"Саамский фольклор" (литературное чтение, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения проведен в 3 классе в рамках краеведческого курса в соответствии с тематическим планированием.
Тип урока: (изучение нового материала) (интегрированный).
На уроке была поставлена цель: познакомить с саамским фольклором.
Основными задачами урока являлись:
1) Образовательная: способствовать формированию системы знаний об особенностях саамского фольклора, национальных традициях народов Севера.
2) Развивающая: способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся.
3) Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру обучающихся. воспитывать уважительное отношение к истории культура родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_folklor.doc | 70.5 КБ |
saamskiy_folklor_prezentatsiya.ppt | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение. Литературное чтение.
Тема: «Саамский фольклор»
Цель урока: познакомить с саамским фольклором.
Задачи урока:
- Образовательная: способствовать формированию системы знаний об особенностях саамского фольклора, национальных традициях народов Севера, учить сравнивать саамский и русский фольклор.
- Развивающая: способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся;
- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к истории культуры родного края
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
Дети заходят в класс. Звучит саамский гимн.
- Шурр Пасьпэ. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Юрьевна. Урок Литературного чтения проведу я. Садитесь.
II. Проблемная ситуация и определение темы и цели урока.
-Мы прослушали гимн народа, у которого нет отдельного государства, но живут они в разных странах очень дружно, сохраняя свои обычаи. Догадались ли вы, что это за народ?
Далеко за белыми снегами
Есть одна волшебная страна.
Там зимой нет солнца, ну а летом
Словно днём светло всегда.
Тундра там раскинулась широко,
Множеством озёр она блестит.
Люди там без промаху стреляют с лука,
Ну а небо северным сиянием горит.
(-Как вы думаете, какой народ выбрал эту мелодию в качестве своего гимна? (саамы))
[слайд-КАРТА]
-Прочитайте на карте названия стран (ученик к доске, показывает указкой: Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия)
-Цветом обозначено место, где живут саамы. На территории каких стран они живут? (Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия)
-Что вы знаете о саамах? (ответы детей)
-Они меткие стрелки, обувь и одежду шили и сейчас шьют из шкур оленя. Что до снежных бурь летом, то они и сейчас случаются - безо всякого колдовства: север, он и есть север.
-В старые времена жили саамы маленькими погостами или вообще только своей семьёй где-нибудь у лесного озера. [слайд]
-Какие основные занятия были у саамов (охота, ловля рыбы, обработка шкур и т.д.)
-А как вы думаете, чем они занимались в свободное от работы, охоты, рыбной ловли время? (играли, пели песни, танцевали, рассказывали сказки)
-Долгими зимними вечерами они делились друг с другом опытом, придумывая произведения устного народного творчества. Какие вы знаете произведения устного народного творчества? (пословицы, поговорки, сказки, песни, загадки)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с саамским устным народным творчеством.
-Сформулируйте цели урока, используя опорные слова…..
-Путешествовать с нами будет саам Пяйв (солнышко)
III.Работа по теме урока
----Долгими зимними вечерами во время непогоды, в ожидании с промысла отцов и братьев звучали на саамских погостах народные песни. Они разгоняли тоску, печаль и даже заговаривали непогоду.
-Закройте глаза и ответьте на вопрос: Какие картины жизни и быта саамов вы представили себе во время прослушивания песни?
[Прослушивание саамской народной песни].
-Жизнь саамов, их благополучие зависели от суровой северной природы, от ветров и моря, от капризной погоды. Песни сопровождали саамов всю жизнь.
Запишите первый жанр творчества саамов - народные песни.
--- - Расшалился малыш-саам, а бабушка и дедушка скажут (ЦИТАТА – Жизнь одна, цени её всегда). Узнаем, какие же ещё народные мудрости были у саамского народа.
Работа в паре по рядам.
Задание 1
1 ряд
Выбрать нужное слово
а) Кто....не бывал, тот и страха не видал.
-в доме
-на море
б) Идти ....-нужны хорошие ножки.
-за морошкой
-за ягодой
-по грибы
2 ряд
Соединить начало и конец пословицы:
Закипела в море пена.... моряку бояться нечего
Заря красна с вечера..... а моли лета тёплого
Не моли лета долгого будет ветру перемена
3 ряд
Придумать для пословицы продолжение:
а) Кто работать не ленится............
б) Хочешь сытым быть.........
в) Было бы желание.......
Объяснить смысл нескольких пословиц.
-Чем отличаются пословицы от поговорок?
(Пословица - краткое, но меткое образное законченное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее прямой поучительный смысл.
Поговорка - образное лаконичное выражение, метко и иногда иносказательно определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки близки к пословицам по своей форме, однако они, в отличие от пословиц, лишены прямого обобщённого поучительного смысла.)
-Запишите следующий жанр устного народного творчества-пословицы и поговорки.
ФИЗМИНУТКА
----Узнаете следующий жанр, если правильно соберёте пословицу. (Это слово пропущено)
Ложь, намёк, молодцам, да, в, урок, ней, добрым
-Как вы думаете, похожи или отличаются сказки саамского и русского народов?
Давайте уточним наши предположения.
Задание 2
-Прочитайте задание 2. (Работа в группах)
-Найдите сказку саамского народа. Обоснуйте свой ответ.
Ряд 1.
Карточка №1.
- Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
(Гуси – лебеди.)
Карточка №2.
- Кузнец – кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу ….
