поурочное планирование по чтению, Школа России, 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Поучрочное планирование по чтению, 5 часов в неделю, 170 часов в год. В программу включены часы внеклассного чтения. Пояснительной записки нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_2_klass.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование по чтению, 2 класс, Школа России
(составитель Давлетшина Зухра Гафаровна)
Учебная программа
№ уч. нед. | № урока | Поурочное планирование | Ученик должен знать | Ученик должен уметь |
1. | 1. | 1.Самое великое чудо на свете | Структуру учебника, правила обращения с книгой | -различать элементы книги, составлять рассказ по картинке. |
Устное народное творчество. | ||||
2. | 1. Русские народные песни, потешки. | Малые фольклорные жанры. | -различать малые фольклорные жанры | |
3. | 2. Скороговорки, считалки, небылицы. | Малые фольклорные жанры. | -произносить скороговорки | |
4. | 3. Загадки, пословицы и поговорки. | Русские народные загадки как жанр. | -отгадывать загадки, различать загадки народные и авторские; | |
5. | 4. Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора. | Разные виды жанров малого фольклора. | -различать малые виды фольклора | |
2. | 6. | 5. Внекл. чт. Самые интересные книги, прочитанные летом. | Название, содержание прочитанных книг, их авторов. | -пересказывать содержание прочитанных книг, выделять интересные моменты; |
7. | 6. Ю.Коваль «Сказки», Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт». | Народные сказки. | -читать осознанно текст, находить главную мысль сказки; | |
8. | 7. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | Содержание сказки. | -находить главную мысль , читать осознанно текст, различать авторские и народные сказки; | |
9. | 8. Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Понятие «бытовая сказка» | -читать осознанно; | |
10. | 9. Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Изучаемую сказку. | -делить текст на части, | |
3. | 11. | 10. Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | Понятие «сказка о животных» | -читать осознанно и выразительно, |
12. | 11. Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | Содержание сказки. | -работать с текстом, отвечать на вопросы; | |
13. | 12. Русская народная сказка «Лиса и журавль». | Понятие «сказка о животных» | -читать осознанно, приводить примеры сказок о животных; | |
14. | 13. Русская народная сказка «Каша из топора». | Понятие «бытовая сказка». | -читать осознанно, работать с текстом; | |
15. | 14.Русская народная сказка «Каша из топора». | Содержание сказки. | -отвечать на вопросы, | |
4. | 16. | 15. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | Понятие «волшебная сказка». | -читать осознанно; читать по ролям |
17. | 16. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Содержание сказки. | -делить текст на части; | |
18. | 17. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | -пересказывать; | ||
19. | 18. Внекл. чт. Русские народные сказки. | Творчество русского народа. | -отличие народной сказки от авторской, пересказывать сказку; | |
20. | 19. Русские народные сказки. Обобщение. | Изученные виды сказок, их особенности. | -отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать; | |
5. | 21. | 20. Обобщение по разделу «Устное народное творчество» | Малые фольклорные жанры, разные виды сказок. | Различать фольклорные жанры; |
22. | 21. Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество». | Изученный материал. | ||
Люблю природу русскую. Осень. | ||||
23. | 1. Стихотворения Ф.И.Тютчева об осени. | Изучаемые стихотворения, их автора. | -правильно читать стихи; | |
24. | 2. Стихотворения об осени. | Стихи К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета. | -выразительно читать стихи; | |
25. | 3. Осенние листья. | Стихи об осени разных поэтов. | -читать наизусть; | |
6. | 26. | 4. В.Берестов «Хитрые грибы». | Понятие «рифма». | -находить рифму, |
27. | 5. М.М.Пришвин «Осеннее утро». | -выразительно читать стихи, использовать интонацию | ||
28 | 6. Рассказы М.М.Пришвина о русской природе. | Творчество М.М.Пришвина | -выразительно читать. Выделять главное; | |
29. | 7. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | Знать изученные произведения. | -выразительно читать, обобщать материал, делать выводы; | |
30. | 8. Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | |||
Русские писатели. | ||||
