Литературное чтение 2 класс "Считалки и небылицы"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Золотарева Оксана Юрьевна

Литературное чтение 2 класс по УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.  "Считалки и небылицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2klass_schitalki_i_nebylitsy.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский сценарий урока СУК начальная школа

(по УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. (Учебник в 2-х частях)

1

класс

2

2

предмет

Литературное чтение

3

Название темы

Устное народное творчество

       

4

Номер урока

4

5

Название урока

Считалки и небылицы.     

6

Тип материала

новый

7

Автор

Золотарева О.Ю.

РУБРИКАТОР (перечень рубрик, использованных в уроке)

  1. «Узнаем» Теория с вложениями:

   

 

   1.1.Устное народное творчество. Считалки и небылицы.      

   1.2.Для любознательных  «Из истории считалок».

   1.3.Хрестоматия. Чтение считалок.

      1.4.Клуб знатоков «Что такое небылицы?»

      1.5.Хрестоматия. Чтение небылиц.

      1.6.Анализ малых жанров.

Словарь

2.Тренируемся

3.Контроль  

4.Аудиохрестоматия

5.Приглашение в кинозал.

6.Домашнее задание

7.Мой проект

             

тип материала

содержание

примечание

1.1

Текст с иллюстрациями

Устное народное творчество.  Считалки и небылицы.

Вам когда-нибудь приходилось придумывать невероятные истории?

С раннего детства малыши рассказывают  друг другу забавные истории, «переворачивая» обычные истории, получаются смешные небылицы.

Такие небылицы присутствуют в устном народном творчестве.

Сегодня мы будем говорить не только о небылицах, но и о считалках.

Иллюстрации в рубрику

Фотографии народных промыслов.

 

1.2

Текст

Для любознательных  «Из истории считалок».

1 страница

  Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы-  считалку.

2 страница
 В те далекие времена люди, не умели объяснять законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества, считали что она может делать людям добро или зло. Человек верил, что животные понимают его речь, и, собираясь на охоту, боялся употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать.

3 страница

Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст  считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Ази,  двази,  nризи,  зизи,
Пятом,  мятом,  шума,  рума,
Дуба,  крест.

4 страница

Так что в древности считалка играла серьёзную роль: люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка  к заклинанию.

 5 страница
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру. Она стала помогать детям распределять роли в игре,  да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок.

1.3

Текст с иллюстрациями

Хрестоматия. Чтение считалок. 

Прочитайте считалки. Постарайтесь передать четкий ритм.

Вспомните свои считалки. Помогают ли они в ваших играх?

>>>

С.22

1.4

 Клуб знатоков «Что такое небылицы?»

  Этот веселый жанр о весёлых нелепицах на Руси известен издавна.  Были скоморохи,  которые ходили по городам, играли  на праздниках и ярмарках на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Сейчас небылицы очень нравятся детям.

1.5

Хрестоматия. Чтение небылиц. 

Прочитайте  небылицу и вы узнаете, как о простых и знакомых явлениях можно придумать невероятную историю. Сможете ли вы отличить правду от выдумки?

>>>

С.23

Словарь

     Конь ретивый – быстрый.

       Долгогривый – с длинной гривой.

       Заря – яркое освещение неба перед восходом или закатом солнца.

       Нива -  засеянное поле.

       Точёный -  с правильными прямыми, чётко очерченными линиями.      

1.6

тексты

Анализ малых жанров.

  После того как вы прочитали считалки и небылицы, подумайте, можете ли вы дать ответы на вопросы:

  1. Каких главных героев этих произведений вы можете назвать?
  2. Какими словами народ передаёт свою  любовь к животным, которые  его окружают?
  3. Попробуйте доказать, что вы читали считалки и небылицы?
  4. Как вы думаете, для чего нужны считалки? Свой ответ объясните.

2

Тесты и ЗОО

Тренируемся

Упражнение 1

  Упражнение 1

Соотнеси героя и с жанром:

А) конь ретивый                          небылица

Б) черный ворон                          считалка

В) заря вечерняя

Упражнение 2

Упражнение 2

Выберите верный ответ

 Что делает  конь ретивый?

А) скачет полем

Б) играет в салочки

В) смотрит в окошко

Упражнение 3

Упражнение 3

Выберите верный ответ

Какими словами можно заменить слово небылицы? 

А) сказка

Б) выдумка

В) рассказ

Упражнение 4

ЗОО

Объясните,  что такое считалка? Приведите примеры.

Упражнение 5

ЗОО

Выпишите самое смешное место из небылицы.

Обоснуйте свой ответ.

3

Тесты и ЗОО

Контроль  

Контрольное

задание 1

Выберите верный ответ

 Выберите строчки из считалки:

А) с нами в салочки играет

Б)  ой, люля, та-ра-ра

В)  ой ты, зоренька-заря

Д) баю, баюшки, баю  

Контрольное

задание 2

Выберите верный ответ

Как нужно читать считалки:

А) напевно, спокойно

Б) ласково, нежно

В) ритмично, чётко

Контрольное

задание 3

Выберите верный ответ

Для чего сбегаются зверьки:

А) на праздник

Б) ворона послушать

В) на ярмарку

Д) пряники покушать

Контрольное

задание 4

ЗОО

Вставьте пропущенные слова.

Начинается считалка:

На берёзу села  __________,

________ вороны, воробей,

Три  ________, соловей.

Контрольное

задание 5

ЗОО

Как вы думаете, для чего сочиняли небылицы?

Обоснуйте свой ответ.

4

Аудихрестоматия

Прослушайте веселую песню  из кинофильма "Зловредное воскресенье".

 «НЕБЫЛИЦЫ».
слова: Юрий Энтин.
музыка:
Владимир Шаинский.

Что было в ней необычного? Какое настроение  создала эта песня?

http://detkam.e-papa.ru/mp/6/22.html

5

Приглашение в кинозал.

Приглашаем вас в наш кинозал.

Посмотрите мультфильм «Ехал Ваня».

Экран, 1975г.

Время всего мультфильма: 2:41

Можно ли придумать продолжение этой весёлой истории?  Попробуйте сочинить сами.

http://www.youtube.com/watch?v=qg3vJEw-Mf8

6

Домашнее задание

  • Подготовьте выразительное чтение малых народных жанров.
  • Мы уверены, что вам захочется придумать свои небольшие шутливые произведения.

7

Мой проект

Вы прочитали небылицы.

Попробуйте придумать свои небылицы, запишите их в книжку-малышку, сделайте к ним иллюстрации. Разыграйте эти сценки с друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Небылицы"

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Небылицы" по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

Презентация к уроку литературного чтения "Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы" (1 класс)

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы" 1 класс.Цель : - познакомить  с жанрами устного народного творчества....

Урок по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Были-небылицы".

На уроке предлагается ребятам совершить путешествие по литературной стране....

Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс

Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс...

Конспект урока по предмету Литературное чтение "Были и небылицы"

1.     Кто автор произведения «Случай с Евсейкой»? (М. Горький) 2.     Как  Евсей ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы ...

Конспект урока литературного чтения «Сказка, загадки, небылицы» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о жанрах устного народного творчества: сказках, загадках, небылицах; формирование интереса к устному народному творчеству; совершенство...