Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Щербакова Анна Александровна

Урок литературного чтения в 1 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова)  по теме: "Необычные слова. Особенности изображения героев в стихотворении С. Черного «Воробей»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Школа МБОУ школа №3

Учитель:  Щербакова Анна Александровна

УМК:  система Эльконина-Давыдова

Тема урока

 Необычные слова. Особенности изображения героев в стихотворении С. Черного «Воробей»

Цель урока

умение увидеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа  стихотворения С.Черного "Воробей"

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся  

- познакомятся с автором С.Черным и его творчеством

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

 Стихотворение, рифма. .............................

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы

1.Учебник  Е.Матвеевой «Литературное чтение» (« раздел»).

5.ЭОР (запись дождя, пение соловья)....................................

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

-Сегодня у нас необычный урок.

Светит яркое солнышко, а значит у всех прекрасное настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне.  И значит у нас все получится.

    

 

Настрой на работу.

 

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

(Читать по взрослому, выделять ключевые слова, речевые звенья, писать сочинения, удивляться, размышлять).

Я предлагаю вам сегодня удивиться творчеством Саши Черного и его биографией.

слайд

А что вы ожидаете от  сегодняшнего урока литературного чтения?

Какие задачи мы поставим для себя?

 

 

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 Слайд 4

- Поэт С. Чёрный, настоящее имя – Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе в 1880 году.

Александр Михайлович очень любил детей и много писал для детей, подписываясь псевдонимом “Саша Чёрный”.

Откуда такой странный псевдоним? Александр Михайлович объяснял так: “Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей “литературы” что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем”.

Саша Черный скоропостижно скончался в 1932 году, но его творчество живёт до настоящего времени.

Слайд 5

Предлагаю отгадать загадку.

 Я весь день ловлю жучков,

Ем букашек, червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(Воробей).

Так называется одно замечательное стихотворение Саши Черного для детей.

 Предположите, о чем это стихотворение? Кто будет главный герой?

Что может с ним происходить?

А вот и необычный момент :я предлагаю вам послушать песню, которая называется "Воробей",на слова стихотворения Саши Черного.

Понравилась ли вам это песенка?

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Выражение своих чувств, мыслей.

Работа с толковым словарём.

Восприятие информации.

Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

-   уметь воспринимать содержание поэтического произведения, правильно и выразительно читать их.(по-взрослому)

  -уметь  выделять средства создания поэтической выразительности (   эпитет, сравнение).

-уметь объяснять значения отдельных слов и выражений, обогащать словарный запас учащихся за счёт малоупотребительных слов;      

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

А вот и необычный момент :я предлагаю вам послушать песню, которая называется "Воробей",на слова стихотворения Саши Черного.

Понравилась ли вам это песенка?

О чем вы догадались ?

Чтение текста учителем.

Какое настроение вызывает это стихотворение? Совпали ли наши предположения? Что вас удивило?

 Работа в группах.Слайд 6

Задания для каждой группы:

  научиться правильно читать, подобрать интонацию  . Выписать из текста непонятные слова и попытаться объяснить их значение самостоятельно.

 Выразительное чтение детьми .

 Группы у доски читают ,по своему усмотрению(один чтец,по цепочке)

Остальные оценивают ,комментируют.

Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка, лист оценивания).

Слайд 7

- Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте  ? (ВЬЮШКА)

Как вы смоги объяснить значение слова вьюшка?

Ответы детей.

- Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника.

ВЬЮШКА – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла.

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Восприятие текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

Выражение своих чувств, мыслей.

Словарная работа.

 

Отвечают на вопросы.

Читают текст.

Анализируют текст.

Работают в  группах.

Выразительно читают.

Оценивают своих товарищей.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Слайд 8

Музыкальная физкультминутка

 

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 - Перечитайте первые четыре строчки стихотворения "Воробей".

- Каким вы представили себе воробья? (маленький, серенький, юркий).

- С кем его сравнивает автор? (с мышкой).

- Как понимаете выражение “глазки – бисер”? (Маленькие, блестящие).

- Как поэт относится к воробью? Докажите. (Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”).

- Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? (делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц).

Принятие учебной задачи.

 

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Формулируют вывод.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

 Каким вы себе представили воробья?

Чем вам понравилось стихотворение"Воробей"?

Какой вывод сделаем после сегодняшнего урока.

 Слайд 9
- Читая произведения в разделе « .........», так хочется, чтобы вы не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, что бы серый воробей для вас стал особенным  и необыкновенным чудом природы.

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - красный , «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» - розовый).

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Слайд10Объяснение  домашнего задания:  

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
2.  Нарисовать главного героя , каким вы его представляете

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...