рабочие программы
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Грачева  Тамара Викторовна

рабочие программы, УМК Занкова, математика Петерсон, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx93.84 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

____________ Т.В. Грачева

Протокол №___ от

27  августа 2013г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №10

______________   Е.Е.Пугина

 2 сентября 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_______________Л.А.Сачкова

Приказ №______

от  2 сентября 2013г.

МБОУ СОШ №10 г.Павлово

Рабочая программа

по литературному чтению,  3Б класс

учителя  начальных классов высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

Составлена на основании

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова. / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухвалова.- Самара: Издательский дом  «Фёдоров», 2011

        В.Ю.Свиридова,  Литературное чтение

2013 – 2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование

на 2013 – 2014  учебный год

по  литературному чтению, 3Бкласс

учителя начальных классов  высшей квалификационной категории

Грачевой Тамары Викторовны

                 Программа: Программы начального общего образования. Система                                Л.В.Занкова. / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухвалова.- Самара: Издательский дом                    «Фёдоров», 2011    В.Ю.Свиридова,  Литературное чтение

                 Учебник: В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара:                   Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

                 Количество часов по учебному плану: 136ч.

                 Количество контрольных работ: 2ч.

Пояснительная записка

                    Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой. Изменения в авторскую программу не внесены.

Общая характеристика учебного предмета

                   Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).

Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны.

Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На предмет «Литературное чтение» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Хрестоматия по литературному чтению.  3 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков:

- Открытие новых знаний.

- Рефлексия (повторение и закрепление)

- Контрольный

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

По итогам полугодия и года предусмотрены  контрольные  работы.

Результаты изучения учебного предмета

Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.

Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся.

На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углу-"бить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.

Учебно-тематический план курса литературного чтения, 1-4  класс

класс

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов на тему или раздел

В том числе контрольные работы

1

1

Книги – твои друзья

6

2

Путешествие в мир литературы

5

3

Долина рассказов: тайна за тайной

5

4

Сады поэзии: из чего растут стихи

8

5

Сказочные дорожки: твой путеводитель

8

6

Открытия в литературе и фантазия в науке

8

Итого

40

-

2

1

Вступление или Детективное начало…

12

2

Завязка, тайны искусства…

12

3

Погоня за секретами литературы…

17

4

Идем по невиданным следам…

18

1

5

Кульминация! Вершина воображения…

23

6

Вперед по дороге открытий…

22

7

Развязка. Раскрытые тайны…

16

8

Счастливые минуты с книгой

16

1

Итого

136

2

3

1

Человек вступает в неизведанный мир

18

2

В единой семье всего живого

22

3

Открываем мир заново

20

4

Времена, когда звери говорили

26

1

5

Всмотрись в мир своей души

16

6

Пересоздаём мир в творчестве

20

7

Без тебя мир неполный

14

1

Итого

136

2

4

1

Волшебная старина

28

2

Пленительные напевы

28

3

Огонь волшебного рассказа

40

1

4

Всё, что сердцу мило

40

1

Итого

136

2

Содержание программы

3 класс (136 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержании) услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (описание), рассказе на заданную тему

Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании). Участие в коллективном обсуждении.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Представления о тотемных животных и растениях. Представления о Мировом дереве, связующем миры.

Устное народное творчество

Малые жанры устного народного творчества и их связь  с мифом. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры (без термина) на примере загадки. Сочинение рассказов к выбранным пословицам.

Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.

Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.

Авторская литература

Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы.

Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов.

Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа.

Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе.

Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, 3 класс

Личностные УУД

У учащегося будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественных произведений;

-интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

-интерес к миру чувст и мыслей человека, отражённых в литературе

-основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному произведению;

-эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

-чувство сопричастности своему народу;

-понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

-общее представление  о мире разных профессий, их значении и содержании.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;

-понятия об ответственности человека за себя и своих близких, о высших чувствах любви, заботы , внимания;

-понимания своей семейной и этнической идентичности;

- любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;

-чувства ответственности за мир природы;

-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;

-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

- выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, типа и стиля текста;

- произвольно строить устное и письменное высказываеме  в зависимости от учебной задачи;

-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией, дополнительной литературой во внеурочное время;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- отличать художественный  текст от научного  и научно-популярного;

-пересказывать текст по плану;

- структурировать знания при сопоставлении текстов;

- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- искать информацию, представлять найденную информацию;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пересказывать близко к тексту небольшие по объёму и разные по жанру тексты;

-понимать структуру построения рассуждения;

- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

- проводить аналогиии сизучаемым материалом и собственным опытом;

- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в учебном диалоге;

- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч.творческих; участвовать в проектах, спектаклях, инсценировках;

- видеть ошибку и исправлять её с помощью взрослых.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отражённых в литературе;

-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного(аннотация, страничка читательского дневника);

- проявлять самостоятельность в  групповой работе;

- контролировать свои действия в групповой работе;

-выбирать способы деятельности в групповой работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты

Виды речевой читательской деятельности

Обучающийся научится:

-читать правильно и выразительно целыми словами вслух  и про себя;

- читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;

- ориентироваться в тексте, находить в нём повествование, описание, рассуждение;

- кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

- определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

- узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку,  рассказ, стихотворение, басню;

- характеризовать героев произведений; сравнивать характер героев разных произведений;

- выявлять авторское отношение к герою;

- понимать специфику прозаических и поэтических произведений;

-соотносить главную мысль и название произведения;

-находить портрет и пейзаж в произведении;

- видеть особенности юмористических произведений;

-соотносить основное содержание произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

-сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

-представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

-осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разного жанра;

-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

-понимать особенности жанра басни;

-определять роль портрета и пейзажа в произведении;

-находить в юмористических произведениях способы  передачи комического;

-оценивать поступки героя и отношение автора к нему.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

-самостоятельно ориентироваться в содержании учебника;

-самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещённого в учебнике;

-осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;

-осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике;

-готовить сообщения, используя материалы школьной и публичной библиотеки;

-понимать значение аннотации на литературное произведение;

-называть одно периодическое литературно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;

-составлять сборник своих любимых произведений, аннотации к нему;

-писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

-создавать презентации книг различной тематики;

-сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией;

-ориентировать в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной литературы разных эпох.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

-представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;

-различать малые жанры фольклора;

-различать жанры художественной литературы;

-определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;

-выделять события рассказа, понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;

-понимать многозначность поэтического слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать и показывать на примерахособенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;

-находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;

-обнаруживать средства художественной выразительности в тексте: сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, звукопись, рифма;

-обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;

-выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;

-понимать обусловленность характера героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;

-самостоятельно находить мораль басни;

-понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

- пересказывать текст подробно, выборочно и кратко и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

-выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;

-создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

-читать, передавая отношение автора к героям, их поступкам;

-подбирать, рисовать иллюстрации к литературным произведеним;

-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

-сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.

Формы и средства контроля:

Текущий контроль – самостоятельные работы (15 – 20 минут на уроке)

Тематический контроль – проверочные работы по итогам прохождения тем и разделов программы

Контроль и оценка результатов обучения проводится в соответствии с требованиями методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (на базе кабинета №4)

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Хрестоматия по литературному чтению.  1, 2,  3, 4  кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

Компьютер; интерактивная доска;

компьютерные и информационно – коммуникативные  средства

портреты писателей;

таблицы № 28. Литературное чтение, 3 класс

  1. о Родине
  2. фольклор России
  3. загадки, пословицы
  4. фольклор народов мира
  5. народные сказки
  6. волшебные сказки
  7. сказки России
  8. литературные сказки
  9. сказки писателей России
  10. зарубежные сказки
  11. стихи о природе
  12. о детях
  13. о животных
  14. о родной природе
  15. волшебный мир сказок

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Диагностика сформированности читательских умений

1 полугодие

Прочитай текст «Прозрение» Бориса Ганаго. 
                                                        Прозрение 
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две... 
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой. 
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили: 
– Почему Лёва не ходит в школу? 
Мама печально ответила: 
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может... 
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил: 
– А мы его по очереди в школу водить будем. 
– И домой провожать. 
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники. 
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. 
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал: 
– Здравствуйте. 
И тут со всех сторон посыпалось: 
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу. 
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре. 
– А я по истории. 
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы. 
После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. 
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. 
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим! 
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты... 
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. 
После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. 
Не счесть людей, прозревших для добра. 

