"Саамский фольклор" (литературное чтение, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Куликова Елена Юрьевна

Урок литературного чтения проведен в 3 классе в рамках краеведческого курса в  соответствии с тематическим планированием.

       Тип урока: (изучение нового материала) (интегрированный).

На уроке была поставлена цель: познакомить с саамским фольклором.

Основными задачами урока являлись:

1)    Образовательная: способствовать формированию системы знаний об особенностях саамского фольклора, национальных традициях народов Севера.

2)    Развивающая: способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся.

        3)  Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру обучающихся. воспитывать уважительное отношение к истории культура родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_folklor.doc70.5 КБ
Office presentation icon saamskiy_folklor_prezentatsiya.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Краеведение. Литературное чтение.

Тема:  «Саамский фольклор»

Цель урока: познакомить с саамским фольклором.

Задачи урока:

  1. Образовательная: способствовать формированию системы знаний об особенностях саамского фольклора, национальных традициях народов   Севера, учить сравнивать саамский и русский фольклор.
  2. Развивающая: способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся;
  3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истории культуры родного края

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит саамский гимн.

- Шурр Пасьпэ. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Юрьевна. Урок Литературного чтения проведу я. Садитесь.

II. Проблемная ситуация и определение темы и цели урока.

-Мы прослушали гимн народа, у которого нет отдельного государства, но живут они в разных странах очень дружно, сохраняя свои обычаи. Догадались ли вы, что это за народ?

Далеко за белыми снегами

Есть одна волшебная страна.

Там зимой нет солнца, ну а летом

Словно днём светло всегда.

Тундра там раскинулась широко,

Множеством озёр она блестит.

Люди там без промаху стреляют с лука,

Ну а небо северным сиянием горит.

(-Как вы думаете, какой народ выбрал эту мелодию в качестве своего гимна? (саамы))

[слайд-КАРТА]

-Прочитайте на карте названия стран (ученик к доске, показывает указкой: Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия)

-Цветом обозначено место, где живут саамы. На территории каких стран они живут? (Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия)

-Что вы знаете о саамах? (ответы детей)

-Они меткие стрелки, обувь и одежду шили и сейчас шьют из шкур оленя. Что до снежных бурь летом, то они и сейчас случаются - безо всякого колдовства: север, он и есть север.

-В старые времена жили саамы  маленькими погостами или вообще только своей семьёй где-нибудь у лесного озера. [слайд]

-Какие основные занятия были у саамов (охота, ловля рыбы, обработка шкур и т.д.)

-А как вы думаете, чем они занимались в свободное от работы, охоты, рыбной ловли время? (играли, пели песни, танцевали, рассказывали сказки)

-Долгими зимними вечерами они делились друг с другом опытом, придумывая произведения устного народного творчества. Какие вы знаете произведения устного народного творчества? (пословицы, поговорки, сказки, песни, загадки)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с саамским устным народным творчеством.

-Сформулируйте цели урока, используя опорные слова…..

-Путешествовать с нами будет саам Пяйв (солнышко)

 III.Работа по теме урока

----Долгими зимними вечерами во время непогоды, в ожидании с  промысла отцов и братьев звучали на саамских погостах народные песни. Они разгоняли тоску, печаль и даже заговаривали непогоду.

-Закройте глаза и ответьте на вопрос: Какие картины жизни и быта саамов вы представили себе во время прослушивания песни?

[Прослушивание саамской народной песни].

-Жизнь саамов, их благополучие зависели от суровой северной природы, от ветров и моря, от капризной погоды. Песни сопровождали саамов всю жизнь.

Запишите первый жанр творчества саамов - народные песни.

--- - Расшалился малыш-саам, а бабушка и дедушка скажут   (ЦИТАТА – Жизнь одна, цени её всегда). Узнаем, какие же ещё народные мудрости были у саамского народа.

Работа в паре по рядам.

Задание 1

1 ряд

Выбрать нужное слово

 а) Кто....не бывал, тот и страха не видал.

-в доме

-на море

б) Идти ....-нужны хорошие ножки.

-за морошкой

-за ягодой

-по грибы

2 ряд

 Соединить начало и конец пословицы:

 Закипела в море пена....                                        моряку бояться нечего

Заря красна с вечера.....                                         а моли лета тёплого

Не моли лета долгого                                            будет ветру перемена

3 ряд

Придумать для пословицы продолжение:

а) Кто работать не ленится............

б) Хочешь сытым быть.........

в) Было бы желание.......

Объяснить смысл нескольких пословиц.

-Чем отличаются пословицы от поговорок?

(Пословица - краткое, но меткое образное законченное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее прямой поучительный смысл.

 Поговорка - образное лаконичное выражение, метко и иногда иносказательно определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки близки к пословицам по своей форме, однако они, в отличие от пословиц, лишены прямого обобщённого поучительного смысла.)

 -Запишите следующий жанр устного народного творчества-пословицы и поговорки.

ФИЗМИНУТКА

----Узнаете следующий жанр, если правильно соберёте пословицу. (Это слово пропущено)

 Ложь, намёк, молодцам, да, в, урок,  ней, добрым

-Как вы думаете, похожи или отличаются  сказки саамского и русского народов?

Давайте уточним наши предположения.

Задание 2

-Прочитайте задание 2. (Работа в группах)

-Найдите  сказку саамского народа. Обоснуйте свой ответ.

Ряд 1.

Карточка №1.

- Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

- Доченька, - говорила мать, - пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

(Гуси – лебеди.)

