Планирование по чтению 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Моторина Наталья Васильевна

Отражены возрастные особенности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_literaturnomu_chteniyu.docx112.52 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

№ п/п урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания (возможные виды деятельности учащихся)

Требования к уровню подготовки учащихся

(Планируемый результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата

личностные

метапредмет-ные

предметные

I ТРИМЕСТР

Глава 1. «В начале жизни школу помню я…» - 25 часов

1.

День знаний. Вводный инструктаж по ОТ.

1

Комб.

Беседа

02.09.

-

06.09

 

2.

«Весело текли вы, детские года…». М.В.Шестериков «Детство, детство, заря туманная…»

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Рассмотреть изображение в художественном произведении детства как самой счастливой и беззаботной поры в жизни человека. Повторить «секреты» художественного текста, с которыми познакомились в 1-м классе.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста.

Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

3.

«Весело текли вы, детские года…». И.З.Суриков «Детство».

1

Комб. урок

Формировать основы для эмоционального переживания художествен-ного текста.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

Лирический герой стихотворе-ния. Поступок героя как средство характе-ристики.

4.

«Весело текли вы, детские года…». С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

1

Комб. урок

Повторить «секреты» художественного текста, с которыми познакомились в 1-м классе. Объяснять значение книг для становления мировоззрения человека.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии.

Текущ,

наи-зусть.

5.

«Весело текли вы, детские года…». Т.М.Белозёров «Пельмени». С.В.Михалков «Несбывшиеся мечты».

1

Урок система-тизации знаний

Осмыслить позицию автора, рассказывающего о своей детской мечте и вере в счастье. Характеризовать возможность автора различными способами изобразить чувства и настроения героев, в том числе через описание картин природы. Работать над выразительным чтением стихотворения.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

Характеристи-ка героя стихотворе-ния: сердечность, забота друг о друге.

09.09

 13.09

6.

Смешно о серьёзном. А.Л.Барто «Первый урок».

1

Урок система-тизации знаний

Познакомиться с произведениями о школе. Выявить в тексте и осмыслить элементы смешного, комического изображения картин жизни, а также способы их создания. Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств.

Текущ.

7.

Смешно о серьёзном. А.Л.Барто «Почему телефон занят»

1

Урок-игра

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалами Хрестоматии.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ. наи-зусть

8.

Смешно о серьёзном. В.В.Голявкин «Как я под партой сидел»

1

Урок-театра-лизация

Наблюдать за способами авторов рассказывать о серьезных школьных проблемах через комическое изображение картин жизни. Формировать представления о юморе, о прозе и поэзии.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи. Умение понимать вопросы к тексту.

Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения.

Текущ.

9.

Смешно о серьёзном. В.В.Голявкин «Крути снежные вертя»

1

Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах

Умение работать со словарем и с материалами предварительного чтения, воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения.

Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии.

Текущ.

10.

Ф.П.Решетников «Опять двойка». Работа по картине. Соотнесение словесного и зрительного образов.

1

Комб. урок

Соотносить словесный и зрительный образы. Формировать умения и навыки рассматривания и описания картины.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников.

Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме. Умение осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

Словесный и зрительный образ.

16.09. – 20.09.

11.

Стихи В.Д.Берестова о школе.

1

Комб. урок

Выделять особенности поэзии В.Д.Берестова. Соотносить изображенные в произведениях ситуации с личными впечатлениями от школы.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

Лиризм

12.

Нравственный образец взаимоотношений  в рассказе А.П. Платонова «Ещё мама»

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Формировать представление о нравственном образце взаимоотношений двух близких людей: сына и матери. Познакомиться с диалогом. Учиться читать диалоги.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста.

Умение пересказывать текст, формулировать несложные выводы.

Текущ. наи-зусть

Тема и идея произведения Диалог.

13.

Трудный путь к знаниям

в рассказе А.П. Платонова «Ещё мама»

1

Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Подойти к пониманию главной мысли рассказа: путь к знаниям нелегкий, и человек должен пройти его самостоятельно. Работать над выразительным чтением текста.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками.

Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии.

Текущ.

14.

Разговор об учителе.

А.П. Платонов «Ещё мама»

1

Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Открыть возможность автора передать в портрете героя главные черты его характера. Продолжить наблюдения над языковыми художественными средствами рассказа.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Текущ.

23.09. – 27.09.

15.

Художественные средства создания образов героев. А.П.Платонов «Ещё мама»

1

Урок система-тизации знаний

Учиться пересказывать текст по плану. Продолжить наблюдения над языковыми художественными средствами рассказа.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение работать со словарем и с материалами предварительного чтения, воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника.

Текущ.

16.

Раскрытие главной мысли рассказа А.П.Платонова «Ещё мама»

1

Урок-обоще-ния

Познакомиться с понятием «тема произведения». Подвести итоги работы над рассказом А.П.Платонова «Еще мама».

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи. Умение понимать вопросы к тексту.

Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения

Текущ.

17.

Изображение чувств и настроений авторов  в стихотворениях об осени

В.Д. Берестов «А дальше, ребята, урок листопада»

1

Урок-выстав-ка

Формировать навык анализа лирического текста, представления о преобладании в поэзии чувственного начала над описанием событий.

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников.

Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

Настроение и характер лирического героя.

