К. Д. Ушинский "Проказы старухи Зимы"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «К. Д. Ушинский «Проказы старухи Зимы»
Цели: познакомить учащихся с новым произведением о зиме;
выявить и обобщить знания детей о зиме и её признаках;
отрабатывать навыки осознанного, правильного чтения;
развивать устную речь, внимание, мышление;
воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красивое.
Оборудование: карточки со слоговыми таблицами; карточки со словами, слогами, скороговоркой; пословицы; иллюстрации.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так чётко и так ясно,
Чтоб было всем понятно.
II. Речевая зарядка.
1.Чистоговорка.
Чтобы лучше нам читать,
Язычки надо размять.
Ло-ло-ло - снежное покрывало,
Ма-ма-ма – наступила зима.
Ег-ег-ег – в городе лежит снег,
Су-су-су – лежит снег в лесу.
Га-га-га – завывает вьюга,
Ель-ель-ель – метёт метель.
2.Чтение слоговых таблиц.
Б | ба | бя | бо | бё | бы | би |
П | па | пя | по | пё | пы | пи |
Д | да | дя | до | дё | ды | ди |
Т | та | тя | то | тё | ты | ти |
3.Игра «Эхо» .Чтение скороговорки.
III. Проверка домашнего задания.
-О каком времени года мы читаем рассказы и стихи?
Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Оля С. читает по учебнику.
IV. Подготовка к восприятию.
- Беседа.
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
- Назовите зимние месяцы.
- Какой сейчас месяц? Какая сегодня погода?
- Работа с доской.
- Давайте вспомним признаки зимы.
(На доске карточка со словом «зима», вокруг карточки со словами: мороз, снег, сугробы, лёд, жара, ветер, листопад, дождь).
- Сообщение темы урока.
- А вот что мы сегодня будем читать, вы узнаете, если соберёте из слогов слова, которые разлетелись от сильного ветра.
(Слоги на разноцветной бумаге. Про – ка – зы ста – ру – хи Зи – мы)
- Сегодня мы будем читать сказку «Проказы старухи Зимы». Написал сказку К.Д.Ушинский(1824 – 1870). Знаменитый русский педагог. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учат его замечательные рассказы и сказки.
- А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?
- Словарная работа.
- Прежде чем начинать читать, давайте разберём некоторые слова из сказки.
- Дубрава – дубовая роща, лесок.
- Запорошила поля – выпал снег на поля.
- Лютый – злой, сердитый.
- Оконницы – стёкла в окнах.
- Салазки – санки.
- Проказы – забавы, игры.
- Разметала – раскидала, разбросала в разные стороны.
- Хлев – сарай для скота.
V. Первичное чтение учителем.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
VI. Повторное чтение учащимися.
Жужжащее чтение хором вполголоса.
VII. Беседа по прочитанному.
- На кого сначала накинулась зима?
- Почему?
- Куда птицы улетели?
- Как мы должны относиться к птицам, которые остаются зимовать?
- Какие птицы к нам прилетают?
- Кого ещё захотела заморозить злая старуха зима?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озёрами?
- Как спрятались рыбы?
- Как приготовились люди к зиме?
- Почему не боятся зимы дети? (Иллюстрация «Зимние забавы детей»).
- На кого зима обиделась? Почему зиме стало обидно?
-Как вы думаете, почему автор называет зиму старухой?
VIII. Повторное чтение вслух.
- Чтение «цепочкой».
- – Найдите в тексте и прочитайте:
- Как спасались от зимы птицы.
- Что сделали звери, чтобы защититься от холода.
- Как спрятались рыбы.
- Как подготовились к зиме люди.
- О зимних забавах детей.
3.Работа с пословицами.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Зима – не лето, в шубу одета.
4.Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.
IX. Итог урока.
-Какую сказку мы сегодня читали?
-Что больше всего запомнилось? Понравилось?
- Давайте подберём к зиме признаки. Какая она?
(Собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к зиме: холодная, суровая, снежная, лютая, морозная, ветреная, долгожданная, долгая, жаркая, дождливая)
X. Оценки.
XI. Домашнее задание.
Resource id #5726По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школы 8 вида с презентацией...
К. Ушинский "Проказы старухи-зимы"
открытый урок литературного чтения, УМК "начальная школа 21 века", ФГОС...
Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».
Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....
"Образ старухи Зимы."
Данная методическая разработка может быть использована для проведения аппликации на уроке технологии в 4 классе....
Презентация . Сказка "Проказы старухи зимы"
Презентация . Сказка "Проказы старухи зимы"...
Презентация Александрова "Снежок", Ушинский "Проказы старухи Зимы"
Программа Начальная школа 21 века....