7. | 31. | 1. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» | Творчество А.С.Пушкина. | -читать наизусть; |
32. | 2. А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…» | Стихи А.С.Пушкина о зимней природе. | -читать выразительно и осознанно; | |
33. | 3. А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…» | Стихи А.С.Пушкина о природе. | -читать наизусть; | |
34. | 4. Внекл. чт. Стихи А.с.Пушкина о природе. | Понятие «олицетворение» | -анализировать поэтические тексты | |
35. | 5. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Содержание сказки. | -выразительно и осознанно; | |
8. | 36. | 6. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Содержание сказки. | -делить текст на части; |
37. | 7. Народная мораль в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Понятие «НАРОДНАЯ МОРАЛЬ». | -ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМУ, ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ, НАРОДНУЮ МОРАЛЬ; | |
38. | 8. Победа добра над злом в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Содержание сказки. | -ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО, СОЗДАВАТЬ НЕБОЛЬШОЙ УСТНЫЙ ТЕКСТ; | |
39. | 9. Внекл. чт. Сказки А.С.Пушкина. | Сказки А.С.Пушкина. | -выразительно читать, пересказывать; | |
40. | 10. Мораль в басне И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». | Понятия «басня, мораль». | -определять тему и главную мысль, давать характеристику главным героям; | |
9. | 41. | 11. Осмеяние лени в басне И.А Крылова «Стрекоза и Муравей». | Понятия «басня, мораль». | -находить мораль басни, |
42. | 12. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». | Творчество Л.Н.Толстого. Понятие «быль». | -определять тему и главную мысль, давать характеристику главным героям; | |
43. | 13. Л.Н.Толстой «Филипок». | Содержание рассказа. | -выразительно читать; | |
44. | 14. Л.Н.Толстой «Филипок». | Содержание рассказа. | -делить текст на части | |
45. | 15. Рассказы Л.Н.Толстого. | Рассказы Л.Н.Толстого «Правда всего дороже», «Котёнок». | -выразительно читать, отвечать на вопросы; | |
10. | 46. | 16. Внекл. чт. Рассказы Л.Н.Толстого. | Поучительные рассказы Л.Н.Толстого. | -пересказывать содержание, находить главную мысль; |
47. | 17. Обобщение по разделу «Русские писатели». | Изученный материал. | ||
48. | 18. Проверочная работа по разделу «Русские писатели». | |||
О братьях наших меньших. | ||||
49. | 1. «О братьях наших меньших». Стихи. | Весёлые стихи о животных. | -выразительно читать стихи; | |
50. | 2. В.Берестов «Кошкин щенок». | -выполнять творческое задание (сочинение сказок); | ||
11. | 51. | 3. М.М.Пришвин «Ребята и утята». | Содержание рассказа. | -выразительно читать, определять от какого лица идёт повествование; |
52. | 4. М.М.Пришвин « Ребята и утята». | Содержание рассказа. | -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | |
53. | 5. Е.И.Чарушин «Страшный рассказ». | Содержание рассказа. | -выразительно читать; | |
54. | 6. Е.И.Чарушин Страшный рассказ». | -делить текст на части, составлять план; | ||
55. | 7. Б.Житков «Храбрый утёнок». | Содержание рассказа. | -выразительно читать; | |
12. | 56. | 8. Б.Житков Храбрый утенок». | Содержание рассказа. | -делить текст на части, составлять картинный план; |
57. | 9. В.Бианки «Музыкант». | Творчество В.Бианки. | -выразительно и осознанно читать; | |
58. | 10. В.Бианки «Музыкант». | Содержание рассказа. | -выполнять творческое задание (рисунок); | |
59. | 11. В.Бианки «Сова» | Жанры художественной литературы. | -выразительно и осознанно читать, различать жанры художественной литературы; | |
60. | 12. В.Бианки «Сова». | Содержание рассказа. | -читать по ролям; | |
13. | 61. | 13. Внекл. чт. В.Бианки «Чей нос лучше?» | Особенности сказки в вопросах. | -определять содержание сказки по теме, сформулированной в форме вопроса, различать жанры произведений; |
62. | 14. Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». | Изученный материал. | ||
63. | 15. Проверочная работа по разделу «О братьях наших меньших». | |||
Из детских журналов. | ||||
64. | 1. Внекл. чт. Детские журналы. | Журналы «Весёлые картинки», «Читай-ка», «Мурзилка» и др. | -представлять свой любимый журнал; | |
65. | 2. Из детских журналов. Даниил Хармс «Игра». | Названия детских журналов, понятие «темп чтения». | -устанавливать темп чтения от смысла читаемого, работать с иллюстрациями; | |
