Урок по литературному чтению 3 класс Тема:"В гостях у А.С. Пушкина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Хохлова Инна Валентиновна

Конспект урока по литературному чтению в третьем классе, по теме творчество А.С.Пушкина. На уроке используется интерактивная доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект  урока по литературному чтению в 3 «А» классе.


Тема: Творчество А.С. Пушкина
 

Цель: Углубить знания о жизни и творчестве поэта. Знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств. 


Задачи: развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина через проектную деятельность;

Работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас

Воспитывать любовь к русской классической литературе, воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов, композиторов, художников;
Развивать творческие способности школьников.

 

Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись романса А.Доргомыжского «Я вас любил», музыкальный фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе салтане»

Подготовка к уроку: Рассказ учителя о семье и детстве А.С. Пушкина, чтение стихов  и рассматривание иллюстраций к произведениям поэта, заучивание отрывков из произведений А.С.Пушкина, конкурс чтецов, выставка детских работ по сказкам поэта.

                                                ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране поэзии. А поможет нам в этом волшебный экран

 По - моему велению,
По нашему хотению
Доставь-ка, нас экран волшебный
До места назначения.
Крибле, крабле, бумс

Слайд 1

-  Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово.

- И, конечно же, вы все догадались о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить. Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину.

Слайд 2.

Портрет поэта, чтение строк из стихотворения Н.Саженковой «Есть много людей знаменитых на свете..»

3. Повторение.

Слайд 3

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкина называют солнцем русской поэзии? (идёт обсуждение, затем на экране дети открывают  шторки)

.-Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью, расскажите, что вы знаете об А.С. Пушкине, ответьте на мои вопросы.

Слайд 4  (дети проверяют ответы на экране)

1.Когда родился А.С..Пушкин?

2. В каком городе?

3. Где учился поэт?

4. Какой роман в стихах вы знаете?

5. Какое время года поэт любил больше всего?

6. Из какого произведения эти строки: « У лукоморья…»

- Давайте вспомним этот отрывок (читает заранее подготовленный ученик)

Слайд 5 (проверка на экране)

-Продолжим нашу беседу.

-  Что вы видите на фотографиях, как называются эти места? (Царскосельский лицей, село Михайловское)

 - Сколько лет было А.С. Пушкину, когда его отдали учиться в  лицей?    (12 лет)

- Почему Пушкин был отправлен царем в село Михайловское?

-  Кто изображён на портретах? (бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна)

- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

- Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

- Сколько лет было маленькому Пушкину, когда он сочинил своё первое стихотворение?

- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка, няня  и крестьяне семьи Пушкиных.)

- А.С Пушкин  очень любил свою няню и считал её своим другом не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым  Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом во время ссылки в Михайловском. За эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Арину Родионовну Пушкин часто вспоминал в своих стихах и некоторые посвящены именно ей.

(стихи читают подготовленные ученики) Давайте послушаем, что он писал о ней.

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы и  былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

          ********

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя, 
Одна в глуши лесов сосновых 
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы 
Горюешь, будто на часах, 
И медлят поминутно спицы 
В твоих наморщенных руках. 
Глядишь в забытые вороты 
На черный, отдаленный путь: 

Тоска, предчувствия, заботы 
Теснят твою всечасно грудь…

- Молодцы, ребята, вы много уже знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

4. Работа по теме урока.  Актуализация знаний.

- А сейчас, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете творчество поэта.

  Слайд 6

- Какие строки относятся к произведениям А.С.Пушкина?  (дети выбирают верные ответы на экране)

-Молодцы, ребята. Продолжаем!

Слайд 7

- Поменяйте местами строки, так, чтобы получилось стихотворение (работа с экраном)

-  Из какого произведения эти строки? Молодцы!

Слайд 8

- Пушкин любил, изучал народное творчество. Ведь сказки , пословицы и поговорки содержат народную мудрость. Из каких произведений эти отрывки? (работа с проверкой на экране)

1. А народ приговаривал с укоризной: не гонялся бы ты поп за дешевизной ( О попе и работнике его Балде)

2. Но жена не рукавица с белой ручки не стряхнёшь.. (Сказка о царе Салтане)

3..Вот тебе невежа наука: не садись не в свои сани. (О рыбаке и рыбке)

Слайд 9

- Сколько всего сказок написал Пушкин? Назовите их. Для чего нужны сказки?  (идёт обсуждение, затем ответы открываются на доске)

Слайд 10

- Перед вами сундук со сказками, распределите картинки  по группам. (работа с экраном)

(Дети распределяют героев сказок, дают названия сказкам, заголовки которых отсутствуют)

Слайд 11

- Пушкин – великий поэт, его произведения (сказки, стихи, поэмы) получили свое продолжение в творчестве мастеров разных видов искусств: музыке, живописи; поэты и писатели тоже неоднократно обращались к сочинениям Александра Сергеевича.

Слайд 12

В 1899 г.Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.
Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы.

-  В кого по сказке превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)

- Я предлагаю вам прослушать фрагмент из  этой оперы и догадаться, о каком перевоплощении князя Гвидона говорит музыка? («Полёт шмеля»)

- Что объединяет литературный текст и музыку?
- Что изобразила музыка?

Слайд 13

-  В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три.
Назовите их (работа с экраном)

- Чудо первое- белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье- царевна - Лебедь.(дети зачитывают отрывки из сказки)

Слайд 14

- На стихи Пушкина композиторы сочиняли романсы. Я предлагаю прослушать один из них –

А. Доргомыжский  «Я вас любил»

Слайд 15

- 176 лет прошло со дня смерти поэта, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. И если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя А.С.Пушкина

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения  А. Плещеева 

        Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…..

- Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель  А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.  

- И сейчас ученики нашего класса прочитают стихи собственного сочинения, которые они посвятили А.С.Пушкину. (Стихи читает Шишкин П., Юницкая А.)
- Все вы, ребята, молодцы, замечательно справились со всеми заданиями  Спасибо вам, ребята, за работу.

И в заключении предлагаю вам посмотреть музыкальный мультфильм в современной обработке, стихи А.С.Пушкина, музыка композитора Анатолия  Быканова  «Сказка о попе и работнике его Балде»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс

Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....