Сценарий урока на тему: Сохраним Матушку - Волгу.
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

 

1. Познакомить с географическим положением Волги.

2. Показать значение реки.

3. Донести экологические проблемы реки Волги.

4. Повторить экологические правила человека на берегу Волги.

5. Воспитывать бережное отношение к Великой российской реке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_na_temu.docx768.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: Сохраним Матушку - Волгу.

Цели: 1. Познакомить с географическим положением Волги.

2. Показать значение реки.

3. Донести экологические проблемы реки Волги.

4. Повторить экологические правила человека на берегу Волги.

5. Воспитывать бережное отношение к Великой российской реке.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

            В трудный рискованный путь

            Ты с друзьями уходишь надолго,

            Но нигде, никогда не забудь -

            Ручейком начинается Волга.

        М. Матусовский

 - Ребята, сегодня мы будем говорить об одной из главных рек нашей страны – Волги.

Эта тема актуальна, так как наш город стоит на берегу этой реки.

Каждая группа готовила мини - проект по определённой теме.

  1. Географическое положение Волги.

Представление мини-проекта первой группой.

1 группа - « Юные географы».

Впервые Волга упоминается в трудах древнегреческого историка Геродота – 5 век до н.э. Она именуется: Ра – щедрая, Этелью  - рекой рек, великой рекой.

Длина Волги- 3530 км (до постройки водохранилищ 3690 км).

Волга принимает свыше 200 притоков. Наиболее крупные из них это Кама и Ока.

Ока – правый приток Волги, Кама – левый приток реки Волги. Более мелкие реки при впадении в более крупные образуют бассейн главной реки. Площадь Волжского бассейна 1 млн. 360 тыс. км2 , что составляет около1/3 Европейской части РФ.

Исток Волги – ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. В верхнем течении, в пределах Валдайской возвышенности Волга проходит через небольшие озёра – Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго.

Вот отсюда, именно отсюда

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо -

Русская великая река.

Волга впадает в Каспийское море и образовывает дельту.

  1. Волга – транспортная магистраль.

Мини – проект представляет 2 группа «Защитники природы».

Современная Волга – водный путь, связанный с пятью морями Европы. Днём и ночью нескончаемым потоком идут по нему разнообразные грузы – строительные материалы и лес, машины и уголь, нефть, соль, хлеб, овощи и фрукты. Две трети речных грузов республики перевозится по Волге и её притокам. На ней расположены 1450 портов и пристаней и все крупнейшие города России. Волга объединяет их как великая транспортная магистраль. Грузооборот на ней в 10 раз превышает железнодорожный этого района.

Воспоминания краеведа И. Я. Красницкого.

Ржев – речной порт. Раньше на Волге ходило 130 судов. Купцам г. Ржева было привольно вести торговлю. У банка за старым мостом  - место, где причаливали суда до 1970 г. Это место – начало маршрута Ржев – Астрахань. Тянули мужики баржи до Ржева  из Рыбинска – стоянка рыбаков. Исчезли лёгкие барки, пароходы, но город остался и Волга осталась. Речной порт – может быть будет.

Вывод: Волга в Ржеве – была транспортной магистралью.

  1. Экологические проблемы реки Волги.

Мини – проект представляет 3 группа «Юные экологи».

Если проанализировать экологическую ситуацию в некоторых городах, расположенных на Волге, а также в г. Ржеве, где располагается большое количество предприятий, то можно прийти к выводу, что самое большое загрязнение начинается с промышленных стоков. Отсюда одна из главных экологических проблем реки Волги – это максимальная нагрузка сточными водами.

Вода для человека играет огромное значение. Мы используем воду в быту. Купаемся в Волге. Жители Волги полощут бельё, стирают ковры, моют автомобили. А мы эту воду пьём, тем самым отравляя наш организм. Весна. На свалках разложившиеся продукты. Инфекционная вода стекает в Волгу. Отсюда у людей инфекционные болезни. Добыча подземных вод ведётся без лицензий на право пользования недрами. Учёта воды нет. Забор воды ведёт к истощению запасов и к загрязнению подземных вод. Какую воду мы пьём. Вода не соответствует питьевому качеству.

В деревнях и сёлах очистительные сооружения только в нескольких хозяйствах. Навозные тучи во время дождя размываются и идут в Волгу. Надо строить скотомогильники.

20 лет назад жители г. Ржева выступили против строительства гидроузла. В Волгу было сброшено 1000 кубометров грунта. Река заметно обмельчала. Экологическая обстановка стала ухудшаться. По берегам рек вырубили деревья. Вода в Волге зацвела от болезнетворных бактерий. Некоторые виды рыб вымерли. В 1897 году было приостановлено строительство гидроузла.

Вывод: На берегах Волги нужно строить современные очистительные сооружения, не разводить свалки на берегах, не мыть машины, не бросать мусор в воду, разумно строить водохранилища. Нужно бережно относиться к нашей любимой реке Волге!

  1.  Экологическая станция.

 Учитель. Любите ли вы отдыхать на реке? Брали ли вы с собой еду, бумагу? Куда потом все дели? Унесли домой или оставили на берегу? А может быть, бросили в воду?

 На реке, озере любят отдыхать все. Но не все знают, как правильно себя вести, как сделать так, чтобы речка не обиделась, чтобы она осталась чистой и любила детей и взрослых.