14. | 66. | 3. Д.Хармс «Вы знаете?». | Понятие «юмор» произведения. | -выразительно читать, анализировать произведение; |
67. | 4. Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». | Понятие «темп чтения». | ||
68. | 5. Д.Хармс «Что это было?» | Понятие «юмор» произведения. | -выразительно читать; | |
69. | 6. Н.Гернет, д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | -читать выразительно; | ||
70. | 7. Ю.Владимиров «Чудаки». | Понятия «тема и главная мысль произведения» | -определять тему и главную мысль произведения, прогнозировать содержание текста по заголовку; | |
15. | 71. | 8. А.И.Введенский «Учёный Петя». | Понятие «юмор». | -осознанно и выразительно читать, характеризовать поступки героев, их моральные черты, |
72. | 9. А.И.Введенский «Лошадка». | -выразительно читать, | ||
73. | 10. Внекл. чт. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое». | Содержание произведения. | -определять тему и главную мысль, произведения характеризовать поступки героев | |
74. | 11. Обобщение по разделу «Из детских журналов». | Изученный материал. | ||
75. | 12. Проверочная работа по разделу «Из детских журналов». | |||
Люблю природу русскую. | ||||
16 | 76. | 1. Зимние загадки. И.Бунин. К.Бальмонт, Я.Аким «Первый снег». | Знать стихи . | -выразительно читать, стих наизусть на выбор; |
77. | 2. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…». | -составлять мини-рассказ о зиме; | ||
78. | 3. С.Есенин «Поёт зима-аукает…», «Берёза». | Творчество С.Есенина. | -читать стихи наизусть на выбор; | |
79. | 4. Русская народная сказка «Два мороза». | Содержание сказки. | -выразительно читать, определять тему и главную мысль произведения; | |
80. | 5. Русская народная сказка «Два мороза». | Содержание сказки. | -пересказывать; | |
17. | 81. | 6. С.В.Михалков «Новогодняя быль». | Понятие «быль». | -выразительно читать, |
82. | 7. С.В.Михалков «Новогодняя быль». | Понятие «диалог». | -читать по ролям; | |
83. | 8. А.Барто «Дело было в январе». | Творчество А.Л.Барто. | -определять тему и главную мысль произведения; | |
84. | 9. Внекл. чт. Авторские сказки. Д.Н.Мамин-Сибиряк. | Народная и авторская сказка. | -читать выразительно, пересказывать; | |
85. | 10. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую» | |||
18. | 86. | 11. Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую. Зима». | Изученный материал. | |
Писатели-детям | ||||
87. | 1. К.И.Чуковский «Путаница», «Радость». | Творчество К.И.Чуковского, содержание произведений. | -анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках | |
88. | 2. К.И.Чуковский «Федорино горе». | Содержание произведения. | -выразительно читать; | |
89. | 3. К.И.Чуковский «Федорино горе». | Содержание произведения. | -различать народные и литературные сказки, отвечать на вопросы; | |
90. | 4. С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | Творчество С.Я.Маршака. | -анализировать юмористические стихи, давать характеристику героям; | |
19. | 91. | 5. С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». | Творчество С.В.Михалкова. | -прогнозировать содержание произведения по названию; находить элементы фантазии, давать характеристику героям; |
92. | 6. С.В.Михалков «Мой щенок». | Содержание произведения. | -выразительно читать, подтверждать своё мнение цитатами из текста; | |
93. | 7. А.Л.Барто Верёвочка». | Творчество А.Л.Барто. | -определять тему и главную мысль произведения, выразительно читать; | |
94. | 8. А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | Творчство А.Л.Барто. | --выразительно читать; | |
95. | 9. А.Л.Барто «Вовка-добрая душа». | -давать характеристику героям; | ||
20. | 96. | 10. Н.Н.Носов «Затейники». | Творчество Н.Н.Носова. | -читать осознанно, определять главную мысль прочитанного, |
97. | 11. Н.Н.Носов «Затейники». | Творчество Н.Н.Носова. | -делить текст на части, составлять простой план; | |
98. | 12. Н.Н.Носов «Живая шляпа». | Содержание произведения. | -выразительно читать; | |
99. | 13. Н.Н.Носов «Живая шляпа». | Содержание произведения. | -читать по ролям, пересказывать текст с опорой на план; | |
100. | 14. Н.Н.Носов «На горке». | Содержание произведения. | -давать характеристику героям, читать по ролям; | |
21. | 101. | 15. Н.Н.Носов «На горке». | Содержание произведения. | -пересказывать текста по картинному плану; |
102. | 16. Внекл. чт. Рассказы Н.Н.Носова. | Творчество Н.Н.Носова. | -читать по ролям, пересказывать; | |
103. | 17. Обобщение по разделу «Писатели-детям» | Изученный материал. | ||