(Петушок и бобовое зёрнышко.)
Карточка №3.
Теперь уж никто и не знает, кто это чахкли, и когда они на свете жили. Ну а если и были такие, то так давно, что даже сказки о них забывать стали.
( «Чахкли»)
Ряд 2.
Карточка №1.
Испугались они, вёдра побросали, и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»
Внучка плачет: «Бабушка, волк – то какой страшный на меня наскочил!»
Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!»
(У страха глаза велики.)
Карточка №2.
Варил, варил, солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
- Бери ложку, хозяюшка.
Стал кашу есть да похваливать.
(Каша из топора.)
Карточка №3.
Жил в одном погосте бедный саам. Чудной такой. Мужчины на охоту идут, а ему всё некогда. Вежа у него старая, ветер по ней гуляет, шкуры оленя, что постелью служат, от времени протёрлись, дыра на дыре. Жена плачет: ну что за непутёвый муж! У детей одежда старая, каньги прохудились, а он всё забавы какие-то придумывает.
«Как саам на небо ходил»
Ряд 3.
Карточка №1.
- Какое там, - отвечал Мороз – Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его еще по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит. Топором машет – только щепки в меня летят.
(Два Мороза.)
Карточка №2.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше потчевать нечем.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
(Лиса и журавль.)
Карточка №3.
А ягель там богатый был. С хороших кормов олени-дикари жирными стали. Тундры те по сей день, Сальными тундрами зовут. А саму гору, где старик обрубок рога - налэть – спрятал, назвали Налэтьпоаррь - горный хребет обломка оленьего рога.
«Налэть»
-Какие сказки вы узнали?
-Прочитайте эти отрывки саамских сказок.
-Какие слова помогли вам понять это? Найдите их в своих отрывках и подчеркните.
(Ягель, олень, тундра, саам, вежа, каньги, наэлть)
Словарная работа [слайд с гиперссылками]:
наэлть - обломок оленьего рога;
каньги - саамская обувь из шкуры оленя с острыми загнутыми вверх носами;
ягель- мох, основной корм северного оленя;
тундра - горный массив, плоскогорье, покрытое скудной растительностью;
погост - саамское поселение;
вежа - древнее саамское жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дерном; при переезде разбиралось;
чахкли - сказочное существо, маленький человечек, живущий под землёй
Вывод:
-каждый народ сохраняет в сказках свой язык, традиции, обычаи.
-Запишите следующий жанр устного народного творчества-сказки.
-----Работа со сказкой.
- Прочитаем сказку.
1 абзац:
-О ком мы только что прочитали? (о сааме)
-Куда он отправился? (за рыбой)
Легко ли ему было идти? (нет, по болотам, по рекам, холму)
2 абзац:
-Удачна ли была рыбная ловля?
-Как вы считаете, это русская сказка или саамская?
-Какие саамские слова вы встретили? (сейд) Поработаем переводчиками.
В этом нам поможет сказка на русском языке. Прочитаем её.
На высоком__________ холме __________ жил саам. Был он сильным _______ и смелым ____________. Однажды отправился он за рыбой_____________, взял сеть_____________, встал на лыжи____________ и поехал. Шёл он по болотам____________ и холму___________, по рекам___________ и горам___________. На небе переливалось северное сияние_______________. На вершине_____________ горы__________ лежал снег____________.
Начал саам сеть____________ в реку____________ закидывать. Не везло с рыбалкой. Но тут откуда ни возьмись вылетел дух из камня и стал саам рыбу___________ одну за одной вытаскивать, так и наловил себе на ужин. Позже выяснилось, что это был дух – Сейд – покровитель охоты, рыбной ловли и других промыслов. А озеро_____________ прозвали Сейдозером, в честь священного духа.
ПЕРЕВОД:
Высокий – алл
Холм –рарре
Сильный, смелый– лов
Рыба– куль
Сеть– вирме
Лыжи –каалк
Болото – йеик
Река – йек
Гора –чорр
Северное сияние – васткиз
Вершина –воайв
Озеро - явр
6. Всего на Кольском полуострове проживает 26 народностей, среди них саами, коми, ненцы, чукчи, поморы... Каждая из них имеет свою культуру, а так же оказывают друг на друга влияние. Но каждая из народностей стремится сохранить свои обычаи и традиции, которые опираются на фольклор.
-А что такое – фольклор? (Слово в русском языке появилось в XIX веке; пришло из английского языка; обозначает народная мудрость, устное народное творчество). Творчество - от слова «творить», «создавать».
-Каким одним словом можно назвать все виды устного народного творчества? (Все виды устного народного творчества, которые записали в схему, можно назвать одним словом фольклор)
- Запишите его.
Фольклор сопровождал человека от рождения до "могильной травы". Он пронизывал все его жизненные периоды и закреплялся в народной памяти.
7. Откроем ещё одну не менее интересную страничку саамского фольклора.
Как вы думаете, что это? (СЛАЙДЫ) Это национальная игра - саамский футбол. В него играют летом, обычно это женские команды. Игроки одеты в национальную одежду, а мяч из ткани, набитый различным материалом.
IV. Итог урока.
- Что такое фольклор?
- С фольклором какого народа познакомились на уроке?
V. Рефлексия
-дополни фразу…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Малые жанры фольклора литературное чтение 3 класс
Презентация по литературному чтению для 3 класса...
Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».
Данный урок разработан в ТДМ. В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...