Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс 2013-2014гг. УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Матвеева (Некрасова) Екатерина Владимировна

Литературное чтение. 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_4_kl.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«Литературное чтение»  4 класс   О.В. Кубасова (102 часа)

/ из расчёта  3  часов в неделю /

№ п/п

Наименование раздела.

Подраздела. Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Региональный компонент

Дата

1 четверть – 27 часов

Вводный урок. Гимн Российской Федерации

1

Знать слова Гимна РФ, уметь воспроизводить их по памяти.

«Что за прелесть эти сказки!» - 21 час

Цели и задачи:

  1. Расширить кругозор учащихся, совершенствовать навыки чтения.
  2. Повторить понятия «сказка», «виды сказок», «зачин сказки», «концовка».
  3. Развивать умение делить текст на части, озаглавливать каждую из них, читать по ролям, находить сравнения, эпитеты, художественные повторы.
  4. Учить творческому пересказу.

Основные понятия: сказка, сказки волшебные, бытовые, о животных, зачин, концовка, повторы, эпитеты, олицетворение, сравнение.

И. Токмакова «В чудной стране». Русская народная сказка «Все у нас, слава богу, хорошо»

1

Уметь представлять и характеризовать персонажей сказки. Выявлять мотивацию их поступков и поведения.

Русская народная сказка  «Пётр 1 и мужик»

1

Уметь замечать жанровые и композиционные особенности русской народной сказки.

Русская народная сказка «Пётр и Петруша»

1

Понимать идею произведения, составлять план и делать пересказ.

Русская народная сказка  «Марья и ведьмы»

1

Понимать идею произведения, составлять план и делать пересказ.

Русская народная сказка  «Василиса Прекрасная»

2

Уметь представлять и характеризовать персонажей сказки. Выявлять мотивацию их поступков и поведения.

С.Писахов «Северное сияние», «Своя радуга»

Обобщение по теме «Русские народные сказки»

1

Воспроизвести знания  по изученным произведениям, уметь применять их на практической работе.

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья». С. Маршак «Отчего у месяца нет платья?»

1

Уметь систематизировать сказки в соответствии с их содержанием и авторством.

В.Пикуль «Соловки»

Сказки разных народов. Бразильская сказка «Жизнь человека»

1

Понимать идею произведения, составлять план и делать пересказ.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

3

Уметь представлять и характеризовать персонажей сказки. Выявлять мотивацию их поступков и поведения.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2

Уметь представлять и характеризовать персонажей сказки. Выявлять мотивацию их поступков и поведения.

Д.Джекобс «Рыба и кольцо»

1

Знать основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки)

В. Берестов «Сказка». К.Чуковский «Приключения Белой Мышки»

2

Уметь систематизировать сказки в соответствии с их содержанием и авторством.

А.Линдгрен  «Крошка Нильс Карлсон»

2

Уметь иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах.

Дж. Родари «Эти белые привидения»

1

Уметь составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

1

О доблестях, о подвигах, о славе … Былины – 5 ч

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с особенностями былинного жанра, с правилами чтения былин.
  2. Учить отличать былину от богатырских сказок.
  3. Создавать у учащихся целостный литературно-художественный образ былинного героя.
  4. Воспитывать нравственные качества у учащихся на примере былинного героя.
  5. Развивать воображение, речь учащихся, расширять кругозор.

Основные понятия: былина, сказ, богатырь, стольный град, палица, колчан, паробок, изотчина.

«Добрыня и Змей» (Пересказ А.Нечаева)

1

Знать основные особенности литературных видов и жанров (былины, сказания).

«Добрыня и Змей»(Отрывок в обработке Ю.Круглова)

1

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

1

Уметь создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» (пересказ А Нечаева)

1

Уметь создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»(Отрывок в обработке В Аникина)

1

Былина «Илья Муромец »

2 четверть – 21 час

Уж сколько раз твердили миру … Басни – 4 ч.

Цели и задачи:

  1. Формировать понятие «басня»
  2. Воспитывать нравственные качества.
  3. Развивать творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса, пробуждать у детей добрые чувства.
  4. Работать над правильностью , выразительностью чтения.

Основные понятия: басня, аллегория, крылатые выражения.

Г.Х.Андерсен «Эта басня сложена про тебя». Эзоп «Ворона и кувшин»,«Лисица и Козёл», «Мальчик – вор и его мать»

1

Знать основные средства языковой выразительности.