104. | 18. Проверочная работа по разделу «Писатели-детям». | |||
Я и мои друзья | ||||
105. | 1. В.Берестов «За игрой», Э.Мошковская «Я ушёл в свою обиду…» | Стихи о дружбе, о друзьях. | -читать стихи наизусть, передавая интонацией настроение; | |
22. | 106. | 2. В.Лунин «Я и Вовка». | -читать осознанно, оценивать, события, героев произведения; | |
107 | 3. Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | Содержание произведения. | Читать осознанно и выразительно, определять тему и главную мысль произведения; | |
108. | 4. Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | Понятие «логическое ударение». | -использовать силу голоса для постановки логических ударений; | |
109. | 5. Ю.Ермолаев «Два пирожных» | Содержание произведения. | -читать по ролям, оценивать события, героев; | |
110. | 6. Внекл. чт. «Я и мои друзья». | Книги о детях, про детей, авторы этих произведений | -читать, пересказы- вать, подбирать иллюстрации; | |
23. | 111. | 7. В.Осеева «Волшебное слово». | Творчество В.Осеевой. | -читать осознанно и выразительно, определять тему и главную мысль произведения; |
112. | 8. В.Осеева «Волшебное слово». | Содержание произведения. | -отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять его простой план; | |
113. | 9. В.Осеева «Волшебное слово». | Содержание произведения. | -пересказывать текст; | |
114. | 10.В.осеева «Хорошее». | Содержание произведения. | -отвечать на вопросы , читать по ролям; | |
115. | 11. В.Осеева «Почему?» | Содержание произведения. | -выразительно и осознанно читать; прогнозировать содержание текста; | |
24. | 116. | 12. В.Осеева «Почему?». | Содержание произведения. | -делить текст на части, составлять план текста; |
117. | 13. В.Осеева «Почему?» | Содержание произведения. | -выполнять творческое задание (сочинение «Моя мама»; | |
118. | 14. Внекл. чт. Рассказы В.Осеевой. | -пересказывать, определять главную мысль; | ||
119. | 15. Обобщение по разделу «Я и мои друзья». | Изученный материал. | ||
120. | 16. Проверочная по разделу «Я и мои друзья». | |||
Люблю природу русскую. Весна. | ||||
25. | 121. | 1. Весенние загадки. Стихи Ф.Тютчева о весне. | Произведения о весне. | -выразительно читать стихотворение наизусть; |
122. | 2. А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | -выразительно читать стихотворение наизусть; | ||
123. | 3. А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот…». | -выразительно читать стихотворение; | ||
124. | 4. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю». | Пословицы и поговорки о матери. | -читать выразительно, к прочитанным произведениям подбирать пословицы и поговорки; | |
125. | 5. Е.Благинина «Посидим в тишине». | -выразительно читать наизусть; | ||
26. | 126. | 6. Э.Мошковская «Я маму мою обидел…». | -читать осознанно и выразительно; | |
127. | 7. Внекл. чт. «Мама и мы». | Стихи и рассказы о маме. | -пересказывать содержание, выразительно читать; | |
128. | 8. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». | Изученный материал. | ||
129. | 9. Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую. Весна». | |||
И в шутку и в серьёз | ||||
130. | 1. Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | Творчество Б.Заходера. | -читать по ролям, | |
27. | 131. | 2. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». | -выразительно читать; | |
132. | 3. Э.Успенский «Чебурашка». | Творчество Э.Успенского. | -читать осознанно и выразительно; | |
133. | 4. Э.Успенский «Чебурашка». | Содержание произведения. | -составлять план по вопросам; | |
134. | 5. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой». | Творчество Э.Успенского. | -анализировать поступки героев. Выполнять творческое задание (рисунок); | |
135. | 6. Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память». | -выразительно читать, отвечать на вопросы; | ||
28. | 136. | 7. Внекл. чт. Рассказы В.Драгунского. | Творчество В.Драгунского. | -пересказывать, отвечать на вопросы; |
137. | 8. В.Берестов «Знакомый»,. | Творчество В.Берестова. | -выразительно читать, анализировать юмористические ситуации в стихотворении; | |
138. | 9. В.Берестов «Путешественники», «Кисточка». | -выразительно читать, | ||
139. | 10. И.Токмакова «Плим», «Чудной стране». | -анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; | ||
140. | 11. Г.Остер «Будем знакомы». | Творчество Г.Остера. | -осознанно и выразительно читать; | |