Выполни задания. Отметь  утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста. 
1. В каком городе учился мальчик? 
а) в Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Ростове. 
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой? 
а) у него не было телефона; 
б) он перестал ходить на занятия; 
в) ребятам захотелось сходить в гости. 
3. Как Лёвина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста. 
___________________________________________________________________ 
4. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом? 
а) когда увидели Лёву; 
б) когда увидели Лёву с повязкой на глазах; 
в) когда увидели, как Лёва с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним. 
5. Какое решение приняли ребята? ___________________________________ 
6. Что сделали одноклассники после посещения товарища? 
_________________________________________________________________ 
7. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)? 
а) запели; 
б) заговорили одновременно; 
в) заспорили между собой. 
8. Восстанови последовательность смены настроения мамы. 
а) У мамы на глазах навернулись слезы. __ 
б) Лицо у неё (мамы) было очень грустное. __ 
в) Мама печально ответила… . __ 
г) По лицу мамы градом катились слезы. __ 
9. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости? 
а) да; б) нет. 
10. Почему ребята радовались пятёркам Лёвы больше, чем своим? 
__________________________________________________________________ 
11. Почему одноклассники стали учиться лучше? Что об этом говорит автор произведения? Выпиши предложение из текста. 
___________________________________________________________________ 
12. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Лёвы) глазами? 
___________________________________________________________________ 
13. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
 
а) Всемирная известность. __ 
б) Мальчик перестал ходить в школу. __ 
в) Решение ребят не бросать друга в беде. __ 
г) Успешная учеба Лёвы в школе. __ 
д) Одноклассники у Лёвы дома. __ 
е) Новые друзья в институте. __ 
14. Укажи жанр этого произведения 
а) басня    б) рассказ     в) сказка    г) стихотворение    д) былина 
15. Запиши тему этого произведения (о чём или о ком идёт речь в произведении). 
___________________________________________________________________ 
___________________________________________________________________ 
16. Выпиши главную мысль этого произведения. 
Если не можешь найти, сформулируй самостоятельно, запиши. 
___________________________________________________________________ 
___________________________________________________________________ 
17. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении? 
___________________________________________________________________ 
18. Выпиши пары рифмованных слов. 
Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя, __________________ - ___________________ 
То как зверь она завоет, 
То заплачет как дитя. __________________ - ____________________ 
19. Соедините стрелкой понятие с его обозначением. 
Рифма                                  это небольшое произведение с  нравоучительным                                                                                                              содержанием. 
Басня                                    это созвучие окончаний стихотворных строк. 
Присказка                            это наделение неодушевленных предметов  качествами                                                                                                                    живых объектов. 
Олицетворение                   это шутливое начало или  шутливая концовка сказки. 

                                                                   