 Послушайте экологическую сказку о реке, которую очень обидели люди.

 РЕЧЕНЬКА

Жила-была речка. Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости.

 – Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада, – говорила Речка.

 И однажды к ней в гости пришли мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много рыбы. Мама нарвала букет белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом.

 Когда семья собралась уходить домой, пап выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

 Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.

 Обсуждение по вопросам:

   – Какой была речка до прихода Костиной семьи? (Речка была чистой и прозрачной.)

 – Почему она погрустнела после того, как мама, папа и Костя отдохнули на ее берегу?

 – Как они обидели Речку и ее жителей? (Они загрязнили речку, вытащили из нее много ракушек, разбили их, убили лягушку и т. д.)

 – Что бы вы сделали на месте Кости?

 – Куда надо было деть мусор? (Весь мусор надо было унести домой или закопать у дороги.)

 – Страдает не только речка, но и все живое в реке и вокруг нее. К нам в гости приплыла рыбка и что-то хочет вам сказать.

Рыбка. Трудно стало жить в реке: Каме, Волге и Оке.

Ах, судьба моя жестока – негде спрятаться от стока.

   Каждый норовит завод сбросить мусор в бездну вод.

 Негде взять воды напиться. Лучше сразу утопиться!

 С ферм навоз течет рекой, нарушает мой покой.

 – Почему рыбке так плохо стало жить в реке? (Потому что промышленные предприятия  загрязняют воду, сливают масла, а люди бросают в реку и в лесу мусор.)

Многие реки сейчас находятся в опасности: люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают грязные воды в реки. Рыба в такой грязной воде болеет и погибает.

 Вокруг Волги горят леса, они загораются от оставленных костров. И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.

  Я хочу познакомить вас с новым экологическим знаком: «Не загрязняйте водоемы».

 – Что необходимо строить на заводах и фабриках, чтобы не загрязнять водоемы? (Очистительные сооружения.)

6. Экологическая игра «Разрешается, запрещается».

 1-й ученик. О том, как хороша природа, нечасто говорит народ

 Под этой синью небосвода, над этой бездной, синью вод.

 2-й ученик. Не о закате, не о зыби, что серебрится вдалеке, –

 Народ беседует о рыбе, о сплаве леса на реке.

 3-й ученик. Не глядя с берега крутого на розовеющую гладь,

 Порой одно он скажет слово, и это слово – благодать.

 Учитель. Чтобы река осталась чистой и полноводной, человек должен выполнять экологические правила.

 – Расставьте экологические знаки около реки и определите, какие из них запрещающие, а какие разрешающие:

 • Вырубка леса.

 • Мойка машин.

 • Стиральный порошок.

 • Закрывать воду в кране.

 • Консервная банка.

 • Разбитые бутылки.

 • Катание на лодке.

 • Ловля рыбы.

 • Купание.

 • Ловля лягушек.

 V. Итог занятия.

 Звучит мелодия И. Дунаевского из кинофильма «Волга-Волга». Дети исполняют куплет с припевом.

 Учитель проводит беседу по вопросам:

 – Где берет свое начало река Волга?

 – Как использует человек реку?

 – Как сделать так, чтобы река осталась чистой?

 – Какие экологические правила должен выполнять человек в общении с рекой?

 Учитель. Вот и закончилось наше занятие. Мы говорили с вами об экологических проблемах Волги. Вы узнали много интересного, полезного о нашей реке. Наша задача сохранить, приумножить и защитить нашу Волгу, сделать её чище и лучше. Послушайте стихотворение «Слово о Волге» Я. Белинского.

 О, как ты сердцу дорога, текущая сквозь годы!

 Возвышенные берега. Взволнованные воды.

 Величие твоих трудов – судьбы твоей основа.

 Бессмертье старых городов. И вдохновенье новых.

 И сквозь столетья – светлый путь.

 И ярость грозных споров.

 И гибель тех, кто посягнуть посмел на синь просторов.

 И тишина. И гул работ, и песня вдаль идущих.

 И синих плесов поворот и сиянью дней грядущих.

 Вольна, безбрежно широка, несешь бессонно грузы,

 Как бы в грядущие века, распахивая шлюзы.

Ржевский гидроузелисток реки Волга

река Волга летом

Список литературы: Г.Я. Рыжавский « Верховья Волги »

                                      А. Симонов « Ржевский Гидроузел»

Сведения из газет : « Ржевские Новости», «Быль Нового Ржева»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...

Сценарий урока по теме «Умножение многозначных чисел» (математика, Зкласс)

Сценарий урока по теме «Умножение многозначных чисел»(математика, Зкласс)...

Сценарий урока по теме Travelling in a magic country" English"

Данный конспект поможет учителям провести урок-игру по теме "Город и деревня"....

Интегрированный урок по теме: «Сохраним и приумножим удивительный мир природы».

активизировать познавательную деятельность, укреплять психическое и физическое здоровье,   расширить и обобщить природоведческие знания учащихся, развивать речь, воображение, мышление ...

Сценарий урока по теме "Animals"

Класс: 3УМК: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. «Английский в фокусе»/ «Spotlight» (М.: Просвещение) 3 класс.Module 5 “Furry friends&rdquo...