В.П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели урока:
- Продолжить работу над произведениями о природе, животных.
- Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
- Учить оценивать работу товарищей.
- Развивать навыки смыслового чтения.
- Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
- Пополнять словарный запас.
- Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
- Обобщить знания о поведении в лесу.
- Учить всматриваться в природу.
- Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
- Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
- Прививать любовь к животным, природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.zip | 14.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха» для учащихся 3 классов
Предмет: Литературное чтение.
Класс : 3.
Система: «Школа России».
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».
Цели урока:
- Продолжить работу над произведениями о природе, животных.
- Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
- Учить оценивать работу товарищей.
- Развивать навыки смыслового чтения.
- Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
- Пополнять словарный запас.
- Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
- Обобщить знания о поведении в лесу.
- Учить всматриваться в природу.
- Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
- Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
- Прививать любовь к животным, природе родного края.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- иллюстрации;
- фишки для оценивания ответов и для этапа рефлексии;
- рисунки детей;
- опорные слова;
- ТСО.
Ход урока
I . Организационный момент
Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II . Речевая разминка
Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
? Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе.
Развитие речевого аппарата для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах.
1) Змейка.
2) Пин-пон.
3) Лошадка.
4) Слоговое чтение:
- пе-ре-би-ра-лись;
- блед-но-лис-тым;
- вы-дав-шим-ся;
- за-рож-да-ю-щим-ся;
- за-тя-ги-вать-ся.
5) Чтение пословиц.
Работа над интонацией, темпом, логическим ударением.
Нечистая совесть спать не дает.
? Объясните значение пословицы.
III . Проверка домашнего задания.
Проверить правильность, полноту и сознательное выполнение домашнего задания всем классом, устранить неточности в знаниях, умениях, навыках.
? Как детский поступок Владимира Леонидовича Дурова повлиял не его дальнейшую судьбу? (Он стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки животных, основанную на изучении поведения животных, любви к ним.)
- Пересказ по плану.
Соблюдение при подробном пересказе логической последовательности и точности изложения.
План
1. Жучка – любимица ребят.
2. Злой поступок надзирателя.
3. Страшный приговор.
4. Исполнение приговора.
5. Бессонная ночь.
6. Счастливая встреча.
- Оценивание ответов учащихся.
Взаимооценка.
Дети оценивают ответы при помощи фишек:
красный цвет – «5»;
зеленый – «4»;
желтый – «3».
Обосновывают свой выбор.
? Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)
IV . Актуализация опорных знаний
Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, заинтересовать.
? Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)
Обратимся к словам Агнии Барто.
«Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
? Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)
V . Сообщение темы урока
Эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
? Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:
Ноги, чтобы идти.
Уши, чтобы слышать.
Глаза, чтобы видеть.
И сердце, чтобы все это понять.
? Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)
? А помогут нам все это увидеть и услышать рассказы Виктора Петровича Астафьева, прочитав которые, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.
V I . Изучение нового материала
Развитие важнейшего читательского умения – антиципация, умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию и иллюстрациям, высказывать свои предположения о героях, о теме произведения, развитие действия.
? Прослушайте отрывок из произведения Виктора Астафьева и определите, какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.)
? Какие растения встречаются в этой местности?
? Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чем пойдет речь? Почему?
? Может быть, вам поможет иллюстрация на странице 106. Рассмотрите внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ?
Чтение про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
? Прочитайте текст до того места, где вы найдете ответ на вопрос «О ком говориться в тексте?» и проверите свои предположения.
? Подтвердились ли ваши предположения?
? Кто такая капалуха? Докажите словами из текста.
На доске иллюстрация капалухи.
? Капалуха – это самка глухаря. Глухарь – боровая птица. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.
? Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?
? Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
? О какой находке рассказывает автор?
? Каким вы представляете гнездо глухарки?
Показ иллюстрации гнезда.
? Как описывает его автор?
Выборочное чтение.
? С чем он его сравнивает?
? Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
Физминутка
Соблюдение гигиенического режима.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Дружно хлопаем
Раз, два, три
Ногами топаем!
Раз, два, три
Хорошо мы погуляли
И немножко устали!
V I . Изучение нового материала (продолжение)
? Что решили сделать мальчики с гнездом?
? Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.)
? Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.
Выборочное чтение с подбором материала связанного причинно-следственными отношениями, а также требующего сравнения фактов, обобщения.
? Прочитайте следующих 2 абзаца и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.
? Зачитайте эти слова.
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
? Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)
? Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)
? Подберите слова близкие по значению.
? Так какой мы увидели капалуху?
? Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.
? Это доказывает, что капалуха заботливая мать.
? Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
Вытянув шею
Глаза не следили
Целилась на гнездо
Плавно слетела
Заползла в гнездо
Распустила крылья
Замерла
? Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?
VII . Итог урока
? Понравился ли вам рассказ?
? Какие чувства пробудила у вас эта история?
? Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?
? Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.
Пословицы являются наглядной опорой в работе над идеей произведения.
Материнская ласка конца не знает.
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
Родную мать никем не заменишь.
Мала пташка и та свое гнездо бережет.
? Что нового вы узнали о жизни животных, их поводках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?
Определение эмоционального состояния учащихся.
? Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)
Обобщить знания детей о поведении в лесу, прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
? Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.
? Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
VIII . Домашнее задание
Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.
- Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
- Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.
- Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.
3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...
Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"
Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию....
Урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"
Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Капалуха"...
Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"
Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"
Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"
Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....