По итогам года 

                                                                                                                      Александр Куприн 
                                                 Скворцы 
Мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, подвесили новые. 
Наконец девятнадцатого марта вечером кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!» 
И правда, они сидели высоко на ветках тополей… Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни... 
Два дня скворцы точно набирались сил и всё навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. 
А потом началось выселение воробьев из скворечников. 
Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз. 
Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад. 
Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома. 
Теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. 
Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам. 
Воробьям никогда до такой уловки не додуматься: ветреная, пустая, несерьезная птица. И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй ты, черноголовый. Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». – «Как? Мне? Да я его сейчас!» – «А ну-ка, ну-ка…» И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы и даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой. 
Скворец таскает туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало – не больше пяти сантиметров. 
А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то скворцу раздолье!... Его корм на земле и в земле.
И знаете, сколько истребляет в течение лета скворец всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! 
Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко... 
Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья… 
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже рассеялись на высоких ветках и начали свой концерт. 
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания
1
. О ком или о чём рассказывается в этом произведении? 
__ о хитростях воробьёв 
__ о дружбе птиц 
__ о скворцах 
__ о воробьях 
__ о приходе вёсны 
2
. Когда впервые люди увидели вернувшихся скворцов? 
__ утром пятнадцатого марта 
__ днём двадцатого марта 
__ девятнадцатого марта вечером 
__ вечером в субботу 
__ утром в воскресенье 
3. Сколько дней скворцы набирались сил после полёта? 
__ пять дней 
__ один день 
__ несколько дней 
__ два дня 
__ неделю 
4. Как происходит выселение воробьёв из скворечников? 
__ воробьёв выгоняют 
__ воробьёв клюют 
__ воробьёв стерегут 
__ воробьёв не кормят 
__ воробьёв не поят 
5. Как скворцы стерегут своё гнездо? 
__ всей семьёй 
__ поочередно 
__ всей стаей 
__ не стерегут совсем 
__ нанимают сторожа 
6. Из чего скворцы делают гнездо? 
__ из веток 
__ из прутьев 
__ из строительного мусора 
__ из одного пуха 
__ только из перьев 
7. Каким по размеру должно быть входное отверстие в скворечню? 
__ большим 
__ маленьким 
__ средним 
__ не более пяти сантиметров 
__ узким 
8. Где скворец находит себе корм? 
__ в воздухе 
__ в воде 
__ на земле 
__ в земле 
__ на земле и в земле 
9. Когда лучше слушать настоящую песню скворца? 
__ вечером 
__ на закате 
__ ранним утром 
__ днём 
__ утром 
10. Объясни выражение скворец камнем вниз. Запиши
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Восстанови порядок описанных событий. Пункт с цифрой 1- начало рассказа. 
Отдых. ___ 
Жизнь дома. ___ 
Строительство гнезда. ___ 
Возвращение скворцов. _1_ 
Выселение воробьёв. ___ 
12. Определи жанр этого произведения. 
__ сказка 
__ художественный рассказ 
__ басня 
__ исторический рассказ 
__ научно-познавательный рассказ 
1
3. Как ты понимаешь выражение всякий строительный вздор? 
__ камни 
__ песок 
__ мелкие кусочки разного мусора 
__ цемент 
__ стекло 
14. Какой факт, описанный в тексте, тебя особенно удивил? Запиши. 
_____________________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________________

Календарно-тематическое планирвание, 3 класс

урока п/п

Наименование раздела и темы

Темы уроков  

Виды деятельности учащихся

Количество часов на тему, раздел, урок

Дата

Корректировка

«ВСТУПАЕМ В НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР» (18ч.)

1

Обращение автора.

Ю.П.Мориц «1 сентября»

Что такое миф.Отношение человека и природы.

Чтение и анализ эпиграфа; беседа по вопросам; чтение  статьи

1

02.09

2

Отношения человека и Природы в древности. Фрагменты карельских мифов. «Калевала».

Коллективное чтение и анализ гимнов.

1

03.09

3

Народная сказка «Яичко». Принцип комулятивного построения-накопления героев и событий.

Чтение вслух по цепочке; анализ содержания; характеристика героев.

1

06.09

4

С.Я Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой.М.Я.Бородицкая «Убежало молоко»

Выразительное чтение вслух; анализ содержания; лексическая работа; характеристика характеров героев.

1

07.09

5

Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок,золотой гребешок».

Четние вслух по цепочке. Анализ содержания , характеристика героев.

1

09.09

6

Законы народной волшебной сказки. Числовая магия и магия слова, наличие волшебного помощника.Сказка «Петушок, золотой гребешок»

Отслежовать особенности сюжета волшебной сказки.

1

10.09

7

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Мир волщебной сказки в живописи. В.Васнецов, Н.Билибин

Выделять черты, присущие волшебной сказки.Воспринимать художника-иллюстратора как одного из создателей книги.

1

13.09

8

Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Особенности положения героя в семье,особенности его внешности.

Осознанно воспринимать содержания сказки.

Ориентироваться в содержании прочитанного.

