Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»
презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме
Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов технологии проблемного обучения.
Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»
Программа «Начальная школа 21 век»
Цели:
- создать условия для формирования активной читательской позиции;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- развивать умение определять жанр произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Учитель: Т.Р. Лефлер
Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов технологии проблемного обучения.
Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»
Программа «Начальная школа 21 век»
Цели:
- создать условия для формирования активной читательской позиции;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- развивать умение определять жанр произведения.
Средства обучения: (информационное обеспечение): учебник "Литературное чтение" для 3 класса, толковый словарь, портрет писателя, проектор, презентация, индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе.
2. Дыхательная гимнастика и подготовка голосового аппарата к работе.
Фразы для чтения: Индивидуальные карточки. Перед вами карточки для чтения. Прочитайте самостоятельно, в паре, вслух. Читайте, проговаривая каждый звук.
Морж мерз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.
Он вел коня, потом въехал во дворец.
Наша съемка объекта была изъята.
3. Работа по теме урока.
1) Постановка учебной проблемы.
а) Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги». (Слайд№1)
Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами его читателям. (Слайд№2)
Вчера мы начали знакомиться с творчеством этого писателя.
- Какое произведение читали?
- Понравилось ли оно вам?
- Как вы думаете, что представляет собой этот человек?
б) Прочитайте автобиографическую статью и составьте вопросы, работая в паре, по её содержанию, не нарушая последовательности. (Приложение 1)
Примерные вопросы:
-как звали отца Паустовского?
-Кем он был?
-какая семья была у писателя?
-какое образование получил Константин Георгиевич?
-Какие профессии пришлось ему освоить?
-Его основное увлечение?
-Можно ли назвать Паустовского детским писателем?
Учитель. Писать для детей это особый дар. Если дети с интересом читают произведения Паустовского, то можно наверняка считать его детским писателем. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.
Есть в Москве удивительное по красоте место - усадьба и ландшафтный парк "Кузьминки". Издавна называю этот дом "Серая дача", т.к. окрашен он традиционно в светло-серый цвет. Вокруг дома растут высокие старые деревья. Весной цветут яблони, груши, черемуха, барбарис. Воздух ароматен, свеж и прозрачен. Дом притягивает взоры всех, кто проходит мимо. В нем находится Московский литературный музей-цент К.Г. Паустовского, писатель никогда не был в этом доме. Музей был основан учениками и почитателями творчества писателя. Открылся в ноябре 1975 года. Праздник К.Г.Паустовского – ежегодно отмечается 31 мая, в день открытия музея. (Слайд№3)
в) - К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей, преджположения)
В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
Схема на доске.
Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
- Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
- Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло. (Слайд№4)
2).Формулирование темы урока. Постановка целей урока.
- Как вы думаете, какие можно поставить цели на сегодняшнем уроке?
Цели:
- провести анализ художественного произведения;
- развивать навыки осмысленного, беглого чтения;
- определить жанр этого произведения.
- Что для этого нужно?
Задачи:
1.хорошо знать содержание;
2. быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком;
3.понять точку зрения автора. (Слайд№5)
3) . Совместное открытие знаний.
а) - Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным
читателем?
- Проверим. Мини тест "Самый внимательный". Поработай самостоятельно и найди неправильные предложения. Рядом с предложениями напиши да или нет.
- Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
- В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
- На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
- Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
- Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
- Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)
Проверка с доски: Нет, нет, да, нет, да, нет.(Слайд№6)
-Что неверно? Давайте вместе исправим.
б) Пересказ начала текста.(Индивидуальное домашнее задание)
-Как называется начало рассказа? (вступление)
-Как называется начало в сказке?(зачин)
-Сейчас мы послушаем пересказ начала текста, а вы подумайте на что похоже на сказку или на рассказ.
-На что похоже начало нашего произведения?
-Почему? ( Точно названо село, в котором живут герои)
-Отметим это в нашей таблице.
-Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.
-Могли выглядеть наши герои так, как вы видите на иллюстрации в учебнике на странице№71?