18.

Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии.

И.А. Бунин «Листопад» (Отрывок)

1

Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Работать над формированием навыка анализа лирического текста. Соотносить словесный и зрительный образы природы.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

Текущ.

Звукопись, поэтическое сравнение.

31.09.

– 04.10.

19.

Сопоставительный анализ стихотворения и прозы. «Осень»  (По

С.Т. Аксакову)  

1

Комб. урок

Соотносить изображения картин осени в поэзии и прозе. Закреплять представления о поэзии и прозе, о теме художественного произведения. Продолжить работу по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в «рисующих» словах и выражениях.

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главу, иллюстрации, обложку.

Текущ.

Поэзия в прозаическом произведе-нии.

20.

 Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии.  Н.А.Некрасов «Перед дождём».

1

Комб. урок

Искать в тексте слова и выражения, рисующие разные чувства и настроения. Отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворения с различной интонацией.

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников.

Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

Текущ. наи-зусть

21.

Анализ картины И.И Левитана «Золотая осень». Подготовка к сочинению.

1

Комб. урок

Формировать навыки словесного описания картин художников. Подготовительная работа к написанию сочинений.

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение составлять рассказ об осени на основе собственных наблюдений и чтения текстов; рассматривать и называть детали картины.

Текущ.

22.

Подготовка к написанию сочинения. В.А.Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Соотносить изображения картин осени в поэзии и прозе. Закреплять представления о поэзии и прозе, о теме художественного произведения. Продолжить работу по наблюдению за авторскими чувствами и настроениями, выраженными в «рисующих» словах и выражениях. Подготовительная работа к написанию сочинений.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение проявлять интерес к общению и групповой работе.

Умение находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора. Умение находить произведения в хрестоматии.

Текущ.

07.10. – 11.10.

23.

Развитие речи. Сочинение об осени.

1

Урок развития речи

Формирование навыков словесного описания картин. Беседа о последовательности содержания сочинения. Самостоятельное написание сочинения.

Получить возможность для формирования стремления к успешности учебной деятельности.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи.

Умение составлять рассказ об осени на основе собственных наблюдений и чтения текстов.

Текущ.

24.

Контрольная работа № 1 по разделу «В начале жизни школу помню я…»

1

Контр.

урок

Выполнение заданий по теме: «В начале жизни школу помню я…»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме.

Проверка полученных знаний.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Сам. работа

25.

Анализ контрольных работ. А.А.Ахматова « Мурка, не ходи, там сыч…»,

Э.Э. Мошковская. «Разговор с учителем во сне».

1

Урок-обоще-ния

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

Получить возможность для формированияинтереса к чтению как особому способу изображения действительности

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников.

Умение строить высказывание по образцу и в свободной форме. Умение осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

Глава 2. «Друзья – товарищи» - 12 часов

26.

Дружба, друзья, друг. С.Я.Маршак «Друзья-товарищи»

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Осмыслить проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Закрепить представление о способах передачи чувств и настроений автора в стихотворных текстах. Познакомиться с термином «монолог».

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: верность в дружбе.

Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ.

Монолог в литера-турном произведе-нии. Ритм стихотво-рения.

14.10. – 18.10.

27.

Осмысление проблемы дружбы: кого можно считать настоящим другом. И.П.Токмакова «Ну зачем?»

1

Комб.

урок

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Текущ. наи-зусть

Характер и настроение лирического героя.

28.

Настоящая дружба. Какова она? В.А.Осеева «Три товарища».

«Олимиада-2014» в Сочи. Беседа «Дружба в спорте»

1

Комб.

урок

Продолжение осмысления проблемы дружбы. Учиться инсценированию произведений.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками.

Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии.

Текущ.

29.

Осмысление проблемы дружбы. Я.Л.Аким «Жадина» О.Е.Григорьев «Кто прав».

1

Комб.

урок

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; воспринимать мнение собеседников.

Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям, пользоваться в учебнике словарем.

Текущ.

30.

Сердечность, забота друг о друге, верность как основа дружбы.

Я.Л.Аким «Друг».

1

Урок наблю-дения и накоп-ления знаний, впечат-

лений

Характеристика настоящей дружбы и ее основных качеств. Расширить представления о способах зхудожественного изображения жизненных ситуаций и чувств человека.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: верность в дружбе.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора. Умение находить произведения в Хрестоматии.

Текущ.

21.10. –

25.10.

31.

Несовместимость дружбы и лицемерия.

И.М.Пивоварова «Вежливый ослик».

1

Урок наблю-

дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Осмысление понятия настоящей дружбы. Иметь

представления о возможных сложностях в дружеских отношениях, несовместимости дружбы и корысти, лицемерия. Наблюдать за способами художественного изображения картин, а также за решением нравственных задач в художественных текстах.

Формировать понимание своих

чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение проявлять интерес к общению и

групповой работе.

Умение строить высказывание по

образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

32.

Основы настоящей дружбы. Какие они? Ю.Ф.Ярмыш «Добрый клён».

1

Урок система-тизации знаний

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

Текущ.

Диалог.

33.

Способы создания характеров героев В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми. Углубить знания о жанре рассказа в сравнении со сказками. Наблюдать над способами создания характеров героев, их взаимоотношений, внутреннего мира.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников.

Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

34.

Смысл названия произведения

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

1

Комб.

урок

Получить возможность для формирования представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам.

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника.

Текущ.

28.10. – 01.11.

35.

Интонационное чтение диалогов В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

1

Комб.

урок

Получить возможность для формирования представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам.

Умение объяснять  смысл названия произведения;  умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

Умение читать и анализировать текст, читать диалоги, используя выразительные средства: интонацию, паузы.

Текущ.

36.

«Чтоб потянулись путники к тебе» В.Д.Берестов «Если хочешь пить»

1

Урок-обоще-ния

Обобщить материал данной главы. Наблюдать за способами художественного изображения картин.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Текущ.

37.

Контрольная работа  №2 по теме «Друзья-товарищи».

1

Контр.

урок

Выполнение заданий по теме: Друзья – товарищи»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме.

Проверка полученных знаний.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям, пользоваться в учебнике словарем.

Сам. работа

Глава 3. «Дети и взрослые» - 28 часов

38.

Анализ контрольной работы. Образ матери в воспоминаниях писателей

Ю.Я.Яковлев «Мама».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. Познакомиться с основными нравственными проблемами и вопросами, рассматриваемыми в третьей главе. Характеризовать роль матери в жизни каждого человека, материнской любви.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста.

Умение строить высказывание по

образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ. наи-зусть

39.

Сила материнской любви. Н.М.Артюхова «Большая берёза».

1

Урок наблю-

дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Анализировать образ матери в художественном произведении. Познакомиться с лирической прозой. Составлять «картинный» и «цитатный» планы произведения.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных

Умение проявлять интерес к общению и

групповой работе.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ.

11.11. – 15.11.

40.

Сопоставление двух прозаических текстов: лирической прозы Ю.Я.Яковлева «Мама» и рассказа Н.М.Артюховой «Большая берёза».

1

Урок наблю-

дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Умение высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Умение различать рассказ автора и рассказ героя о событии.

Текущ.

41.

Взаимоотношение в семье детей и взрослых. А.Л. Барто «Перед сном», Э.Н.Успенский «Всё в порядке».

1

Комб.

урок

Характеризовать взаимоотношения близких людей в семье: родителей и детей. Иметь представление о значении юмора при решении серьезных семейных проблем.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение работать с текстом, выделять слова, содержащие юмор, выражать чувства при чтении.

Текущ.

Диалог. Юмористи-ческие произведе-ния.

42.

Смешные житейские истории. А.Милн «Непослушная мама».

1

Комб.

урок

Закрепить представление о юморе и юмористических рассказах.

Получить возможность для формирования – интереса к чтению как особому способу изображения действительности;

Умение самостоятельно работать по заданиям в учебнике; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

Умение строить высказывание по

образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

43.

Образ отца в художественных произведениях.

В.К.Железников «Солдат на посту».

1

Комб.

урок

Осознание роли отца в семье; взаимоотношения отца и сына. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Знакомство с понятиями родные люди, раскрытие его смысла; способами изображения переживаний человека в эпическом тексте.

Беседа по вопросам учебника. Чтение по ролям, инсценирование.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение пересказывать текст, формулировать несложные выводы.

Текущ.

Способы изображения в пережива-нииях героев.

18.11. – 22.11.

44.

Образы героев произведения.  Отрывок из стихотворения Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».

1

Комб.

урок

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных.

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии.

Умение выразительно читать, передавая основное настроение произведения.

Текущ.

Отношение автора к своему герою.

45.

Составление «словесного картинного» плана Л.Н.Толстой «Прыжок».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Углубление представлений об отцовском воспитании сыновей. Продолжить работу над образами главных героев, над составлением характеристик. Учиться составлять «словесный картинный» план.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации.

Текущ. наи-зусть

46.

Образ отца в художественных произведениях. Л.Н.Толстой «Прыжок».

1

Урок наблю-

дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Получить возможность для формирования мотивации к самовыражению в выразительном чтении.

Умение  высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла.

Умение различать диалогический и монологический характер произведения.

Текущ.

47.

Место отца в жизни сыновей.

А.И.Приставкин «Портрет отца».

1

Урок система-тизации знаний

Обобщить представления о месте и значении отца в жизни каждого человека. Продолжить работу над темой художественного произведения. Закрепить представления о способах изображения переживаний человека в этическом тексте.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Умение воспринимать мнение собеседников.

Умение находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя.

Текущ.

25.11. – 29.11.

48.

«Самые добрые. Самые близкие-бабушки, нянюшки…». В.Д.Берестов «Бабушка Катя».

1

Комб.

урок

Осмысление роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры, нравственных представлений народа. Расширить представление о способах изображения характера героя в лирике.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение выразительно читать, передавая основное настроение произведения.

Текущ.

49.

Способы изображения героев лирического произведения

А.С.Пушкин «Зимний вечер».

1

Комб.

урок

Получить возможность для формирования стремления к успешности учебной деятельности

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ.

Сравнение как художественный прием.

II ТРИМЕСТР

50.

Прием сравнения в стихотворении Р.Сефа. «На свете все…» Самостоятельная работа по пройденным произведениям  (10 минут).

1

Комб.

урок

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Осмысление цели чтения. Построение высказывания о произведении.

