какое образование получил Константин Георгиевич?

-Какие профессии пришлось ему освоить?

-Его основное увлечение?

-Можно ли назвать Паустовского детским писателем?

Учитель. Писать для детей это особый дар. Если дети с интересом читают произведения Паустовского, то можно наверняка  считать его детским писателем. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.

Есть в Москве удивительное по красоте место - усадьба и ландшафтный парк "Кузьминки". Издавна называю этот дом "Серая дача", т.к. окрашен он традиционно в светло-серый цвет. Вокруг дома растут высокие старые деревья. Весной цветут яблони, груши, черемуха, барбарис. Воздух ароматен, свеж и прозрачен. Дом притягивает взоры всех, кто проходит мимо. В нем находится Московский литературный музей-цент К.Г. Паустовского, писатель никогда не был в этом доме. Музей был основан учениками и  почитателями творчества писателя. Открылся в ноябре 1975 года. Праздник К.Г.Паустовского – ежегодно отмечается 31 мая, в день открытия музея. (Слайд№3)

в) - К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей, преджположения)

В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

Схема на доске.

Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

  • Рассказ  небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
  • Сказка  фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло. (Слайд№4)

2).Формулирование темы урока.  Постановка целей урока.

- Как вы думаете, какие можно поставить цели на сегодняшнем уроке?

Цели: 

  1. провести анализ художественного произведения;
  2. развивать навыки осмысленного, беглого чтения;
  3. определить  жанр этого произведения.

- Что для этого нужно?

Задачи: 

1.хорошо знать содержание;

2. быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком;

3.понять точку зрения автора. (Слайд№5)

3) . Совместное открытие знаний.

а) - Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным
читателем?

- Проверим. Мини тест "Самый внимательный". Поработай самостоятельно и найди неправильные предложения. Рядом с предложениями напиши да или нет.

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
  2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
  3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
  4. Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
  5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
  6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

Проверка с доски: Нет, нет, да, нет, да, нет.(Слайд№6)

-Что неверно? Давайте вместе исправим.

б) Пересказ начала текста.(Индивидуальное  домашнее задание)

-Как называется начало рассказа? (вступление)

-Как называется начало в сказке?(зачин)

-Сейчас мы послушаем пересказ начала текста, а вы подумайте на что похоже на сказку или на рассказ.

-На что похоже начало нашего произведения?

-Почему? ( Точно названо село, в котором живут герои)

-Отметим это в нашей таблице. 

в)  Встреча с бойцами.

-Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

-Могли выглядеть наши герои так, как вы видите на иллюстрации в учебнике на странице№71?

-В чём помогает иллюстрация?(образно представить)

-Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (стр. 70, 2 абзац сверху  со слов “ На платформе сидели два бойца…”)

-Прочитаем эту часть текста по ролям. (Индивидуальное домашнее задание)

- Нам нужны  (4 человека)

  • автор
  • Варюша
  • боец с бородой
  • второй боец

- Как боец называет Варюшу? (стр 70 «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»)

-Что за художественный приём использовал  автор в  этих прозвищах? (сравнение, метафора)

- Как вы считаете,  рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?

- Какая Варюша в этом отрывке? (добрая, общительная, верит в сказку)

г) Ф/М.

-Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

  • Средний - здоровье
  • безымянный - большущая радость
  • указательный - увидишь весь мир

- Почему люди носят кольца? (Слайд№7)

1.В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

2. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.

3. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

4. С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

д)  Варюша в лесу ищет кольцо. (Слайд№8) 

-К какому эпизоду подходит иллюстрация?

-Почему Варюша потеряла колечко? 

- Зачитайте, почему Варюша заплакала? (стр72,снизу 2 абзац) (любопытная, неосторожная)

- Так какая же Варюша? Что вы о ней скажете? (добрая, заботливая)

 -Как вы думаете почему боец ничего не сказал девочке о мизинце?

-О каком герое мы с вами забыли?

-Можно ли героев нашего произведения назвать сказочными?

-отметим это в таблице.

е) Акцентное вычитывание описания весны.

-А теперь давайте перенесёмся вперёд во времени и расскажем о нём в двух предложениях:

-Прошла…………. .(зима)

-Наступила ………… .(весна)

-Посмотрите, как художник  иллюстратор показал весну. (стр 74)

- Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка
увидела весну.
(стр74-75)

- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)

- А оно свойственно рассказу или сказке?

- Заполним таблицу.

ж)  «Варя в лесу весной”»(Слайд№9)

-Прочитайте слова на следующем слайде.Восстановите по слова-действиям события и зачитайте отрывок.(стр75)

  •  нашла
  • начала отгребать
  • блеснул
  • вскрикнула
  • присела
  • не заржавело
  • схватила
  • надела
  • побежала

-На какой палец девочка надела колечко?

-Обдумывала ли она этот поступок?

-Как  это характеризует Варюшу?

-Что она увидела, когда прибежала домой? ( Слайд№10)

-Значит, колечко волшебное?

-Покажем это в таблице.

- А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?

-Найдите и прочитайте. (стр 77)

А почему она не захотела повидать белый свет?

- Перечитать заключительные слова сказки.

Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?

4. Закрепление.

Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (работа по таблице)

Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Слайд 10. “Пословицы” 

  1. Прочитайте пословицы.
  2. Подходят ли они к произведению.
  3. К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?
  • Верить верь, но проверь.
  • Добрая надежда человека никогда не покидает.
  • Слезами горю не поможешь.

-Как вы думаете, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

5. Рефлексия.

Урок:

-привлёк меня тем……..

-показался интересным……

-взволновал…..

-заставил задуматься…….

-навёл меня на размышления……….

6. Домашнее задание.

1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.

2. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.

3.Страница 77 №4,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________

Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренни...

Урок литературного чтения в 3 классе К. Паустовский "Стальное колечко"

Урок литературного чтения в 3 классе К.Г. Паустовский "Стальное колечко". Второй урок по плану. Работаем над содержанием произведения, над средствами художественной выразительности,  де...

Конспект урока литературного чтения Тема: «А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»)» «К. Паустовский «Стальное колечко» 3 класс, УМК "Гармония"

Цели деятельности учителя: ·      Формирование читательской компетентности обучающихся;·      Формирование умения анализировать и вырази...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Стальное колечко». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» и определение жанровойпринадлежности текста.Планируемые результатыПредметные: знать, как характериз...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...