Карточка №2.

- Кузнец – кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу ….

(Петушок и бобовое зёрнышко.)

Карточка №3.

Теперь уж никто и не знает, кто это чахкли, и когда они на свете жили. Ну а если и были такие, то так давно, что даже сказки о них забывать стали.

( «Чахкли»)

Ряд 2.

Карточка №1.

Испугались они, вёдра побросали, и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк – то какой страшный на меня наскочил!»

Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!»

(У страха глаза велики.)

Карточка №2.

Варил, варил, солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение.

Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

- Бери ложку, хозяюшка.

Стал кашу есть да похваливать.

(Каша из топора.)

Карточка №3.

Жил в одном погосте бедный саам. Чудной такой. Мужчины на охоту идут, а ему всё некогда. Вежа у него старая, ветер по ней гуляет, шкуры оленя, что постелью служат, от времени протёрлись, дыра на дыре. Жена плачет: ну что за непутёвый муж! У детей одежда старая, каньги прохудились, а он всё забавы какие-то придумывает.

«Как саам на небо ходил»

Ряд 3.

Карточка №1.

- Какое там, - отвечал Мороз – Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его еще по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит. Топором машет – только щепки в меня летят.

(Два Мороза.)

Карточка №2.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право, больше потчевать нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

(Лиса и журавль.)

Карточка №3.

А ягель там богатый был. С хороших кормов олени-дикари жирными стали. Тундры те по сей день, Сальными тундрами зовут. А саму гору, где старик обрубок рога - налэть – спрятал, назвали Налэтьпоаррь - горный хребет обломка оленьего рога.

«Налэть»

 

-Какие сказки вы узнали?

 -Прочитайте эти отрывки саамских сказок.

 -Какие слова помогли вам понять это? Найдите их в своих отрывках и подчеркните.

(Ягель, олень, тундра, саам, вежа, каньги, наэлть)

Словарная работа [слайд с гиперссылками]:

 наэлть - обломок оленьего рога;

каньги - саамская обувь из шкуры оленя с острыми загнутыми вверх носами;

ягель- мох, основной корм северного оленя;

тундра - горный массив, плоскогорье, покрытое скудной растительностью;

погост - саамское поселение;

вежа - древнее саамское жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дерном; при переезде разбиралось;

чахкли - сказочное существо, маленький человечек, живущий под землёй

Вывод:

-каждый народ сохраняет в  сказках свой язык, традиции, обычаи.

-Запишите  следующий жанр устного народного творчества-сказки.

-----Работа со сказкой.

- Прочитаем сказку.

        1 абзац:

-О ком мы только что прочитали? (о сааме)

-Куда он отправился? (за рыбой)

Легко ли ему было идти? (нет, по болотам, по рекам, холму)

        2 абзац:

-Удачна ли была рыбная ловля?

-Как вы считаете, это русская сказка или саамская?

-Какие саамские слова вы встретили? (сейд) Поработаем  переводчиками.

В этом нам поможет сказка на русском языке. Прочитаем её.

На высоком__________ холме __________ жил саам. Был он сильным _______ и смелым ____________. Однажды отправился он за рыбой_____________, взял сеть_____________, встал на лыжи____________ и поехал. Шёл он по болотам____________ и холму___________, по рекам___________ и горам___________. На небе переливалось северное сияние_______________. На вершине_____________ горы__________ лежал снег____________.

Начал саам сеть____________ в реку____________ закидывать. Не везло с рыбалкой. Но тут откуда ни возьмись вылетел дух из камня и стал саам рыбу___________ одну за одной вытаскивать, так и наловил себе на ужин. Позже выяснилось, что это был дух – Сейд – покровитель охоты, рыбной ловли и других промыслов. А озеро_____________ прозвали Сейдозером, в честь священного духа.

ПЕРЕВОД:

Высокий – алл

Холм –рарре

Сильный, смелый– лов

Рыба– куль

Сеть– вирме

Лыжи –каалк

Болото  – йеик

Река  – йек

Гора  –чорр

Северное сияние – васткиз

Вершина –воайв

Озеро -  явр

6.  Всего на Кольском полуострове проживает 26 народностей, среди них саами, коми, ненцы, чукчи, поморы... Каждая из них имеет свою культуру, а так же оказывают друг на друга влияние. Но каждая из народностей стремится сохранить свои обычаи и традиции, которые опираются на фольклор.

-А что такое – фольклор? (Слово в русском языке появилось в XIX веке; пришло из английского языка; обозначает народная мудрость, устное народное творчество). Творчество - от слова «творить», «создавать». 

-Каким одним словом можно назвать все виды устного народного творчества? (Все виды устного народного творчества, которые записали в схему, можно назвать одним словом фольклор)

- Запишите его.

Фольклор сопровождал человека от рождения до "могильной травы". Он пронизывал все его жизненные периоды и закреплялся в народной памяти.

7.  Откроем ещё одну не менее интересную страничку   саамского фольклора.

Как вы думаете, что это? (СЛАЙДЫ) Это национальная игра - саамский футбол. В него играют  летом, обычно это женские команды. Игроки  одеты  в национальную одежду, а  мяч из ткани, набитый  различным материалом.

IV. Итог урока.

- Что такое фольклор?

- С фольклором  какого народа  познакомились на уроке?

V. Рефлексия

-дополни фразу…

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Малые жанры фольклора литературное чтение 3 класс

Презентация по литературному чтению для 3 класса...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...