Получить возможность для формирования мотивации к самовыражению в выразительном чтении.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь выразительно читать художественные произведения.

Текущ. наи-зусть

Сравнение как художествен-ный прием.

51.

Изображение зимы в разных видах искусства. Работа над стихотворением И.З.Сурикова «Зима» и по картине И.И.Шишкина «Зима».

1

Урок наблю-

дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Соотносить словесный и зрительный образы, способы их создания. Отрабатывать навыки выразительно чтения стихотворений.

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях и картинах  художников;

Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Текущ.

02.12. – 06.12.

52.

Зимние образы в произведениях русских авторов. К.Г.Паустовский «Прощание с летом».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Получить возможность для формирования мотивации к самовыражению в выразительном чтении.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения.

Текущ.

Звукопись.

53.

Картина Н.С.Крылова «Зимний пейзаж» и стихотворение И.С.Никитина «Встреча зимы».

1

Урок система-тизации знаний

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях и картинах  художников;

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический.

Текущ.

54.

Зимние образы в стихотворениях русских поэтов. А.С Пушкин «Вот ветер тучи нагоняет…».

1

Урок система-тизации знаний

Продолжить работу над составлением характеристик героев (образов). Отрабатывать навыки выразительного чтения.

Умение рассуждать, доказывать свою позицию; получить возможность научиться корректировать действия участников коллективной творческой деятельности.

Умение различать жанры художественной литературы; выразительно читать лирические произведения; уметь определять тему произведения, выделять главную мысль прочитанного произведения.

Текущ.

Олицетворе-ние, образные сравнения.

55.

Составление характеристики героя произведения «Мороз Красный нос».

1

Комб.

урок

Продолжить работу над составлением характеристик героев (образов). Отрабатывать навыки выразительного чтения.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение работать со словарем и с материалами предварительного чтения, воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Текущ.

09.12. – 13.12.

56.

Взаимоотношения в семье.  А.Гайдар «Чук и Гек».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Учиться умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье. Формировать первоначальные представления о портрете героя, составлении характеристики героев. Характеризовать понятия: «проза», «рассказ», «тема».

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации.

Текущ.

Роль портрета в художествен-ном произведении характер героя, его поступки и мотивы.

57.

Составление характеристики героев А.Гайдар «Чук и Гек».

1

Урок система-тизации знаний

Умение проявлять интерес к общению и групповой работе.

Умение строить высказывание по

образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

58.

Составление плана текста. А.Гайдар «Чук и Гек».

1

Урок система-тизации знаний

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение работать самостоятельно; работать в парах и группах; получить возможность научиться проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Умение различать диалогический и монологический характер произведения.

Текущ.

59.

Продолжение работы над отрывком из произведения А.П.Гайдара «Чук и Гек». Самостоятельная работа по произведению (15 минут).

1

Комб.

урок

Умение сочинять небольшие тексты на заданную тему; воспринимать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ.

16.12

– 20.12.

60.

Понятие счастья человека в повести А.Гайдара «Чук и Гек».

«Олимпиада -2014» в Сочи. Беседа «Спортивное счастье»

 

1

Урок обобще-ния

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах: родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника.

Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям, пользоваться в учебнике словарем.

Текущ.

61.

Забота взрослых…Нужна ли она детям. Притча К.Д.Ушинского «Лес и ручей».

1

Урок система-тизации знаний

Обобщить представления о роли взрослых в жизни ребенка. Формировать представление об иносказании.

Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками.

Умение различать диалогический и монологический характер произведения.

Текущ.

Понятие притча как «иносказа-

тельный рассказ с нравоучени-ем».

62.

Обобщение по разделу «Дети и взрослые».

1

Урок обобще-ния

Обобщение представлений о роли взрослых в жизни детей. Выполнение заданий по теме: «Дети и взрослые»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме.

Проверка полученных знаний. Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

Получить возможность для формирования – интереса к чтению как особому способу изображения действительности.

Умение работать самостоятельно; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;

Знать  названия, основное содержание изученных произведений, их авторов;  уметь приводить примеры художественных произведений по изученной теме.

Текущ.

63.

Контрольная работа  №3 по разделу «Дети и взрослые.

1

Контр.

урок

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала данного раздела программы.

Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Сам. работа

23.12. – 27.12.

64.

Анализ контрольной работы. Л.Н.Толстой  «Правда всего дороже». В.А.Осеева «Печенье».

1

Урок обобще-ния

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение рассуждать, доказывать свою позицию; получить возможность научиться корректировать действия участников коллективной творческой деятельности.

Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический.

Текущ.

65.

В.Н.Орлов «Если бы». Л.Д.Каминский «Про бабушку и бегемота Борю».

1

Урок обобще-ния

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение читать тексты вслух и про себя, понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

13.01

-

17.01

Глава 4. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - 22 часа

66.

«Сказка-ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Русская народная сказка «Хаврошечка».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Характеризовать особенности изображения жизни  человека в народной сказке. Знакомиться с традиционными условностями народной сказки и сказочной речи. Продолжать осмысление проблемы семьи, взаимоотношений родных и близких людей.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя»; определять тему и главную мысль произведения.

Текущ.

Картинный план.

67.

Особенности русских народных сказок. Пересказ отрывка из понравившейся сказки.