1

14.09

9

Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Мир волшебной сказки в живописи.  В.Васнецов, Т.Маврина

Сравнение сказок, характеристика особенностей волшебной народной сказки.Формулирование выводов.

1

16.09

10

Духовное богатство народа,выраженное в фольклоре,загадки.

Учиться анализировать текст, отвечать на вопросы.формулирование вопросов.

1

17.09

11

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Выделять черты волшебной сказки., обращение к числовой магии и магии слова.

1

20.09

12

Обобщающий урок по сказкам. Черты мифологического мышления,законы сказочного жанра.

Уметь давать характеристику героям сказок.Осваивать написание отзыва на прочитанную сказку.

1

21.09

13

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Г.М.Новицкая «Береза»

Овладеть навыками осознанного,правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге.

1

23.09

14

Воспитание творческого отношения к миру. Ф.И.Тютчев «Полдень», М.Врубель «Пан»

Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы. Ф.И.Тютчев,М.Врубель»Пан»

Осознанно воспринимать стихотворный текст. Работать со словом, распознавать художественные образы.

Определение настроения живописного произведения,сравнение с настроением литерат. произведения.

2

24.09

15

27.09

16

Следы мифологических представлений. Юмористическое освещение темы колдовства.Рассказ Н.Носова «Шурик у дедушки».

Чтение вслух частей текста с изменением интонации.

1

28.09

17

Характер литературного героя, выраженный в поступке.  Н.Носов «Шурик у дедушки» Деление рассказа на части.

Расширить представления  о герое и персонажах рассказа.

1

30.09

18

Анализ художественных приемов в стихотворении М.В.Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Провести сравнительный анализ авт. и нар. произведений.

1

01.10

В единой семье всего живого (22ч.)

19

Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.

Зачитывание вслух тех частей текста,которые потверждают, обосновывают высказанное суждение.

1

04.10

20

Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя.

1

05.10

21

Образ Родины в поэзии: В.А.Жуковский «Родного неба милый свет…», А.К.Толстой «Край ты мой…»

Осмысление настроения прочитанного произведения,поиск в тексте отражения авторской позиции.

1

07.10

22

Мифологические образы ,характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана».

Уметь  сравнивать и давать характеристику древнегреческих и славянских богов.

2

08.10

23

11.10

24

Олицетворение сил природы,русская народная сказака «Мороз,Солнце и ветер»

Учиться находить ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1

12.10

25

Образ ветра в литературе, живописи, музыке А.Н.Майков «Колыбельная песня».

Выделение в текстах эпитетов, олицетворений,сравнений , обращений.

2

14.10

26

Декламация стихотворения.

15.10

27

Образ ветра в литературе, живописи, музыке, картины Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум».

Учиться находить приёмы создания поэтических  образов (сравнения, метафоры и др.)

1

18.10

28

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Учиться находить особенности поэтического взгляда на мир, учиться выразительному чтению

1

19.10

29

Анализ сказки А.С.Пушкина « Сказка о мертовй царевне и о семи богатырях».

1

21.10

30

Библиотечный урок. Сказки А.С.Пушкина

1

22.10

31

Образы весны и зимы в стихотворении А.А.Фета «Глубь небес опять ясна».

Учиться использовать литературноведческие термины «эпитет», «олицетворение», «сравнение» в анализе стихотворений.

1

25.10

32

Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…», картина Шишкина И. «Сосна», М.Сарьяна «Пальма»

1

26.10

33

Образ радости,единения с природой. Анализ авторской сказки С.Козлова «Такое дерево».

Учиться анализировать жанровую принадлежность произведения,Развитие связной речи.

1

28.10

34

Необычное в обычном .  Г.Я.Снегирев «Чудесная лодка»

Уметь анализировать жанровую принадлежность произведения,формулировать отличительные признаки рассказа.

2

29.10

35

01.10

36

Олицетворение в стихотворениях  А.А Фета «Летний вечер тих и ясен», Е.А.Евтушенко «Заря у клена на руках».

Уметь выделять смысловые единицы стихотворения (строфы).