-В чём помогает иллюстрация?(образно представить)
-Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (стр. 70, 2 абзац сверху со слов “ На платформе сидели два бойца…”)
-Прочитаем эту часть текста по ролям. (Индивидуальное домашнее задание)
- Нам нужны (4 человека)
- автор
- Варюша
- боец с бородой
- второй боец
- Как боец называет Варюшу? (стр 70 «Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичкой»)
-Что за художественный приём использовал автор в этих прозвищах? (сравнение, метафора)
- Как вы считаете, рассказ бойца о кольце, он волшебный или реальный?
- Какая Варюша в этом отрывке? (добрая, общительная, верит в сказку)
г) Ф/М.
-Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
- Средний - здоровье
- безымянный - большущая радость
- указательный - увидишь весь мир
- Почему люди носят кольца? (Слайд№7)
1.В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.
2. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.
3. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.
4. С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.
д) Варюша в лесу ищет кольцо. (Слайд№8)
-К какому эпизоду подходит иллюстрация?
-Почему Варюша потеряла колечко?
- Зачитайте, почему Варюша заплакала? (стр72,снизу 2 абзац) (любопытная, неосторожная)
- Так какая же Варюша? Что вы о ней скажете? (добрая, заботливая)
-Как вы думаете почему боец ничего не сказал девочке о мизинце?
-О каком герое мы с вами забыли?
-Можно ли героев нашего произведения назвать сказочными?
-отметим это в таблице.
е) Акцентное вычитывание описания весны.
-А теперь давайте перенесёмся вперёд во времени и расскажем о нём в двух предложениях:
-Прошла…………. .(зима)
-Наступила ………… .(весна)
-Посмотрите, как художник иллюстратор показал весну. (стр 74)
- Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка
увидела весну. (стр74-75)
- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)
- А оно свойственно рассказу или сказке?
- Заполним таблицу.
ж) «Варя в лесу весной”»(Слайд№9)
-Прочитайте слова на следующем слайде.Восстановите по слова-действиям события и зачитайте отрывок.(стр75)
- нашла
- начала отгребать
- блеснул
- вскрикнула
- присела
- не заржавело
- схватила
- надела
- побежала
-На какой палец девочка надела колечко?
-Обдумывала ли она этот поступок?
-Как это характеризует Варюшу?
-Что она увидела, когда прибежала домой? ( Слайд№10)
-Значит, колечко волшебное?
-Покажем это в таблице.
- А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?
-Найдите и прочитайте. (стр 77)
А почему она не захотела повидать белый свет?
- Перечитать заключительные слова сказки.
Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?
4. Закрепление.
Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (работа по таблице)
Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
- Прочитайте пословицы.
- Подходят ли они к произведению.
- К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?
- Верить верь, но проверь.
- Добрая надежда человека никогда не покидает.
- Слезами горю не поможешь.
-Как вы думаете, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
5. Рефлексия.
Урок:
-привлёк меня тем……..
-показался интересным……
-взволновал…..
-заставил задуматься…….
-навёл меня на размышления……….
6. Домашнее задание.
1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.
2. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.
3.Страница 77 №4,5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"
Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....
Литературное чтение 3 класс К Г Паустовский "Стальное колечко"
первый урок по произведению....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________
Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренни...
Урок литературного чтения в 3 классе К. Паустовский "Стальное колечко"
Урок литературного чтения в 3 классе К.Г. Паустовский "Стальное колечко". Второй урок по плану. Работаем над содержанием произведения, над средствами художественной выразительности, де...
Конспект урока литературного чтения Тема: «А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»)» «К. Паустовский «Стальное колечко» 3 класс, УМК "Гармония"
Цели деятельности учителя: · Формирование читательской компетентности обучающихся;· Формирование умения анализировать и вырази...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «К. Паустовский «Стальное колечко». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: знакомство с произведением К. Паустовского «Стальное колечко» и определение жанровойпринадлежности текста.Планируемые результатыПредметные: знать, как характериз...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...