1

Урок система-тизации знаний

Умение проявлять интерес к общению и групповой работе.

Умение приводить примеры произведений фольклора; иллюстрировать эпизод сказки по выбору учащихся.

Текущ.

Особенности народной волшебной сказки.

68.

Изображение жизни человека в русской народной сказке.

«Гуси-лебеди».

1

Комб.

урок

Анализировать поступки героев, связывать их поведение с мотивами и последствиями. Продолжать осмысление проблемы семьи, взаимоотношений родных и близких людей.

Формировать  начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);

Умение корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; выбирать книги для внеклассного чтения.

Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический.

Текущ.

69.

Традиционные условности народной сказки «Гуси-лебеди».

1

Урок система-тизации знаний

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение читать по ролям, передавая основное настроение произведения.

Текущ.

20.01

-

24.01

70.

Сравнительный анализ картины Маковского «Дети бегущие от грозы» и иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

1

Урок обобще-ния

Соотносить словесный и зрительный образы, способы их создания.

Получить возможность для формирования представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам.

Умение корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла.

Умение рассматривать и называть детали картины.

Текущ.

71.

Сказки разных народов. Татарская народная сказка «Три дочери».

1

Комб.

урок

Выявить общие для всех народов нравственные ценности: доброта, отзывчивость и трудолюбие. Работать по осмыслению художественных особенностей, общих для всех народных сказок мира. Анализировать сходство и особенности национальных фольклорных традиций. Учиться выявлять нравственные уроки, заложенные в содержании народной сказки.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение работать самостоятельно; работать в парах и группах; получить возможность научиться проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Умение строить высказывание по

образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

Законы волшебной сказки.

72.

Сказки разных народов. Братья Гримм «Три брата».

1

Комб.

урок

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

Умение читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя»; определять тему и главную мысль произведения.

Текущ.

73.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение сказки, сообщение биографических сведений о Пушкине.

1

Урок наблю-

дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Познакомиться с фольклорными источниками авторской сказки. Сравнивать особенности фольклорной и литературной сказки: их сходство и различие. Узнавать о нравственных устоях русского народа, воплощенных в сказке А.С.Пушкина.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение работать со словарем и с материалом  предварительного чтения;  самостоятельно работать с учебником; воспринимать мнение собеседников.

Умение воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета.

Текущ.

Сравнение литературной сказки и народной сказки.

27.01. – 31.01.

74.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление плана.

1

Урок система-тизации знаний

Составление плана, наблюдение за сюжетными повторами, образами моря в сказке А.С.Пушкина.

Формировать  начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение различать диалогический и монологический характер произведения.

Текущ.

Сюжетные повторы.

75.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Определение системы образов в сказке.

1

Комб.

урок

Определение системы образов в сказке. Чтение сказки по ролям.

Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям, пользоваться словарем в учебнике.

Текущ.

Характер героев, их поступки и мотивы.

76.

Образы старика и старухи из сказки А.С.Пушкина.

1

Комб.

урок

Работа над образами старика, старухи. Анализ образов.

Формировать стремление к успешности учебной деятельности.

Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Умение читать по ролям, передавая основное настроение произведения.

Текущ.

77.

Идея произведения; сопоставление с идеей народной сказки.

1

Комб.

урок

Идея произведения, сопоставление с идеей народной сказки. Работа по вопросам учебника.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ.

Сопоставле-ние идеи народной и литературной сказки.

03.02. – 07ё.02.

78.

Особенности пушкинской сказки.

1

Комб.

урок

Особенности пушкинской сказки. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении.

Умение  высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации.

Текущ. наи-зусть

79.

Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок М.Горький «Воробьишко».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Наблюдение за художественными особенностями авторских сказок. Формировать представления о различных человеческих качествах. Осознанное чтение доступного по объёму и жанру произведения. Правильность чтения: соблюдение норм литературного произношения.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника.

Умение выразительно читать диалоги, читать по ролям. Умение пользоваться в учебнике словарем.

Текущ.

Диалог в эпическом тексте.

80.

Образ воробьихи  как образ матери. М.Горький «Воробьишко».

1

Урок система-тизации знаний

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение проявлять интерес к общению и групповой работе.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Текущ.

81.

Формирование представлений о различных качествах человека.

Б.В.Заходер «Серая звёздочка».

1

Урок система-тизации знаний

Наблюдение за художественными особенностями авторских сказок. Формировать представления о различных человеческих качествах. Осознанное чтение доступного по объёму и жанру произведения. Правильность чтения: соблюдение норм литературного произношения.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора. Умение находить произведения в Хрестоматии.

Текущ.

82.

Составление характеристики героев Б.В.Заходер «Серая звёздочка».

1

Урок система-тизации знаний

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение строить высказывание по

образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

10.02. – 14.02.

83.

Составление картинного плана по сказке Б.В.Заходер «Серая звёздочка».

1

Урок обобще-ния

Формировать стремление к успешности учебной деятельности.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение читать тексты вслух и «про себя», понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

84.

Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки. Н.А.Юсупов «Серый волк и серенькие козлики».

1

Урок обобще-ния

Отрабатывать навыки выразительного чтения сказки, готовиться к ее инсценированию.

Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении.

Умение высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов.

Текущ.