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки».

1

Уметь пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

Л.Толстой «Лев и Лисица»,  С.Михалков «Просчитался», «Услужливый»,

1

 С. Михалков «Заячье горе» , И.Демьянов «Валерик и тетрадь»

1

Уметь раскрывать мораль и аллегорию басни; выяснять иносказательность басни.

Оглянись вокруг. Рассказы – 20ч.

Цели и задачи:

  1.  Развивать речь учащихся, умение передавать содержание прочитанного .
  2. Прививать любовь к природе.
  3. Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, милосердия.
  4. Учить вдумчивому чтению с анализом прочитанного, видеть богатство внутреннего мира героев произведения.
  5. Обращать внимание  на выразительность языка художественного произведения.

Основные понятия: рассказ, юмористический рассказ, пьеса, композитор, крепостное право.

М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока» Н.Сладков «В норе»

1

Уметь прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; создавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику.

К.Паустовский «Заячьи лапы»

1

Р. Фраерман   «Девочка с камнем»

1

Уметь воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками.

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

2

Уметь характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом.

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

1

А.Платонов «Цветок на земле»

1

Уметь иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах.

Д.Ушаков «Мечу я сено»

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2

Уметь воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками.

О.Фокина «Я в лесу была сегодня»

Н.Носов «Огородники

1

Уметь сопоставлять характер героев одного произведения или близких по тематике произведений

Н.Носов «Клякса»

1

Уметь характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом.

Ю Ермолаев «Жарко», М.Зощенко «Ёлка», О. Григорьев «Две трубы»

1

Уметь определять авторское отношение к персонажу, через слова и выражения, с помощью которых писатель передает душевное состояние героя

С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты»,  «Радуйся малому, тогда и большое придёт»

1

Уметь прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; создавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику.

А.Чехов «Ванька»

2

Уметь прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; создавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику.

Г.Сенкевич «Янко-музыкант»

1

Уметь сопоставлять характер героев одного произведения или близких по тематике произведений

Д.Мамин-Сибиряк «Ветрел»

1

Уметь воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками.

3 четверть – 30 часов

Д.Мамин-Сибиряк «Ветрел»

1

Уметь воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками.

Л.Кассиль «У классной доски»

1

Уметь определять авторское отношение к персонажу, через слова и выражения, с помощью которых писатель передает душевное состояние героя

В.Лидин «Завет»

1

Золотая колесница. Мифы Древней Греции -4ч

 «Персей»

1

Уметь воспринимать мифы как выражение древнейших форм миропонимания, как мир понимали люди на заре человечества.

Н.Кун «Олимп»

1

«Орфей и Эвридика» О.Кун «Царство мрачного Аида»

1

«Дедал и Икар»

1

Уметь воспринимать мифы как выражение древнейших форм миропонимания, как мир понимали люди на заре человечества.

В начале было слово, и слово было Бог… Библейские сказания – 8ч.

Библейские сказания :Семь дней творения, «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая»

1

Уметь различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения.

«Всемирный потоп»

1

Моисей

3

С.Лагерлеф «Святая ночь»

1

Уметь организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением; выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста

С. Лагерлеф «В Назарете»

1

А.Мень «Милосердие Иисуса».

1

Уметь излагать личное мнение о литературном произведении.

Мир – театр, люди – актёры… Пьесы – 6ч.

С.Маршак «Два козла»

1

Уметь пользоваться осн. средствами интонационной выразительности  для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

Н.Носов «Два друга»  

1

Уметь использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений.

Книги Н.Носова

1

С.Козлов «Снежный цветок»

2

Мир волшебных звуков. Поэзия – 15ч.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся со смыслом понятия «стихотворение», с особенностями лирики.
  2. Учить работать с поэтическим текстом.
  3. Познакомить с приемами заучивания стихотворения (с опорой на ключевые слова).
  4. Способствовать развитию умения выразительно читать лирические произведения.
  5. Развивать дикцию учащихся, память, воображение, словарный запас учащихся, расширять кругозор.
  6. Прививать любовь к русской литературе через творчество А.Пушкина, Ю.Лермонтова.
  7. Воспитывать чувство прекрасного, учить находить красочные средства языковой выразительности, прививать любовь к природе.