1

02.11

37

Поэтические открытия в авторской сказке С.Г.Козлова « Как поймать облако».

1

11.11

38

Духовный мир героев сказок С.Г.Козлова Библиотечный урок.

Учиться давать характеристики героям. Проводить анализ текста.

1

12.11

39

Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басе, Кикаку, Исса, в стихотворении С. Есенина  «С добрым утром!»

Учиться давать характеристики героям. Проводить анализ текста. Иметь представление о жанре рассказа

1

15.11

40

Обобщение по теме  «В единой семье всего живого»

Учиться находить художественные приёмы и средства выразительности по созданию поэтических образов.

1

16.11

Открываем мир заново (20ч,)

41

Ценность культурного наследия прошлого. Пословицы о земле матери.

Познакомиться с пословицами о земле-матери.Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

18.11

42

Времена года в древнегреческом мифе. «Похищение Персефоны».

Учиться проводить анализ мифа, формулирование предположений и простых выводов.

1

19.11

43

Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». Связь произведений устного народного творчества с древними  представлениями  о мире.

Нахождение и зачитывание в тексте частей, потверждающих или опровергающих суждение.

1

22.11

44

Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек,загадок.

Упражняться в восприятии и анализе текстов малых фольклорных форм, в формулировании выводов..

1

23.11

45

Времена года в художественой литературе. К.Г.Паустовский «Прощание с летом»

Учиться проводить анализ текста, формулировать простые выводы.

2

25.11

46

26.11

47

Точность поэтических образов.  А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев

Различать особенности стихотворения,участвовать в диалоге.

1

29.11

48

Нравственный смысл произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Знать краткую биографию поэта, учиться проводить анализ текста, формулировать простые выводы.

2

30.11

49

02.12

50

«Серая Шейка» -  сказка или рассказ?

Учиться находить основную идею произведения. Учиться определять жанровую принадлежность произведения

1

03.12

51

М.Д. Яснов» «Мы и птицы», Э.Э мошковская « Зяблик согрелся»,

Учиться находить художественные средства выразительности, понимать настроение стхотворения.

1

06.12

52

С.Я.Маршак «Воробьи по проводам»

1

07.12

53

Идейно-нравственная проблематика в сказке П.П.Бажова «Серебрянное копытце»

Учиться находить и различать средства художественной выразительности, иметь представление об особенностях характеров героев.

2

09.12

54

10.12

55

Библиотечный урок по сказкам П.П.Бажова Анализ картины М.Шагала «Синий дом».

1

13.12

56

Поэтические образы малой родины: Н.И.Рыленков «Все в тающей дымке».  Картина  Левитана «Тихая обитель»

Учиться находить художественные средства выразительности, понимать настроение стихотворения.

2

14.12

57

16.12

58

Диагностика сформированности читательских умений

1

17.12

59

«Проверь себя». Представление детских, творческих проективных работ.

2

20.12

60

21.12

Времена,когда звери говорили (26ч.)

61

Объяснительные  (этиологические сказки разных народов), «Почему звери друг от друга отличались»(нанайская сказка)

Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости  чтения,нахождение  и зачитывание частей текста.

1

23.12

62

Объяснительные (этиологичексие ) сказки разных народов: «Отчего у зайца длинные уши?»

Учиться осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности , анализировать текста

1

24.12

63

Объяснительные (этиологические) сказки разных народов «Медведь и бурундук». (нивхская сказка)

1

27.12

64

Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках.

 Барто « Зимние гости».

1

28.12

65

Сравнение научного  описания, художественного текста и «объяснительного писания» народных сказок.

Учиться определять художественные средства выразительности

2

13.01

66

Выявление в тексте поучительного  смысла , выразительное чтение.

14.01

67

Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные сказки», сказка Р.Киплинга «Отчего у верблюда горб».

Познакомиться с творчеством Р.Киплпнга,восстановление текста по иллюстрации.

1

17.01

68

Наедине с книгой. Сказки  Р.Киплинга о животных

Учиться конструированию монологической речи.

1

18.01

69

Чудеса природы в авторских произведениях.