Драма, пьеса.

85.

Урок-концерт. Выразительное чтение по ролям.

1

Урок обобще-ния

Инсценировка понравившихся произведений.

Формировать стремление к успешности учебной деятельности.

Умение  высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Текущ. наи-зусть

выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла.

17.02. – 21.02.

86.

Контрольная работа №4

по разделу «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

1

Контр.

урок

Выполнение заданий по теме: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме.

Проверка полученных знаний.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала данного раздела программы.

Умение понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.

Сам. работа

87.

Анализ контрольной работы. В.Ю.Драгунский «Друг детства».

1

Урок обобще-ния

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

Формировать  начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический.

Текущ.

Глава 5. «Человек и природа» - 41 час

88.

Ребята и зверята. Саша Чёрный «Что кому нравится».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Обозначить проблему взаимоотношений людей и животных. Выразительно читать стихотворения.

Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника.

Умение выразительно читать художественные произведения; понимать содержание литературного произведения; отвечать на вопросы;

Текущ.

89.

Ребята и зверята. А.Л.Барто «Думают ли звери?»

1

Комб.

урок

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста.

Текущ.

90.

Стихи Б.Заходера о животных. Б. Заходер  «Куда спешат головастики», «Про сома».

1

Урок наблю-

дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Анализировать проблему взаимоотношения людей и животных. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения, подготовка к року-концерту.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ.

24.02. – 28.02.

91.

Проблема взаимоотношений людей и животных. Б.Заходер «Кискино горе»,

«Собачкины огорчения».

1

Комб.

урок

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов.

Текущ.

92.

Урок-концерт. Выразительное чтение диалогов.

1

Урок-концерт

Чтение стихотворений о животных

Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении.

Умение  высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь выразительно читать художественные произведения.

Текущ. наи-зусть

III ТРИМЕСТР

93.

Работа над произведениями современных авторов, пишущих о природе и о «братьях наших меньших». Г.Я.Снегирёв «Михаил».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Иметь представление о способности разных авторов изобразить «внутренний мир» животных – героев  рассказа и сказки; о особенностях прозы современных авторов, пишущих о животных Деление текста на смысловые части, составление простого плана.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалами Хрестоматии.

Умение осознанно читать вслух и «про себя»; соблюдать нормы литературного произношения

Текущ.

«Внутренний мир» героев.

03.03. – 07.03.

94.

Работа над произведениями современных авторов, пишущих о природе и о «братьях наших меньших». С.В.Силин «Крепкий орешек».

1

Комб.

урок

Чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Представление о юморе как способе добродушного, беззлобного подсмеивания. Отработка чтения диалога, чтение по ролям.

Формировать  мотивацию к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности.

Умение иллюстрировать художественное произведение;  составлять фантастический рассказ, умение действовать  в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Умение строить высказывание по

образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

95.

Соотношение словесных и изобразительных образов. С.В.Силин «Крепкий орешек».

1

Комб.

урок

Формировать стремление к успешности учебной деятельности.

Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

Умение пересказывать текст подробно и выборочно;

определять тему произведения.

Текущ.

96.

«Обыкновенное чудо» в сказках Цыферова

 «Как лягушки пили чай».

1

Комб.

урок

Раскрыть способность автора изобразить в художественном тексте «внутренний мир» героев. Работать над умением соотносить словесные и изобразительные образы.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации.

Текущ.

97.

Изображение природы в художественных произведениях

М.М Пришвин «О чём шепчутся раки».

1

Комб.

урок

Наблюдать за способами изображения жизни людей и природы в рассказах писателей. Сопоставлять рассказ со сказкой.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Текущ.

10.03. – 14.03.

98.

Разница между жанром сказки и рассказа. Фантастическое изображение реального мира.

1

Комб.

урок

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения.

Текущ.

99.

Отношение человека к природе.

 М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

1

Комб.

урок

Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками.

Умение воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета.

Текущ.

100

Отношение к природе – проба на человечность. Анализ стихотворений Н.М.Рубцова «Ласточка», «Воробей», «Про зайца».

1

Комб.

урок

Участливо относиться к живой природе, оказывать помощь животным в трудную для них пору. Продолжить работу над выразительностью чтения стихотворений.

Формировать  начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение осознанно читать вслух и «про себя»; соблюдать нормы литературного произношения.

Текущ.

Отношение автора к герою произведе-ния.

101

Изобразительные средства в изображении пейзажа.

И.Левитан «Весна. Большая вода». Работа по картине.

1

Урок-выстав-ка

Рассматривание картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». Беседа по вопросам. Составление плана сочинения по картине. Работа над памяткой. Выделение количества частей, предложений в каждой части. Написание сочинения.

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в картине художника.

Умение  высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи.

Умение составлять рассказ о весне на основе собственных наблюдений и чтения текстов; рассматривать и называть детали картины.

Текущ.

Художествен-ные особенности картины.

17.03. – 21.03.

102

Сочинение по картине И.И.Левитана «Большая вода».

1

Урок развития речи

Получить возможность для формирования стремления к успешности учебной деятельности.

Умение самостоятельно работать, подбирать «рисующие» слова.

Умение составлять рассказ о весне  на основе собственных наблюдений и чтения текстов.

Текущ.