29. | 141. | 12. Г.Остер «Будем знакомы». | Содержание рассказа. | -делить текст на части, составлять его простой план; |
142. | 13. Г.Остер «Будем знакомы». | Содержание рассказа. | -пересказывать; | |
143. | 14. В.Драгунский «Тайное становится явным». | Творчество В.Драгунского. | -выразительно читать, определять характер произведения по рисункам, работать с иллюстрациями, | |
144. | 15. В.Драгунский «Тайное становится явным» | Содержание произведения. | -читать по ролям, делить текст на части, составлять план; | |
145. | 16. В.Драгунский «Тайное становится явным». | Содержание произведения. | -пересказывать; | |
30. | 146. | 17. Внекл чт. « Почемучкины книжки» (книги об истории вещей). | История создания разных вещей. | -пересказывать; |
147. | 18. Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз». | Изученный материал. | ||
148. | 19. Проверочная работа по разделу «И в шутку и в серьёз». | |||
Литература зарубежных стран | ||||
149. | 1. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | Малые фольклорные жанры, понятие «рифма». | -находить сходство русского фольклора с американской песенкой; | |
150. | 2. Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». | Понятие «рифма». | -находить сходство русского фольклора с английской песенкой; | |
31. | 151. | 3. Французкая народная песенка «Сюзон и мотылёк». | Понятие «рифма». | -находить сходство русского фольклора с французской песенкой; |
152. | 4. Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | Понятие «рифма». | -находить сходство русского фольклора немецкой песенкой; | |
153. | 5. Шарль Перро «Кот в сапогах». | Творчество Ш.Перро. | -выразительно читать; | |
154. | 6. Шарль Перро «Кот в сапогах». | Содержание произведения. | -читать выразительно и осознанно, определять тему и главную мысль произведения; | |
155. | 7. Шарль Перро «Кот в сапогах». | Содержание произведения. | -выделять эпизоды из текста; делить текст на части, составлять план, | |
32. | 156. | 8. Шарль Перро «Кот в сапогах». | Содержание произведения. | -выразительно читать; |
157. | 9. Шарль Перро «Красная Шапочка». | Понятие «фантастика». | -определять тему и основную мысль текста; анализировать мотивы поведения героев, | |
158. | 10. Шарль Перро «Красная Шапочка» | Содержание произведения. | -составлять план пересказа, читать по ролям, пересказывать; | |
159. | 11. Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». | Творчество Г.Х.Андерсена. | -выразительно и осознанно читать, оценивать события, героев произведения; | |
160. | 12. Эни Хогарт «Принцесса на горошине». | Содержание произведения. | -выразительно и осознанно читать, определять тему и главную мысль произведения; | |
33. | 161. | 13. Эни Хогарт «Мафин и паук». | Содержание произведения. | -выразительно и осознанно читать; |
162. | 14. Эни Хогарт «Мафин и паук». | Содержание произведения. | -читать по ролям; | |
163 | 15. Эни Хогарт «Мафин и паук». | Содержание произведения. | -пересказывать; | |
164. | 16. Внекл. чт. Сказки народов мира. | Сказки народов мира, их особенности. | -пересказывать, давать характеристику героям, | |
165. | 17. Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». | Литературные произведения зарубежных стран. | ||
34 | 166. | 18. Проверочная работа по разделу «Литература зарубежных стран». | Изученный материал. | |
167. | 19. Обобщение пройденного за год. | |||
168. | 20. Контрольная работа. | |||
169. | 21. Итоговый урок. | |||
170. | 22. Внекл. чт. Литература на лето. | Список литературы. | -ориентироваться в книге по обложке, различать элементы книги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....
3 класс Русский язык. Календарно-тематическое планирование политературному чтению ("Школа России").
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, разработано с учетом ФГОС. "Школа России"....
Тематическое планирование. Литературное чтение. Школа России. 2 класс
Тематическое планирование. Литературное чтение. Школа России. 2 класс...
Календарно- тематическое планирование . Литературное чтение . Школа России. 3 класс.
школа России. 3 класс....
Поурочное планирование уроков математики "Школа России" 3 класс
Поурочное планирование уроков математики " Школа России " 3 класс...
Поурочное планирование Математика УМК Школа России_1-4 класс
Поурочное планирование Математика УМК Школа России_1-4 класс...
Поурочное планирование Технология УМК Школа России 1-4 класс
Поурочное планирование Технология УМК Школа России 1-4 класс...