К. Д. Ушинский "Проказы старухи Зимы"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Цыпцына Светлана Александровна

Урок чтения в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_3_kl.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «К. Д. Ушинский «Проказы старухи Зимы»

Цели: познакомить учащихся с новым произведением о зиме;

        выявить и обобщить знания детей о зиме и её признаках;

        отрабатывать навыки осознанного, правильного чтения;

        развивать устную речь, внимание, мышление;

        воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красивое.

Оборудование: карточки со слоговыми таблицами; карточки со словами, слогами, скороговоркой; пословицы; иллюстрации.

Ход урока:

I.Организационный момент.

 Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так чётко и так ясно,

Чтоб было всем понятно.

II. Речевая зарядка.

1.Чистоговорка.

Чтобы лучше нам читать,

Язычки надо размять.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Ло-ло-ло - снежное покрывало,

Ма-ма-ма – наступила зима.

Ег-ег-ег – в городе лежит снег,

Су-су-су – лежит снег в лесу.

Га-га-га – завывает вьюга,

Ель-ель-ель – метёт метель.

2.Чтение слоговых таблиц.

Б

ба

бя

бо

бё

бы

би

П

па

пя

по

пё

пы

пи

Д

да

дя

до

дё

ды

ди

Т

та

тя

то

тё

ты

ти

3.Игра «Эхо» .Чтение скороговорки.

   III. Проверка домашнего задания.  

        

               -О каком времени года мы читаем рассказы и стихи?     

        Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».                                                                      

Оля С. читает по учебнику.

 IV. Подготовка к восприятию.

  1. Беседа.

- Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.

- Назовите зимние месяцы.

- Какой сейчас месяц? Какая сегодня погода?

  1. Работа с доской.

- Давайте вспомним признаки зимы.

(На доске карточка со словом  «зима», вокруг карточки со словами: мороз, снег, сугробы, лёд, жара, ветер, листопад, дождь).

  1. Сообщение темы урока.

- А вот что мы сегодня будем читать, вы узнаете, если соберёте из слогов слова, которые разлетелись от сильного ветра.

(Слоги  на  разноцветной бумаге. Про – ка – зы ста – ру – хи  Зи – мы)

- Сегодня мы будем читать сказку «Проказы старухи Зимы». Написал  сказку К.Д.Ушинский(1824 – 1870). Знаменитый русский педагог. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учат его замечательные рассказы и сказки.

- А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?

  1. Словарная работа.

- Прежде чем начинать читать, давайте разберём некоторые слова из сказки.

  • Дубрава – дубовая роща, лесок.
  • Запорошила поля – выпал снег на поля.
  • Лютый – злой, сердитый.
  • Оконницы – стёкла в окнах.
  • Салазки – санки.
  • Проказы – забавы, игры.
  • Разметала – раскидала, разбросала в разные стороны.
  • Хлев – сарай для скота.

V. Первичное чтение учителем.

Физминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

VI. Повторное чтение учащимися.

Жужжащее чтение хором вполголоса.

VII. Беседа по прочитанному.

        - На кого сначала накинулась зима?

        - Почему?

        - Куда птицы улетели?

        - Как мы должны относиться к птицам, которые остаются зимовать?

        - Какие птицы к нам прилетают?

- Кого ещё захотела заморозить злая старуха зима?

- Как звери спасаются зимой от мороза?

- Что сделала зима с реками и озёрами?

- Как спрятались рыбы?

        - Как приготовились люди к зиме?

        - Почему не боятся зимы дети? (Иллюстрация «Зимние забавы детей»).

- На кого зима обиделась? Почему зиме стало обидно?

-Как вы думаете, почему автор называет зиму старухой?

VIII. Повторное чтение вслух.

  1. Чтение «цепочкой».
  2. – Найдите в тексте и прочитайте:
  • Как спасались от зимы птицы.
  • Что сделали звери, чтобы защититься от холода.
  • Как спрятались рыбы.
  • Как подготовились к зиме люди.
  • О зимних забавах детей.

       3.Работа с пословицами.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Зима – не лето, в шубу одета.

4.Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.

IX. Итог урока.

-Какую сказку мы сегодня читали?

-Что больше всего запомнилось? Понравилось?

- Давайте подберём к зиме признаки. Какая она?

(Собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к зиме: холодная, суровая, снежная, лютая, морозная, ветреная, долгожданная, долгая, жаркая, дождливая)

X. Оценки.

XI. Домашнее задание.

Resource id #5726

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школы 8 вида с презентацией...

К. Ушинский "Проказы старухи-зимы"

открытый урок литературного чтения, УМК "начальная школа 21 века", ФГОС...

Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....

"Образ старухи Зимы."

Данная методическая разработка может быть использована для проведения аппликации на уроке технологии в 4 классе....

Презентация . Сказка "Проказы старухи зимы"

Презентация . Сказка "Проказы старухи зимы"...