103

Отношение к природе - проба на человечность. Н.А..Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Учиться видеть истинные человеческие чувства по отношению к животным: жалость, сочувствие и потребность в защите «зверья как братьев наших меньших». Отрабатывать навыки выразительно чтения стихотворения со сложной расстановкой пауз.

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение проявлять интерес к общению и групповой работе; умение рассуждать, делиться впечатлениями.

Умение читать тексты вслух и «про себя», понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

104

Составление «картинного плана» к произведению Н.А..Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Урок наблю-

дения и накоп-ления знаний, впечат-лений

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение ориентироваться в принятой системе значков, читать тексты, понимать их содержание, выделять, сравнивать основные части текста.

Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов.

Текущ.

Картинный план.

105

Человеческое отношение к животному миру. Л.Н.Толстой «Орёл».

1

Комб.

урок

Учиться видеть истинные человеческие чувства по отношению к животным: жалость, сочувствие и потребность в защите «зверья как братьев наших меньших». Осознанное чтение произведений Л.Н.Толстого. Анализ произведений. Работа по вопросам.

Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ. наи-зусть

Быль.

106

Человеческие качества в образах животных. Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

1

Комб.

урок

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Умение находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора. Умение находить произведения в Хрестоматии.

Текущ.

31.03

– 04.04.

107

Дружба между ребятами и зверятами. Я.Л.Аким «Мой верный чиж».

1

Урок система-тизации знаний

Видеть необходимость гуманного отношения человека к животному миру. Отрабатывать выразительность речи и чтения.

Формировать  мотивацию к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; понимать вопросы к тексту.

Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения.

Текущ.

108

Дружба между ребятами и зверятами. В.Д.Берестов «Знакомый». И.П.Токмакова «Мне грустно – я лежу больной…».

1

Комб.

урок

Разговор о дружбе между ребятами и зверятами. Анализ по вопросам учебника. Особенности композиции, идейный смысл, красота и совершенство художественной формы произведений. Выразительное чтение.

Формировать  начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации.

Текущ.

109

Гуманное отношение к животному миру. С.А.Махотин «Жук».

1

Комб.

урок

Формировать основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста

Умение работать со словарем и с материалом  предварительного чтения;  самостоятельно работать с учебником; воспринимать мнение собеседников.

Умение строить высказывание по

образцу и в свободной форме, осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе.

Текущ.

Образные сравнения, монолог.

07.04. – 11.04.

110

Отношение человека к животным. В.Осеева «Добрая хозяюшка».

1

Комб.

урок

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение работать самостоятельно; научиться выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их.

Умение составлять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему; определять роль иллюстрации в создании образов героев произведений.

Текущ.

111

Верность животных. В.А.Сухомлинский «Старый пёс».

1

Комб.

урок

Творческая работа: написание окончания рассказа.

Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности.

Уметь  участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла.

Умение сочинять небольшой рассказ (окончание) на заданную тему.

Текущ.

112

«Я хожу, учусь у леса жить по человечески..» В.П.Астафьев «Белогрудка»

1

Урок изучен-ния нового матери-ала

Осмыслить бездумное, жестокое отношение человека к природе. Продолжить работу над образом автора-рассказчика, перевоплощающегося в героя-животного.

Формировать  начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками.

Умение читать тексты вслух и «про себя», понимать их содержание, находить в тексте отрывки по заданию.

Текущ.

Образ автора-рассказчика.

113

Отношение автора к своему герою. В.П.Астафьев «Белогрудка»

1

Урок система-тизации знаний

Формировать основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника.

Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов.

Текущ.

14.04. – 18.04.

114

Сочинение «Моё отношение к произведению «Белогрудка».

1

Урок развития речи

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение  высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи.

Умение составлять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему.

Текущ.

115

Обсуждение сочинений. Роль названия произведения.

1

Урок обобще-ния

Формировать стремление к успешности учебной деятельности.

Умение проявлять интерес к общению и групповой работе.

Умение пересказывать текст, формулировать несложные выводы.

Текущ.

116

Жить по-человечески. Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», А.С.Пушкин «Птичка».

1

Комб.

урок

Осмыслить значение слов «Что значит жить по-человечески?». Отрабатывать навык анализа лирического текста и выразительного чтения стихотворений.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение сравнивать художественный и научно-популярный тексты. Умение реализовывать потребность в общении со сверстниками.

Умение выделять главную мысль прочитанного произведения, ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации.

Текущ. наи-зусть

Отображение народных обычаев в литературных произведе-ниях.

117

Тема бережного отношения к природе в стихотворении М.И.Вейцмана «Лилия».

1

Комб.

урок

Осмыслить родство человека с природой на материале лирических произведений. Продолжить работу над анализом лирического текста.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; понимать вопросы к тексту.

Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов.

Текущ. наи-зусть

Олицетворе-ние.

21.04. – 25.04.

118

Художественные особенности стихотворений О.О.Вациетис «Подснежник» и С.А.Махотина «Ручей».

1

Комб.

урок

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях.

Умение менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; ориентироваться в содержании учебника.

Умение сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический, сказочный и реалистический.

Текущ. наи-зусть

Олицетворе-ние.