И.И. Акимушкин.«Обезьяньи носы»

Учиться участвовать в диалоге при обсуждении анализируемого текста.

2

20.01

70

Учиться  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

21.01

71

Чудеса природы в авторских произведениях.Рассказ И.И.Акимущкина «Броненосцы».

Стихотворение Тима Собакина «Две коровы».

Учиться участвовать в диалоге при обсуждении анализируемого текста.

1

24.01

72

Творческие работы, создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений

1

25.01

73

Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г.Паустовского , «Стальное колечко» рассказ или сказка?

Познакомиться с творчеством К.Г.Паустовского Знать жанровые особенности рассказа; учиться работать с текстом

1

27.01

74

Рассказ о родной стороне в произведениях К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

1

28.01

75

Природа родного края в произведениях писателей, художников.

Учиться связано изла-гать свои мысли, про-водить сравнительный анализ произведений разного жанра

1

31.01

76

Чудесные открытия, взгляд поэта  и художника.

 И.А.Бунин «Родник»,  В.Поленов «Заросший пруд»

Познакомиться и научиться работать в группе или индивидуально по конструированию высказываний.

1

01.02

77

Особый взгляд Ю.И.Коваля на природу малой родины (рассказ «Тузик», «Висячий мостик», « Тучка и галки».

Учиться целостному восприятию текста, формулировать

основную мысль произведения.

1

03.02

78

Чудесные открытия в стихотворении А.А.Фета «Весенний дождь»

Учиться связной речи, определение настроения поэтического настроения.

1

04.02

79

Особое зрение искусства. Способность видеть чудеса, удивляться миру. С.Я Маршак «Ландыш», И.Гарбара «Мартовский снег

Учиться целостному восприятию и осмыслению поэтического текста. Знать жанровые особенности произведения.

2

07.02

80

08.02

81

Обобщение по теме «Времена,когда звери говорили»

1

10.02

82

«Проверь себя»

Анализировать созданные работы, осознанно воспринимать сожержание текста.

1

11.02

83

Контрольная работа. Диагностика сформированности читательских умений

1

14.02

Всмотритесь в мир своей души(16ч.)

84

Изображение пробуждающихся чувств.  В.Ю. Драгунский «Красный шарик»

Уметь анализировать произведение, учиться связной речи.

1

15.02

85

Мифы разных народов  о происхождении человека и его душевных качествах.

Учиться целостному восприятию и осмыслению поэтического текста.,уметь анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

1

17.02

86

Игры с мифологическими мотивами  в авторском творчестве Н.Н.Матвеева «Девочка и пластилин», В.Кандинского « Два овала».

1

18.02

87

Знакомство с жанром басни.И.А.Крылов «Ворна и Лисица»

Познакомиться с новым жанром литературы. Нахождение астей текста,которые подтверждают высказанное суждение.

2

21.02

88

22.02

89

Воспитательное  значение басни И.А.Крылова «Лисица и виноград» , Работа над картиной  В.Серова к басням.

Уметь анализировать подробности басни, мллюстрации, ответы на воросы по содержанию басни.

1

24.02

90

Накопление творческого опыта, сочинение басни в прозе.

Уметь создавать собственный текст.

1

25.02

91

Библиотечный урок, работа в Хрестоматии с баснями Л.Н,Толстого , Эзопа, И.А.Крылова

Презентация своей работы своим одноклассникам, ответы на вопросы.

1

28.02

92

Жизнь  жанра басни во времени. Стихотворение С.В.Михалкова «Бараны»

Упражнения в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.

1

01.03

93

Сказка, похожая на басню, народная сказка «У страха глаза велики».

Чтение по ролям, участие в инсценировании.

1

03.03

94

Поучительный смысл сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».

Чтение сказки, предположение и продолжение сказки.

1

04.03

95

Поучительный смысл сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

Конструирование собственного текста.Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

1

07.03

96

Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчататры».

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1

08.03

97

Нравоучительный смысл рассказа К.Г.Паустовского « Кот Ворюга»

Ответы на вопросы по содержанию текста, формулировка  выводов, участие в диалоге.