Основные понятия: стихотворение, ода, баллада, пауза, строфа, рифма, темп.

В.Жуковский «Песня»

1

Знать и уметь использовать для выразительного чтения средства выразительности поэтических произведений.

Ф.Абрамов «Закат», «Тишина»

А.Пушкин «Птичка», «Няне»

1

Уметь составлять партитуру стихотворения для дальнейшего выразительного чтения.

А.Пушкин «Зимняя дорога»

1

Уметь выразительно декламировать лирические поэтические произведения.

И.Полуянов «Шепот снегов»

М.Лермонтов «Горные вершины», «Утес»,

1

Уметь создавать пейзажную словесную зарисовку к прочитанному стихотворению.

М.Лермонтов «Молитва»

1

И.Суриков «Весна», К.Бальмонт «Золотая рыбка».

1

Знать жанры поэтических произведений и уметь определять их.

А.Блок «На лугу», «Гроза прошла…»

1

Знать и уметь использовать для выразительного чтения средства выразительности поэтических произведений.

Ф.Абрамов «Погожим летом», «Пинега»

С. Есенин «С добрым утром!»

1

Уметь составлять партитуру стихотворения для дальнейшего выразительного чтения.

М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». В.Маяковский «Тучкины штучки»

1

Знать и уметь использовать для выразительного чтения средства выразительности поэтических произведений.

4 четверть – 24 часа

Стихи русских поэтов

1

Уметь видеть красоту картины, описываемой автором, понимание отношения автора к произведению

С.Маршак «Пожелания друзьям». С.Чёрный «Золотые стихи».

1

Уметь создавать пейзажную словесную зарисовку к прочитанному стихотворению.

Ю Владимиров «Чудаки»  Д.Хармс  «Очень страшная история

1

Уметь выразительно декламировать лирические поэтические произведения.

В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»

1

О.Высотская «Весенние рубашки», Э Мошковская «Песня».

1

Знать жанры поэтических произведений и уметь определять их.

Ю Мориц «Чтоб летали мы все и росли»,  В.Высоцкий «Песня Кэрролла».

1

Знать и уметь использовать для выразительного чтения средства выразительности поэтических произведений.

Когда, зачем и почему? Познавательная литература – 11 ч.

Ю.Яковлев «О нашей Родине». М.Пришвин «Моя Родина»

1

Уметь работать с научно-познавательной литературой: выделять главное, «сворачивать информацию».

Е.Коковин «Иван Рябов»

И.Соколов-Микитов «Русский лес», Ю.Дмитриев «Зеленое и желтое»

1

Уметь работать с терминами, определениями и выводами, встречающимися в познавательной литературе.

Крещение Руси

1

Уметь работать с терминами, определениями и выводами, встречающимися в познавательной литературе.

Н.Соловьев «Сергий Радонежский»

1

Н.Губарев «В открытом космосе» ,Л.Яхнин «Метро»

1

Уметь отделять знакомую информацию от незнакомой, сопоставлять полученные сведения с уже известными, по теме произведения.

М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего?», М.Ильин «Сто тысяч почему»

1

Уметь выделять главную информацию.

М.Константиновский «Что такое электрический ток?» Н.Надеждина «Лук – от семи недуг»

1

Уметь составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану; прогнозировать тему, жанр, характер текста.

В.Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

1

А.Дитрих, Г.Юрмин «Какая книжка самая интересная?»

1

Уметь работать с научно-познавательной литературой: выделять главное, «сворачивать информацию».

В.Пикуль «Юнги Северного флота»

К.Паустовский «Великий сказочник». «Сказки А.Пушкина»

1

Уметь отделять знакомую информацию от незнакомой, сопоставлять полученные сведения с уже известными, по теме произведения.

Я.Смоленский «Как научиться читать стихи», К Чуковский «Признания старого сказочника»

1

Уметь ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи.

Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка – 7ч.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Уметь воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Уметь воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Уметь характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Заключительный обобщающий урок

1

Воспроизвести знания  по изученным произведениям, уметь применять их на практической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4

   Наименование учебного предмета Литературное чтение           Класс  3    Срок реализации программы, учебный год 201...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)

ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова  с указанием содержания курс...


 

Комментарии

Кондратюк Елена Степановна

Большое спасибо! В следующем году будет 4 класс,пригодится

Демьяненко Оксана Владимировна

Большое спасибо за планирование! Ура! Летом можно отдыхать!