119

«Весна, весна, и всё ей радо…». С.Я.Маршак «Чернеет лес, теплом разбуженный…», Ф.И.Тютчев «Весенние воды».

1

Комб.

урок

Соотносить весеннюю природу с образами весны, созданными поэтами и художниками. Учиться выполнять сравнительный анализ лирических текстов, а также словесных и изобразительных видов искусства.

Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности.

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии.

Умение сопоставлять иллюстративный материал и содержание литературного произведения.

Текущ. наи-зусть

Олицетворе-ние.

120

Проза Г..А.Скребицкого «На пороге весны» и картина В.Н.Бакшеева «Голубая весна». Сравнение картин весны.

1

Урок система-тизации знаний

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в

Умение  высказывать свое мнение, рассуждать; научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; получить

Умение соотносить картины природы, созданные разными поэтами и художниками; сопоставлять

Текущ. наи-зусть

Признаки художествен-ного текста.

121

Сравнение изображения грозы поэтом и художником. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» и И.И Шишкин «Перед грозой».

1

Урок система-тизации знаний

художественных произведениях и картинах художников.

возможность корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла.

словесные и живописные картины весны

Текущ.

Олицетворе-ние.

Художествен-ные особенности картины И.Шишкина.

28.04. – 30.05.

122

Душа природы. А.К Толстой «Колокольчики мои».

1

Комб.

урок

Работать над лирическими произведениями о природе. Сопоставление словесного образа с живописным изображением. Декламация произведений. Продолжить работу над развитием речи.

Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении.

Умение работать со словарем и с материалом  предварительного чтения;  самостоятельно работать с учебником; воспринимать мнение собеседников.

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

Текущ.

Олицетворе-ние

123

Душа природы Г.М.Новицкая «Крылатый луг».

1

Комб.

урок

Формировать стремление к успешности учебной деятельности.

Умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.

Умение соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения.

Текущ.

124

«Человеческие» слова о природе. Г.В.Сапгир «Душа природы».

1

Комб.

урок

Формировать эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженных в литературных текстах.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; понимать вопросы к тексту.

Умение воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов.

Текущ.

125

Обобщение по теме «Человек и природа».

1

Урок-обобще-ния

Написание творческого сочинения от имени объекта (проснувшегося медведя, сосульки, тающего снега и т.д.)

Формировать мотивацию к самовыражению в выразительном чтении.

Умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. Умение пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии.

Умение составлять краткое описание природы, предметов. Умение подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Текущ, Сам. ра-бота

05.05. – 08.05.

126

Контрольная работа

 № 5 по разделу «Человек и природа.

1

Контр.

урок

Выполнение заданий по теме: «Человек и природа»: письменная работа, творческие упражнения. Выявление практических и теоретических знаний, умений и навыков по теме.

Проверка полученных знаний.

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала данного раздела программы.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов;  уметь приводить примеры художественных

произведений по изученной теме.

Сам. работа

127

Анализ контрольной работы. А.Н.Майков

 «Ласточки» (Отрывок)

1

Урок обобще-ния

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

Формировать  начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Текущ.

12.05. – 16.05.

128

Л. Заковоротная  «Четыре времени года». К.А.Коровин «Баран, заяц и ёж».

1

Урок обобще-ния

Текущ.

Повторение – 8 часов

129

Путешествуем по страницам учебника «Вначале жизни школу помню я…»

1

Комб.

урок

Закрепление и обобщение знаний полученный за курс обучения во 2 классе. Чтение любимых произведений.

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи, понимать вопросы к тексту.

Умение осознанно читать текст художественного произведения «про себя» (45-65 слов в минуту); пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; выразительно читать  диалоги, читать по ролям; овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.

Текущ.

130

Путешествуем по страницам учебника «Друзья-товарищи»

1

Комб.

урок

Формировать понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Текущ.

131

Путешествуем по страницам учебника «Дети и взрослые»

1

Комб.

урок

Формировать начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.

Умение ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений. Умение участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

Текущ.

19.05. – 23.05.

132

Путешествуем по страницам учебника «Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»

1

Комб.

урок

Формировать основы для эмоционального переживания художественного текста.

Умение следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Текущ.

133

Путешествуем по страницам учебника «Человек и природа»

1

Комб.

урок

Формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности

Умение высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

Текущ.

134

Дж. Чиарди «Нам книгу закрывать пора…».  Подготовка к уроку-концерту.

1

Урок-обобще-ние

Формировать стремление к успешности учебной деятельности.

Умение принимать алгоритм выполнения учебной задачи; понимать вопросы к тексту.

Текущ.

135

Обобщающий урок. Урок-концерт «Любимые странички».

1

Урок-концерт

Формировать положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».

Умение действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией, анализировать доступные по содержанию художественные тексты.

Текущ.

26.05 – 30.05.

136

Определение круга книг для чтения летом.

1

Урок-празд-ник

Текущ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100.

Данная публикация представляет собой тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100. Оно содержит 2 части: цели и задачи на учеб...

Календарно-тематическое планирование по чтению, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по учебнику Л.Ф. Климановой...

Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.

Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...

поурочное планирование по чтению, Школа России, 2 класс

Поучрочное планирование по чтению, 5 часов в неделю, 170 часов в год. В программу включены часы внеклассного чтения. Пояснительной записки нет....

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....