1

10.03

98

Художественные особенности рассказа И.Пивоваровой «Плохие сны»., В.В.Галявкина «Был крайний случай».

Находить сходства ситуаций с нравоучительным  сюжетом и моралью

1

11.03

99

«Проверь себя». Представление детских, творческих проективных работ.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творчества одноклассников

1

14.03

Пересоздаем мир в творчестве (20ч.)

100

Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и эвридика»)

Анализировать произведение, поэтичексие образы.

Находить мотивы народного творчества.

2

15.03

101

17.03

102

Восприятие мира художником.

Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я.Бородицкая  «Художник»,  А.Герасимов «После дождя»

Воспринимать и осмысливать живописное полотно, уметь анализировать подробности картины.

1

18.03

103

Чудеса поэтичексих и живописных образов.  Ю.И.Коваль.«Соловьи»

Чтение и анализ стихотворения.

1

21.03

104

Что такое стихи? (по стихотворению Б.В.Заходера) Особый взгляд поэта на мир. К.Д.Бальмонт «Трудно фее»,           « Гномы»

Инсценировать художественое произведение,читать по ролям, участвовать в диалоге.

1

22.03

105

Знакомство с волшебной сказкой Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

Умение ориентироваться в тексте большого объема, анализ  сказки.

1

01.04

106

Презентация инсценированных отрывков из сказки «Дюймовочка».

Уметь оценивать результаты своего творчества и творчества одноклассников

2

04.04

107

05.04

108

Знакомство с повестью –сказкой С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Отслеживание развития характеров героев и персонажей. дальнейшего развития сюжета.

1

07.04

109

С.Лагерлеф  «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1

08.04

110

Нравственная проблематика повести –сказки С.Лагерлеф . Как трудно стать человеком. Материалы хрестоматии.

2

11.04

111

12.04

112

Отзыв о произведении

Уметь представлять свой отзыв.

Уметь сравнивать аннотацию с читательским отзывом.

1

14.04

113

Внимательное и бережное отношение художника, поэта к миру.

М.М.Пришвин «Разговор деревьев», И.Шишкин» Сныть-трава». А.Дюрер «Трава».

Уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте.

Чтение и анализ стихотворения.

2

15.04

114

18.04

115

М.Я.Бородицкая» В гостях у лесника».

2

19.04

116

21.04

117

«Проверь себя». Представление детских творческих и проективных работ.

Работа с лентой времени, ответы на вопросы по заданиям учебника.

1

22.04

118

25.04

119

Диагностика сформированности читательских умений

1

26.04

Без тебя мир неполный (14ч.)

120

След  грозных природных явлений в мифологических сказаниях «Девкалион и Пира»

Понимать нравственные ценности мифа.

Уметь высказыавать собственное мнение.

1

28.04

121

Библиотечный урок, библейские сказания в пересказе Г.Я.Снегирева

Ориентироваться в специфике мифических представлений древних.

1

29.04

122

Нравственные уроки литературы. Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»  

Чтение и анализ произведения.

1

02.05

123

Ответственность человека за природу, способность замечать красоту природы. Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения».,  картина А.Дюрера «Заяц» М.Бородицкая «Котенок»

Анализировать текст: жизненное переживание, сильное эмоциональное впечатление.

2

03.05

124

05.05

125

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте. И.С.Тургенева»Воробей».

Анализировать текст, формировать умение ориентироваться в тексте.

1

06.05

126

Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы»

Осознанно воспринимать содержание текста, анализировать текст.

2

10.05

127

12.05

128

Добро,как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э Мошковской «Нужен он»

Уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте.

1

13.05

129

 Пробуждение чувств в душе юного героя.(по рассказу В.Драгунского «Девочка на шаре».)

Анализировать текст, формировать умение ориентироваться в тексте.

2

16.05

130

17.05

131

Диагностика сформированности читательских умений.  Контрольная работа по итогам года

1

19.05

132

«Проверь себя». Представление детских творческих и проективных работ.

Учиться  оценивать результаты своего творчества и творчества одноклассников

4

20.05

133

23.05

134

24/05

135

26/05

136

Летний дневник читателя

1

27/05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...