Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Небылицы"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Небылицы" по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_nebylicy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Небылицы
Цели:
- Образовательная – познакомить обучающихся с жанром «небылица», а также со структурой небылицы
- Воспитательная – воспитывать уважение друг к другу,
- Развивающая – развивать компетентности: учебно – познавательную, коммуникативную, информационную, личностного самосовершенствования, умение работать в группе, паре.
Ход урока.
- Орг. момент.
– Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости (представить гостей). Давайте мы им улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение, и постараемся на сегодняшнем уроке показать, как мы умеем работать, что мы знаем.
- Определение темы и целей урока.
– Ребята, посмотрите на доску. Здесь записаны различные произведения УНТ. Ваша задача – определить жанр УНТ и доказать, что это именно такой жанр.
- От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка, т.к. есть повтор слов, словосочетаний, слова, сходные по звучанию)
- Два брюшка – четыре ушка. Что это? (Загадка, т.к. описываются признаки загаданного предмета)
- Катя, Катя, маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой (Потешка, т.к. направлена на действия героев, слова – команды для жестов, слова с уменьшительно – ласкательным значением)
- - Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень… (Побасенка, т.к. есть диалог, короткие вопросительные предложения, обращения, картина жизни – разговор о действиях героев)
- Из – за леса, из – за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках
Дети по очереди читают, доказывают, к какому жанру относится .
- А последнее произведение к какому жанру относится? (?)
- Что вы можете сказать об этом произведении? (Здесь говорится о том, чего не может быть на самом деле.)
- Какое бы вы название дали этому жанру? (Дети придумывают)
Небылицы.
- Почему именно небылицы?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Небылицы)
- А кто может сформулировать цель нашего урока)
(Познакомиться с жанром небылицы, узнать структуру небылицы)
На плазменной панели появляются соответственно тема и цель урока.
- Знакомство с жанром небылицы.
- Ребята, в каких источниках мы можем найти информацию о жанре небылица?
(в литературоведческих словарях, в учебнике)
Задание в парах: найти информацию о небылицах в словарях и учебнике.
Дети работают в парах.
Хорошо читающие ученики читают вслух о небылицах в учебнике, затем в словаре.
- Что вы узнали об этом жанре? (Дети отвечают)
Как вы думаете, какова задача жанра? (Весело учить различать действительность и фантазию)
- Каковы были картины в других жанрах?
- А какова картина жизни в небылице? (Необычные для героев действия)
Физминутка. Если я называю жанр УНТ, вы встаете и хлопаете в ладоши, если другое слово – приседаете
Сказка, метафора, олицетворение, потешка, рифма, ритм, побасенка, небылица, герой, картина жизни, загадка, лирика, скороговорка, драма
4. Работа в группах.
- Давайте поработаем в группах и докажем, что действительно есть необычные действия героев. Ваша задача – подчеркнуть необычные действия в небылицах.
Дети работают в группах, затем выходят к доске, читают и комментируют небылицу.
- Ребята, обратили ли вы внимание, в какой форме написаны небылицы?
(В стихотворной)
- Значит, здесь должны быть…(Рифма и ритм)
- Вспомните, что такое рифма?
- Что такое ритм?
(Если дети не могут вспомнить, то снова обратить их к словарям)
- Обратили ли вы внимание на особенность построения предложений? (Одинаково построены предложения, повторы слов)
- Явление повтора свойственно только для небылицы? (Нет, встречались и в сказках, в скороговорках и др.)
- Ребята, как вы думаете, как нужно читать небылицы? (Медленно, напевно, ласково)
- Давайте попробуем выразительно прочитать небылицы № 3, 4
Дети выразительно читают.
- Рефлексия.
- Ребята, я думаю, вы сегодня много узнали о небылицах, и мне бы очень хотелось, чтобы вы в рефлексивных дневниках составили синквейн со словом «небылица»
Дети работают в рефлексивных дневниках, затем выборочно зачитывают синквейны.
Домашнее задание: попробовать составить структуру небылицы в тетради по чтению
Спасибо за урок!
Резерв. Если на уроке останется время, то для обсуждения предложить небылицы, составленные учениками 3 класса(на плазменной панели):
- Пошли мы однажды в зоопарк. Идем, на всех зверей смотрим. Особенно нам понравился морж. Вдруг один морж выскакивает из воды и говорит: «Девочка, идем купаться со мной, закаляться будем». Девочка пришла домой, рассказала об этом маме, а мама почему – то не поверила.
- Из за гор едет Ермошка,
Вместе с ним собака да
Кошка. Лошадка кошку везёт,
Кошка мышку грызёт.
- В одной избушке жили:
Две кружки, три мышки,
Четыре книжки
И одна мартышка.
Они очень дружили
И друг другу часто
Сказки говорили.
Книжка странички свои развернёт,
И из неё – зайцев целый хоровод,
Бойко пляшет и поёт,
Мартышек в гости зовёт,
Пирожки раздаёт,
В кружки чай им разливает
И здоровья всем желает.
А мартышка им помогает
Чай до конца допивает.
А после, когда все притихли,
Кружки пели частушки,
Зайчата играли в игрушки,
Мышки в книжке пекли пышки,
Раздавали коврижки,
И тихо на флейте играла мартышка.
И избушка, что стояла в чаще леса,
Побежала, спотыкаясь о пеньки.
Говорила: «Хи-хи-хи»
Побежала, побежала,
Прямо в море вдруг упала,
Погрузилась в тишину,
Закричала: «Я тону!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...